Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту Государственной Думы ФС РФ представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае несогласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение 5 дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

§ федеральных конституционных законов;

§ ФЗ по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.

§ ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение 5 дней поступает на подпись Президенту России..

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

§ либо подписывает закон и обнародует его,

§ либо отклоняет закон, т.е. накладывает вето. Суть заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона. Бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании.

Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок.

Так для ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Неофициальное обнародование законов (и др. НПА) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

 

55. Порядок опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон: отличие от федерального закона.

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Рассмотрим стадию опубликования и вступления в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой.

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте НПА специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона (доведение до сведения населения информации о содержании принятого закона). Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст.15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок.

ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства РФ.

ФКЗ, ФЗ направляются для официального опубликованияПрезидентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

ФКЗ, ФЗ, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других НПА) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

ФКЗ: отличие от ФЗ

ФКЗ имеют более серьезную юридическую силу по сравнению с обычными ФЗ. Разница двух понятий состоит лишь в том, что ФКЗ создаются исключительно в соответствии с понятиями и ситуациями, которые определяются Конституцией. Например, при включении в состав РФ нового субъекта и пр.

Особенности разницы понятий ФКЗ и ФЗ:

- ФЗ могут создаваться в качестве своеобразного дополнения уже имеющейся законодательной базы;

- ФКЗ создаются при формировании чрезвычайных ситуаций, в моменты приема нового субъекта. Также они создаются по вопросам изменения статуса субъекта, по поводу порядка проведения референдума, ведения и установление военного или же чрезвычайного положения.

В то же время многие важные вопросы закрепляются в ФЗ – гражданство, выборы През-та, пол. партии, статус ин. граждан и т.д.

ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

 

56. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Гос. Думы

Статус депутата Гос.Думы и члена Совета Федерации ФС РФ регламентирует ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Гос.Думы ФС РФ».

Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Гос.Думы не может быть депутатом иных представительных органов гос.власти и органов местного самоуправления.

Депутат Совета Федерации осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Депутат Гос.Думы работает на профессиональной постоянной основе. Депутат Гос.Думы не может находиться на гос.службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат Совета Федерации и депутат Гос.Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

Депутату Совета Федерации и депутату Гос.Думы для осуществления депутатской деятельности в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение.

Депутат Совета Федерации и депутат Гос.Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться всеми видами транспорта, за исключением такси.

Депутат Совета Федерации и депутат Гос.Думы вправе иметь до 5 помощников: по работе в своей палате (одного помощника) и по работе в своем избирательном округе.

 

57. Правительство РФ: предназначение, состав и порядок формирования

Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и др.федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Правительство РФ - орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

Правительство занимается всеми проблемами внутренней и внешней политики, обороноспособности и безопасности государства, участвует в руководстве государством. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание РФ, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

ФКЗ от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» конкретизирует полномочия Правительства.

Состав и порядок формирования:

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Гос.Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ.

Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Гос.Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечёт отставку Правительства. Гос.Дума может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия либо отказа в доверии по запросу Председателя Правительства РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства либо распустить Гос.Думу. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ.

 

58. Компетенция и акты Правительства Российской Федерации

Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции, возглавляет всю систему органов исполнительной власти. Осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и нормативных указов Президента РФ. Оно руководствуется принципами верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

ФКЗ от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» конкретизирует полномочия Правительства. Полномочия Правительства РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Акты Правительства РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента. Постановления издаются по вопросам, имеющим нормативный характер, распоряжения - по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим нормативного характера. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суд.

1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ могут быть отменены Президентом.

4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ регулируется Указом Президента.

5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и собрании законодательства РФ в течение 10 дней после дня их подписания.

6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Прави­тельства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

 

59. Система и структура федеральных органов исполнительной власти России

В РФ органы исполнительной власти функционируют как на центральном, федеральном уровне, так и на уровне каждого субъекта РФ. Система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с положениями данного НПА систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляет федеральный министр.

Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Структура

В систему органов исполнительной власти федерального уровня входят органы:

а) находящиеся в ведении Президента РФ;

б) находящиеся в ведении Правительства РФ.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

- МВД, ФМС,

- МЧС, МИД,

- МО РФ, ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонному заказу, ФА специального строительства,

- Минюст, ФСИН, ФССП, Федеральная регистрационная служба,

- Государственная фельдъегерская служба, СВР, ФСБ, ФСО, ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков, ГУ специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ.

 

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ФС по труду и занятости, ФА по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, ФА по высокотехнологичной медицинской помощи,

- Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ,

Федеральное архивное агентство, ФА по культуре и кинематографии, ФА по печати и массовым коммуникациям,

- Министерство образования и науки РФ, ФС по надзору в сфере образования и науки

- Министерство природных ресурсов РФ, ФА водных ресурсов, ФА лесного хозяйства

- Министерство промышленности и энергетики РФ, ФА по промышленности, ФА по энергетике,

- Министерство сельского хозяйства РФ, ФА по рыболовству,

- Министерство транспорта РФ, ФС по надзору в сфере транспорта, ФА воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, ФА железнодорожного транспорта, ФА морского и речного транспорта, ФА геодезии и картографии,

- Министерство информационных технологий и связи РФ,

- Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, федеральное казначейство,

- Министерство экономического развития и торговли РФ, ФА по госуд.резервам, ФА кадастра объектов недвижимости,

 

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ:

Федеральная антимонопольная служба, ФС по тарифам, ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФС государственной статистики, ФС по финансовым рынкам, ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная таможенная служба, ФА по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, ФА по туризму, ФА по физической культуре и спорту.

 

Входящие в систему федеральных органов исполнительной власти различаются между собой компетенцией. При этом в зависимости от организационно-правовой формы органа его административно-правовой статус может быть основан на различном сочетании следующих групп функций: а) функции по принятию НПА; б) функции по контролю и надзору; в) правоприменительные функции; г) функции по управлению государственным имуществом д) функции по оказанию государственных услуг.

 

Статус федерального министерства составляют следующие положения:

- осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

- возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром Российской Федерации (федеральный министр);

- на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

- осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Координационные полномочия федеральных министерств обусловливают наделение их руководителей, федеральных министров, следующими функциями:

- утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

- вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;

- вносит в Мин фин РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

- вносит в Правительство РФ проекты НПА, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности ФС и ФА, находящихся в его ведении;

- во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения ФС и ФА и контролирует их исполнение;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей ФС, ФА заместителей руководителей ФС, ФА, за исключением заместителей руководителей ФС, ФА, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя ФС, ФА руководителей территориальных органов ФС, ФА, за исключением руководителей территориальных органов ФС, ФА, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

- вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

- принимает НПА по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

- вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты ФЗ о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении;

- назначает проверки деятельности внебюджетных фондов.

 

Статус федеральной службы (службы) выглядит следующим образом:

- осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

- возглавляется руководителем (директором) федеральной службы;

- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, НПА федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;

Федеральное агентство:

- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

- возглавляется руководителем федерального агентства;

- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

- ведет реестры, регистры и кадастры;

- не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

 

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители прочих ФС, ФА назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей таких ФС, ФА назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей ФС, ФА.

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления ФС и ФА, определяется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Территориальные органы действуют на основе Конституции РФ и иных законодательных актов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, руководствуются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств РФ и органов гос.власти субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов Российской Федерации.

Основными принципами в деятельности территориальных органов являются соблюдение законности, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, персональная ответственность.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Территориальные органы имеют право:

- представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- запрашивать и получать от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ необходимую для осуществления своей деятельности информацию, от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности - сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач, от органов статистики - информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;

- участвовать в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;

- принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы;

- вносить предложения соответствующим центральным органам федеральной исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств РФ с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

 

60. Организация законодательной власти в субъектах РФ

В соответствии с Конст.РФ деятельность органов гос.власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность РФерации;

б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

в) верховенство Конст.РФ и ФЗ на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение гос.власти на законодательную, исполнительную и судебную;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами гос.власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы гос.власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ.

Полномочия органов гос.власти субъекта РФ устанавливаются Конст.РФ, ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госуд.власти субъектов РФ», др. ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ осуществляется Конст.РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта РФ; высший исполнительный орган гос.власти субъекта РФ; иные органы гос.власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Число депутатов устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Не менее 50% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах. Срок полномочий депутатов и не может превышать 5 лет.

Законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта РФ является правомочным, если в состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Правомочность заседания законодательного органа определяется законом субъекта и проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Заседания являются открытыми.

Руководитель территориального органа фед.орг.исп.власти выступает на заседаниях законодательного (представительного) органа гос.власти субъекта РФ с информацией о деятельности тер.органа фед.орг.исп.власти.

Полномочия:

а) принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ;

в) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта РФ о результатах деятельности высшего исполн.органа гос.власти субъекта РФ;

г) осуществляет иные полномочия.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа гос.власти субъекта РФ), представительным органам местного самоуправления.

Законы субъекта принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного органа субъекта принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов. Проект закона субъекта рассматривается не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа.

Полномочия законодательного органа субъекта могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия этим органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта;

2) роспуска этого органа высшим должностным лицом субъекта;

3) вступления в силу решения соответственно верховного суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа;

4) если соответствующим судом установлено, что этим органом приняты конституция (устав), закон субъекта или иной НПА, противоречащие Конституции и законам РФ, а законодательный орган в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Законом субъекта РФ:

а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных гос.внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта.

Постановлением субъекта РФ:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, оформляется согласие на их назначение на должность;

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта РФ, выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа гос.власти субъекта РФ);

г) назначается референдум субъекта РФ;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу и руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ,

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного суда субъекта РФ;

и) оформляются иные решения.

 

61. Организация исполнительной власти в субъектах РФ

Полномочия органов гос.власти субъекта РФ устанавливаются Конст.РФ, ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госуд.власти субъектов РФ», др. ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ осуществляется Конст.РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта РФ; высший исполнительный орган гос.власти субъекта РФ; иные органы гос.власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом гос.власти субъекта РФ.

В соответствии с Конст.РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Структура исполнительных органов гос.власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа гос.власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Он обеспечивает исполнение Конст.РФ, ФЗ и иных НПА РФ, конституции (устава), законов и иных НПА субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа гос.власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

 

Полномочия

а) Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой гос. политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

в) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению гос.гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; защите прав нац.меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов;

г) разрабатывает проект бюджета субъекта РФ и обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ,готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа гос.власти субъекта РФ, и др.отчеты;

д) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

е) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;

ж) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные НПА Президента РФ и НПА Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти;

з) осуществляет иные полномочия.

 

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа гос.власти субъекта РФ) может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конст.РФ, ФЗ пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо ВНЖ или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;

3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета;

3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

 

62. Конституционные основы судебной системы РФ.

Согласно Конституции РФ 7 главы, Правосудие в РФ осуществляется только судом и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ (ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Под судебной системой РФ понимается, как правило, совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений РФ всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.

Согласно ч.2 ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ» в РФ действуют:

- федеральные,

- конституционные (уставные) суды,

- мировые судьи субъектов РФ.

Федеральные суды осущ.судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федерал.орг.гос.власти. Финансирование федер.судов производится только из федерал.бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствие с ФЗ.

Суды субъектов РФ осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета. Судьи субъектов РФ назначаются в соответствие с законодательством субъекта РФ (конституционные суды субъектов РФ, мировые судьи).

Судебная система РФ включает две основные разновидности судебных учреждений: суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел, и специальные суды.

Систему общих судов составляют: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в ее составе, краевые, областные, окружные, городские (Москвы и Санкт-Петербурга) суды, городские, районные (городские) народные суды. Кроме того, в систему общих судов входят Военная коллегия Верховного суда РФ и военные суды. Специальные суды — Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик в ее составе и арбитражные суды субъектов, суды военных округов, флотов.

Судебные инстанции:

1. Суд первой инстанции - рассмотрение дел по существу;

2. Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу;

3. Суд кассационной инстанции – проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу;

4. Суд надзорной инстанции – проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Соответственно могут быть выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы.

Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности, гражданина России с судебной властью. Перечисленные конституционные нормы закрепляют основные права человека и гражданина в сфере правосудия. Право гражданина на судебный контроль применения ареста, заключения под стражу, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности жилища (ст. 22,23,25 Конституции) привело к появлению у судов соответствующих функций и потребовало их организационного обеспечения.

Прежде всего, впервые на уровне Конституции закреплен ряд прав граждан в сфере правосудия, определяющих основы организации судебной системы России. В их числе:

- право на доступное правосудие для всех граждан РФ на равных условиях (ч. 1 ст. 46);

- право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч. 1 ст. 47);

- право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47);

- право на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50);

- право на участие в осуществлении правосудия (ч. 1 ст. 11 и ч. 1 ст. 32).

Судебная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан в сфере правосудия. Она должна гарантировать равный доступ и равные условия для судебной защиты всем гражданам России, что и должно обеспечивать ее единство.

Инструментом обеспечения единства судебной системы является осуществление судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов со стороны Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Благодаря этому надзору реализуется и конституционное право граждан на пересмотр приговора вышестоящим судом для исправления судебных ошибок.

Судебная система России функционирует на основе конституционного принципа открытости, гласности. Впервые на конституционном уровне закреплен принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве.

 

4 вида судопроизводства: конституционное и (гражданское, уголовное и административное) – Верховный суд.

 

 

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос.Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

в) договоров между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами гос.власти;

б) между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ;

в) между высшими гос.органами субъектов РФ.

Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют арбитражные суды. Арбитражный суд является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

63. Конституционный контроль: понятие и формы

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения гос.власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории РФ.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов гос.органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основные виды (формы) конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения);

б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);

б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);

б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т.е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);

б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

5) по форме:

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

6) по объему:

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения).

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии Конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается Президент или определенная законом группа депутатов с просьбой (проверке конституционности принятого закона до подписания его Президентом).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Франция и др.). Законы и иные правовые акты признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации. Как правило, решение специализированного органа конст.контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

Различают конкретный и абстрактный конст.контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом. Бывает обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов), решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

 

64. Конституционный Суд РФ: порядок назначения и статус судей

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Основная функция Конституционного Суда — осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории РФ.

В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

В ст.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ» указано, что судебная власть в нашей стране принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции и закону, они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

Судьей может быть назначен гражданин РФ достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Будучи судьей КС РФ, нельзя быть депутатом любых представительных органов, занимать гос.должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи, а также участвовать в политической деятельности.

Полномочия судей КС РФ могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.

Порядок назначения:

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Гос.Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи КС РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья КС РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи КС РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Если в случае выбытия судьи из состава КС РФ число судей окажется менее 2/3 от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Далее судья КС РФ приносит присягу.

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи 70 лет.

Судья КС РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам рассматриваемым в заседаниях КС РФ.

Основанием для освобождения судьи от должности является личное письменное заявление судьи об отставке до истечения срока его полномочий. Судья, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи. Данное положение призвано обеспечить беспрепятственную работу КС РФ, для которого выбытие одного человека может поставить под угрозу работу палаты либо всего суда.

Представление Совету Федерации о прекращении полномочий судьи КС РФ может сделать только сам КС РФ большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

 

65. Структура, полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Основная функция Конституционного Суда — осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории РФ.

Полномочия:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос.Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос.власти РФ и совместному ведению органов гос.власти РФ и органов гос.власти субъектов РФ;

в) договоров между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ, договоров между органами гос.власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции РФ и вопрос, выносимый на референдум РФ в соответствии с ФКЗ, регулирующим проведение референдума РФ;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия.

КС РФ решает исключительно вопросы права.

 

КС РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях КС РФ с проведением слушаний. Он рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ.

Конституционный Суд РФ в заседаниях также:

1) принимает послания КС РФ;

2) принимает Регламент КС РФ и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи КС РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей КС РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя КС РФ;

5) избирает Председателя, заместителя Председателя

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные ФКЗ.

По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ. Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в КС РФ, требования к работникам аппарата КС РФ и иные вопросы внутренней деятельности.

 

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей.

В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов..

Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ.

Председатель КС РФ имеет 2 заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ.

Председатель и заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее 2/3 от общего числа судей КС тайным голосованием, если они недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами.

Председатель КС РФ:

1) руководит подготовкой заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение КС РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3) представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуру аппарата;

5) осуществляет др.полномочия.

 Председатель КС РФ издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя КС РФ осуществляет по уполномочию Председателя Суда отдельные его функции, замещает Председателя в случае, если тот не в состоянии выполнять свои полномочия, а также выполняет иные обязанности, возложенные на него.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.