Связующие для водных составов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Клей костный (ГОСТ 2067-47) применяется для водных клеевых красочных составов. Первосортный изготовляется в виде прозрачных, темно-желтого цвета плиток толщиной 10-12 мм. Влажность его не превышает 17%. Клей II и III сортов - плитки толщиной в 15-20 мм, непрозрачные, любого цвета, с содержанием влаги не более 22%.

Клей мездровый (ГОСТ 3252-46). Он бывает в виде плиток, дробленый или чешуйчатый и делится на три сорта.

Крахмал (ОСТ 202 и ГОСТ 7699-55). Применяется для улучшения малярных, клеевых окрасочных колеров. Изготовляется крахмал из ячменя, пшеницы, картофеля, кукурузы и риса.

Мука - продукт помола хлебных злаков.

Известь (ГОСТ 1174-51) - связующий в окрасочных водных составах компонент, представляющий собой белый пигмент. Известь комовую-кипелку получают равномерным не доводящим до вскипания обжигом известняков, мела, доломитов и доломитизированных известняков. Главными составными частями ее являются окись кальция и окись магния. Известь бывает трех сортов, которые определяются по количеству содержащихся в ней окиси кальция и окиси магния (CaO + MgO), выраженной в процентах.

В малярных работах можно применять только известь I и II сортов. Клей казеиновый (ГОСТ 3056-45) представляет собой смесь сухого порошка казеина со щелочами и минеральными солями.

Рекомендуется применять портландцемент марок "200" или "300".

ВОДНЫЕ СВЯЗУЮЩИЕ


Водные (водорастворимые.— Ред.) связующие красок являются коллоидными веществами, которые отличаются значительной клейкостью, так что большинство из них известно и как клеи. По составу они делятся на углеводы растительного происхождения, к которым относятся гуммиарабик, крахмал, трагант и вишневый клей, и белковые вещества животного происхождения— казеин, белок, альбумин и клей кожный, костный и рыбий. Кроме того, к ним относятся растворимые в воде производные целлюлозы, а также растворимые в воде искусственные смолы.

Стойкость. Все перечисленные вещества весьма стойки, особенно с оптической стороны, ибо они вообще не желтеют и не темнеют (кроме яичного белка); этим весьма ценным свойством они превосходят как высыхающие масла, так и смолы. Их недостаток состоит в том, что они набухают во влажной среде и затем легко подвергаются разложению, вызываемому микроорганизмами, плесневению и гниению. В этом отношении наиболее стойкими являются эфиры целлюлозы, например тилоза, которая не разлагается от воздействия воды. Они высыхают в результате простого испарения воды, то есть определенно физического процесса, а по высыхании уже не подвергаются ни окислению, ни полимеризации. Поэтому они являются совершенно стойкими в сухой среде.

Преломление света. Растворенные водные связующие, как правило, содержат от пяти до восьмикратного количества воды, которая по испарении оставляет между зернышками пигментов полости, заполненные воздухом. Так как воздух имеет весьма низкий показатель преломления, то вполне естественно, что гуашевые и темперные краски после высыхания оказываются более укрывистыми даже тогда, когда содержат

пигменты в масляной технике лессировочные. Их оптический характер проявляется только при весьма сильном связующем когда не происходит значительного испарения воды: гуммиарабике, вишневом клее, декстрине, имеющих высокий показатель преломления света (n==1,45) и дающих более темные и насыщенные краски, нежели прочие водные связующие. Синие краски сохраняют великолепный тон и в более толстом кроющем слое только со связующими с низким показателем преломления — клеем, желатином и белком.

Рис. 14. Изменение краски при высыхании

А — влажная водяная краска: зернышки пигмента окружены жидким водным связующим; В — та же краска по высыхании: связующие вещества концентрируются между соприкасающимися поверхностями частичек пигмента. Оставшееся пространство заполнено воздухом. По высыхании темперная краска является более светлой; С — просохшая масляная краска: частички пигмента полностью окружены твердым линоксином. Масляная краска не изменяется в процессе высыхания.

 

Растворимость. Большинство этих веществ растворяется непосредственно в воде и по высыхании их можно опять растворить. По этому свойству они относятся к обратимым коллоидам. Однако некоторые из этих связующих в воде лишь набухают, растворяются в ней только при повышенной температуре или после добавления других веществ, например щелочных. Так как после высыхания они уже не растворяются в воде, они относятся к необратимым коллоидам.

Некоторые растворимые связующие можно превратить в нерастворимые с помощью соответствующих добавок, например клей — добавлением формалина, или некоторыми процессами, например альбумин — нагреванием до 80°С. Воска и смолы, отталкивающие воду, путем воздействия на них основных соединений можно либо эмульгировать, либо частично омылить и получить, таким образом, водные связующие красок, не растворяющиеся после высыхания. Все необратимые связующие весьма известны в живописи, так как они позволяют продолжать работу над картиной немедленно по высыхании красок, причем живописец не должен опасаться, что нижний слой растворится или повредится. В приложенной таблице водные связующие разделены на две группы в зависимости от того, растворяются ли они водой после высыхания или не растворяются.

  Нерастворимые (после высыхания.— Ред.)

 

  Крахмал
  Омыленные смолы
   
   

 

 

Казеин
Восковая эмульсия
Шеллак, растворимый в воде
Клей с добавлением квасцов
Альбумин с добавлением формалина или гидроокиси кальция 49
    Водные дисперсии полибутилметакрилата, полиметилметакрилата и поли

Эластичность. Водные связующие содержат больший или меньший процент влаги, которая до некоторой степени обусловливает степень их эластичности. Содержание воды в связующих не является постоянной величиной; оно колеблется в зависимости от изменений атмосферной влажности. Это может проявиться в сухой среде таким значительным уменьшением эластичности, что вся картина окажется под угрозой. По этим причинам в водные связующие, эластичность которых обычно недостаточно высока, добавляют гигроскопические вещества, которые удерживают в них немного влаги даже и в очень сухую погоду и препятствуют растрескиванию и отслаиванию живописи. К ним относятся мед, сахар, патока, глицерин, гликоль,, глюкоза и растительные соки.

Химики и технологи отзываются об этих пластифицирующих веществах, как правило, весьма неодобрительно. Тем не менее последние хорошо зарекомендовали себя в темпере старых мастеров и в современной акварели. Очевидно, все зависит от правильного соотношения между пластификатором и связующим. Например, в результате добавления небольшого количества меда клей становится более эластичным, однако большой процент меда делает его липким, особенно во влажной среде; если же добавить его в краски, то он испортит их в относительно короткое время.

Эластичность связующего можно испытать следующим простым методом: на картон наносят тонкий слой связующего вещества или связанной с ним краски и оставляют сохнуть. При сгибании картона высохшее связующее не должно ни растрескиваться, ни отставать; если же это произойдет, то связующее, значит, недостаточно эластично. Точно так же высохшие покрытия на стекле не должны отставать после надреза острым ножом, а края надреза должны быть без заусенцев 1*. Если пленки связующих остаются во влажном воздухе липкими, то это означает, что они содержат слишком много гигроскопических веществ, и этот недостаток может также повредить живописи.

Большой эластичностью отличаются желатин и все сорта кожного клея, несколько меньшей — костный и рыбий клей50; наименее эластичен крахмал. Хрупкими являются декстрин, казеин и гуммиарабик.

Поверхностно активные вещества. Кроме пластификаторов, в водные краски добавляют еще вещества, обладающие способностью снижать поверхностное натяжение воды, благодаря чему становится возможным более легкое смачивание грунта краской, равно как и более прочное сцепление краски с грунтом. К веществам с таким свойством относятся бычья желчь, бура, квасцы (при живописи на золоте) и поверх-постно активные препараты, которые выпускает в большом количестве современная промышленность. Это мыла разнообразнейшего состава (и смоляные), сульфированные масла (так называемые масла для турецкой красной), сульфоновые жирные спирты и разные сапонаты. Для живописных целей пока применяем только обычные (традиционные) средства, каким, например, является бычья желчь, о которой мы знаем, что она не действует вредно. Новые вещества следует испытать и накопить необходимый опыт. Хорошим грунтом для миниатюр, исполняемых акварельными красками, является слоновая кость, покрытая бычьей желчью, на которой краски по высыхании прочно держатся и не отслаиваются. В качестве другого примера можно привести водный фиксатив (2%-ный раствор желатина или казеина в воде), которым ввиду высокого поверхностного натяжения воды с трудом смачиваются пастели и угольные рисунки. Если мы добавим в такой раствор примерно 30% этилового спирта, снижающего поверхностное натяжение воды, то фиксатив легче смачивает пастельную или угольную пыль, и результат закрепления является более благоприятным.

Для консервирования водных связующих можно рекомендовать в первую очередь камфару, которая прекрасно консервирует и предохраняет водные растворы от разложения и плесневения. Достаточно ввести в бутылку с раствором несколько незначительных кусков камфары, чтобы предохранить его на несколько недель. Камфара, плавающая на поверхности, дезинфицирует воздушное пространство над жидкостью, в воде она растворяется весьма незначительно (долей процента) и при высыхании краски полностью улетучивается. Мы можем также добавлять в водные растворы незначительное количество насыщенного раствора камфары в скипидаре или этиловом спирте. Так как на практике консервация камфарой полностью оправдала себя, излишне применять другие, часто рекомендуемые средства, как, например, уксусная, карболовая и борная кислоты, ибо эти кислоты могут неблагоприятно действовать как на пигменты, так и на связующие.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 475.