ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СИМЕОН ИОАННОВИЧ, ПРОЗВАННЫЙ ГОРДЫЙ. ГОДЫ 1340-1353
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Корыстолюбие Моголов. Твердость Симеона Гордого. Свойства

Ольгердовы. Сношения папы с Ордою. Убиение Коротопола. Дела Псковские и

Новогородские. Постыдное дело Новогородцев. Война с Магнусом. Псков - брат

Новагорода. Хитрость Ольгердова. Браки. Раздел западной России. Ссора Псковитян

с Литвою. Ольгерд миротворец. Черная смерть. Земной рай. Белый Клобук. Кончина

Симеона. Великий Князь всея Руси. Привидение. Завещание. Св. Алексий. Ссоры

Удельных Князей. Обновление Мурома. Начало Троицкой Лавры. Художества в

России.

 

Смерть Иоаннова была важным происшествием для

Князей Российских: они спешили к Хану. Два Константина, Тверской и Суздальский,

могли искать Великого Княжения: другие желали им успеха, боясь исключительного

первенства Московских Владетелей. Но Симеон Иоаннович (во время кончины родителя

быв в Нижнем Новегороде) также поехал с братьями в Орду; представил Узбеку

долговременную верность отца своего, обещал заслужить милость Царскую и был

объявлен великим Князем: прочие долженствовали ему повиноваться как Главе или

старейшему. Без сомнения, не красноречие юного Симеона и не дружба Ханова к его

родителю произвела сие действие, но другая, сильнейшая для варваров причина:

корысть и подкуп. Моголы, некогда ужасные своею дикостию в снежных степях

Татарии, изменились характером на берегах Черного моря, Дона и Волги, узнав

приятности роскоши, доставляемые им торговлею образованной Европы и Азии; уже

менее любили опасности битв и тем более удовольствие неги, соединенной с грубою

пышностию: обольщались золотом как главным средством наслаждения. Любимцы

прежних Ханов искали завоеваний: любимцы Узбековы требовали взяток и продавали

его милости; а Князья Московские, умножив свои Доходы приобретением новых

областей и новыми торговыми сборами, находили ревностных друзей в Орде, ибо

могли удовлетворять алчному корыстолюбию ее Вельмож и, называясь смиренным

именем слуг Ханских, сделались могущественными Государями.

 

Симеон, в бодрой юности достигнув

Великокняжеского сана, умел пользоваться властию, не уступал в благоразумии отцу

и следовал его правилам: ласкал Ханов до уничижения, но строго повелевал

Князьями Российскими и заслужил имя Гордого. Торжественно воссев на

престол в Соборном храме Владимирском, он при гробе отца клялся братьям жить с

ними в любви, иметь всегда одних друзей и врагов; взял с них такую же клятву и

скоро имел случай доказать твердость своего правления. Считая себя законным

Государем Новагорода, он послал Наместников в Торжок для собрания дани.

Недовольные сим действием самовластия, тамошние Бояре призвали Новогородцев,

которые, заключив Наместников Княжеских в цепи, объявили Симеону, что он только

Государь Московский; что Новгород избирает Князей и не терпит насилия.

Симеон, не споря с ними о правах, готовил войско. Новогородцы также вооружались;

но чернь требовала мира, а жители Торжка взбунтовались: выгнали от себя

Новогородских чиновников и Бояр своих, убив одного знатнейшего и разломав домы

прочих; освободили Наместников Симеоновых и усердными восклицаниями приняли

Великого Князя, окруженного полками Московскими, Суздальскими, Ярославскими и

другими. Все Удельные Князья и Бояре их составляли его Двор воинский. Тут же был

и Митрополит Феогност. Встревоженные Новогородцы велели областным жителям идти в

столицу для ее защиты; послали Архиепископа с Боярами в Торжок требовать мира;

уступили Симеону всю народную дань, собираемую в области сего пограничного

города, или 1000 рублей серебра, и были довольны тем, что Великий Князь, следуя

обыкновению, грамотою обязался наблюдать их древние уставы.

 

[1341 г.] Согласив честь Княжескую с обычаем

народа вольного, Симеон распустил войско и вдруг услышал, что Ольгерд, сын

Гедиминов, Князь Витебский, осадил Можайск с намерением завоевать его для

Владетеля Смоленского, союзника Литвы. Великий Князь не успел сразиться с

неприятелем: Ольгерд выжег предместие; но видя крепость города и мужество

защитников, отступил, может быть и для того, что в сие время умер славный

Гедимин, отказав каждому из семи сыновей особенный Удел. Ольгерд, второй сын,

превосходил братьев умом и славолюбием; вел жизнь трезвую, деятельную; не пил ни

вина, ни крепкого меду; не терпел шумных пиршеств, и когда другие тратили время

в суетных забавах, он советовался с Вельможами или с самим собою о способах

распространить власть свою.

 

В тот же год умер и знаменитый Хан Капчакский

Узбек, памятный в нашей истории разорением Твери и бедствиями Михаилова рода,

союзник и приятель Папы Венедикта XII, который надеялся склонить его к

Христианству и коему он дозволял утверждать Веру Латинскую в странах

Черноморских, особенно в земле Ясов, обращенных Монахом Римским Ионою Валентом;

жена Ханова и сын присылали дары Венедикту, и Генуэзцы, жители Кафы, ездили к

нему в качестве Послов Татарских. Но Узбек не думал изменить Алкорану, терпя

Христиан единственно как политик благоразумный. [1342 г.] Сын его, Чанибек,

подобно отцу ревностный служитель Магометовой Веры, открыл себе путь к престолу

убиением двух братьев, и Князья Российские вместе с Митрополитом долженствовали

немедленно ехать в Орду, чтобы смиренно пасть пред окровавленным ее троном. С

честию и милостию отпустив Симеона, Хан долго держал Митрополита, требуя, чтобы

он, богатый доходами, серебром и золотом, ежегодно платил церковную дань

Татарам; но Феогност ссылался на льготные грамоты Ханов, и Чанибек

удовольствовался наконец шестьюстами рублей, даром единовременным: ибо - что

достойно замечания - не дерзнул самовольно отменить устава своих предков; а

Феогност за его твердость был прославлен нашим Духовенством. Все осталось, как

было при Узбеке; один Князь Пронский, Ярослав, сын убиенного Александра,

милостию нового Хана распространил свое владение. Гнусный убийца, Иоанн

Коротопол, лишился престола и жизни. Провождаемый Киндяком, Вельможею Чанибека,

Ярослав осадил Иоанна в столице: сей злодей ночью бежал, однако ж не избавился

от казни; его умертвили чрез несколько месяцев. К сожалению, Татары, будучи

орудиями справедливой мести, не могли действовать бескорыстно: они хотели добычи

и пленили многих жителей Переславля Рязанского. Ярослав княжил с того времени в

Ростиславле (ныне селе на берегу Оки) и чрез два года умер; а наследники его -

кажется, добровольно - уступили после сие приобретение сыну Коротопола, Олегу.

 

В отсутствие Симеона Псковитяне воевали с

Ливонскими Немцами, которые убили в Летгаллии послов их. Во Пскове начальствовал

Князь Александр Всеволодович, коего род нам неизвестен: отмстив Немцам

разорением сел в юго-восточной Ливонии, он уехал в Новгород, и Псковитяне тщетно

убеждали его возвратиться, представляя ему свою опасность; тщетно молили и

Новогородское Правительство дать им Наместника и войско. Так говорит их

собственный Летописец, прибавляя, что Немцы заложили крепость Нейгаузен в

границах России на берегу реки Пижвы; что Псковитяне, взяв предместие Ругодива,

или Нарвы (города, основанного Датчанами в 1223 году), и слыша о сильных

вооружениях Ордена, отправили в Витебск Послов, которые сказали Ольгерду:

"Братья наши, Новогородцы, в злобе своей не помогают нам. Государь! Вступись за

утесненных". Но Летописец Новогордский обвиняет Псковитян в вероломстве: они

сами, по его известию, выслали Князя Александра Всеволодовича и, встретив

Новогородцев, шедших защитить их от Рыцарей, советовали им возвратиться, уверяя,

что опасность миновалась и что Немцы строят крепость на своей земле. Сие было в

начале весны: 20 Июля Ольгерд как союзник явился во Пскове с дружиною и с братом

Кестутием. Они думали идти в Ливонию; но Рыцари, истребив их передовой отряд,

вдруг осадили Изборск и, схватив племянника Гедиминова, Любка, изрубили его в

куски. Огорченные смертию сего Князя, Ольгерд и Кестутий отказались действовать

для спасения осажденных, и жители, не имея ни капли воды, долженствовали бы

сдаться, если бы Немцы не отступили от города, испуганные, как вероятно, слухом

о Литовской силе. Хотя Псковитяне не могли быть весьма довольны союзником,

однако ж молили Ольгерда снова принять Веру Христианскую, им отверженную, и

княжить в их области, надеясь, что в таком случае он будет уже верным ее

защитником. Вместо себя Ольгерд дал им сына, именем Андрея, и позволил ему

креститься; но как сей юный Князь, оставив у них Наместника, вслед за отцом

уехал в Литву, то граждане для своей безопасности старались помириться с

Новымгородом и признали верховную власть его над ними.

 

В сие время Новгород сам находился в

обстоятельствах неблагоприятных. Пожары истребили большую часть оного: конец

Неревский, Людин и Славянский; не уцелели ни дом Архиепископа, ни мост, ни

богатые церкви: Софийская, Борисо-Глебская и Сорока Мучеников. Люди бежали из

домов и жили вне города, на поле, даже в лодках, непрестанно ожидая новых

пожаров, так что Архиепископ едва успокоил их церковными ходами и молебнами.

Другого рода несчастие состояло в дерзости и междоусобии граждан. В начале

Симеонова княжения толпа их удальцов опустошила Устюжну и волости Белозерские,

которые зависели от Великого Князя. Еще в 1294 году один из знатных Бояр

Новогородских, построив крепость близ границ Эстонских, хотел там властвовать

независимо: оскорбленное Правительство велело срыть оную и сжечь его село. Сей

пример должного наказания не мог обуздать своевольных: сын умершего Посадника

Варфоломея, именем Лука, набрал шайку бродяг и, разорив множество деревень в

Заволочье, по Двине и Bare, основал для своей безопасности городок Орлец на реке

Емце. Его умертвили жители как разбойника; но чернь Новогородская, преданная

ему, думала, что он убит слугами Посадника Феодора, и требовала мести. Граждане

разделились на два Веча: одно было у Св. Софии за Луку, другое на Дворе Ярослава

за Посадника. Архиепископ и Наместник Княжеский едва отвратили кровопролитие.

 

[1343 г.] Однако ж Новогородцы были готовы

стоять всеми силами за Псковитян, которые, в надежде на их дружбу, решились

смелее воевать Ливонию, предводимые каким-то Князем Иоанном и Евстафием

Изборским. Они пять дней не сходили с коней, опустошая села вокруг Оденпе.

Магистр Бурхард гнался за ними до границы и с жаром начал битву, в коей

Россияне, утомленные и гораздо слабейшие числом, купили победу кровию некоторых

лучших Бояр своих, а Немцы лишились славнейшего из их витязей, Иоанна

Левенвольда. Между тем в Изборске и Пскове народ был в ужасе: один Священник,

прибежав с места битвы, обявил, что Немцы умертвили всех Россиян; но

отправленные гонцы Псковские нашли рать свою уже под стенами Изборска, где

Князья и воины отдыхали среди пленников и трофеев. Орден заключил мир с городом

Псковом, ибо имел опасных неприятелей внутри собственных владений. Историк

Ливонии говорит, что сия земля могла тогда справедливо назваться "небом дворян,

раем Духовенства, золотым рудником иностранцев и адом утесненных земледельцев".

В 1343 году открылось всеобщее возмущение в Эстонии: народ умертвил множество

Датчан и Немцев, осадил Ревель, взял крепость Эзельскую. Около двух лет

продолжалась война кровопролитная: меч и голод истребили большую часть бедных

жителей, и Король Датский за 19000 марок серебра уступил Немецкому Ордену все

права свои на Эстонию.

 

[1345 г.] В Литве сделалась перемена. Сын

Гедиминов, Евнугий, княжил в Вильне, Наримант в Пинске, Кестутий в Троках.

Последний вступил в тесный союз с Ольгердом: будучи оба властолюбивы, они

условились соединить раздробленное отечество и неожидаемо взяли Вильну с другими

городами. Евнутий ушел в Смоленск, Наримант к Хану Татарскому: Ольгерд же,

присвоив себе господство над прочими братьями, сделался Владыкою единодержавным.

Устроив порядок внутри Государства, сей Князь обратил глаза на Россию: он

слышал, что Новогородцы явно поносят честь его: сверх того изганник Евнутий

прибегнул к Великому Князю Симеону, крестился в Москве, названный Христианским

именем Иоанна, и хвалился дружбою Россиян. Ольгерд вступил [в 1346 г.] в область

Шелонскую: завоевал Опоку и берега Луги, взял 300 рублей дани с Порхова и велел

сказать Новогородцам: "Ваш Посадник Евстафий осмелился всенародно назвать меня

псом: обида столь наглая требует мести; иду на вас". Они вооружились, чтобы

сразиться с Литвою. Но Посадник имел врагов между согражданами, утверждавших,

что безрассудно лить кровь многих за нескромность одного чиновника; что лучше

принести его в жертву отечеству и тем удовольствовать раздраженного Ольгерда.

Другие, уже будучи в походе, согласились с ними и, возвратясь с пути, умертвили

Евстафия на Вече. Сие дело, противное народной чести, противное всем законам,

есть одно из постыднейших в истории Новогородской, буде летописцы не скрыли

некоторых обстоятельств, уменьшающих его гнусность. Ольгерд был доволен

уничижением гордейшего из народов Российских и согласился на мир [в 1347 г.],

чтобы воевать с Немецким Орденом, коего Великий Магистр чрез несколько месяцев

одержал над Литвою блестящую победу, горестную для Витебска, Полоцка и

Смоленска: ибо жители сих городов сражались под знаменами Ольгерда.

 

Гораздо лучше и великодушнее поступили

Новогородцы в делах с Швециею. Король Магнус, легкомысленный, надменный, вздумал

загладить грехи своего нескромного сластолюбия, услужить Папе и прославиться

подвигом благочестивым; собрал в Стокгольме Государственный Совет и предложил

ему силою обратить Россиян в Латинскую Веру, требуя людей и денег. Сие намерение

казалось совету достохвальным; но Швеция, истощенная корыстолюбием Духовенства,

могла только дать людей Магнусу. Король дерзнул прикоснуться к церковным

сокровищам, или доходам Св. Петра, презрел неудовольствие Епископов и

нанял многих Немецких воинов. В сие время славилась там пророчествами и

святостию вдовствующая супруга Вельможи Гудмарсона, дочь Биргерова, именем

Бригитта: она, как вдохновенная Пифия, заклинала Магнуса не брать с собою

развратных иноземцев, но идти на Россию с одними набожными Шведами и Готами,

достойными воевать для успехов истины: в противном случае грозила ему бедствием.

Король смеялся над ее предсказанием и, с войском многочисленным приплыв [в 1348

г.] к острову Березовому или Биорку, послал объявить Новогородцам, чтобы они

избрали Русских философов для прения со Шведскими о Вере и приняли

Латинскую, если она будет найдена лучшею, или готовились воевать с ним.

Архиепископ Василий, Посадник, все чиновники и граждане, изумленные таким

предложением, благоразумно ответствовали: "Ежели Король хочет знать, какая Вера

лучше, Греческая или Римская, то может для состязания отправить людей ученых к

Патриарху Цареградскому: ибо мы приняли Закон от Греков и не намерены входить в

суетные споры. Когда же Новгород чем-нибудь оскорбил Шведов, то Магнус да

объявит свои неудовольствия нашим Послам". Боярин Козма Твердиславич поехал для

свидания с Королем; но Магнус сказал ему, что он, не имея никаких причин к

неудовольствию, желает только обратить Россиян на путь душевного спасения,

добровольно или оружием. Война началася. Шведы приступили к Орехову, предлагая

окрестным жителям на выбор смерть или Папу. Сие безумное насилие воспалило гнев

и мужество в Новогородцах. Воины стекались к ним из областей в Ладогу. Хотя

Орехов (где был еще Наместник сына Гедиминова, Нариманта) сдался Магнусу; но

потеряв 500 человек в битве на берегах Ижеры, имея недостаток в съестных

припасах, видя множество больных в своем войске и зная, что Россияне идут со

всех сторон окружить его флот на реке Неве, сей легкомысленный Король уверился в

истине Бригиттина предсказания, оставил несколько полков в Невской крепости и

возвратился в отечество с одним стыдом и с десятью пленниками, в числе коих были

Аврам Тысячский и Козма Твердиславич, взятые в Орехове. Шведские Летописцы

говорят, что Магнус, овладев сим городком и неволею крестив жителей по обрядам

Римской Церкви, великодушно освободил их; что они дали ему клятву

склонить всех своих единоземцев к принятию Латинской Веры, но коварно

обманули его и действовали после как самые злейшие неприятели Шведов и Папы.

 

Великий Князь, по-видимому, мало заботился о

Новогородцах, и только однажды (в 1347 году) жил у них три недели, призванный

ими чрез Архиепископа. Слыша о нападении Шведов, он долго медлил; наконец

выступил с войском, но возвратился в Москву за каким-то Ханским делом и вместо

себя велел идти в Новгород брату своему Иоанну с Константином Ростовским; а сии

Князья - сведав, что Орехов завоеван Магнусом, - немедленно ушли назад, не

приняв, как говорит Летописец, Архиепископского благословения, ни челобитья

Новогородского. Вероятно, что не робость, но хитрые намерения политические

были тому причиною: Симеон хотел, кажется, довести сей величавый народ до

крайности и воспользоваться ею для утверждения своей власти над оным. - "Князь

оставляет нас, - говорили Новогородцы: - возложим упование на Бога и на Святую

Софию". Вспомогательная дружина Псковская была в их стане под Ладогою: они

хотели доказать свою благодарность за сие усердие и торжественно объявили, что

знаменитый город Псков должен впредь называться младшим братом

Новагорода. "Одна любовь и Вера да утвердят искренний, вечный союз между

нами! - сказали Новогородцы Псковитянам: - не будем давать вам Посадников; не

будем требовать вас на суд к Св. Софии: правьте и рядите сами; а для суда

Церковного Архиепископ изберет Наместника из ваших сограждан". Таким образом

отчизна Св. Ольги приобрела гражданскую независимость - и, к сожалению,

запятнала себя черным делом неблагодарности. Когда Новогородцы в Августе месяце

приступили к Орехову и, видя упорство Шведов, решились зимовать в стане:

Псковитяне, не захотев терпеть ненастья и холода, объявили, что идут обратно в

землю свою, разоряемую Немцами. Ливонские Рыцари действительно, нарушив тогда

мир, выжгли села на границе в области Изборской, Островской и самое предместие

Пскова: следственно, обстоятельства извиняли Псковитян, и Новогородцы, согласные

на их отступление, желали единственно, чтобы оно было ночью и чтобы неприятель

не видал его; но чиновники Псковские, в досаду великодушным благодетелям, вывели

рать свою из стана в самый полдень, затрубили в трубы, ударили в бубны и тем

порадовали Шведов, которые, стоя на валу, громко смеялись. Оставленные Великим

Князем и союзниками, Новогородцы не уныли, сделали примет к стенам крепости,

взяли оную 24 февраля [1349 г.], убив или пленив 800 неприятелей, и

торжествовали сей успех как славное происшествие для отечества и веры. Они

положили употребить отнятое ими у Шведов серебро на украшение церкви Бориса и

Глеба, отправили пленников в Москву к Симеону и, несмотря на худую верность

Псковитян, сдержали данное им слово, считая их с того времени уже не подданными,

а совершенно вольными в избрании гражданских Правителей. - Чтобы озаботить

Магнуса с другой стороны его владений, Новогородцы из Двинской земли ходили

воевать Норвегию; разбили также Шведов под Выборгом; наконец, заключив с ними

мир в Дерпте, разменялись пленниками, с условием, чтобы область Яскиская,

Эграпская и часть Саволакса принадлежали России: Систербек остался границею.

Договор был подписан Королем, Графом Генриком Голштейнским, Вельможами Турсопом,

Геннингом, Священником Вамундом и двумя Готландскими купцами; также

Новогородским Посадником Юрием, Тысячским Авраамом и другими Боярами. Хотя

Король в 1351 году замышлял новую войну против Россиян и Папа в угодность ему

дозволил его витязям ознаменоваться святым крестом; но внутренние раздоры и

несчастия Швеции не допустили сего ветреного Монарха вторично безумствовать для

мнимого душевного спасения.

 

Между тем Великий Князь был занят иными делами.

Узнав, что Ольгерд, теснимый Немцами, прислал к Хану брата своего, Корияда,

требовать помощи, Симеон внушил Чанибеку, что сей коварный язычник есть враг

России, подвластной Татарам, следственно и самих Татар; а Хан, убежденный

представлениями Московских Бояр, выдал им Корияда с другими послами Литовскими.

Столь беззаконное действие могло справедливо раздражать Ольгерда; но вместо

злобы, он изъявил Симеону желание быть его другом: ибо тогдашние обстоятельства

Литвы не позволяли ему искать новых неприятелей. Мы упоминали о мирном договоре

Казимира Польского с Литвою, отдавшего Любарту и Кестутию всю западную Волынию

сгородом Брестом: переменив мысли, Казимир в 1349 году отнял у них сие владение,

из милости дав Любарту один Луцк, а некоторых частных Князей Российских,

потомков Св. Владимира, оставив господствовать в их Уделах как своих

присяжников. Сие происшествие заставило Ольгерда и братьев его искать дружбы

Симеоновой, тем естественнее, что Король Польский, ободренный успехами, вздумал

быть гонителем церкви греческой, теснил Духовенство в Волынии и православные

церкви обращал в Латинские. Граждане стенали: утратив государственную

независимость, они еще умели крепко стоять за веру отцев и, гнушаясь насилием

Папистов, славили терпимость Литовского Правления; а глас народа единокровного

громко отзывался в Москве. Нет сомнения, что и Митрополит ревностно

ходатайствовал за Князей Литовских - которые не мешали ему повелевать

Духовенством в Волынии - особенно же за Любарта, усердного сына нашей Церкви. И

так Великий Князь, согласно с общим желанием, не только освободил Корияда, взяв

за него окуп, но вступил и в тесную связь с сыновьями Гедимина, утвержденную

свойством: Любарт женился на Ростовской Княжне, племяннице Симеона; язычник

Ольгерд на его свояченице Иулиании, дочери Александра Михайловича Тверского. Сие

второе бракосочетание затрудняло совесть Великого Князя; но Митрополит Феогност

благословил оное, в надежде, как вероятно, что Ольгерд рано или поздно будет

Христианином, и с условием, чтобы его дети воспитывались в истинной Вере.

Изгнанник Евнутий, покровительствуемый Россиею, мог безопасно возвратиться в

отечество: братья дали ему Удел в Минской области.

 

В то время, когда Государь Польский веселился и

торжествовал свои успехи в Кракове, Литовские Князья в тишине собирали войско,

имели тайные сношения с жителями Волынии и, желая еще более усыпить Казимира,

обещали ему принять Римскую Веру, так, что Папа, Климент VI, уже готовился

послать им знаки Королевского сана. Но хитрость обнаружилась: уверенные в дружбе

Московского Князя и пользуясь его содействием для умножения своих ревностных

доброжелателей в юго-западной России, Ольгерд, Кестутий и Любарт ударили на

Поляков и выгнали их из Волынии. - С сего времени четыре народа спорили о

древнем достоянии нашего отечества: о Галиции, Подолии и земле Волынской.

Моголы, по сказанию Флорентийского современного Историка, изгнанные из

своих жилищ голодом, около 1351 года ворвались в землю Брацлавскую, где

властвовал один из Российских Князей. Людовик, Король Венгерский, его

покровитель, старался вытеснить их оттуда: в 1354 году, вместе с Казимиром

Великим, перешел за Буг и взял в плен юного Князя Татарского. Однако ж Моголы

еще несколько лет держались в окрестностях Днестра. Венгрия хотела

присвоить себе Галицию и наконец долженствовала уступить оную Польше, а

Князья Литовские удерживали в своем подданстве большую часть других

западных областей Российских, до самого XVI века, когда Литва и Польша составили

одно Государство.

 

Несмотря на союз Гедиминовых сыновей с Великим

Князем, Псковитяне сделались неприятелями Литвы. Наместником Андрея Ольгердовича

был у них Вельможа Княжеского рода, именем Юрий Витовтович. в 1349 году убитый

Немцами, в нечаянном набеге, под стенами Изборска: муж храбрый и благочестивый

Христианин, оплаканный народом и погребенный в Соборной церкви. Его кончина

прервала связь граждан Псковских с Литвою. Взяв крепость, заложенную Немцами на

берегу Наровы, и гордясь сею удачею, они велели сказать Князю Андрею: "Ты не

хотел сам управлять нами: мы же не хотим теперь ни твоих Наместников, ни тебя".

Вследствие чего Ольгерд задержал купцев Псковских, отняв у них товары; а сын

его, Андрей, княживший тогда в Полоцке, опустошил несколько сел на реке Великой.

 

 

[1352 г.] Но хитрый Ольгерд пользовался дружбою

Симеона. Сведав, что Великий Князь, недовольный Смоленским Владетелем, союзником

Литвы, намерен объявить ему войну, Ольгерд желал быть их миротворцем. Послы

Литовские нашли Симеона, провождаемого братьями и другими Князьями, в

Вышегороде, на берегу Протвы, и вручили ему богатые дары вместе с дружеским

письмом от своего Государя. Великий Князь уважил его ходатайство, но шел далее к

реке Угре: там, встретив Послов Смоленских, он заключил мир и возвратился в

Москву быть свидетелем и, как вероятно, жертвою ужасного гнева Небесного.

 

Еще в 1346 году был мор в странах Каспийских,

Черноморских, в Армении, в земле Абазинской, Леской и Черкесской, в Орне при

устье Дона, в Бездеже, в Астрахани и в Сарае. Пишут, что сия жестокая язва,

известная в летописях под именем черной смерти, началась в Китае,

истребила там около тринадцати миллионов людей и достигла Греции, Сирии, Египта.

Генуэзские корабли привезли оную в Италию, где, равно как и во Франции, в

Англии, в Германии, целые города опустели. В Лондоне на одном кладбище было

схоронено 50000 человек. В Париже отчаянный народ требовал казни всех Жидов,

думая, что они сыплют яд в колодези. В 1349 году началась зараза и в

Скандинавии; оттуда или из Немецкой земли перешла она во Псков и Новгород: в

первом открылась весною 1352 года и свирепствовала до зимы с такою силою, что

едва осталась треть жителей. Болезнь обнаруживалась железами в мягких впадинах

тела; человек харкал кровию и на другой или на третий день издыхал. Нельзя,

говорят Летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги,

дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства

многочисленные. Каждый Иерей поутру находил в своей церкви 30 усопших и более;

отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил:

погребали за городом, в лесах. Сперва люди корыстолюбивые охотно служили

умирающим, в надежде пользоваться их наследством; когда же увидели, что язва

сообщается прикосновением и что в самом имуществе зараженных таится жало смерти,

тогда и богачи напрасно искали помощи: сын убегал отца, брат брата. Напротив

того некоторые изъявляли великодушие: не только своих, но и чужих мертвецов

носили в церковь; служили Панихиды и с усердием молились среди гробов. Другие

спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое

богатство, села, рыбные ловли; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились

к вечной жизни. Одним словом, думали, что всем умереть должно. - В сих

обстоятельствах несчастные Псковитяне звали к себе Архиепископа Василия

благословить их и вместе с ними принести жертву моления Всевышнему: как

достойный Пастырь Церкви он спешил их утешить, презирая опасность. Встреченный

народом со изъявлениями живейшей благодарности, Василий облачился в ризы

Святительские; взял крест и, провождаемый Духовенством, всеми гражданами, самыми

младенцами, обошел вокруг города. Иереи пели Божественные песни; Иноки несли

мощи; народ молился громогласно, и не было такого каменного сердца, по словам

летописи, которое не изливалось бы в слезах пред Всевидящим Оком. Еще смерть не

насытилась жертвами; но Архиепископ успокоил души, и Псковитяне, вкусив сладость

Христианского умиления, терпеливее ожидали конца своему бедствию: оно

прекратилось в начале зимы [1352 г.].

 

Василий, без сомнения зараженный язвою, на

возвратном пути скончался, к великому сожалению Новогородцев и примиренных с

ними Псковитян. Сей Архиепископ был отменно любим первыми: брал всегда

ревностное участие в делах правления; строил не только храмы, но и мосты, нужные

для удобного сообщения людей, и собственными руками заложил новую городскую

стену на другой стороне Волхова; украсил Софийскую церковь медными,

вызолоченными вратами и живописью Греческою; славился также разумом: был

учителем крестного сына своего, Михаила Александровича Тверского, и в образец

тогдашних богословских понятий оставил нам письмо к Епископу Тверскому Феодору,

доказывая в оном, что "рай и ад действительно существуют на земле вопреки мнению

новых еретиков, которые признают их мысленными или Духовными". Уважая

гражданские и пастырские достоинства Василия, великодушно умершего для

облегчения страждущих Псковитян, осудим ли сего знаменитого мужа за то, что он

искал рая на Белом море и верил, что некоторые путешественники Новогородские

видели оный издали? - Василий первый из Архиепископов получил от Митрополита

крещатые ризы в знак отличия и белый клобук, как пишут, от

Патриарха Цареградского, доныне хранимый в Новогородской Софийской ризнице и

прежде носимый в Греции теми Святителями, которые были поставляемы из Белого

Духовенства.

 

Скоро язва посетила и Новгород, где от 15

августа до Пасхи умерло множество людей. То же было и в других областях

Российских: в Киеве, Чернигове, Смоленске, Суздале. В Глухове и Белозерске не

осталось ни одного жителя. Таким образом от Пекина до берегов Евфрата и Ладоги

недра земные наполнились миллионами трупов, и Государства опустели. Иностранные

Историки сего бедствия сообщают нам два примечания: 1) везде гибло более молодых

людей, нежели старых; 2) везде, когда зараза миновалась, род человеческий

необыкновенно размножался: столь чудесна Природа, всегда готовая заменять убыль

в ее царствах новою деятельностию плодотворной силы!

 

[1353 г.] Летописцы наши сказывают, что вся

Россия испытала тогда гнев Небесный: следственно и Москва, хотя они не

упоминают об ней в особенности. Сие тем вероятнее, что в короткое время

скончались там Митрополит Феогност, Великий Князь, два сына его и брат Андрей

Иоаннович. Симеон имел не более тридцати шести лет от рождения. Сей Государь,

хитрый, благоразумный, пять раз ездил в Орду, чтобы соблюсти тишину в

государстве; пользуясь отменною благосклонностию Хана, исходатайствовал для

разоренного Тверского Княжения свободу не платить дани Моголам, и первый,

кажется, именовал себя великим Князем всея Руси, как то вырезано на его

печати. Видя внезапную смерть пред собою, он постригся (названный именем

Созонта) и Духовным завещанием распорядил свое достояние. По кончине первой

супруги в 1345 году Симеон сочетался браком с Евпраксиею, дочерию одного из

Смоленских Князей. Феодора Святославича, управлявшего Волоком в сане Наместника;

но чрез несколько месяцев отослал ее к отцу, будто бы для того, что "она на

свадьбе была испорчена и всякую ночь казалась супругу мертвецом". К общему

неудовольствию и соблазну правоверных, Евпраксия вышла за Князя Фоминского,

Феодора Красного; а Симеон женился в третий раз на Княжне Тверской, Марии

Александровне, прижил с нею четырех сыновей, умерших в детстве, и в знак любви

отказал ей наследственные и купленные им волости, Можайск, Коломну, все

сокровища, золото, жемчуг и пятьдесят верховых коней. "Кто из Бояр, -

пишет Великий Князь, - захочет служить моей Княгине, тот, владея нашими селами,

обязан давать ей половину дохода. Всем людям, купленным или за вину взятым мною

в рабство: сельским Тиунам (прикащикам), старостам, ключникам или женатым на их

дочерях, объявляю вечную свободу. - Вам, любезные братья" (ибо Андрей жил еще

около шести недель) "поручаю супругу и Бояр моих и приказываю то же, что нам

отец приказывал: живите согласно, не переменяйте уставленного мною в делах

государственных или судных; не внимайте клеветникам и ссорщикам; слушайтесь

добрых, старых Бояр и нашего Владыки Алексия". Сей знаменитый Святитель

был крестник Иоанна Данииловича, сын Черниговского Боярина, Феодора Бяконта,

служившего еще отцу его, и назывался мирским именем Елевферия: в самой цветущей

юности возненавидев свет, к огорчению родителей он постригся в Московской

Обители Св. Богоявления, за добродетель свою получил сан Митрополитова

Наместника и жил в одном доме с Феогностом, 12 лет управляя всеми делами

церковными, между тем как Митрополит ездил в Царьград, в Орду и в отдаленные

Епархии Российские. Сии путешествия иногда не делали чести Феогносту: Епископы

обязывались щедро дарить его, сверх угощения, весьма для них тягостного. Но

Алексий не думал о мзде и с неутомимою деятельностию занимался только общим

церковным благоустройством. Поставленный Епископом Владимиру, он гласом народа и

Двора Княжеского был назначен заступить место Феогноста, который, готовясь к

смерти, писал о том к Патриарху, а Симеон к Императору, Иоанну Кантакузину.

Митрополит отправил Послами в Царь-град Артемия Коробьина и Михаила Грека,

Симеон Дементия Давидовича и Юрия Воробьина: они возвратились уже по кончине

Великого Князя с благоприятным ответом, чтобы Алексий ехал в столицу Империи для

поставления. Еще при жизни Феогноста Терновский Патриарх самовольно объявил

Митрополитом России какого-то Инока Феодорита и прислал его в Киев с грамотою;

но тамошнее Духовенство не хотело иметь никакого дела с сим новым Патриархом и

единодушно отвергнуло Феодорита как самозванца.

 

Хотя Симеон умел быть действительно Главою

Князей Удельных, однако ж власть его не могла отвратить некоторых раздоров между

ими. Константин Тверской ссорился с невесткою Анастасиею, вдовствующею супругою

Александра Михайловича, и сыном ее. Всеволодом Холмским, насильственно

захватывая их Бояр и доходы. Огорченный Всеволод поехал с жалобами к великому

Князю и в Орду, вслед за дядею, который там и скончался. Хан - согласно, может

быть, с волею Симеона - отдал Всеволоду Тверское Княжение, а Василий Михайлович

Кашинский, брат Константинов, взяв дань с Холма, спешил к Моголам с богатыми

дарами. Дядя и племянник встретились в городе Бездеже как неприятели: второй

ограбил первого и, зная, что никто с пустыми руками не бывает прав в Орде,

покойно сел на престоле Тверского княжения; но тамошний Епископ Феодор убедил

его примириться с дядею, уступить ему Тверь и довольствоваться Холмом. Тишина

восстановилась: Симеон равно покровительствовал того и другого Князя, будучи

зятем Всеволода и тестем Михаила, сына Василиева; однако ж Василий не мог забыть

своей обиды, изъявлял ненависть к племяннику и теснил его владение.

 

В государствование Симеона Князь Юрий Ярославич

Муромский обновил древний Муром, издавна запустевший, как сказывают

Летописцы: то есть он перенес сей город на его древнее место (в 1351 году),

построив там дворец и многие церкви; Бояре, купцы начали селиться вокруг дворца,

и народ следовал их примеру. Сей Юрий, по Святом Глебе, есть достопамятнейший из

Муромских Князей, о коих наша история говорит мало: ибо они жили тихо от

недостатка в силах и со времен Андрея Боголюбского зависели более от Великих

Князей Владимирских, нежели от Рязанских, хотя их Удел издревле был областию

Рязани.

 

К церковным достопамятностям сего времени

принадлежит начало Троицкой Лавры, столь знаменитой и по важным государственным

делам, коих она была феатром. Один из Бояр Ростовских, Кирилл, с неудовольствием

видя уничижение своего Князя и самовольство Московских чиновников в его земле

при Калите, не хотел быть свидетелем оного и переехал в городок Радонеж, Удел

меньшего брата Симеонова, Андрея. Там охотно селились люди неизбыточные: ибо

Наместник Княжеский давал им льготу и выгоды: Кирилл же, некогда богатый, от

разных несчастий оскудел. Двое из юных сыновей его, Стефан и Варфоломей

(названный в монашестве Сергием) искали убежища от мирских печалей в трудах

святости: первый сделался Игуменом Богоявленской обители в Москве, а второй, жив

долго пустынником в лесах дремучих, среди безмолвного уединения и диких зверей,

близ деревянной церкви Св. Троицы, им созданной, основал нынешнюю Лавру: ибо

слава о добродетели его привлекла к нему многих Иноков. Строгая набожность и

Христианское смирение возвеличили Св. Сергия между современниками: Митрополит,

Князья, Бояре изъявляли к нему отменное уважение, и мы увидим сего

благочестивого мужа исполнителем трудных государственных поручений.

 

Чем реже находим в летописях известия о

состоянии художеств в древней России, тем оные любопытнее для Историка. В

Княжение Симеоново были расписаны в Москве три церкви: собор Успенский,

Архангельский и храм Преображения; первый Греческими живописцами Феогноста

Митрополита, второй Российскими придворными, Захариею, Иосифом и

Николаем с товарищами, а третий иностранцем Гойтаном. В сие же

время отличался в литейном искусстве Россиянин Борис: он лил колокола в Москве и

Новегороде для церквей Соборных. Греция все еще имела тесную связь с Россиею,

присылая нам не только Митрополитов, но и художников, которые учили Русских.

Образованная Германия могла также способствовать успеху гражданских искусств в

нашем отечестве. Заметим, что при Симеоне начали употреблять в России

бумагу, на коей писан договор его с братьями и Духовное завещание.

Вероятно, что она шла к нам из Немецкой земли чрез Новгород.

 

 

 

Глава XI

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 450.