ШЕСТНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЮ ДЗОГЧЕНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Намкай Норбу Ринпоче

ШЕСТНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЮ ДЗОГЧЕНА

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

Перевод с тибетского Адриано Клементе
Перевод с итальянского Алекса де Фермора
Обработка текста Алеиды Александра и Мартины Гиллюш
Перевод с французского Сергея Ляпича
Редакция и уточнение перевода Руслана Малаховского

ВВЕДЕНИЕ

Учение Дзогчен ("Великое Совершенство") — это передача знания изначального состояния личности независимо от расовой, религиозной или философской принадлежности. Это учение распространено в двух великих духовных традициях Тибета — в буддизме и в бон. Его происхождение трудно установить точно. Буддийская традиция приписывает введение на Земле Дзогчена Гарабу Дордже (Прахеваджра), родившемуся в Уддияне, древней буддийской стране, которая по мнению многих ученых располагалась в долине Сват в Пакистане. Этот учитель, преданный сути учения Будды, передавал знание Дзогчена, выходящее за пределы закона причинно-следственной связи или кармы, буддийским последователям, преемники которых передали его тибетским учителям.

Традиция Бон, напротив, считает Дзогчен учением, переданным основателем Бон Шенрабом Миво (gShen rab mi bo), который родился в Восточном Тибете. Значение этой личности приравнивается к значению Будды Шакьямуни в буддизме. Известный в древности под названием "Бон природы ума" (Sems bon), Дзогчен традиции Бон не делится на разделы так, как это принято в Дзогчене буддийской традиции, но не отличается от него ни принципами, ни терминологией.

Что такое Дзогчен? Какое значение он имеет в жизни человека? Как можно его практиковать, не становясь последователем религиозной традиции, столь далекой от западной культуры? На эти и другие вопросы Намхай Норбу, носитель подлинного знания Дзогчена, отвечает в трех письмах, содержащихся в этой книге, основанной на ответах, данных спонтанно различным людям в течение 1975—76 гг. Она состоит из трех разделов.

I раздел. "Восемь ответов членам Дзогчен-общины как восемь знаков хорошего предзнаменования" (rDzogs chen'd us sde ba rnam kyi dris lan bkra shis rtags kyi grangs Ldan)1. Содержит ответы, данные людям, принадлежащим к Дзогчен-общине, основанной Намкай Норбу с целью сохранить учение Дзогчен и позволить ему существовать в контексте современного общества. Вопросы задавались со времени зарождения общины.

II раздел. "Белое хрустальное зеркало: Ответы Лхацену Соднам Буму, практикующему Дзогчен" (rDzogs chen ba lha tshang bsod nams bum kyi dris lan shel dkar me long). Содержит ответы, данные в Тибете Соднам Буму, родственнику автора, живущему в Швейцарии. Обсуждаемые в этом случае темы принципиально зависят от отношений между Дзогченом и некоторыми традиционными аспектами тибетской буддийской культуры.

III раздел. "Ответ моему ученику Эудженио Амико" (Rang gi slob ma eu ge nio ami co'i dris lan). В нем обсуждается личность Иисуса Христа и отношения между Дзогченом и религиями.

В заключение речь идет о книге, задуманной, чтобы посвятить нас в основополагающие принципы учения Дзогчен и лучше определить его истинную природу по отношению к системам, которые мы называем обычно философскими или религиозными. В примечаниях я постарался пояснить наиболее специфические понятия и термины, учитывая трудности для читателя, незнакомого с буддийскими доктринами. Но, как говорит автор в одном из ответов: "Дзогчен нельзя определить ни как восточное учение из-за его появления на Востоке, ни как учение, предназначенное только для людей в силу его распространения на Земле...". Дзогчен есть знание истинной природы человека и мира за пределами слов и определений, зависящих от изменения времен и традиций. Приблизимся к своей сущности, к открытому и свободному от предубеждений сознанию, чтобы снова узнать подлинное состояние свободы.

Адриано Клементе.
Ноябрь 1987 г.

 







Часть I

ВОСЕМЬ ОТВЕТОВ ЧЛЕНАМ ДЗОГЧЕН-ОБЩИНЫ
КАК ВОСЕМЬ ЗНАКОВ ХОРОШЕГО ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ

Поклоняюсь драгоценному учителю,
обладающему несравненной милостью.

 



ЧТО ТАКОЕ ДЗОГЧЕН?

Дзогчен, "Великое Совершенство", означает состояние полного совершенства Основы, Пути и Плода в измерении единой изначальной природы ума, "сущности Бодхичитты"35. Человек, практикующий Дзогчен, должен иметь истинное знание Сущности, Природы и Энергии этого изначального состояния, которое является состоянием Основы. В Хеваджра тантре36 написано:

"Все живые существа просветлены,
но их загрязнения временно создают препятствия.
Если загрязнения устранены, проявляет себя Пробуждение". VII

Это означает, что даже если состояние Основы изначально чисто, оно не лишено временных загрязнений. В тантре "Раскрывающая запредельное состояние Самантабхадры"37 мы читаем:

"Мир и живые существа, сансара38 и нирвана имеют единую Основу, но два Пути и два Плода в чуде знания и неведения".

Следовательно, состояние Основы всех явлений едино и фундаментально чисто, но от знания или неведения его во время прохождения Пути, зависят два Плода: освобождение в нирване или перерождение в сансаре.

Сущность Пути Дзогчена заключена в трех основных элементах: Воззрении (Ltaba), практике Медитации (sgom pa) и Поведении (spyod pa).

Конечная цель Воззрения выражена в тантре "Звук, выходящий за пределы" (sGra thal gyur chen po'i rgyud):

"Смысл Воззрения — не занимать позиции". VIII

и Лонгченпой39:

"Единственное Воззрение — находиться за пределами понятий". XI

Это означает, что в Дзогчене никакая философская точка зрения, основанная на ограниченных понятиях "быть" или "не быть", "позитивный" или "негативный" и т.д., не признается. Джигмед Лингпа40 объяснил:

"Действительно понять смысл Дхармакайи, лишенной основания, значит прийти к выводу мадхьямики-прасангики: "так как я ничего не утверждаю, я не ошибаюсь"41. Однако этого достигают не путем интеллектуального анализа, как делают теперь гордые защитники этой философии, но через понимание истинной природы бытия, изначального состояния самоосвобождения". X

Под "Воззрением" Дзогчена подразумевается, таким образом, истинное знание, или внутреннее Воззрение. Это ясно объяснил также Карма Пакши:

"В Атийоге, далекой от сектантства, если имеют Воззрение, ничего не изменяют, так как ничто не изменяет изначального состояния; но даже если не обладают им, все феномены освобождаются в их собственном состоянии. При видении недвойственного измерения самоосвобождения взгляды, поддерживающие ограниченную позицию, которая является демоном, освобождаются в беспрерывном проявлении энергии". XI

Чтобы стабилизировать это Воззрение через рассуждения, необходимо опираться на термины и понятия, относящиеся к ограниченным способностям наших органов чувств и ума. В этом случае используется процедура системы мадхьямика-прасангика, принятая всеми буддийскими школами как высшее Воззрение. Сакья Пандита утверждал:

"Если бы существовало высшее (концептуальное) Воззрение в мадхьямике, оно было бы ограничено понятиями".

Что касается практики медитации, мы можем прочитать в "Зеркале сердца Ваджрасаттвы"42:

Лонгченпа сказал:

"Единственное состояние медитации находится за пределами принятия и отвержения, проявления и исчезновения". XIII

И Джигмед Лингпа:

"Несотворенное состояние медитации, в котором присутствует естественный чистый свет, устраняет надуманные воззрения и медитации. Это — состояние самоосвобождения Дзогчен: не смешивайте его с усилием ума!" XIV

Конечная цель медитации Дзогчена — состояние естественного света, лишенное суждений, за пределами отвержения возникающих мыслей и принятия их исчезновения. Карма Пакши ясно выразился по этому поводу:

"Созерцание Атийоги находится за пределами преднамеренной идеи, если медитируешь, ничего не изменяется, потому что находишься в состоянии самоосвобождения, если не медитируешь, ничего не изменяется, потому что всё освобождается в собственном состоянии. В присутствии состояния самоосвобождения, без разделения на "медитацию" и "не медитацию", способ медитации, при котором сосредотачиваются на идее созерцания, которая является демоном, освобождается в истинном измерении, являющимся блаженством за пределами действий." XV

Однако человек, который начинает практиковать, обычно находится в состоянии двойственного мышления, поэтому не в состоянии войти в состояние медитации ненамеренно. Поскольку существует понятие "входить" в медитацию, также неизбежно существует обычное видение после медитации. Поэтому практика в Дзогчене начинается с нескольких упражнений ума, таких, как нахождение места, где возникают мысли, где они пребывают и куда уходят. С помощью метода созерцания "4 чогшага" (cog bzhag)43 вступают затем на основополагающий Путь Трэгчо (thregs chod) и наконец на Путь Тхогэл, метода самоосвобождающегося света44.

Что касается Поведения Дзогчен, то если практикующий находится в состоянии созерцания вне ограничений двойственности, или же если он реализовал состояние, в котором нет разделения между созерцанием и обычной жизнью, его образ жизни неотделим от его Поведения. Об это мы читаем в "Зеркале сердца Ваджрасаттвы":

"Поведение, возникшее спонтанно и неисправленно, определяется как правильное Поведение". XVI

Лонгченпа сказал:

"Единственное Поведение находится вне действий, отказа и принятия". XVII

Джигмед Лингпа:

"Поведение самоосвобождения, в котором ничего не предопределено, устраняет негативные обстоятельства и понятия радости и скорби". XVIII

Это означает, что подобное поведение не улучшается добродетельными поступками и не ухудшается отрицательными, поскольку те и другие являются лишь понятиями ума, вне его они не существуют.

Следовательно, основное в Поведении Дзогчена — это состояние, в котором всё, что ни появляется, самоосвобождается45. Оно полностью выходит за рамки принятия добродетельных поступков как позитивных и отказа от вредных поступков как негативных.

Это "Поведение самоосвобождения", в котором нет ничего запрограммированного, не должно, однако, быть понято ложно. Оно вовсе не означает, что практик Дзогчена может делать всё, что ему придет в голову, под тем предлогом, что не существует ни позитивных, ни негативных поступков. Нагарджуна сказал:

"Пока существует понятие "тело", существует понятие "эго". С принципом "эго" проявляется карма, а карма вызывает повторные рождения".

Практикующий неизбежно будет входить в сферу сансары, произведенную двойственностью, до тех пор, пока для него будет существовать обычное кармическое видение после медитации. В этом кармическом измерении для человека будет только общее человеческое видение, для его ума, например, будет только кармическое видение, свойственное уму.

Поэтому практикующий вынужден следовать карме позитивных и негативных поступков. Следовательно, ему выгодно поступать так, чтобы накапливать первые и избегать вторых, даже если ему для этого придется пользоваться понятиями принятия и отказа. Находясь в кармическом видении, необходимо очень тщательно соблюдать закон причин и следствий поступков до мельчайших деталей. Сараха сказал:

"Кто живет в состоянии пустоты, лишенной сострадания, тот не открыл высшего пути; но также тот, кто медитирует только на сострадание, останется в сансаре и не достигнет освобождения".

Это означает, что при правильном понимании истинного состояния постигается сущность сострадания. Мы знаем, что все живые существа, не распознавая истинного состояния и развивая вследствие этого двойственность, накапливают неисчислимые кармические поступки и предрасположенности, которые только бесконечно затемняют их действительное состояние, вызывая бесконечные перерождения. В тот момент, когда мы осознаем причины и условия, породившие эту ситуацию, мы можем испытывать лишь чувство неограниченного сострадания, выходящего за рамки привязанности и гнева.

Поэтому, понимая истинное состояние, в котором не существует никакой двойственности между пустотой и светом, добродетельное накопление заслуг происходит непреднамеренно. Атиша46 это объяснил так:

"Все учения Пути могут быть сведены к шести совершенствам (парамитам)47.

Кто правильно понимает смысл пустоты, тот не испытывает ни желания, ни привязанности к материальным вещам и таким образом постоянно обладает совершенством Щедрости (дана).

Ни имея привязанности, он не пятнает себя грязью недобродетельных поступков и таким образом постоянно обладает совершенством Нравственности (шила).

Следовательно, он не испытывает гнева, который возникает из понятий "я" и "мое" и, таким образом, постоянно обладает совершенством Терпения (кшанти).

Истинно испытывая удовольствие познания истинного состояния, он постояно обладает совершенством Усердия (вирья).

Не облекаясь верой в конкретную природу явлений, он постоянно обладает совершенством Медитации (дхьяна).

Ни при каких обстоятельствах не имея понятий "субъект", "объект" и "действие", он постоянно обладает совершенством Высшего Распознавания (праджня)". XX

Что касается метода осуществления этого поведения, важно понять один принцип. В Дзогчене Воззрение, Медитация, Поведение и Плод полностью определены выражениями "спонтанное присутствие" и "самоосвобождение"48. Одним словом, мы можем сказать, что эти выражения относятся к состоянию не обусловленной, полной свободы. Потому что если человек сосредоточивается на идеологической позиции, обусловленной кем-либо, или на убеждениях, основанных на внешних факторах, он не сможет избежать ограничений и, следовательно, западни двойственности. Потому в "Тантре спонтанного состояния чистого присутствия"49 написано:

"Веди себя, считаясь с другими". XXI.

"Поведение, лишенное страстей и привязанностей, — это Поведение Изначальной йоги Дзогчен". XXII

Следовательно, практикующий Дзогчен должен вести себя с учетом того, с какими людьми ему приходится иметь дело, внутренне полностью осознавая позитивные и негативные, добродетельные или вредные действия в различных обстоятельствах. Поступая таким образом, он может осуществить во всей ежедневной послемедитационной деятельности неотделимость Воззрения от Поведения. Карма Пакши сказал:

"Поведение Атийоги — вне согласия и опровержения. Если его применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно.

Если его не применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно. Спонтанное поведение самоосвобождения освобождает от демона преднамеренного поведения (чёд-па)." XXIII

Правила поведения, установленные в соответствии с внешними факторами, могут действительно иметь достоинство сдерживания негативных поступков телом и речью и посеять семена добродетели у людей, не имеющих достаточных интеллектуальных способностей. Но правила, установленные в определенное время и в определением месте, будучи перенесенными в другой контекст, часто оказываются неуместными.

Например, с точки зрения места многочисленные действия, которые рассматриваются как религиозные в Индии или в Тибете, могут оказаться неприятными или даже расцениться как отрицательные в других странах. Что касается времени, напротив, легко понять, что многочисленные виды действий, совершавшиеся людьми прежде, когда они жили в медленном и гармоничном ритме, несовместимы с поспешностью современного человека века технологий.

Кроме того, способ мышления у людей древности коренным образом отличается от современного. Отсюда опасность, что индивидуумы, по мере того как меняются времена, не желая больше быть обусловлеными правилами поведения, основанными на внешних факторах, удалятся от основного принципа учения или совсем его потеряют. Конкретно эта ситуация может стать похожей на ту, о которой говорил Другпа Кунлэг50, когда кто-то его спросил: "Кто теперь поступает согласно винае51?" И он ответил: "Будда, "6 украшений" и "2 верховных"52 в первую очередь, затем чернила, которыми написаны буквы на бумаге" XXIV.

В истории Дзогчена написано, что в будущем, когда темная эпоха или Калиюга укоренится более глубоко, учение Дзогчен просуществует до тех пор, пока средняя продолжительность жизни людей не сократится до 10 лет, и это потому, что Дзогчен — глубокий путь самоосвобождения без разделения между Воззрением и Поведением.

Чтобы кратко выразить смысл этой высшей формы поведения, необходимо хранить в уме то, что сказал Будда:

"Всякая свобода — блаженство,
всякая условность — страдание".

и для этого нужно тренировать сознание словами Шантидэвы53:

"Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира от желания своего личного блаженства". XXV

и наконец, укрепить позитивное намерение благодеяний для других, как сказал Джигмед Лингпа:

"Если намерение хорошее, путь и достижения также хороши; если намерение плохое, путь и достижения также плохи; поскольку всё зависит от намерений, нужно всегда упражняться в хороших намерениях".

Если поступать согласно этому принципу, собственное поведение никогда не будет противоречить никакому другому принципу учения.

По поводу Плода Дзогчена Карма Пакши сказал:

"Плод Дзогчена — вне достижения и отказа. Если становятся на этот Путь, ничего не меняется, потому что Пробуждение — это изначальное состояние. Если не становятся, ничего не меняется, потому что остаются в своем собственном состоянии. Пробужденное состояние спонтанного присутствия и самоосвобождения в изначальном пространстве Самантабхадры54, в котором не существует ни надежды, ни страха, побеждает демона надежды на внешний Плод, и энергия бесконечного блаженства проявляется в истинном измерении". XXVI

а также:

"Причина совершенна, Путь совершенен, Плод совершенен, Воззрение, Медитация, Поведение и Плод с самого начала совершенны и неразделимы". XXVII

Плод Дзогчена целиком совершенен с самого начала. Лонгченпа сказал:

"В небесном пространстве свет мандалы солнца и луны покрыт сущностью большого облака неведения и не проявляется; таким же образом в каждом живет природа Пробуждения. Но как облака, оставленные в пространстве, исчезают сами по себе без усилия или борьбы, так преодолевают и облако причины и следствия, и в небе естественно проявляется сущность Пробуждения". XXVIII

Так, когда проявляется сущность Пробуждения, находящаяся за пределами временной нечистоты, то оказываешься в изначальном измерении, в котором все Три тела совершенны.

В частности, наиболее способные практикующие, используя метод чистого состояния со времени появления Трэгчо (одновременность рождения и освобождения всякого явления), а также реализацию самоосвобождающего света Тхогэл, достигают "неразрушимого тела Великого Переноса"55 и до конца мира помогают живым существам. Например, Гараб Дордже, высший учитель Дзогчен, Манджушримитра, Гомадеви56, Шри Сингха57, Джнянасутра58, Вималамитра59, Падмасамбхава, Вайрочана60, Еше Цогьел61 и другие. Или же они достигают высшей нирваны и проявляют полное Пробуждение, оставляя многочисленные реликвии62 на благо живых существ, как реализованные существа прошлого, такие как Лонгченпа и Джигмэд Лингпа.

Другие практикующие, совершая осуществление четырех видений спонтанного присутствия света Тхогэл63, достигают "Радужного тела" и не оставляют физических останков, за исключением ногтей и волос, которые являются загрязнениями материального тела. Тензин Зангпо64, Чецун Сэнге Вангчук65, Джецунма Цеванг Дролма66 и Пема Дундул67, учитель моего учителя Чангчуб Дордже, могут служить подобным примером. Новый случай подобного достижения произошел в 1949 году в Восточном Тибете с Кунга Ньима (Kun dga`nyi ma), учеником йога Цангпа Друбчен (rTsang pa grub chen) из местности "sba". Три года спустя, в 1952 году, имел место другой случай, также в Восточном Тибете, в деревне Ma ni skas mgo в окрестностях Йид Лхунг в Дерге, где Пема Ригдрол (Pad ma rig grol), практикующий Дзогчен, выглядевший как старый кочевник, конкретно доказал подобное достижение в присутствии множества свидетелей, как тибетских, так и китайских. Несколько позже и мой дядя по отцу, йог Огьен Тензин68, достиг Радужного тела.

Практикующие средних способностей достигают Пробуждения в Бардо, в проявлении Самбхогакайи69.

Практикующие низших способностей добиваются с последним выдохом перерождения в чистых измерениях Нирманакайи70, последовательно осознают глубокий смысл истинного состояния и достигают Пробуждения.

Подводя итог, нужно сказать, что "Дзогчен" означает суть трех аспектов — Основы, Пути и Плода; и под словом "дзогченпа" или "практикующий Дзогчен" подразумевают человека, который обладает реальным внутренним знанием. Кто желает углубить смысл Основы, Пути и Плода Дзогчена, должен изучать тантры и лунги трех разделов. В случае, когда это недоступно, можно читать "7 сокровищ" (mDzod bdun), произведение Лонгченпы, которое содержит основополагающий смысл учений Дзогчена, или же мою книгу, которая называется "Суть изначального состояния"71.






ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМОЙ?

Так как Дзогчен был передан Самантабхадрой непосредственно из состояния Дхармакайи, то даже если бы на самом деле нечего было передать, можно было бы в соответствии с нашим ограниченным видением определить его как "систему Самантабхадры", либо как "систему Гараб Дордже", так как она была преподана учителем Гарабом Дордже счастливым последователям. Кроме того, если мы рассмотрим как простую теорию принцип, согласно которому в Дзогчене ничто не может быть проанализировано по отношению к Основе, Пути и Плоду, нам будет легко сделать вывод, что Дзогчен — независимая философская система.

По этой причине мы можем найти определение "философской системы Дзогчен" в произведениях многих ученых. Однако Дзогчен представляет собой только глубокий путь, который позволяет человеческим существам воплотить знание истинного состояния, но не систему, которая отстаивает какую либо точку зрения "отвергая, утверждая и доказывая".

Настоящий практикующий Дзогчен не скажет никогда, что Дзогчен отстаивает определенную и оригинальную точку зрения и его можно, таким образом, определить как философскую систему. Действительно, философская система обязательно содержит в себе идеологическую позицию, установленную при помощи рассуждений и, следовательно, ограниченную, тогда как Джигмэд Лингпа сказал:

"Основной элемент Дзогчена — сфера полного раскрытия, свободная от всех ограничений". XXIX

Как по отношению к Воззрению, Медитации и Поведению, так и по отношению к Плоду Дзогчен следует понимать как состояние самоосвобождения от всех ограничений. Поэтому он и получил распространение во всех тибетских школах.

Но знание Дзогчен не может быть ограничено различными буддийскими традициями и учением Бон, так как оно может родиться в любом человеке, будь он индуистом, христианином, мусульманином и т.д., будь он материалистом или полным атеистом. И это потому, что Дзогчен — просто состояние, которое заставляет развиваться сознание индивидуума. Все различные виды религий, философий, обществ, народов могут найти в нем место.

Человек любой религиозной или социальной принадлежности, который практикует Дзогчен, — есть дзогченпа, что не обязывает его изменить свою принадлежность и становиться последователем Дзогчена. Почему? Потому что истинное состояние знания Дзогчен не признает никаких ограничений и не дает впасть в сектантство. Тот, кто следует этому пути, не обусловливаясь установленными ограничениями в поведении, направляется к принципу самоосвобождения.

Если мы изучим биографии Высших Держателей Знания Дзогчен, мы сможем констатировать, что в самом начале они следовали буддийскому учению и стали учеными. Но впоследствии в поисках глубокого смысла истинного существования они пришли к учению самоосвобождения и смогли, таким образом, реализоваться как Держатели Знания. Некоторые начинали, следуя путем Бона, глубоко изучив различные учения и затем открыв драгоценное учение Дзогчен, достигли уровня "Держателя Знания". Примеров такого рода достаточно много.

Их путь пролегал в этом направлении, а не в противоположном; это еще раз доказывает, что Дзогчен — суть или конечная цель всех путей.



Часть II

БЕЛОЕ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО
Ответ практикующему Дзогчен

Я отдаю дань уважения Держателю Знания Чанчубу Дордже, единственному в целом мире по своей любезности. Я отвечу вкратце на вопросы Сонам Бум, говоря то, что я думаю, искренне и спонтанно.




Часть III

ОТВЕТ МОЕМУ УЧЕНИКУ ЭУДЖЕНИО АМИКО

16. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС, РАССМАТРИВАЕМЫЙ КАК
ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ, НЕ УЧИЛ ДЗОГЧЕНУ?

В Иисусе Христе признают исключительное существо, которое оказало такое влияние на род человеческий. Поэтому его действия и его учения известны во всем мире, и в настоящее время христианская религия — одна из наиболее распространенных.

Некоторые говорят, что Иисус появился, чтобы учить на Западе, а Будда, чтобы учить на Востоке, но что не существует никакой разницы между двумя учениями. Они хотят таким образом доказать и подлинность этих двух учителей. Не будем забывать, однако, что такая точка зрения происходит из нашей старой тенденции к дуализму, из нашей привычки думать в выражениях "я" и "другие", "моя страна" и "другая страна", "Восток" и "Запад". Следовательно, эти ограничения побуждают давать определения великим учителям на основе нашего сектантства, даже если ни одно из наших суждений никогда не сможет доказать подлинность учителя. Когда на Земле появляется настоящий учитель, его дела направлены на пользу и счастье всех существ, не только восточных и западных, но также и тех, которые живут в других мирах. Поэтому способности и действия великих учителей совершенно не могут быть адекватно определены словами.

Другие говорят, что Будда превосходит Иисуса в мудрости, но что в сострадании Иисус превосходит Будду. Подобными выражениями также невозможно доказать подлинность учителя. Многочисленные сутры рассказывают, как Будда, будучи Бодхисаттвой на пути Пробуждения, много раз проявлял самоотверженность и самопожертвование, например, отдавал свое собственное тело в пищу голодным животным. Не является ли это достаточным доказательством высшего сострадания?

С другой стороны, учение Иисуса, основанное на принципе действий на благо других и не причинения никому вреда, распространилось по всей Земле. Без всякого сомнения, это результат естественного действия его мудрости.

В самом деле, мудрость есть нечто, полностью выходящее за пределы нашего двойственного сознания. Таким образом, мы не можем сказать, что "мудрость Будды выше", а "Иисуса ниже". Будда сказал, что человек не в состоянии судить о другом человеке. Если мы не способны судить об обычных людях, то как можем мы определять способности таких великих учителей, как Иисус Христос, основываясь при этом на нашем сознании, полностью подчиненном двойственности? В действительности сам факт желания найти подтверждение подлинности учителя есть проявление нашей двойственности.

Любое наше суждение о подлинности учителя, как и любое логическое доказательство, которое мы выдвигаем как аргумент, не имеет ничего общего с учителем. Это только результат личного решения. Это важно понимать. Значит, не так легко решить, достиг ли Иисус знания состояния спонтанного присутствия Дзогчен, и если да, то передал ли он его своим ученикам.

В библейских текстах, известных нам сегодня, нелегко найти выражения, отражающие знание Дзогчена. Воззрение, вытекающее из этих текстов, приводит принцип Бога всемогущего, вечного и неизменного. Сущность Пути заключается в верности ему и его заповедям. И Плод, или конечный результат, есть "пропуск" в рай всемогущего Бога и получение вечной жизни для каждого человека, кто верно и старательно соблюдал установленный закон, в противном случае для него уготовано вечное пребывание в аду.

Таким образом, христианин отдает свое сознание вере в Бога, обязуясь словом и делом соблюдать десять заповедей добродетели, конечная цель которых — не вредить никому. Такое поведение определенно приводит к накоплению позитивной кармы, проистекающей из хороших поступков. Будда ясно показал, что основная причина счастья людей и богов — накопление заслуг, связанных с добродетельными поступками. Следовательно, определение "рай", свойственное христианству, обоснованно.

Концепция "всемогущего Бога", которую мы находим в христианстве, очень похожа на концепцию Брахмы в древнеиндийской религии. Но тогда как брахманская философия дает ясное и исчерпывающее определение природы индивидуума, значения пути, конечного поглощения индивидуума Брахмой, то на основе Евангелий трудно составить точное представление о принципах учения Иисуса по этим вопросам.

Текст, который определяет состояние Дзогчен, уточняет только, что человек должен внутренне осуществить смысл истинного состояния существования, но он не устанавливает ничего, что касается внешнего мира. Ибо всякое определение природы внешнего, установленное посредством анализа, очень далеко от знания состояния Дзогчен, даже если логические построения и развитие субъекта качественно совершенны. По этой причине в первую очередь нужно прояснить следующий вопрос: рассматривал ли Иисус "всемогущего Бога", о котором говорят Евангелия, как принцип, присутствующий в каждом индивидууме, или же как внешнюю сущность?

Если основываться на проповедях, общих для всех христианских церквей, то Бог существует вне индивидуума. Он — всемогущий, верховный и единственный. Он создал мир и человеческий род, но затем появился грех со всеми последствиями, о которых мы знаем. Таковы основные пункты, о которых говорится; следовательно, похоже, что такой "Бог" не может быть признан как внутренний принцип индивидуума.

С другой стороны, несомненно, что такой великий учитель, как Иисус, который пожертвовал собой для других и который обладал великими возможностями и беспредельным состраданием, должен был иметь учение более глубокое и тайное. Но это невозможно будет установить с уверенностью до тех пор, пока не будут найдены подлинные тексты, объясняющие истинный принцип учения Иисуса. Только тогда мы сможем понять, осуществил ли он состояние спонтанного присутствия Дзогчен.

Вообще, практикующий Дзогчен избегает сектантских позиций типа "я — практикующий Дзогчен, он — христианин". Возведение барьеров между различными индивидуумами, различными религиями, различными народами противоречит принципу Дзогчена. Тем не менее это не значит, что практикующий Дзогчен должен воевать с тем, кто проявляет сектантство. В действительности, сопротивление чему-либо является признаком жесткости позиции.

Все религии сходятся в одном наиболее важном пункте: отношении между индивидуумом и его сознанием. Всякий человек, который начинает следовать религии, действительно движим верой или убеждением, которое сформировалось само на основе определенных потребностей и мотиваций. Эти потребности свойственны человеческому роду, так как животные, например, гориллы, не обладающие способностью понимать природу связи со своим сознанием, не знают чувства веры. Практикующий Дзогчен уважает различные способы поведения, продиктованного религиями, исходя из того, что он в состоянии понять значение связи между индивидуумом и его сознанием. Кроме этого, так как он обладает свободой состояния самоосвобождения, он считает необходимым, чтобы и другие сохраняли свою личную свободу. Он в действительности осознает, что презирать идеи индивидуума или причинять неприятности его телу, речи и сознанию есть негативный поступок, так как нарушает принцип его свободы. Поэтому он непосредственно и искренне уважает свободу других.

Но это не означает, что практикующий Дзогчен не передает знания реального состояния другим или что, когда он это делает, он хочет обусловить других. Чтобы передать знание состояния Дзогчен, он все-таки старается сделать так, чтобы другие, развивая свое сознание и преодолевая ограничения идеологической позиции, осознали истинное состояние и стали свободными индивидуумами. Он никогда не будет пытаться доказать, что Воззрение и Поведение Дзогчен — совершенны и должны быть приняты, тогда как другой способ — неправильный, и от него следует отказаться. Всякий человек, поступающий таким образом, даже если его репутация учености, добродетели и альтруизма распространилась по всему миру, не может быть подлинным практиком Дзогчена.

Итак, всякая точка зрения или позиция, которую мы отстаиваем, есть результат обусловленности и разграничения между "моей позицией" и позицией "другого". Какой бы идеологически развитой и совершенной ни была такая позиция, она только усилит барьеры между самим человеком и другими людьми, сектантство среди индивидуумов, среди религий и народов.

Когда это разграничение упрочивается и укореняется, то даже если расхваливают превосходство и престиж своей школы, своей философской системы и своего учителя, это лишь благоприятствует развитию дуализма, который является корнем перерождений. Как может оно стать когда-нибудь путем освобождения?

Если мы осознаем это, нам удастся преодолеть ограничения, и каждый из нас сможет стать индивидуумом с истинно свободным сознанием. Свободное сознание — это отличительная черта и высшее качество человека. Когда человек им обладает, он совершенно свободен от всех ограничений своего восприятия и от природы одарен всеми лучшими качествами: исключительным и очень открытым умом, кротким характером, совершенной уравновешенностью и так далее. И ослабляя мало-помалу нити густой сети интереса к самому себе, он в определенный момент освободится из нее, и тогда родится полная и спонтанная заинтересованность в истинной свободе других.

Таким образом, если практикующий Дзогчен действительно может открыть свое истинное состояние существования, то это знание сможет родиться также и у других. Так, все смогут осуществить состояние полного самоосвобождения, которое является истинной свободой индивидуума и единственной гарантией новой эры свободы и счастья.

Написано Дзогченпой Намкай Норбу в 1976 г.

 



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. Sa sKya pan di ta Kun dga`rgyal mtshan: sDom pa gsum gyi rab tu dbye ba'i btsan bcos, p.104,3. Bod ljongs mi dmangs dpe skrun, Lhasa 1986.

II. Araga Karma Chags med: Ri chos mtshams kyi zhal gdams, p.201.4. Tashi Jong.

III. Araga Karma Chags med, Idem., p.201,3.

IV. Karma Pakshi: Grub chen kar ma pak shi'i bka' `bum las nyid kyi rnam thar dus gsum dus med gcig tu rtogs shing rtsal chen po rdzogs pa'i gleng gzhi, p.86 b, 1. Gangtok, 1978.

V. Araga Karma Chags med, см. II, p.317,5.

VI. Araga Karma Chags med, Idem. p.67,2.

VII. The Hevajra Tantra: a critical study, Par D.L. Snellgrove. Part 2, p.71. Oxford University Press, London 1959.

VIII. sGra thal `gyur chen po'i rgyud, p.52,6 rNying-ma'i rgyud bcu bdun. Vol. 1. New Delhi, 1973.

IX. kLong chen rab `byams pa, Chos dbying rin po che'i mdzod rtsa ba, p. 18 b, 1. Gangtok, 1964.

X. `Jigs med gling pa: Khrid yig ye shes bla ma, p.315,2. New Delhi, 1975.

XI. Karma Pakshi: rGya mtsho mtha' yas, Vol. 1,186 b, 6. Gangtok, 1978.

XII. rDor sems snying gi me long, p.373,6. rNying-ma'i rgyud bcu bdun. Vol. 1. New Delhi, 1973.

XIII. kLong chen rab `byams pa, см. IX, p. 18 b, 2.

XIV. `Jigs med gling pa: rNam thar yongs `du'isnye ma, Vol. 5, p.68,6. Tshe ring ljongs dpar ma.

XV. Karma Pakshi: rGya mtsho mtha' yas, p. 186 b, 6.

XVI. rDor sems snying gi me long, p. 373,6.

XVII. kLong chen rab `byams pa, см. IX, p. 18 b, 3.

XVIII. `Jigs med gling pa: rNam thar yongs `isnye ma, p.68,6.

XIX. dPal sprul rin po che: Kun bzang bla ma'i zhal lung, p.221 b, 1. Rumtek.

XX. Ссылка отсутствует.

XXI, XXII. Rig pa rang shar chen po'i rgyud, p.424,5. rNying-ma'i rgyud bcu bdun. Vol. 1. New Delhi, 1973.

XXIII. Karma Pakshi: rGya mtsho mtha' yas, p. 186 b, 7.

XXIV. Grub chen "brug pa Kum dga" legs pa'i mam thar, p.43,17. Varanasi, 1972.

XXV. Santideva: Byang chub sems pa'i spyod pa la `jug pa (Bodhisattva-caryavatara), p.65 b, 2. Ed. Xilografica tibetana.

XXVI. Karma Pakshi: rGya mtsho mtha' yas, 186,1.

XXVIII. kLong chen rab `byams pa, см. IX, p. 24,6.

XXIX. (gter ston) sTag sham nus ldan rdo rje: Bod Kyi jo mo ye shes mtsho rgyal gyi rnam thar, p.213,3. Palampur, 1972.

XXIXb. `Jigs med gling pa: kLong chen snying thigs, Vol.2, p.447,3. New Delhi, 1973.

XXX. `Phags pa `jam dpal gyi mtshan yang dag par brjod pa, p.4,2. Ed. Xilografica tibetana.

XXXI. rJe btsun thams cad mkhyen pa bai ro tsa na'i rnam thar `dra `dag chen mo, p.6 b, 4. Lhasa, 1976.

XXXII. `Phags pa `jam dpal gyi mtshan yang dag par brjod pa, p.3 b, 1.

XXXIII. Shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcog mngon par rtogs pa'i rgyan, p.31 b. 3. Ed. Xilografica tibetana.

XXXIV. Santideva, см. XXV, p.22 b, 4.

XXXV. Santideva, Idem, p.71 b, 2.

XXXVII. Santideva, Idem, p.71 b, 6.



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Восемь благоприятных символов в буддийской традиции (bkra shis rtags brgyad): зонт, золотые рыбки, флаг победы, церемониальная ваза, колесо и петля — знак бесконечности.

2. Это основная классификация сочинений Дзогчен. Тантры (rgyud) — это учения, которые объясняют в полной мере смысл Дзогчена в трех аспектах Основы, Пути и Плода. Лунг (буквально "цитаты") — это тексты, которые кратко излагают смысл тантр или которые цитируют из них наиболее важные отрывки. Тайные Наставления (man ngag) содержат наставления и методы практики, основанные на опыте учителей.

3. Тибетский термин "grub mth`a" обозначает хорошо обоснованную и подтвержденную точку зрения.

4. Древнеиндийский материализм, известный главным образом под названием Чарвака и Локаята, берет свое начало из сутр мудреца Брихаспати.

5. Этот отрывок взят из "Сарвадаршанасамграха" ведантиста Мадхаварьи (XIV в.).

6. Логика заключения (anumana), основанная на дедукции и силлогизме, была общепринятой в индийских философских течениях.

7. Главных философских школ буддизма четыре: Саутрантика и Вайбхашика, принадлежащие к традиции "Малой колесницы", или Хинаяны; Мадхьямика и Читтаматра — к традиции "Великой колесницы", или Махаяны. Эти 4 школы разветвляются на множество второстепенных течений.

8. Согласно буддийской философии, под действием подразумевается принцип движения, а в этом последнем — принцип времени, таким образом, то, что определяется как "вечное", логически не может действовать и подчиняться времени.

9. Сакья Пандита (sa skhya pan di ta Kun dga' rgyal mtshan) (1182—1252), один из наиболее значительных учителей школы Сакья (sa skhya), одной из 4 главных буддийских традиций Тибета. Многие его произведения посвящены самым разнообразным аспектам буддийской культуры Тибета.

10. Цонкапа (Tsong kha pa Blo Gzang grags pa) (1357—1419), основатель школы Гелуг (dGelugs), установившей своими главными принципами соблюдение монашеской дисциплины и изучение философии.

11. Все буддийские учения в основном разделяются на "Колесницу Причины" и "Колесницу Плода". Первая включает Шравакаяну и Пратьекабуддаяну, соответствующие Хинаяне, и Бодхисаттваяну, соответствующую Махаяне. Вторая включает Ваджраяну, или тантрийские учения, классификация которых приводится в гл. 2.

12. Три Драгоценности (triratna) — Будда, его учение — Дхарма и Сангха, община соблюдающих его наставления.

13. "7 элементов для накопления заслуг" (tsogs bsags yan lag bdun pa): клятва почитания просветленных существ, подношения, исповедь, радость практике других, просьба учить, просьба не переходить в измерение вне страдания или в нирвану, посвящение заслуг.

14. Философия Мадхьямика (dBu ma) впервые была преподана индийским учителем Нагарджуной, родившимся в 482 или в 212 г. до н.э., согласно источникам и сведениям его ученика Арьядэвы. Впоследствии сформировалось два течения, Прасангика (Thal `gyur pa) и Сватантрика (Rang rgyud pa). Первое, сохранившее верность исходной идее своего создателя и поддержанное Буддхапалитой (470-540). не отстаивает никакой теории, но ограничивается доказательством абсурдности всех возможных тезисов по поводу конечной природы реальности. Второе течение, основанное Бхававивекой (V век), дополняет философию Мадхьямики особыми аргументами.

15. Тантра "Звук, выходящий за пределы" (с. Shabda maha prasamga mula tantra; т. sgra thal `gyur chen po'i rgyud) — главная тантра раздела "Тайных Наставлений" Дзогчена.

16. Второй Манджушримитра рассматривается как эманация своего однофамильца, прямого последователя Гараба Дордже.

17. Chos `byung mkhas pa'i dga `ston de dPa' bo gtsug lag phreng ba (1504—1566), p.568, Pekin Mi rigs dpe skrun Khang, 1986.

18. "Изначальная йога" (Ati Yoga) — синоним Дзогчена.

19. Под "новой традицией" (gsar ma'i lugs) подразумевается система подразделения тантр, возникшая после второго проникновения буддизма в Тибет, начатого Ринчен Зангпо (958—1055), принятая школами Кагью (bka' rgyud), Сакья и Гелуг. Она противопоставляется "древней традиции" (mying ma'i lugs), или "Ньингма", которая включает тантрические учения, введенные в Тибете во время первого распространения буддизма, главным образом произведения Падмасамбхавы, выдающегося учителя тантризма и Дзогчена, родом из Уддияны. Согласно источникам, он проживал в Тибете в VIII или IX веке.

20. Внешние тантры преимущественно основаны на методах очищения и приготовления к получению мудрости просветленных существ. В частности, Криятантры (bya ba'i rgyud) придают большое значение правилам ритуального поведения, чистоте, диете и так далее и визуализации божества как сущности внешней по отношению к индивидууму. Йогатантры (rnal `byor rgyud), напротив, основываются на практике визуализации себя как божества через относительно простые методы трансформации. Чарьятантры (spyod pa'i rgyud) похожи на Криятантры с точки зрения ритуального поведения и на Йогатантры — практикой визуализации себя как божества.

Внутренние тантры, точнее 2 первые, Махайога и Ануйога, базируются на принципе трансформации страстей и кармической энергии в мудрость. Практика включает 2 главных стадии: Зарождения (bskyed rim) и Завершения (rdzogs rim). В стадии Зарождения последовательно визуализируют чистое пространство божества, называемое мандала, и изображение божества, называемое йидам. В стадии Завершения эта преображающая визуализация концентрируется внутри своего тела в троичной структуре: нади, или нематериальные каналы, в которых циркулирует энергия; прана — жизненная энергия тела; и кундалини — сущность или потенциальность такой энергии. Этот метод практики присущ Махайоге и соответствует методу Ануттаратантры новой традиции. Ануйога, характерная для древней традиции, придает большее значение мгновенной визуализации божества и чистого пространства, а также стадии Завершения.

Атийога, или "Изначальная йога", — это Дзогчен, который хотя и классифицируется как "внутренняя тантра", но не принадлежит к системе тантризма, так как его Путь — Путь самоосвобождения, а не Путь трансформации.

21. Арага Карма Чагмэд (XVII в.) — один из самых великих учителей традиции Карма Кагью и автор многочисленных трудов. Он был также наставником, а затем последователем Намчой Мигьюра Дордже (gNam chos Mi `gyur rdo rje) (1645—1667), известного тертона (gter ston), или открывателя скрытых текстов.

22. Удовольствие (bde ba) и пустота (stongpas) — 2 основополагающих переживания для распознавания конечной природы реальности. В некоторых типах тантр практикуют больше первый аспект, в других — второй. Методы (thabs) и энергия (shes rab), напротив, — это 2 аспекта, которые содержатся в проявлении каждого явления. Метод представляет все, что видимо и ощущаемо, и в практике соответствует визуализации божества. Энергия, напротив, представляет сущность проявления, "пустоту". Даже если она названа "праджня", или "высшее распознавание", это означает в контексте тантры источник всякого проявления, неотделимый от самого проявления. В недвойстаенных тантрах эти аспекты уравновешены.

23. "Держатель Знания" (с. vidyadhara; т. rig'dzin) — так называют учителей, которые реализовались главным образом путем Дзогчена.

24. Термин Атийога передается на тибетском языке двумя способами: yongs su rnal`byor, Полная йога и gdod ma'i rnal`byor, Изначальная йога.

25. Трэгчо (khegs chod) — название непрерывной практики созерцания в разделе Тайных наставлений Дзогчена. Это состояние вне всякой обусловленности или умственных подделок.

26. Сараха (ок. II в. до н.э.) — один из самых великих Пробужденных Существ и учитель Махамудры. Традиция утверждает, что он был учителем Нагарджуны. Его "доха", или духовные песни, знамениты.

27. Карма Пакши Чойкьи Лама (1204—1283) был реинкарнацией 1-го Кармапы, Dus gsum mkyen pa (1110—1193), основателя традиции Карма Кагью. Он был великим учителем этой школы, и кроме того, изучал и практиковал Дзогчен.

28. "8 садхан" (sgrud pa bka`brgyad) — цикл тантрических практик, наиболее распространенный в Махайоге, введен в Тибете Падмасамбхавой. "Гуру в мирном и гневном аспектах" (bla ma zhi drag) — тантрический цикл, первоначально открытый Няндрэл Ньима О Зером (Nyangral Nyima od zer) (1124—1192).

29. Сэмдэ — один из трех разделов первичных сочинений Дзогчена. См. гл. VI.

30. Om Svabhava shudda sarva svabhava shuddo nya ham, мантра, часто используемая в практике Йогатантры.

31. В основном, в тантрических визуализациях, измерение субъекта и объекта трансформировалось в 2 аспекта божества. Например, я визуализирую себя как Ваджрасаттву и это называется "божество обета" (самаясаттва), потому что это подразумевает мое намерение реализоваться. Передо мной, наоборот, я визуализирую другой образ Ваджрасаттвы, называемый "божество мудрости" (джнянасаттва), потому что оно представляет энергию просветленных существ.

32. Обет Бодхичитты, это одна из основ Махаяны, или колесницы бодхисаттв — тех, кто отказывается от нирваны, чтобы помогать другим. Он представляет собой альтруистическое действие посвящения себя практике для блага всех существ.

33. В этих четырех стихах Арага кратко излагает значение трех кай, "тел" или измерений природы бытия. Дхармакайя (chos sku) — состояние изначальной пустоты просветления. Самбхогакайя (longs sku) — измерение проявления светящейся энергии этого состояния. Нирманакайя (sprul sku) соответствует аспекту материальности, принятому этим измерением света. Свабхавикакайя (ngo bo nyid kyi sku) — сущность всех предыдущих.

34. Это Праджняпарамита, знание пустотности всех феноменов.

35. В терминологии Дзогчен, Бодхичитта (с. boddhicitta) — синоним "изначального состояния". См. Н. Норбу, "Дзогчен: состояние самосовершенства", гл. III.

36. Хеваджра Тантра (тиб. Kye rdo rje) — очень важная тантра, особенно распространенная в школе Сакья.

37. "Kun tu bzang po'i dgongs pa zang thal du bstan pa'i rgyud", скрытый текст (или gter ma), обнаруженный Rig'dzin rgod ldem can (1337—1409).

38. Самсара — цикл рождения и смерти.

39. Лонгченпа (Klong chen rab`byams pa) (1308—1363) — один из величайших учителей и ученых древней традиции. Его комментарии к трем разделам Дзогчена исключительно глубоки и ясны.

40. Джигмед Лингпа (Jigs med gling pa) (1729—1798) — другой необыкновенный учитель Дзогчена, был открывателем цикла учений "Конечная сущность мира" (Klong chen snying thig).

41. Сказано Нагарджуной в "Виграхавьявартаникарика".

42. "Зеркало сердца Ваджрасаттвы" (сан. Vadjrasattva dhera citta; тиб. rDor sems snying gi me long) — тантра из раздела Тайных Наставлений Дзогчена.

43. Практика "четырех чошагов" (cog bzhag) (букв. "оставлять на своем месте") заключается в интеграции созерцания с повседневной жизнью, согласно учениям раздела Тайных Наставлений.

44. Практика Тогэл (thod rgal) — завершение Пути Дзогчена, ее Плод — проявление "Радужного Тела" (Ja lus). Термин Тогэл относится к видению света, появляющегося вне глаз (находящихся в голове) (thod — череп), через который совершается переход (rgyal) в Радужное Тело.

45. Этот принцип, на тиб. "rang shar rang grol" — основа состояния самоосвобождения в Дзогчене. В момент, когда возникает мысль, за ней не следуют, но остаются в состоянии чистого присутствия, без суждений. Мысль растворяется сама, без всякого усилия со стороны практикующего. Тот же принцип применяется к восприятию, страстям и т.д.

46. Атиша Дипанкарашриджняна (982—1054), индийский учитель, уроженец Бенгалии, проживший в Тибете многие годы во время второго распространения буддизма, он был вдохновителем традиции Кадампа (bka `gdams pa).

47. Практика шести парамит (pha rol tu phyin pa) — основа Поведения в буддизме Махаяны.

48. На тиб. соответственно: lhun grub и rang grol.

49. Тантра "Спонтанного состояния чистого присутствия" (сан. Artha prakata tantra; т. Rigpa rang shar chen po'i rgyud) — одна из восемнадцати главных тантр из раздела Тайных Наставлений.

50. Другпа Кунлег (`brug pas kun legs) (1455—1570) был великим йогом традиции Дгугпа Кагью, практиковавшим Махамудру и Дзогчен. О его странном поведении, вне всяких условностей и дисциплины, известно из его популярной биографии.

51. Виная — свод монашеских правил в буддизме.

52. "6 украшений" (rgyan drug) — Арьядэва, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Гунапрабха и Сакьяпрабха; "два верховных" (mchog gnyis) — Нагарджуна и Асанга, оба — великие философы Махаяны.

53. Шантидэва (VII в.) — один из величайших учителей Махаяны, защитник философии Мадхьямика Прасангика. Его произведение "Бодхичарьяаватара" — одно из наиболее поэтических и вдохновенных сочинений буддизма.

54. Самантабхадра (т. Kun tu bzang po), изначальный будда, изображаемый голубого цвета, нагим и без украшений, представляет состояние дхармакайи.

55. Неразрушимое Тело Великого Переноса (pho chen rdo rje) — высшее достижение в Дзогчене. Физическое тело, не умирая, возвращается в световое состояние материальных элементов и продолжает существовать в форме нематериальной и, как правило, невидимой.

56. Гомадэви — принцесса страны Уддияна, принадлежит к линии передачи Природы Ума Дзогчен.

57. Учитель Шри Сингха был прямым последователем Манджушримитры.

58. Джнянасутра был последователем Шри Сингхи.

59. Вималамитра — один из наиболее значительных участников передачи учения Дзогчена в Тибет. Родом из Кашмира, последователь Шри Сингхи и Джнянасутры, он принес в Тибет многочисленные тантры из раздела Тайных Наставлений, обычно известных под названием Bi ma'i snying thig.

60. Вайрочана, великий переводчик и первый тибетский учитель Дзогчена, получивший от Шри Сингхи учения раздела Природы Ума и Изначального Пространства и принесший их в Тибет.

61. Еше Цогьел (Ye shes mtsho rgyal) была последовательницей Падмасамбхавы в Тибете и главным хранителем его учений.

62. В тексте упоминаются реликвии двух типов: gdung и ring bsrel. Первый представляет собой остатки костей сожженных тел, другой — крошечные шарики разного цвета, которые обнаруживаются после кремации. Считается, что и те и другие приносят большую пользу в преодолении трудностей как материальных, так и духовных.

63. Четыре видения (sang ba bzhi) являются также уровнями интеграции между внутренней энергией практикующего и внешним видением. По достижении уровня четвертого видения проявляется Радужное Тело, которое обладает теми же характеристиками, что и "Тело Великого Переноса".

64. Нгадаг Тензин Зангпо (mNga`bdag ting`dzin bzang po) (IX в.) был одним из главных последователей Вималамитры.

65. Чецун Сэнге Вангчук (lCe btsun seng ge dbang sgrol ma) был прямым последователем Вималамитры через видения и открывателем цикла учений "Чецун Ньингтиг".

66. Джецунма Цеванг Дролма (rJe btsun ma Tshe bdang sgrol ma) (1816—1872) из монастыря Мингдролинг, была сопоследователем (IX в.), великий учитель Дзогчена.

67. Пема Дундул (Nyag bla Pad ma bdud`dul) (1816—1872) был одним из главных учителей Чангчуба Дордже (Byang chub rdo rje) (1826—1961), коренного учителя Намкая Норбу.

68. Огьен Тензин (Orgyan bstan`dzin) (1893—1959) был последователем великого учителя Дзогчена Адзома Другпа (A`dzom `brug pa) (1842—1924), реинкарнацией которого был признан Намкай Норбу.

69. Бардо (bar do) — промежуточное состояние между смертью и новым рождением, включает три фазы, соответствующие дхармакайе, самбхогакайе, нирманакайе. Это соответственно "бардо момента смерти" (chi kha), "бардо природы явлений существования" (chos nyid) и "бардо становления" (srid pa). Реализоваться в состоянии самбхогакайи значит, таким образом, в течение фазы "бардо природы явлений существования", или Дхарматы.

70. Речь идет о практике Переноса Сознания (pho ba) — метод, в котором используется концентрация сознания и контроль над праной. Занятия этой практикой в течение жизни готовят к тому, чтобы в момент смерти "отправить" свое сознание в желаемое измерение.

71. Klong gi sying po написана в 1976, но еще не опубликована.

72. Четвертое время является изначальным измерением, выходящим за пределы трех времен: прошлого, настоящего и будущего.

73. В истории учения Дзогчен говорится о "12 учителях", которые жили на Земле в различные эпохи далекого прошлого с тех пор, когда средний возраст человека составлял сто тысяч лет. См. также Dpa`bo gtsug lag, op. cite p. 565.

74. Саха (mi mjed) — название Галактики, частью которой является Земля в соответствии с буддийской космологией.

75. "5 совершенных условий" (phum sum tshogs lnga) следующие: 1) место — чистое измерение Акаништха (`og min), 2) время — четвертое время, 3) учитель — изначальный Будда Самантабхадра, 4) слушатели — различные проявления Самбхогакаи, 5) учение — тантры Дзогчен.

76. Шанг-Шунг (Zhang Zhung), центром которого был Восточный Тибет, был очень значительным царством до восхождения на престол тибетской династии Ярлунг (Yar Klungs), которая присоединила его в VII веке.

77. Шенраб Мивоче (gShen rab mi vo che) традиционно рассматривается как основатель религии Бон, коренной тибетской традиции, главным образом ритуальной, которая предшествовала проникновению буддизма в Тибет. Согласно исследованиям Намкай Норбу, приведенная в тексте дата рождения взята из источников, относящихся к традиции Бон.

78. Нангше Лепо (sNang bzer lod po) получил учение Дзогчен Zhang Zhung snyan brgyud из Радужного Тела учителя и записал их в той форме, которую мы сейчас знаем. Современные исследования подтвердили, что он жил в ту же эпоху, что и тибетский царь Сронгцан Гампо (Srong btsan sgam po) (617-698).

79. Эта дата основана на Vai ro rgyud`bum — сборнике произведений Вайрочаны. Согласно dPa`bo gtsug lag, он родился через 360 лет после паринирваны Будды.

80. с. Kulaya raja tantra; т. Kun dyed rgyal po'i rgyud.

81. с. Maha abarta prasa rani raja tantra; т. kLong chen rab`byams rgyal po'i rgyud.

82. с. S'abda maha prasamga mula tantra; т. sGra thal' gyur chen po'i rgyud.

83. Устная традиция кама (bka' ma) включает учения, передача которых не прерывалась начиная с эпохи Гараб Дорчже и до наших дней. Повторно открытая традиция терма (gter ma), напротив, включает сочинения, спрятанные во времена Падмасамбхавы и постепенно снова найденные различными учителями.

84. rDzogs chen bstan `byung, еще не опубликована.

85. V-й Далай-Лама Лобсан Джамцо (bLo bzang rgya mtsho) (1617—1682) был также одним из открывателей спрятанных священных текстов.

86. Гунчен Падма Карпо (Kun mkhyen Pad ma dkar po) (1527—1592), исключительный учитель и ученый традиции Другпа (`brug pa) Кагью.

87. Шабкарва (Zhabs dkar ba Tshogs drug rang grol) (1781—1850), великий учитель Дзогчена в Восточном Тибете, известен своими духовными песнями.

88. Тибетская народная сказка о том, как заяц, услышав непонятный звук и не зная, что он вызван падением какого-то фрукта в воду, в ужасе удрал, а за ним последовали другие животные.

89. Bod kyi lo rgyus las `phros pa'i gtam nor bu'i do shal, опубликовано в Дхарамсале в "Library of Tibetan works and archives", 1981.

90. Трисонг Детсен (Khri srong lde`u btsan) (742—797 или 790—844).

91. Ринчен Зангпо (Rin chen bzang po) был одним из главных инициаторов II волны распространения Буддизма в Тибете.

92. Трогон Вангдуд Ньингпо (Gro mgond Bang sdud snying po) (1763—1806).

93. Джамьянг Кьенце Вангчук (Jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang phyug) (1524—1568)

94. Цхарпа и Нгор (Tshar pa, Ngor), упоминаемые ниже две значительные школы традиции Сакья.

95. Джамьянг Кьенце Вангпо (Jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang po) (1820—1892) — великий открыватель сокрытых текстов (терма) и вместе с Конгтрулом Лодро Тхае, вдохновитель традиции Римэ (Ris med) или "Внесектарной".

96. Кармапа Райджунг Дордже (Rang`byung rdo rje) (1284—1339), III Кармапа.

97. Чойжи Дригунгпа Ринчен Пунцок (Cos rje Bri gung pa Rin chen phun tshogs) (1509—1557).

98. Джамгон Конгтрул Лодро Тхае (Jam mgon Kong sprul Blo gros mtha'yas) (1813—1899).

99. Цаньянг Джамцо (Tshangs dbyangs rgya mtsho) (1683—?), известен своим поэтическим творчеством.

100. Дэси Сангье Джамцо (sDe srid sangs rgyas rgya mtsho) (1653—1705), регент V Далай-Ламы.

101. Чандракирти (VII век) — ведущий индийский философ традиции Мадхьямика Прасангика.

102. Этой фразой завершается одна из притч Чандракирти. Вот ее краткое содержание: Когда-то в одном королевстве ученый астролог предсказал дождь, который сделает сумасшедшим всякого, кто выпьет хоть каплю этой дождевой воды. Обеспокоенный король приготовил для себя огромные запасы воды, а простые люди не могли этого сделать. Спустя несколько дней начался дождь и появились первые жертвы безумия. Через несколько месяцев все, будучи вынужденными пить дождевую воду, сделались сумасшедшими, кроме короля. Но тогда король стал считаться сумасшедшим, так как он вел себя совсем не так, как остальные люди. Печальный и растерянный, король решил выпить этой воды, чтобы жить в гармонии со своим народом.

103. В буддизме говорят главным образом о шести типах кармических рождений: три высших уровня, соответствующих богам, полубогам и людям, и три низших, соответствующих животным, голодным духам и существам ада.

104. Тиб. bka'.

105. Под "учениями, переданными через потенциализацию", подразумевают учения, которые не были прямо открыты Буддой, ... а другими бодхисаттвами, которым он дал такое поручение.

106. Махаянская сутра.

107. На тибетском Jam dpal mtshan brjod ("Объяснение имени Манджушри"), важный текст тантризма.

108. Bai ro`idra`bag, биография учителя и тибетского переводчика Вайрочаны.

109. На юге Индии, в ступе Дханакута.

110. Ваджрадхара (rdo rje `chang), "тот, кто держит ваджру", другое представление, которое символизирует состояние Дхармакайи.

111. На тибетском соответственно "drang-don" и "nges-don".

112. Джняна Шри, буддийский пандит родом из Кашмира, посетил Тибет в X или XI веке.

113. Майтрейя традиционно рассматривается как будда будущего. Следующий отрывок взят из Абхисамайяланкара сутры, важного комментария к Праджняпарамита сутре, которая, как полагают, была продиктована самим Майтрейей индийскому философу Асанге (III век).

114. В древней традиции Бон существовали различные виды ритуалов, основанные на общем принципе взаимной зависимости энергии индивидуума и внешней энергии мира, связанной с различными классами существ. Чтобы гармонизировать эти энергии и решить проблемы, связанные с человеческим существованием, использовали различные типы практик Бон. "Завоевание духа, беспокоящего мертвых" (gshed`dur) имеет целью освободить покойника от присутствия духов, пользующихся состоянием смятения, в котором он находится, чтобы завладеть его жизненной энергией. "Присвоение энергии удачи" (phwya`bod) состоит в усилении энергии человека с тем, чтобы привлечь к нему благоприятные события. "Подношение благовонного дыма" (bsang) является практикой, до сих пор широко распространенной по всему Тибету. Изначально она имела целью очистить с помощью дыма ароматических веществ как различные классы существ, живущих в воздухе, если они оказались загрязнены человеком, так и самого человека. "Обряды выкупа", включающие обряды типа mdos, glud и yas, в зависимости от серьезности случая, преследуют цель избавления от болезней, вызванных другими классами существ, даже если больной находится в агонии. Они основаны на замене жизненной энергии больного человека ее изображением, которое приносится в жертву в обмен на его полное выздоровление.

115. Под "разделением на дхату" подразумевают в данном случае, главным образом, разделение вселенной на три мира: "мир страстей" (камадхату), "мир форм" (рупадхату) и "мир без форм" (арупадхату). Мы находим это понятие в "Абхидхармапитаке", сборнике буддийских писаний по метафизике.

116. Речь идет о понятиях и символах, восходящих к древней даосской традиции, ставших основой китайских астрологических знаний. Рассказывают, что Фу Си (2852—2738 гг. до н.э.), считающийся первым правителем Китая, открыл триграммы, разглядывая панцирь черепахи, и что они дали ему интуитивное понимание природы вселенной.

117. Во многих космогонических повествованиях, которые служат введением в ритуалы Бона, говорится о "космическом яйце", образованном сущностью пяти элементов: воздуха, воды, огня, земли и пространства. Вселенная была создана из этого яйца и разделена на три уровня существования: божества (lha) в небесном пространстве: духи (gnyan) — нематериальные существа, живущие в промежуточном пространстве: и наги (klu), полубоги воды.

118. Это три аспекта жизненного принципа индивидуума. Под Ла (bla) (иногда переводится как "душа") понимают форму психической энергии, тесно связанную с внешним миром, с различными явлениями, окружающими человека. Це (Tshe), напротив, означает потенциальную продолжительность жизни, которая может оказаться под влиянием Ла. И наконец, Срог (Srog) представляет истинный жизненный принцип, присущий всякому живому существу.

119. Под "Мудростью количества" (ji snyed mkhyen pa) подразумевают способность воспринимать все возможные феномены сансары и нирваны. Под "Мудростью качества" (ji ltar mkhyen pa) — способность воспринимать их все одновременно.

120. Абхидхармакоша является произведением Васубандху, философа I века.

121. Согласно традиционной буддийской космологии, центром мира является мистическая гора Меру, с четырех сторон окруженная четырьмя континентами. Континент Куру находится к северу от горы Меру.

122. Намек на знаменитую притчу, рассказанную Буддой в "Локапраджняптисутре".

123. Падампа Сангье (Pha dam pa sangs rguas) (XI в.), родом из Южной Индии, был одним из великих буддийских йогов, которые посетили Тибет. Его учение, названное Шижед (Zhi-byed) или "Умиротворяющее", сильно повлияло на систему практик Чод (gCod), развитую учителем Мачиг Лабдрон (Ma gcig lab sgron) (1055—1149), его последовательницей.

124. Zab lam zhen pa bzhi bral, сочинение Драгпа Гьелцена (Sa skya pa Grags pa rgyal mtshan) (1147—1216).

125. "8 мирских дхарм": выигрыш и потеря, известность и позор, похвала и порицание, радость и скорбь.

126. Янг соответствует современной китайской провинции Юннань.

127. Жалинг (rgya gling) — духовой инструмент из группы гобоев, используемый в основном во время религиозных церемоний.

128. Тулшиг Ринпоче (Khrul Zhig), выдающийся учитель Дзогчена, который жил в нашем веке и был несколько лет учителем царя Сиккима. Соднам Бум был его учеником.

129. "Тренировка 12 надлежащих состояний" (с. Dvadasa dhutaguna, т. sbyangs pa'i yon tan bcu gnyis). Это: 1) носить лохмотья из мусорных ящиков; 7) жить в уединенных местах; 2) носить только 3 религиозных одеяния; 8) жить у подножия дерева; 3) носить одеяния из войлока; 9) жить в неукрытых местах; 4) жить милостыней; 10) жить на кладбищах; 5) есть только один раз в день; 11) спать, сидя в позе медитации; 6) не есть после полудня; 12) спать где придется.

130. "8 пещер" считаются очень важными местами, где Падмасамбхава практиковал во время своего пребывания в Тибете.

131. "Опора тела" относится к статуям и изображениям; "опора речи" — к священным текстам; "опора ума" — к ступам (mchod rten) и другим реликвиям.

132. Под "двумя телами" подразумевают тело без форм (дхармакайя) и тело формы (рупакайя), которое включает самбхогакайю и нирманакайю.

133. "4 качества, привлекающие учеников" (с. Catvari samgraha vastu, т. bsdu ba'i dngos-po bzhi), это: 1) быть великодушным: 2) говорить с кротостью; 3) помогать другим; 4) применять на практике то, чему учишь.

134. Абсолютная истина (don dam) соответствует истинному смыслу, а относительная истина (kun rdzob) — временному.

135. "Ом мани падме хум" — одна из самых популярных мантр в Тибете, посвященная Авалокитешваре, бодхисаттве сострадания.

136. "7 эмблем королевства" (rgyal srid sna bdun): колесо, сверкающая драгоценность, сказочная лошадь, слон, королева, министр и командующий армией.

Намкай Норбу Ринпоче

ШЕСТНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЮ ДЗОГЧЕНА

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

Перевод с тибетского Адриано Клементе
Перевод с итальянского Алекса де Фермора
Обработка текста Алеиды Александра и Мартины Гиллюш
Перевод с французского Сергея Ляпича
Редакция и уточнение перевода Руслана Малаховского

ВВЕДЕНИЕ

Учение Дзогчен ("Великое Совершенство") — это передача знания изначального состояния личности независимо от расовой, религиозной или философской принадлежности. Это учение распространено в двух великих духовных традициях Тибета — в буддизме и в бон. Его происхождение трудно установить точно. Буддийская традиция приписывает введение на Земле Дзогчена Гарабу Дордже (Прахеваджра), родившемуся в Уддияне, древней буддийской стране, которая по мнению многих ученых располагалась в долине Сват в Пакистане. Этот учитель, преданный сути учения Будды, передавал знание Дзогчена, выходящее за пределы закона причинно-следственной связи или кармы, буддийским последователям, преемники которых передали его тибетским учителям.

Традиция Бон, напротив, считает Дзогчен учением, переданным основателем Бон Шенрабом Миво (gShen rab mi bo), который родился в Восточном Тибете. Значение этой личности приравнивается к значению Будды Шакьямуни в буддизме. Известный в древности под названием "Бон природы ума" (Sems bon), Дзогчен традиции Бон не делится на разделы так, как это принято в Дзогчене буддийской традиции, но не отличается от него ни принципами, ни терминологией.

Что такое Дзогчен? Какое значение он имеет в жизни человека? Как можно его практиковать, не становясь последователем религиозной традиции, столь далекой от западной культуры? На эти и другие вопросы Намхай Норбу, носитель подлинного знания Дзогчена, отвечает в трех письмах, содержащихся в этой книге, основанной на ответах, данных спонтанно различным людям в течение 1975—76 гг. Она состоит из трех разделов.

I раздел. "Восемь ответов членам Дзогчен-общины как восемь знаков хорошего предзнаменования" (rDzogs chen'd us sde ba rnam kyi dris lan bkra shis rtags kyi grangs Ldan)1. Содержит ответы, данные людям, принадлежащим к Дзогчен-общине, основанной Намкай Норбу с целью сохранить учение Дзогчен и позволить ему существовать в контексте современного общества. Вопросы задавались со времени зарождения общины.

II раздел. "Белое хрустальное зеркало: Ответы Лхацену Соднам Буму, практикующему Дзогчен" (rDzogs chen ba lha tshang bsod nams bum kyi dris lan shel dkar me long). Содержит ответы, данные в Тибете Соднам Буму, родственнику автора, живущему в Швейцарии. Обсуждаемые в этом случае темы принципиально зависят от отношений между Дзогченом и некоторыми традиционными аспектами тибетской буддийской культуры.

III раздел. "Ответ моему ученику Эудженио Амико" (Rang gi slob ma eu ge nio ami co'i dris lan). В нем обсуждается личность Иисуса Христа и отношения между Дзогченом и религиями.

В заключение речь идет о книге, задуманной, чтобы посвятить нас в основополагающие принципы учения Дзогчен и лучше определить его истинную природу по отношению к системам, которые мы называем обычно философскими или религиозными. В примечаниях я постарался пояснить наиболее специфические понятия и термины, учитывая трудности для читателя, незнакомого с буддийскими доктринами. Но, как говорит автор в одном из ответов: "Дзогчен нельзя определить ни как восточное учение из-за его появления на Востоке, ни как учение, предназначенное только для людей в силу его распространения на Земле...". Дзогчен есть знание истинной природы человека и мира за пределами слов и определений, зависящих от изменения времен и традиций. Приблизимся к своей сущности, к открытому и свободному от предубеждений сознанию, чтобы снова узнать подлинное состояние свободы.

Адриано Клементе.
Ноябрь 1987 г.

 







Часть I

ВОСЕМЬ ОТВЕТОВ ЧЛЕНАМ ДЗОГЧЕН-ОБЩИНЫ
КАК ВОСЕМЬ ЗНАКОВ ХОРОШЕГО ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ

Поклоняюсь драгоценному учителю,
обладающему несравненной милостью.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.