ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – АНОО ВО
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ
______________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки – 38.03.02 (080200) Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника ____ магистр _______________
Профиль подготовки – Управление развитием бизнеса
Программа подготовки: прикладная магистратура
Воронеж 2018
Методическое обеспечение по дисциплине Риск-менеджмент разработано в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по направлению подготовки – 38.03.02 (080200) Менеджмент, профиль подготовки – Управление развитием бизнеса, квалификации (степени) выпускника __магистр__
Разработчик: С.Г. Борисова ___ВИВТ___,___ доцент ___ _______________
(инициалы, фамилия) (занимаемая должность) (место для подписи)
Методическое обеспечение по дисциплине Риск-менеджмент рассмотрено на заседании Учебно-методического совета протокол
№ ____ от _____ ____________ 2018 г. и рекомендовано к использованию.
Зам. председателя УМС С.М. Шляхова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
Самостоятельная работа является важнейшей составной частью учебного процесса и обязанностью каждого магистра. Качество усвоения учебной дисциплины находится в прямой зависимости от способности магистра самостоятельно и творчески учиться.
Самостоятельная работа является наиболее деятельным и творческим процессом, который выполняет ряд дидактических функций:
• способствует формированию диалектического мышления,
• вырабатывает высокую культуру умственного труда,
• совершенствует способы организации познавательной деятельности,
• воспитывает ответственность, целеустремленность,
• систематичность и последовательность в работе магистров,
• развивает у них бережное отношение к своему времени,
• способность доводить до конца начатое дело.
Самостоятельная работа магистра – это вся его работа по овладению содержанием учебной дисциплины и соответствующими практическими навыками, и умениями, активная интеллектуальная деятельность.
Содержанием самостоятельной работы магистров являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа магистра при подготовке к зачету;
- подготовка контрольных работ (домашних заданий);
- самостоятельная работа магистра в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультации преподавателя дисциплины.
Изучение понятийного аппарата дисциплины.
Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна быть подчинена осмыслению категорий общего менеджмента, усвоению понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного менеджера является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Попытка понять природу профессиональной работы менеджера вне изучения соответствующего «языка», на уровне бытовых представлений обречена на провал.
Лучшему усвоению и пониманию дисциплины «Риск-менеджмент» помогут
• различные энциклопедии,
• словари,
• справочники
• и другие материалы, указанные в соответствующих темах дисциплины. Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану.
Особое место отводится самостоятельной проработке магистрами отдельных разделов и тем по изучаемой дисциплине. Такой подход вырабатывает у магистров инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий менеджмента, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Работа над основной и дополнительной литературой.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это не только мобилизует внимание, но и способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Записи как бы контролируют восприятие прочитанного. Кроме того, такая практика учит магистров отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Таким образом, конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда, требующая от магистра активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.
Магистр должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.
Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения магистр определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломного проекта на выпускном курсе.
Самоподготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что та или иная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми курсами. Более того, именно синтез полученных ранее знаний и текущего материала по курсу делает подготовку результативной и всесторонней. На семинарских занятиях магистр должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.
Для достижения этой цели необходимо:
1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;
2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;
3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;
4) тщательно изучить лекционный материал;
5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;
6) подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу.
Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных положений, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы:
• определение и характеристика основных категорий,
• эволюция предмета исследования,
• оценка его современного состояния,
• существующие проблемы,
• перспективы развития.
Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы магистра.
Самостоятельная работа магистра при подготовке к экзамену. Контроль выступает формой обратной связи и предусматривает оценку успеваемости магистров и разработку мер по дальнейшему повышению качества подготовки современных менеджеров.
Итоговой формой контроля успеваемости магистров по учебной дисциплине «Риск-менеджмент» является экзамен. Сдача экзамена является ответственным этапом учебного процесса. Бесспорным фактором успешного завершения очередного модуля является кропотливая, систематическая работа магистра в течение всего модуля. В этом случае подготовка к экзамену будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине. В начале модуля рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к зачету, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы, разработанные кафедрой по данной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение магистром существа того или иного вопроса за счет:
а) уточняющих вопросов преподавателю;
б) подготовки рефератов по отдельным темам, наиболее заинтересовавшие студента;
в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах;
г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.
Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого магистра, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.
После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к экзамену, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материалу, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.
Для систематизации знаний и понимания логики изучения предмета в процессе обучения рекомендуется пользоваться программой курса, включающей в себя разделы, темы и вопросы, определяющие стандарт знаний по каждой теме. При подготовке к экзамену конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний.
Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем.
Самостоятельная работа магистра в библиотеке.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня магистров как очной, так и заочной формы обучения, в том числе:
а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе;
б) изучение книг, журналов, газет - в читальном зале;
в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога;
г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки.
При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы магистров, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации: учебные пособия для вузов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку магистра выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Рисунок 1 - «Конус обучения»
Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 г. выявил наиболее эффективные способы обучения.
Эдгар Дейл пришёл к выводу, что:
— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения» (см. рисунок выше).
Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.
Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.
Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.
Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.
http://dushamira.com/article/edgar-deyl-edgar-dale-v-1969-godu-vyyavil-naibolee-effektivnye-sposoby-obucheniya
Наименование тем дисциплины «Риск-Менеджмент»:
Раздел 1. Введение в проблематику дисциплины «Риск-Менеджмент»
Тема 3. Оценка рисков
Комплексная оценка риска. Получение и обработка информации.
Составление алгоритма принимаемого решения.
Качественная оценка рисков.
Количественная оценка рисков.
Методика оценки рисков. Классификация рисков по величине потерь. Классификация рисков по вероятности возникновения. Оценка индекса риска. Оценка степени воздействия рисков. Классификация рисков по уровню.
Статистические (вероятностные) методы оценки рисков. Понятие вероятности. Способы определения вероятности. Применение статистических методов для оценки риска. Метод учета риска при определении чистой приведенной стоимости. Временная ценность денежных вложений. Подходы к учету экономических рисков при расчете NPV.
Метод учета рисков при определении чистой приведенной стоимости.
Анализ чувствительности: этапы реализации, преимущества и недостатки.
Метод сценариев: процедура реализации, сфера применения.
Деревья решений: этапы реализации метода, ограничения по применению.
Метод имитационного моделирования: этапы реализации, преимущества и недостатки.
Тема 4. Управление рисками
Сущность управления рисков. Законы управления рисками. Этапы управления рисками.
Риск-менеджмент: сущность, цели и задачи. Субъект и объект управления в риск-менеджменте.
Общая последовательность управления рисками.
Организация управления риском. Объект управления в риск-менеджменте. Субъект управления в риск-менеджменте.
Структура риск-менеджмента.
Основные правила риск-менеджмента.
Система управления рисками.
Система риск-менеджмента. Принципы, функции и методы управления рисками.
Понятие карты рисков предприятия. Цели составления карты рисков предприятия. Графическое отображение карты рисков предприятия
Тема 3. Оценка рисков
1. Комплексная оценка риска.
2. Составление алгоритма принимаемого решения.
3. Качественная оценка рисков.
4. Количественная оценка рисков.
5. Статистические (вероятностные) методы оценки рисков.
6. Метод учета рисков при определении чистой приведенной стоимости.
7. Метод имитационного моделирования: этапы реализации, преимущества и недостатки.
Тема 4. Управление рисками
1. Сущность управления рисков, его законы и этапы.
2. Риск-менеджмент: сущность, цели и задачи.
3. Система риск-менеджмента: принципы, функции и методы управления рисками.
4. Понятие карты рисков предприятия: цели ее составления и ее графическое отображение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Об организации страхового дела в Российской Федерации : - Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 31.12.2017 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/.
2. О предприятиях и предпринимательской деятельности: - Закон РФ от 25 декабря 1990 года № 445-1 - http://www.ru-90.ru/node/1133, http://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-25121990-n-445-1-o/.
3. Алексеенко В.Б. Управление рисками в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Учебно-методическое пособие / В.Б. Алексеенко, Г.М. Кутлыева, Ю.И. Мочалова. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 88 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22224.html. - ЭБС «IPRbooks».
4. Балдин К.В. Управление рисками. Учебное пособие / К.В. Балдин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 512 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10513.html. - ЭБС «IPRbooks».
5. Антонов В.Г. Управление рисками приоритетных инвестиционных проектов. Концепция и методология / В.Г. Антонов, В.В. Масленников, Л.Г. Скамай, А.М. Вачегин. – М.: Палеотип, 2014. – 188 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48707.html. - ЭБС «IPRbooks».
6. Асаул А.Н. Инвестиционный анализ. Учебное пособие / А.Н. Асаул, В.В. Биба, В.Л. Буняк, А.С. Скрыльник, Р.А. Фалтинский, В.Я. Чевганова. – СПб: Институт проблем экономического возрождения, 2014. – 288 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/38596.html. - ЭБС «IPRbooks».
7. Афонин П.Н. Система управления рисками. Учебное пособие / П.Н. Афонин. – СПб: Троицкий мост, 2016 – 125 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42738.html - ЭБС «IPRbooks».
8. Бабаскин С.Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков. Учебное пособие / С.Я. Бабаскин. – М.: Дело, 2014. – 240 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50995.html. - ЭБС «IPRbooks».
9. Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия. Учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. – М.: Дашков и К. 2015. – 418 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14110.html. - ЭБС «IPRbooks».
10. Иванов А.А. Риск-менеджмент. Учебное пособие / А.А. Иванов, С.Я. Олейников, С.А. Бочаров. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 304 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10817.html. - ЭБС «IPRbooks».
11. Кривошей В.А. Экономические методы оценки рисков торговой организации. Монография (книга) / В.А. Кривошей. – М.: ИД «Экономическая газета», ИТКОР, 2012. – 176 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8386.html. - ЭБС «IPRbooks».
12. Минкова Е.С. Управленческая рискология. Учебное пособие / Е.С. Минкова. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2007. – 263 с. – Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/3175.html. - ЭБС «IPRbooks».
13. Никонов В. Управление рисками Как больше зарабатывать и меньше терять / В. Никонов. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 285 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41476.html. - ЭБС «IPRbooks».
14. Новиков А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах. Учебное пособие / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. – М.: Дашков и К, 2015. – 285 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14100.html. - ЭБС «IPRbooks».
Фирсова О.А. Управление рисками организаций. Учебно-методическое пособие / О.А. Фирсова. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. – 82 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33447.html. - ЭБС «IPRbooks».
б) дополнительная литература:
1. Антонов В.Г. Управление рисками приоритетных инвестиционных проектов. Концепция и методология / В.Г. Антонов, В.В. Масленников, Л.Г. Скамай, А.М. Вачегин. – М.: Палеотип, 2014. – 188 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48707.html. - ЭБС «IPRbooks».
2. Бабаскин С.Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков. Учебное пособие / С.Я. Бабаскин. – М.: Дело, 2014. – 240 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50995.html. - ЭБС «IPRbooks».
3. Балдин К.В. Модели и методы управления рисками в предпринимательстве : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент орг." / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: [Изд-во МПСИ]; Воронеж: [МОДЭК]. - 20 с.
4. Банковские риски: учеб. пособие / под. ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. — М.: Кнорус, 2007. — 232 с.
5. Бордовских А.Н. Политические риски международного бизнеса в условиях глобализации. Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Бордовских. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 320 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56779.html. - ЭБС «IPRbooks».
6. Гиротра К. Оптимальная бизнес-модель. Четыре инструмента управления рисками - пер. Брандес М. / Каран Гиротра, Сергей Нетесин. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 216 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34786.html. - ЭБС «IPRbooks».
7. Кривошей В.А. Экономические методы оценки рисков торговой организации. Монография (книга) / В.А. Кривошей. – М.: ИД «Экономическая газета», ИТКОР, 2012. – 176 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8386.html. - ЭБС «IPRbooks».
8. Минкова Е.С. Управленческая рискология. Учебное пособие / Е.С. Минкова. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2007. – 263 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3175.html. - ЭБС «IPRbooks».
9. Никонов В. Управление рисками Как больше зарабатывать и меньше терять / В. Никонов. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 285 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41476.html. - ЭБС «IPRbooks».
10. Новиков А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах. Учебное пособие / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. – М.: Дашков и К, 2015. – 285 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14100.html. - ЭБС «IPRbooks».
11. Ревенков П.В. Финансовый мониторинг. Управление рисками отмывания денег в банках. Учебное пособие / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. - М.: ЦИПСиР. – 280 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10532.html. - ЭБС «IPRbooks».
в) учебно-методическая литература:
1. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учеб. пособие / Под ред. Д.Д. Вачугова.- М.: Высшая школа, 2001. – 192 с. Рекомендовано УМО.
2. Гончаренко Л.П. Риск-менеджмент : учеб. пособие / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин ; под ред. Е.А. Олейникова ; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - 3-е изд., стер. - М.: КноРус., 2016. - 214 с. - http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/12095.pdf.
3. Кунин В.А. управление рисками промышленного предпринимательства (теория, методология, практика) Монография Санкт-Петербург 2011. - http://av.disus.ru/monografiya/747345-1-v-kunin-upravlenie-riskami-promishlennogo-predprinimatelstva-teoriya-metodologiya-praktika-monografiya-sankt-peterburg-2011-udk-3304-b.php.
4. Маслова Е.Л. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: методический материал/ Е.Л. Маслова.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 160 c.— : http://www.iprbookshop.ru/17597.— ЭБС «IPRbooks».
5. Общеметодологические подходы к количественной оценке риска - http://studopedia.ru/2_32369_ekspertnie-metodi-otsenki-riskov.html.
6. Орехов С.А . Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.А. Орехов, В.А. Селезнев, Н.В. Тихомирова, ред. Орехов С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— : http://www.iprbookshop.ru/14054.— ЭБС «IPRbooks».
7. Сочнева Е.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие / Риск-менеджмент : учеб. пособие (рабочая тетрадь) / Е. Н. Сочнева. – Красноярск, 2014. – 62 с. - http://seminar-2013.ucoz.com/doc3/risk_meneg.pdf
8. Практикум по теории управления / Под ред. Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И. М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с. Рекомендовано УМО
9. Фирсова О.А. Управление рисками организаций. Учебно-методическое пособие / О.А. Фирсова. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. – 82 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33447.html. — ЭБС «IPRbooks».
10. Методические указания к самостоятельной работе магистров.
г) словари, справочники, энциклопедии
1. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. — М: Альпина Паблишер, 2009. — 786 с. - http://www.alt-invest.ru/files/Enciklopedia_finrisk-2008_gl5.pdf.
2. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1 152 с.
3. Электронно-библиотечная система IPRbooks.
4. Экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. 2007. – 1152 с.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология, Менеджмент. Большая электронная библиотека - http://www.ecsocman.edu.ru.
- Федеральный портал «Российское образование» - www.edu.ru.
- Административно-управленческий портал: менеджмент и маркетинг в бизнесе. Большая электронная библиотека - http://www.aup.ru.
- Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» - http://mevriz.ru/.
- Журнал «Российский журнал менеджмента» - http://www.rjm.ru/.
- Административно-управленческий портал - http://www.aup.ru/.
- Аналитический портал: всё о ценных бумагах для частного инвестора - http://www.2stocks.ru/.
- Аналитический портал - http://investcafe.ru/analytics.
- Экономический портал - http://institutiones.com/.
- Информационного агентства АК&М официальный сайт - http://www.akm.ru.
- Министерства экономического развития Российской Федерации официальный сайт - http://www.economy.gov.ru.
- Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» официальный сайт - http://www.raexpert.ru.
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – АНОО ВО
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ
______________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки – 38.03.02 (080200) Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника ____ магистр _______________
Профиль подготовки – Управление развитием бизнеса
Программа подготовки: прикладная магистратура
Воронеж 2018
Методическое обеспечение по дисциплине Риск-менеджмент разработано в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по направлению подготовки – 38.03.02 (080200) Менеджмент, профиль подготовки – Управление развитием бизнеса, квалификации (степени) выпускника __магистр__
Разработчик: С.Г. Борисова ___ВИВТ___,___ доцент ___ _______________
(инициалы, фамилия) (занимаемая должность) (место для подписи)
Методическое обеспечение по дисциплине Риск-менеджмент рассмотрено на заседании Учебно-методического совета протокол
№ ____ от _____ ____________ 2018 г. и рекомендовано к использованию.
Зам. председателя УМС С.М. Шляхова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
Самостоятельная работа является важнейшей составной частью учебного процесса и обязанностью каждого магистра. Качество усвоения учебной дисциплины находится в прямой зависимости от способности магистра самостоятельно и творчески учиться.
Самостоятельная работа является наиболее деятельным и творческим процессом, который выполняет ряд дидактических функций:
• способствует формированию диалектического мышления,
• вырабатывает высокую культуру умственного труда,
• совершенствует способы организации познавательной деятельности,
• воспитывает ответственность, целеустремленность,
• систематичность и последовательность в работе магистров,
• развивает у них бережное отношение к своему времени,
• способность доводить до конца начатое дело.
Самостоятельная работа магистра – это вся его работа по овладению содержанием учебной дисциплины и соответствующими практическими навыками, и умениями, активная интеллектуальная деятельность.
Содержанием самостоятельной работы магистров являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа магистра при подготовке к зачету;
- подготовка контрольных работ (домашних заданий);
- самостоятельная работа магистра в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультации преподавателя дисциплины.
Изучение понятийного аппарата дисциплины.
Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна быть подчинена осмыслению категорий общего менеджмента, усвоению понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного менеджера является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Попытка понять природу профессиональной работы менеджера вне изучения соответствующего «языка», на уровне бытовых представлений обречена на провал.
Лучшему усвоению и пониманию дисциплины «Риск-менеджмент» помогут
• различные энциклопедии,
• словари,
• справочники
• и другие материалы, указанные в соответствующих темах дисциплины. Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану.
Особое место отводится самостоятельной проработке магистрами отдельных разделов и тем по изучаемой дисциплине. Такой подход вырабатывает у магистров инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий менеджмента, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Работа над основной и дополнительной литературой.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это не только мобилизует внимание, но и способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Записи как бы контролируют восприятие прочитанного. Кроме того, такая практика учит магистров отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Таким образом, конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда, требующая от магистра активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.
Магистр должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.
Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения магистр определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломного проекта на выпускном курсе.
Самоподготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что та или иная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми курсами. Более того, именно синтез полученных ранее знаний и текущего материала по курсу делает подготовку результативной и всесторонней. На семинарских занятиях магистр должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.
Для достижения этой цели необходимо:
1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;
2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;
3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;
4) тщательно изучить лекционный материал;
5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;
6) подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу.
Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных положений, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы:
• определение и характеристика основных категорий,
• эволюция предмета исследования,
• оценка его современного состояния,
• существующие проблемы,
• перспективы развития.
Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы магистра.
Самостоятельная работа магистра при подготовке к экзамену. Контроль выступает формой обратной связи и предусматривает оценку успеваемости магистров и разработку мер по дальнейшему повышению качества подготовки современных менеджеров.
Итоговой формой контроля успеваемости магистров по учебной дисциплине «Риск-менеджмент» является экзамен. Сдача экзамена является ответственным этапом учебного процесса. Бесспорным фактором успешного завершения очередного модуля является кропотливая, систематическая работа магистра в течение всего модуля. В этом случае подготовка к экзамену будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине. В начале модуля рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к зачету, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы, разработанные кафедрой по данной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение магистром существа того или иного вопроса за счет:
а) уточняющих вопросов преподавателю;
б) подготовки рефератов по отдельным темам, наиболее заинтересовавшие студента;
в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах;
г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.
Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого магистра, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.
После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к экзамену, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материалу, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.
Для систематизации знаний и понимания логики изучения предмета в процессе обучения рекомендуется пользоваться программой курса, включающей в себя разделы, темы и вопросы, определяющие стандарт знаний по каждой теме. При подготовке к экзамену конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний.
Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем.
Самостоятельная работа магистра в библиотеке.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня магистров как очной, так и заочной формы обучения, в том числе:
а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе;
б) изучение книг, журналов, газет - в читальном зале;
в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога;
г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки.
При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы магистров, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации: учебные пособия для вузов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку магистра выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Рисунок 1 - «Конус обучения»
Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 г. выявил наиболее эффективные способы обучения.
Эдгар Дейл пришёл к выводу, что:
— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения» (см. рисунок выше).
Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.
Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.
Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.
Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.
http://dushamira.com/article/edgar-deyl-edgar-dale-v-1969-godu-vyyavil-naibolee-effektivnye-sposoby-obucheniya
Наименование тем дисциплины «Риск-Менеджмент»:
Раздел 1. Введение в проблематику дисциплины «Риск-Менеджмент»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 289.