Процесс запоминания иностранных слов делится на два этапа. Первый — запись произношения слов и их последовательности в зрительную память. Второй — образование связи между зрительным и речевым анализатором. Если на образование связи в зрительном анализаторе достаточно нескольких секунд, то связь между разными анализаторными системами устанавливается длительное время. По нашим наблюдениям, иностранные слова (впрочем, так же как и термины, и фамилии) закрепляются в памяти в течение двух-четырех дней при условии, что они повторяются активно, то есть воспроизводятся из памяти.
Здесь мы рассмотрим способы запоминания отдельного слова в зрительном анализаторе с помощью кодирующих произношение образов.
При запоминании иностранных слов в образы кодируются не только иностранные слова, но и их русские аналоги. Если слово «Авторучка» легко представить зрительно, то такие слова как «бегать», «космос», «зеленый» требуют применения приемов кодирования (2 занятие), потому что прежде чем записать в образах произношение иностранного слова, нам необходим образ, на котором это произношение будет фиксироваться. Этот образ получается из русского перевода запоминаемого слова. В нашем примере глагол «бегать» можно обозначить образом «кеды», слово «космос» — образом «спираль», прилагательное «зеленый» — образом «трава». В дальнейшем эти образы будут основой ассоциации и на их подобразах будет зафиксировано произношение. Одновременно эти образы обозначают перевод запоминаемого иностранного слова и их легко запомнить последовательно.
Образы, полученные из иностранного слова и кодирующие его произношение, запоминаются как элементы ассоциации.
Произношение любого иностранного слова может быть закодировано в образы комбинацией следующих приемов:
· метод наводящих ассоциаций (прием символизации, прием кодирования по созвучию, прием образования слова по слогам, прием привязки к хорошо знакомой информации);
· фонетические образные коды;
· прием образования ассоциативной связи (с выделением основы ассоциации).
Многие иностранные слова легко кодируются в образы через русский язык (метод наводящих ассоциаций): ками камин, куби кубик, мими лицо (мимика).
Однако в иностранных языках есть звуки, отсутствующие в русском языке. К таким словам метод наводящих ассоциаций неприменим и используются фонетические образные коды.
В любом языке можно выделить наиболее часто повторяющиеся слоги. В случае с японским языком такими слогами являются звуки азбуки хираганы. Каждому слогу присваивается зрительный образ (КИ кинжал, МО морковка, О обезьянка, КО кольцо). Эти образы следует очень хорошо выучить (качество запоминания образов тестируется карточками). При заучивании образных кодов необходимо прослушивать запись с образцами произношения основных звуков языка. Тогда вы будете произносить звук «КО» не так как в слове «кольцо», а так, как его произносят японцы.
Запоминание слов с помощью фонетических образных кодов аналогично запоминанию телефонных номеров с помощью образных кодов двузначных чисел. Они позволяют очень точно запомнить произношение, и запоминание осуществляется достаточно быстро, так как из процесса запоминания исключается этап кодирования.
Применение тех или иных приемов для кодирования слов в образы зависит от запоминаемого слова. При запоминании одного слова могут свободно комбинироваться все вышеперечисленные приемы.
Примеры кодирования слов в образы:
· акай (красный) — на штоке красного флага — магнитофон фирмы «Акай»;
· нива (сад) — под яблоней стоит автомобиль «Нива»;
· хон (книга) — на книжке модель мотоцикла «Хонда»;
· миру (смотреть) — ассоциация «Бинокль глобус»;
· хаха (мама) — ваша мама с двумя халатами в руках (образные коды ха, ха);
· цукуэ (стол) — на разные части образа «Стол» запомните три образных кода — цунами, кулак, этажерка (коды цу, ку, э);
· утау (петь) — на разные части образа «Микрофон» запомните образные коды — ухо, таракан, ухо (у, та, у);
· сара (тарелка) — на образе тарелки разместите образные коды — сахар, ракета (са, ра);
· нацу (лето) — на образе «Теннисная ракетка» запомните два образных кода — наперсток и цунами (на, цу).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.