О ДЕТЯХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В массовой школе встречаются неуспевающие дети, у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психи­ческого развития. К этой категории относятся дети с психофизи­ческим или только с психическим инфантилизмом и дети, у кото­рых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познава­тельной деятельности—произвольного внимания, логического за­поминания, пространственных представлений, восприятия, мыш­ления и др. Причины задержек развития бывают разные. Оии могут возникнуть из-за явлений токсикоза или нарушения пита-

422


ния матери во время беременности, из-за недоношенности, в ре­зультате того, что во время беременности мать перенесла такие болезни, как вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф, в связи с резус-фактором, легкими природовыми травмами, асфик­сией, а иногда и в связи с диспепсией и дизентерией, перенесен­ных ребенком на самых ранних этапах его жизни... Все эти при­чины могут привести к задержке темпа развития. Дети несколько позже начинают ходить, говорить. Физическая недостаточность у них характеризуется малым весом и ростом. Особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы. В старшем дошкольном возрасте такие дети сохраняют черты младших до­школьников: предпочитают игру другим видам деятельности, край­не непосредственны в своем поведении, неумелы в самообслужи­вании. Инфантильность в поведении этих детей, т. е. наличие у них черт, характерных для более младшего дошкольного воз­раста, не выделяет их резко из общей массы дошкольников, по­скольку им не приходится сталкиваться с твердо регламентиро­ванными требованиями. Но когда такие дети приходят в школу, они плохо включаются в учебную деятельность, не воспринима­ют и не выполняют школьных заданий, ведут себя так же, как в детском саду, и оказываются не «созревшими» для обучения. У них нет школьных интересов, обязательности по отношению к вы­полнению предложенного задания, они с трудом овладевают на­чальными навыками письма и чтения... Часто во время занятий у этих детей появляется повышенная утомляемость, а иногда и головные боли. Вместе с тем у детей с психофизическим инфан­тилизмом нет первичной интеллектуальной недостаточности. Они могут понять смысл прочитанной им сказки, рассказа, разложить в должной последовательности серию предложенных картинок, понять смысл сюжетной картинки. При правильном педагогичес­ком подходе трудности в обучении детей с психофизическим ин^ фантилизмом могут быть преодолены. <...>

Задержанные в своем развитии дети при психофизическом инфантилизме нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их об­учении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения их грамоте и счету, поль­зоваться красочно оформленным наглядным материалом. При этом виды занятий должны быть более разнообразными, эмоцио­нально насыщенными. Иногда следует уменьшить объем заданий, так как инфантильный ребенок на первых этапах не в состоянии выполнить однообразную работу в течение длительного времени (45 минут); надо подводить такого ученика к выполнению школь­ных заданий постепенно.

Как уже указывалось, к категории детей с временными за­держками развития относятся не только дети с психофизическим инфантилизмом, но и дети, у которых инфантилизм сочетается с некоторой задержкой в развитии познавательной деятельности. У этих детей, как правило, наблюдается недостаточное общее

423


развитие, что в сочетании с трудностями в осмыслении учебного материала часто дает повод ошибочно диагностировать их как детей-олигофренов и направлять во вспомогательную школу. На самом же деле, эти дети имеют лишь внешне сходную симптома­тику с детьми-олигофренами, но по существу таковыми не явля­ются. Многие из них при правильно организованной педагогичес­кой работе могут обучаться в массовой школе. <;...]>

В ©дних случаях задержки развития оказываются более лег­кими и касаются главным образом незрелости эмоционально-во­левой сферы — детская непосредственность в поведении, несфор-мированность школьных интересов, неумение сосредоточиться при выполнении школьных заданий; в других — к этому присоединя­ется еще н некоторая задержка в развитии мышления. Все эти особенности часто усугубляются педагогической запущенностью.

Однако при всех различиях этим детям присущи общие осо­бенности: им всегда свойственны черты детей более младшего возраста, а задержки в развитии имеют временный характер. Своевременное и правильное педагогическое вмешательство мо­жет привести в дальнейшем к компенсации их состояния. <...>■

Понимание характера отклонений у ребенка само по себе дает учителю возможность найти наиболее правильные пути педаго­гического воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с детским врачом-психоневрологом, а также с семьей ребенка, которая при правильной и вдумчивой помощи со стороны педагога может играть большую роль. При этом очень важно, чтобы и учитель, и родители знали, что трудности в обу­чении не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые, однако, могут быть успешно прео­долены.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.