Анализ финансового состояния предприятия.
Подробный анализ финансового состояния предприятия можно провести, используя лекции В. И. Ковалева «Основы дипломного проектирования с элементами научных исследований. Финансовый анализ» и экономическую литературу по финансовому анализу. [15]
Разработка мероприятий по повышению
Мероприятия, направленные на совершенствование уровня организации производства и труда.
Совершенствование форм разделения и кооперации труда.
Разработка мероприятий в этом направлении предполагает разработку наиболее эффективных решений разделения и кооперации труда, учитывающих применение современной техники и технологии, выработку наиболее рациональных форм организации многостаночного обслуживания, совмещения профессий.
Эффективность проведения мероприятий в этом направлении выражается в снижении трудоемкости услуг, росте производительности труда, условном высвобождении численности рабочих, дополнительном росте объема услуг.
Снижение трудоемкости услуг рассчитывается по формуле:
а = 100 - 100 , (28)
где Т1, Т2 – трудоемкость единицы изделия соответственно до и после проведения мероприятий.
Рост производительности труда в результате снижения трудоемкости определяется по формуле:
ПТ = , (29)
Возможное сокращение численности рассчитывается по формуле:
Эч = Чисх. р - , (30)
где Чисх. р – исходная численность основных рабочих на планируемый год; Т1, Т2 – средняя трудоемкость услуг до и после проведения мероприятий в относительных единицах.
Дополнительный выпуск изделий в натуральном выражении определяется по формуле:
= , (31)
где М – выпуск изделий в натуральном выражении в планируемом году.
Дополнительный объем услуг в стоимостном выражении определяется:
Vc = Ц Vн , (32)
где Ц – средняя цена единицы изделия.
Улучшение использования рабочего времени.
Снижение трудоемкости в результате уменьшения непроизводительных затрат рабочего времени определяется по формуле:
а = 100, (38)
где Т – сокращение непроизводительных затрат рабочего времени в течение смены после внедрения мероприятия, ч.; R – продолжительность смены, ч.
Изменение численности работников определяется по формулам:
, (39)
, (40)
где Чисх. р – исходная численность рабочих в планируемом году, чел.; F дн. отч., F дн. пл. – число рабочих дней в году по отчетному и плановому балансу рабочего времени, дн.; R отч., R пл. – средняя продолжительность рабочего дня по отчетному и плановому балансу рабочего времени, ч.
Рост производительности труда, прирост объема услуг определяются по формулам (35), (36).
Улучшение условий труда.
Создание благоприятных условий труда способствует повышению работоспособности, производительности труда, снижению текучести кадров, что в конечном итоге повысит эффективность работы предприятия.
Условное высвобождение численности рабочих определяется по формуле:
Ч' , (41)
где Д1, Д2 – эффективный фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего соответственно до и после внедрения мероприятия; Ч' – численность рабочих до внедрения мероприятия, чел.
Прирост объема услуг определяется по формуле:
Vc = V Jp - V , (42)
где Jp - индекс роста производительности труда за счет улучшения условий труда.
Таким образом, последовательность расчетов в данном варианте выглядит следующим образом:
1. Определение прироста производительности труда (в %) по технико-экономическим факторам (ΔПТ).
2. Определение прироста выручки от продаж в натуральном и стоимостном выражении (ΔVп).
3. Определение проектируемой величины выручки от продаж в натуральном и стоимостном выражении (V2).
4. Пересчет себестоимости 1 изделия или услуги по статьям затрат.
5. Определение проектируемой величины себестоимости 1 изделия.
6. Определение проектируемой величины годовой полной себестоимости (С2).
7. Определение проектируемой годовой прибыли от продаж.
8. Определение прироста прибыли от продаж в результате внедрения мероприятий (ΔПр).
9. Определение срока окупаемости капитальных затрат (Ток).
По данной методике рассчитываются также мероприятия, не связанные с ростом производительности труда, но ведущие к росту объемов производства или выручке от продаж. К таким мероприятиям относятся совершенствование стимулирования труда основных рабочих, стимулирование сбыта продукции, внедрение рекламных мероприятий. Во всех этих случаях годовой экономический эффект будет выражаться в приросте прибыли от продаж, как разнице между приростом выручки и приростом затрат, т. е. по формуле (22).
2-й вариант расчетов.
Второй вариант расчетов предполагает получение в результате роста производительности труда не относительного, а абсолютного сокращения численности, которое находится по формуле:
, (43)
где Эч – абсолютное сокращение численности,. чел.; ΔПТ – прирост производительности труда, %; Ч u – исходная численность, чел.
Исходная численность работников – это условная численность, которая потребовалась бы для выпуска планового объема продукции при сохранении базисного уровня выработки продукции на одного работающего.
, (44)
где Чи – исходная численность, чел.; Чб – численность работающих в
базовом периоде, чел.; Тр v – темпы роста объема производства в проектируемом периоде, %.
Так как в данном случае происходит абсолютное сокращение численности работников, то величина этого показателя изменяется. Годовой экономический эффект в данном варианте расчетов выразится в годовой экономии себестоимости на заработной плате, определяемой по формуле (44):
, (45)
где Эч – абсолютное сокращение численности работников, чел.; ЗП – среднемесячная заработная плата (оклад) 1 сокращаемого работника, р.; е – ставка единого социального налога, % от фонда оплаты труда.
В расчет берется 10 месяцев, т. к. еще 2 месяца предприятие платит сокращаемым работникам пособие, что увеличивает расходы предприятия и снижает экономию. Кроме заработной платы, экономия выражается и в отчислениях на социальные нужды. В случае, если у каждого высвобождаемого работника размер заработной платы разный, то экономия по заработной плате находится по каждому работнику и затем суммируется.
Срок окупаемости капитальных затрат в данном варианте можно определить по формуле:
, (46)
где Δ Ci – годовая экономия себестоимости по i-му фактору, р.
Таким образом, последовательность расчетов в данном варианте следующая:
1. Определение прироста производительности труда (ΔП).
2. Определение абсолютного сокращения численности (Эч).
3. Определение годовой экономии себестоимости на заработной плате и отчислениям от заработной платы сокращаемых работников (Эсзп).
В данных расчетах из-за высвобождения численности роста выручки не происходит и прирост прибыли не рассчитывается.
3-й вариант расчетов.
В третью группу входят мероприятия, которые не связаны с ростом производительности труда или с ростом объемов производства. Данные мероприятия направлены на снижение годовой полной себестоимости по различным статьям затрат. В качестве таких мероприятий могут выступать:
1. Мероприятия по улучшению использования существующих или внедрению новых видов сырья и материалов.
2. Мероприятия по сокращению потребления топлива и энергии на технологические нужды.
3. Мероприятия по сокращению работников на предприятии.
4. Мероприятия по сокращению управленческих расходов.
5. Мероприятия по сокращению коммерческих расходов.
6. Мероприятия по сокращению транспортных расходов.
7. Мероприятия по ликвидации прямых затрат и потерь.
8. Расчет срока окупаемости капитальных затрат.
Все эти мероприятия предполагают расчет годовой экономии полной себестоимости от продаж товаров, продукции или услуг. Расчеты ведутся методом прямого счета с учетом норм и нормативов расхода материальных ресурсов, топлива, энергии, тарифов, цен на материалы и т. п.
Например, экономия от снижения материальных затрат находится по формуле:
, (47)
где Нм1, Нм2 – норма расхода сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции до и после проведения мероприятия; Ц – цена единицы сырья, материалов, топлива, энергии; V 2 – количество единиц продукции в проектируемом году.
Уменьшение расходов на заработную плату и отчислений на социальные нужды в результате снижения трудоемкости единицы продукции (Эз) рассчитывается по формуле:
, (48)
где t 1 , t 2 – трудоемкость единицы продукции до и после проведения мероприятий, ч; Зт1, Зт2 – среднечасовая тарифная ставка рабочего до и после внедрения мероприятия, р.; ΔДз – средний процент дополнительной заработной платы для данной категории рабочих, %; Δе – установленный процент отчислений на социальные нужды, %.
4-й вариант расчетов.
К этой группе относятся мероприятия, связанные с внедрением новых видов услуг, продукции, изделий. В этом случае базовый вариант для сравнения отсутствует. Расчеты выполняются в следующей последовательности:
1. Разработка калькуляции на единицу продукции, услуг, на 1 изделие.
2. Определение полной себестоимости на изготовление 1 изделия.
3. Проектирование уровня рентабельности в % к полной себестоимости.
4. Определение проектируемой величины прибыли, включаемой в цену 1 изделия.
5. Расчеты цены 1 изделия.
6. Определение проектируемого объема производства за год.
7. Определение годовой выручки от продаж.
8. Определение годовой величины полной себестоимости.
9. Определение годовой прибыли от продаж новой продукции.
Указанные расчеты можно провести, используя следующие формулы:
, (49)
где Цед – цена единицы продукции, р.; Сед – себестоимость единицы
продукции, р.; Пед – прибыль на единицы продукции, р.
, (50)
где Р – проектируемый уровень рентабельности продукции, %.
, (51)
где V пр – проектируемая годовая выручка от продаж, р.; V нат – проектируемый объем производства в натуральном выражении за год.
, (52)
где Спр – проектируемая годовая себестоимость продукции, р.
, (53)
где Ппр – проектируемая годовая выручка от продаж, р.
В торговых организациях.
Годовой экономический эффект от мероприятий в торговых организациях так же может выражен в получении дополнительной прибыли от продаж по формуле (54):
, (54)
где Δ V пр – прирост годовой выручки от продаж, р.; ΔСпр – прирост годовой себестоимости проданных товаров, р.; ΔК – прирост коммерческих расходов, р.; ΔУ – прирост управленческих расходов, р.
Однако содержание указанных в формуле показателей для торговых организаций отлично от производственных предприятий. Для торговых организаций выручкой от продаж является продажная цена товаров (товарооборот). Себестоимость проданных товаров представляет собой покупную стоимость товаров. В коммерческие расходы входят все издержки обращения торгующей организации, т. е. все ее текущие затраты на функционирование (заработная плата, коммунальные услуги, транспортные расходы, отчисления на социальные нужды и т. д.).
Таким образом, для торговых организаций формула (54) приобретет вид:
, (55)
где ΔТн – величина торговой надбавки за проектируемый год, р.
Все дополнительные текущие затраты, касающиеся внедрения мероприятия в этом случае входят в издержки обращения, т. е. увеличиваются коммерческие расходы.
Рекомендации к выполнению пересчета экономических показателей
В данном разделе производится корректировка основных экономических показателей работы предприятия в связи с внедрением разработанных в разделах 3.1–3.5 мероприятий. Пересчет производится по форме представленной в прил. 5.
За базовый год принимается последний год анализируемого периода. Величина изменений основных показателей берется из расчетов экономической эффективности.
Проектируемая выручка от продажи товаров определяется по формуле:
, (57)
где V пр – проектируемая годовая выручка от продаж, р.; V баз – базовая
годовая выручка от продаж, р.; Δ V 1 , V 2 , V 3 , V 4 , V 5 – прирост (снижение) выручки от продаж по мероприятиям, р.
Численность работающих определяется по формуле:
, (58)
где Чпр –проектируемая численность работающих, чел.; Чб – базовая численность работающих, чел.; ΔЧ1,Ч2,Ч3, Ч4, Ч5 – увеличение (сокращение) численности работающих по мероприятиям, чел.
По аналогичной формуле находится проектируемая численность рабочих.
Выработка на 1 работающего находится по формуле:
, (59)
где Вработ.пр – выработка на 1 работающего по проекту, р.; Чпр. работ – проектная численность работающих, чел.
Выработка на 1 рабочего:
, (60)
где Врабоч.пр – выработка на 1 рабочего, р.; Чрабоч.пр – проектируемая численность рабочих, чел.
Проектируемый фонд оплаты труда работающих определяется по формуле:
, (61)
где ФОТпр.работ – проектируемый фонд оплаты труда рабочих, р.; ФОТб.работ – базовый фонд оплаты труда работающих, р.; ΔФОТ1, ΔФОТ2, ΔФОТ3,ΔФОТ4,ΔФОТ5 – прирост (экономия) по фонду оплаты труда работающих по мероприятиям, р.
По аналогичной формуле определяется проектируемый фонд оплаты рабочих. Необходимо помнить, что фонд оплаты труда рабочих входит в фонд оплаты труда работающих. Кроме фонда оплаты рабочих в фонд оплаты труда работающих входит оплата управленческих работников и прочих категорий персонала.
Среднегодовая заработная плата 1 работающего определяется по формуле:
, (62)
где Зработ.пр – проектируемая заработная плата 1 работающего, р.
Среднегодовая заработная плата рабочих:
, (63)
где Зрабоч.пр – проектируемая среднегодовая заработная плата 1 рабочего, р.; ФОТпр.рабоч – проектируемый фонд оплаты труда рабочих, р.; Чрабоч.пр – проектируемая численность рабочих, р.
Себестоимость проданных товаров в проектном году определяется по формуле:
, (64)
где Спр – проектная себестоимость проданных товаров, р.; Сбаз – базовая себестоимость проданных товаров, р.; ΔС1, ΔС2, ΔС3 ΔС4, ΔС5 – увеличение или снижение полной годовой себестоимости по мероприятиям, р.
Валовая прибыль определяется по формуле:
, (65)
где Пвал.пр. – валовая прибыль, р.
Коммерческие расходы пересчитываются с учетом мероприятий:
, (66)
где Кпр – проектируемая величина коммерческих расходов, р.; Кбаз – базовая величина, р.; ΔК1, ΔК2, ΔК3,ΔК4, ΔК5 – прирост (снижение) коммерческих расходов по мероприятиям, р.
Управленческие расходы пересчитываются по формуле:
, (67)
где Упр, Убаз – проектная и базовая величины управленческих расходов, р.; ΔУ1, ΔУ2, ΔУ3,ΔУ4, ΔУ5 – увеличение (снижение) управленческих расходов по мероприятиям, р.
Если на предприятии отдельно коммерческие и управленческие расходы не выделяются, то эти строчки будут не заполнены, а расходы включаются в себестоимость проданных товаров.
Прибыль (убыток) от продаж определяется по формуле:
, (68)
где Ппрод.пр – проектируемая величина прибыли от продаж, р.
Проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях корректируется прямым счетом в зависимости от их увеличения (снижения) в мероприятиях. Если мероприятия затрагивали прочие операционные доходы, то их базовая величина корректируется на сумму увеличения или снижения. В прочие операционные расходы кроме остальных, входят налоги, относимые на финансовые результаты. Величина прочих операционных расходов может корректироваться на изменение в соответствии с мероприятиями на суммы налога на имущество и операций с имуществом.
Внереализационные доходы и расходы пересчитываются прямым счетом, если мероприятия затрагивали их величину.
Прибыль (убыток) до налогообложения определяется по формуле:
, (69)
где Пнрп – прибыль (убыток) до налогообложения в проектном году, р.; Цн – проценты к получению, р.; Цу – проценты к уплате, р.; Ду – доходы от участия в других организация, р.; Опр – прочие операционные доходы, р.; Рпр – прочие операционные расход, р.; Внд – внереализационные доходы, р.; Внр – внереализационные расходы, р.
Чистая прибыль (убыток) определяется путем вычета из прибыли до налогообложения величины налога на прибыль, а также проведением корректировки на величину отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств согласно ПБУ 18/02.
Затраты на 1 рубль выручки от продаж определяется по формуле:
, (70)
где З1рпр – затраты на 1 рубль выручки проектируемые, коп.
Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
, (71)
где Рпр – проектируемая рентабельность продукции, %.
Все расчеты сводятся в таблицу, представленную в прил. 4.
После таблицы необходимо сделать выводы о влиянии разработанных мероприятий на показатели работы предприятия, показать их эффективность.
Для банковских, финансово-кредитных учреждений пересчет ведется по другим показателям, характеризующим специфику банковской деятельности. Примерный перечень показателей для банков приведен в прил. 5.
План повышения эффективности деятельности предприятия
Наименование мероприятия | Капитальные затраты, р. | Влияние мероприятий на показатели работы предприятия (подразделения) | Прирост прибыли от продаж, р. (годовой экономический эффект) |
Срок окупаемости капитальных затрат, лет | ||||||
Прирост выручки от продаж, р. | Снижение трудоемкости, час | Рост производительности труда, % | Относительное сокращение численности, чел. | Абсолютное сокращение численности, чел. | Экономия по фонду оплаты труда, р. | Экономия материальных ресурсов, р. | ||||
Название первого мероприятия | ||||||||||
Название второго мероприятия | ||||||||||
Название третьего мероприятия | ||||||||||
Итого |
приложение 4
Работы предприятия
Наименование показателя | Величина показателя | Темп роста % | |
В базовом году | В проектном году | ||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, р. | |||
2. Численность работающих, чел. | |||
3. В т. ч. численность рабочих, чел. | |||
4. Выработка (выручка) на 1 работающего, р. | |||
5. Выработка (выручка) на 1 рабочего, р. | |||
6. Фонд оплаты труда работающих, р. | |||
7. В т. ч. Фонд оплаты труда рабочих, р. | |||
8. Среднегодовая заработная плата 1 работающего, р. | |||
9. Среднегодовая заработная плата 1 рабочего, р. | |||
10. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, р. | |||
11. Валовая прибыль, р. | |||
12. Коммерческие расходы, р. | |||
13. Управленческие расходы, р. | |||
14. Прибыль от продаж, р. | |||
15. Проценты к получению. р. | |||
16. Проценты к уплате, р. | |||
17. Доходы от участия в других организациях, р. | |||
18. Прочие операционные доходы, р. | |||
19. Прочие операционные расходы, р. | |||
20. Внереализационные доходы, р. | |||
21. Внереализационные расходы, р. | |||
22. Прибыль (убыток) до налогообложения, р. | |||
23. Чистая прибыль (убыток), р. | |||
24. Затраты на 1 р. выручки от продаж, коп | |||
25. Рентабельность продукции, % |
приложение 5
Деятельности банка
Показатели | Величина показателя до внедрения мероприятий, р. (тыс.) | Величина показателя после внедрения мероприятий, р. (тыс.) | Темп роста, % |
Остаток привлеченных средств на вкладах граждан | |||
Ссудная задолженность юридических лиц | |||
Ссудная задолженность физических лиц | |||
Численность работников | |||
Фонд оплаты труда работников | |||
Процентные доходы | |||
Непроцентные доходы | |||
Прочие доходы | |||
ИТОГО доходов банка | |||
Процентные расходы | |||
Непроцентные расходы | |||
Прочие расходы | |||
ИТОГО расходов банка | |||
Прибыль | |||
Валюта баланса |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примеры расчета экономической
Эффективности мероприятий
Таблица 7
Расчет затрат на оплату труда
Наименование | К-во ставок | Оклад, р. | Надбавка к з/плате, р. | Премиальный Фонд, р. | Итого Фонд з/платы, р. | Годовой фонд з/платы с р/к., р. |
Врач | 1,0 | 1470 | 661,5 | 588 | 2719,5 | 37529,1 |
Мед.сестра | 1,0 | 1110 | 499,5 | 444 | 2053,5 | 28338,3 |
Итого | 2,0 | 2580 | 1161 | 1032 | 4773 | 65867,4 |
Численность составит 2 человека с фондом заработной платы 65867,44 р. На 1 услугу заработная плата составит 19,87 р. Начисления на заработную плату (26,2%) составили – 5,2 р.
Расчет коэффициента накладных расходов представлен в табл. 3. Он сложился 0,383.
Произведем расчет накладных расходов и сведем его в табл. 8.
Таблица 8
Расчет накладных расходов
Наименование услуги | Расходы на оплату труда, р. | Коэф-т накладных расходов | Накладные расходы на 1 услугу, р. |
Освидетельствование на санитарную книжки | 51525,8 | 0,383 | 5,96 |
Накладные расходы на одну услугу сложились – 5,96 р. Далее рассчитаем себестоимость одной услуги по мягкому инвентарю Расчет представлен в табл. 9.
Таблица 9
Расчет себестоимости услуги по мягкому инвентарю
Наименование | Потребность, шт. | Срок службы, лет | Цена, р. | Сумма, р. | Сумма на 1 услугу, р. |
Халат медицинский | (4 2) | 2 | 95,00 | 380 | 0,11 |
Простыня | (8 1) | 3 | 62,00 | 167,40 | 0,05 |
Полотенце для персонала | (4 2) | 2 | 25,00 | 100 | 0,03 |
Колпак медицинский | (4 2) | 2 | 21,00 | 84 | 0,02 |
Итого | 0,21 |
Себестоимость одной услуги по мягкому инвентарю сложилась 0,21 р. Рассчитаем полную стоимость одной услуги. Расчет приведен в табл. 10.
. Таблица 10
Расчет цены услуги
Наименование | Стоимость 1 услуги, р. |
Фонд оплаты труда | 19,87 |
Начисления на заработную плату | 5,2 |
Мягкий инвентарь | 0,21 |
Накладные расходы | 5,96 |
Итого | 31,24 |
Рентабельность 25% | 7,81 |
Всего | 39,05 |
Цены на медицинские услуги не подлежат государственному регулированию согласно Постановлению Правительства РСФСР от 19.12.91 г № 55. Вместе с тем, право на регулирование цен на медицинские услуги предоставляется собственнику лечебного учреждения. Уровень рентабельности для муниципальных учреждений здравоохранения с 2003 года не ограничен. Но, устанавливая уровень рентабельности, надо знакомится со среднегородскими ценами.
Себестоимость услуги получилась 33,15 р., а цена составит 46,41 р. Рассчитаем годовую себестоимость услуги по формуле:
С/С год = С/С 1 усл Q усл/год (7)
С/С год = 31,24 3315 = 103560,6 р.
Для расчета годовой выручки воспользуемся формулой (5):
Vгод = 39,05 3315 = 129450,75 р.
Рассчитаем прибыль от продаж, которую получит учреждение, по формуле (6):
П год = 129450,75 – 103560,6 = 25890,15 р.
Таким образом, прибыль от внедрения данного мероприятия составит 25890,15 р.
Таблица 11
Таблица 14
Расчет накладных расходов
Наименование услуги | Расходы на оплату труда, р. | Коэф-т накладных расходов | Накладные расходы, р. |
Оздоровительный массаж у пациента на дому | 23052,9 | 0,236 | 5440,48 |
Далее рассчитаем общие расходы на данную услугу. Расчет приведен в табл. 15.
Таблица 15
Общие расходы на услугу
Наименование | Стоимость услуги всего на дому, р. |
Фонд оплаты труда | 47879,1 |
Начисления на заработную плату | 12544,32 |
Мягкий инвентарь | 282,0 |
Накладные расходы | 5440,48 |
Итого | 66145,9 |
Рассчитаем стоимость 1 массажной единицы.
1 массажная единица = 10 мин.
Рассчитаем себестоимость 1 мин массажа на дому по формуле (9):
С 1мин = (9)
С 1мин = = 0,84 р.
На общий оздоровительный массаж требуется 3 массажных единицы на 1 сеанс в поликлинике. На дому это время в среднем увеличивается на 20 мин, которые надо затратить на дорогу, т.е. на общий массаж на дому потребуется 5 массажных единицы на 1 сеанс.
Стоимость 1 сеанса на дому составит: 0,84 р. 50 мин = 42 р.
Общий массаж состоит из 10 сеансов.
Рассчитаем стоимость данной услуги и сведем данные в табл. 16.
Таблица 16
Расчет цены услуги
Наименование | Стоимость услуги, р. |
Себестоимость | 420,0 |
Рентабельность (30%) | 126,0 |
Итого | 546,0 |
Таким образом, себестоимость услуги массажа у пациента на дому сложилась 420 р. Цена услуги составит 546,0 р.
В 2004 году было оказано 266 услуг по лечебному и оздоровительному массажу. По проведенному опросу из них согласны были на платный массаж на дому 103 человека. Рассчитаем, сколько бы составила прибыль учреждения.
Годовую себестоимость рассчитаем воспользовавшись формулой (7):
С/С год = 420 103 = 43260,0 р.
Для расчета годовой выручки воспользуемся формулой (5):
Vгод = 546,0 103 = 56238,0 р.
Рассчитаем прибыль от продаж, которую получит учреждение, по формуле (6):
П год = 56237,0 – 43260,0 = 12978 р.
Таким образом, прибыль от внедрения данного мероприятия составит 12978 р.
Таблица 20
Расчет цены услуги
Наименование | Сумма затрат на 1 услугу, р. |
Фонд оплаты труда | 34,26 |
Начисления на заработную плату | 8,98 |
Мягкий инвентарь | 0,28 |
Накладные расходы | 13,12 |
Медикаменты | 19,65 |
Итого себестоимость | 76,29 |
Рентабельность 30% | 22,89 |
Итого цена | 99,18 |
Таким образом, себестоимость услуги составит 79,57 р., а цена 1 койко–дня 99,46 р.
Количество платных койко–дней (услуг) в год рассчитаем по формуле (10):
Q у/год = Q п Q дн , (10)
где Q п – количество пациентов, чел.; Q дн – средний срок лечения, дни.
Q у/год = 106 12,3 = 1304 услуги (койко–дней)
Годовую себестоимость рассчитаем воспользовавшись формулой (7):
С/С год = 76,29 1304 = 99482,16 р.
Для расчета годовой выручки воспользуемся формулой (5):
Vгод = 99,18 1304 = 129330,72 р.
Рассчитаем прибыль от продаж, которую получит учреждение, по формуле (6):
П год = 129330,72 – 99482,16 = 29848,56 р.
Таким образом прибыль от внедрения данного мероприятия составит 29848,56 р.
Таблица 21
Расчет накладных расходов
Наименование услуги | Расходы на оплату труда, р. | Коэффициент накладных расходов | Накладные расходы на 1 услугу, р. |
Прием врача терапевта | 55569,15 | 0,383 | 2,12 |
Прием врача невролога | 57677,1 | 0,383 | 2,05 |
Прием врача хирурга | 63956,1 | 0,383 | 1,14 |
Продолжение табл. 21 | |||
Прием врача офтальмолога | 58932,9 | 0,383 | 1,31 |
Прием врача отоларинголога | 55255,2 | 0,383 | 1,47 |
Электрокардиограмма | 55255,2 | 0,383 | 4,02 |
Прием врача акушер – гинеколога | 57690,9 | 0,383 | 2,12 |
Флюорография | 75397,68 | 0,383 | 1,61 |
Общий анализ крови | 76498,92 | 0,383 | 3,13 |
Общий анализ мочи | 76498,92 | 0,383 | 2,47 |
Исследование вагинального секрета (мазок) | 76498,92 | 0,383 | 6,14 |
Расчет затрат на мягкий инвентарь по каждому специалисту представляется в таблице.
Рассчитаем затраты на медикаменты. Норма расхода медикаментов утверждены приказом МЗ № 245 от 30.08.1991 г, № 1145 от 28.08.95 г. Медикаменты утверждаются на 1000 услуг.
Рассчитаем стоимость 1 услуги по каждому специалисту.
Далее рассчитаем общую стоимость услуги, расчет приведен в табл. 22.
Таблица 22
Расчет стоимости услуги
№ | Наименование | Сумма затрат на 1 услугу для мужчин, р. | Сумма затрат на 1 услугу для женщин, р. |
1.1 | Прием врача терапевта | 20,67 | 20,67 |
1.2 | Прием врача невролога | 20,19 | 20,19 |
1.3 | Прием врача хирурга | 11,13 | 11,13 |
1.4 | Прием врача офтальмолога | 12,78 | 12,78 |
1.5 | Прием врача отоларинголога | 14,39 | 14,39 |
1.6 | Прием врача акушера-гинеколога | - | 24,21 |
1.7 | Электрокардиограмма | 40,32 | 40,32 |
1.8 | Флюорография | 23,21 | 23,21 |
1.9 | Общий анализ крови | 34,05 | 34,05 |
1.10 | Общий анализ мочи | 26,98 | 26,98 |
1.11 | Исследование вагинального секрета (мазок), | - | 59,35 |
Итого себестоимость | 203,72 | 287,28 | |
Рентабельность (30%) | 61,11 | 86,18 | |
Стоимость | 264,83 | 373,16 |
Таким образом, себестоимость данной услуги составит 203,72 р. для мужчин и 287,28 р. для женщин, а цена услуги сложилась 264,83 р. для мужчин и 373,16 р. для женщин Сложившаяся цена не выше, чем в других поликлиниках города и области.
В учреждение обратились несколько предприятий по поводу прохождения медицинского осмотра своих работников в количестве 230 ( 87 мужчин и 143 женщины), 99 (35 мужчин и 64 женщины) и 19 (14 мужчин и 5 женщин) соответственно. Итого 348 человек, в т. ч. 136 –мужчин; 212 – женщин
Рассчитаем какую прибыль сможет получить учреждение.
Годовую себестоимость рассчитаем воспользовавшись формулой (7).
С/С год = (203,72 136) + (287,28 212) = 88609,28 р.
Для расчета годовой выручки воспользуемся формулой (5):
Vгод = (264,83 136) + (373,16 212) = 115126,8 р.
Рассчитаем прибыль от продаж, которую получит учреждение, по формуле (6):
П год = 115126,8 – 88609,28 = 26517,52 р.
Таким образом, прибыль от внедрения данного мероприятия составит 26517,52 р. Результаты расчетов пяти мероприятий сведем в табл. 23 и рассчитаем эффективность их внедрения.
Таблица 23
Эффективность проектируемых мероприятий
Наименование мероприятия | Влияние мероприятия на экономические показатели учреждения | |
Прирост выручки, р. | Прирост прибыли от продаж, р. | |
Организация платной медицинской услуги "иглорефлексотерапия" | 177701,17 | 35539,47 |
Введение платы за медицинский осмотр врача-инфекциониста | 137373,60 | 27481,35 |
Организация платного медицинского обслуживания на дому | 60255,0 | 13905,0 |
Организация платного лечения в дневном стационаре | 129330,72 | 29848,56 |
Организация платных профилактических медосмотры работников | 115126,8 | 26517,52 |
Итого | 619787,29 | 133291,90 |
Таким образом, мероприятия эффективны и позволяют получить дополнительную выручку от предоставления платных медицинских услуг в размере 619787,29 р. также учреждение получит дополнительные денежные средства в виде прибыли от продаж в сумме 133291,9 р.
Кредитной политики банка
На пластиковые карты
Цель мероприятия – увеличение ссудной задолженности юридических лиц. Анализ финансовой деятельности отделения показал, что уровень оседания вкладов, то есть привлеченных ресурсов, снизился, что отрицательно повлияло на выдачу краткосрочных ссуд юридическим лицам. Однако уровень оседания по пластиковым картам увеличивался на протяжении всего рассматриваемого периода. В связи с этим, а также учитывая, что одной из главных задач кредитной политики отделения в области привлечения средств является активизация работы по эмиссии банковских карт, привлечем предприятие – клиента отделения на выплату заработной платы своим работникам на пластиковые карты. За счет чего увеличим объем привлеченных ресурсов, уровень оседания которых, как показывает анализ, будет расти. А значит, у отделения будет разместить эти средства в краткосрочные ссуды юридическим лицам.
Банком будет составлен договор, в котором основным условием будет являться организация выплаты заработной платы на пластиковые карты через установленный банкомат, установленные терминалы в филиалах отделения и открытие 5 000 карточных счетов. Начисление процентов на остаток средств банковской карты составит 1% годовых. За счёт оседаемости средств на карточных счетах отделение рассчитывает получить дополнительную прибыль.
Капитальные затраты на мероприятие (табл. 1) будут складываться из затрат на приобретение и установку необходимого оборудования. Исходя из срока службы оборудования 30 лет, норма амортизации составит 0,3.
Таблица 1
Прирост вкладов
Период | Прилив во вклады, р. | В т.ч. по пластиковым карточкам, р. |
2-е полугодие 2003 г. в т.ч. за 4 квартал | 131992374,09 67267259,34 | 1283907,75 555186,35 |
В результате приведенной выше таблицы нет необходимости изыскивать дополнительные пути привлечения финансовых ресурсов для работы по договору. Необходимый объем денежных средств в размере 3 466,6 тыс. р. уже существует, т. е. нет необходимости привлекать заемные средства.
По мере выполнения монтажно-наладочных работ по инвестиционному проекту определена дата запуска, т. е. начало работы на 01.01.2004 года.
В табл. 3 приведены текущие затраты по привлечению средств на пластиковые карты за период с 01.01.04 г. по 31.12.04 г.
Таблица 3
Текущие затраты
Вид затрат | Затраты в стоимостном выражении, р. | |
в месяц | в год | |
1 Электроэнергия | 0,16 | 1,92 |
2 Амортизация в том числе | 7,6 | 60,8 |
- основного технолог-го оборудования - коммуникац-ого оборудования | 6,62 0,98 | 52,92 7,86 |
3 Стоимость пластиковых карт | 750,0 | 750,0 |
4 Аренда каналов связи | 2,56 | 23,0 |
Итого | 760,31 | 835,72 |
Текущие издержки планируется покрыть за счёт доходов от размещения осевших средств на карточных счетах. Для расчёта оседаемости средств на карточных счетах сделан прогноз за январь, в результате:
§ количество анализируемых счетов – 5000 шт.;
§ будет зачислено заработной платы на счета (с учетом того, что средняя з/п – 3000 р.) в сумме – 15000,0 тыс. р.;
§ сложившийся уровень оседания по пластиковым картам на 01.01.2004 г. – 3,8%; темп прироста ежемесячный – 0,23 процентных пункта.
Таким образом, определим среднемесячный уровень оседания по пластиковым картам на проектируемый год:
Уосср.мес . = , (1)
где Уосср.мес. – среднемесячный уровень оседания по пластиковым картам, %; ∑ Уосмес – сумма показателей уровня оседания за каждый месяц с учетом темпа прироста, %.
Уосср.мес. = = 5,06%;
Определим средний остаток средств, осевших на пластиковых картах за проектируемый:
Осср. = Спк Уосср.мес ., (2)
где Осср. – средний остаток средств, осевших на пластиковых картах за год, р.; Спк – средства, зачисленные на пластиковые карты за 2004 г., р.
Спк = 15000000 12 = 180000000 р.;
Отсюда:
Осср. = 180000000 0,0506 = 9108000 р.;
Тогда начисление процентов на остаток средств банковских карт (процентный расход) составит:
Рпроц. = Осср. i, (3)
где Рпроц. – начисление процентов на остаток средств банковских карт (процентный расход), р.; i – ставка процента годовая, %.
Таким образом:
Рпроц. = 9108000 0,01 = 91080 р.;
Привлеченные средства разместим в краткосрочные ссуды юридическим лицам на шесть месяцев под 18% годовых. Тогда доход от выданных кредитов (процентный доход) составит:
Дпроц. = Осср. i , (4)
где Дпр. – процентный доход от выданных кредитов, р.;
Дпроц. = 9108000 0,18 = 1639440 р.;
Найдем валовый расход по мероприятию:
Рвал. = Рпроц. + Рнепроц ., (5)
где Рнепроц. – непроцентный расход по мероприятию (текущие затраты, табл. 3), р.
Рвал. = 91080 + 835720 = 926800 р.;
Определим прибыль по мероприятию за год:
П = Двал. - Рвал ., (6)
где П – прибыль от мероприятия, р.; Двал. – валовый доход, в нашем случае равен Дпроц. (непроцентного дохода по мероприятию не было), р.
Отсюда:
П = 1639440 – 926800 = 712640 р.;
Период возврата капитальных затрат составит:
Ток. = , (7)
где К – капитальные затраты на мероприятие (табл. 1), р.
Ток. = = 3,8 г.;
Таким образом, прибыль от мероприятия составит 712 640 р., капитальные затраты окупятся через 3,8 года.
В выходной день
Главной задачей политики отделения в области кредитования физических лиц остается повышение качества банковского сервиса и скорости проведения операций по кредитованию.
Потребительское кредитование определено банком как одно из приоритетных направлений деятельности, в связи с чем перед кредитными службами банка поставлена комплексная задача по значительному увеличению ссудной задолженности физических лиц.
Цель мероприятия – привлечение дополнительных клиентов потребительского кредитования за счет выхода кредитных работников на неполный рабочий день в субботу и, как следствие, увеличение процентного дохода отделения.
Визуальный анализ рабочего дня кредитных работников показал, что в среднем, за день в отделении обслуживается 50 человек и кроме этого, примерно столько же желающих оформить кредит. Следовательно, спрос на кредитные ресурсы населения имеется.
В отделе кредитования 8 работников, в субботу выходят 2 работника поочередно, то есть каждый работник занят в субботу один раз в месяц. Неполный рабочий день составляет 5 часов. За работу в выходной день каждому работнику полагается двойной размер заработной платы.
С учетом анализа спроса населения на кредитные ресурсы и визуального анализа рабочего дня кредитных работников, можно предположить, что в выходной день потенциальных заемщиков может быть 50 человек, будем брать в расчет 25 человек, т.к. в субботу работают 2 кредитных работника, а не 4.
Для расчета возьмем среднюю процентную ставку по действующим на сегодняшний день в отделении кредитам населению18% годовых.
Внедрение данного мероприятия предполагается на 01.01.04 г. Затраты на мероприятие будут состоять из затрат на рекламу (табл. 9) и затрат на заработную плату.
Затраты на заработную плату кредитных работников рассчитаем следующим образом. Определим начисленную заработную плату (при месячном окладе работника – 6000 р.):
ЗПначисл. = Ом Рк , (20)
где Ом – оклад в месяц, 6 000 р.; Рк – районный коэффициент 1,15.
Отсюда:
ЗПначисл. = 6000 1,15 = 6900 р.
Часовая ставка составит:
Чс = , (21)
где Чс – часовая ставка, р.; Тн – нормативное рабочее время в среднем за месяц, 167часов.
Таблица 9
Расходы на услуги рекламной компании
Наименование услуги | Стоимость услуги, р. | Количество заказов (раз) | Итого, р. |
1 Объявление по ТВ, ОРТ (6 вых./день) РТР (5 вых./день) | 1500 | 7 | 10500 |
2 Объявление в газете "Бизнес-курс" (размер 5 4 см), один выход | 320 | 3 | 960 |
3 Налог на рекламу (5%) | 573 | ||
Итого | 12033 |
Чс = = 41,32 р.;
Оплата труда (в двойном размере) за работу в один выходной день составит:
Оплтр. = Чс t р 2 , (22)
где t р – продолжительность работы в выходной день, 5 часов.
Оплтр. = 41,32 5 2 = 413,2 р.
Затраты по ЕСН (26%) и соц.страх. от НС и ПЗ (0,2%) составят:
ЕСН = Оплтр. 26,2%, (23)
ЕСН = 413,2 0,262 = 108,26 р.
Итого затраты за один выходной день на одного работника
ЗП1раб. = Оплтр. + ЕСН, (24)
ЗП1раб. = 413,2 + 108,26 = 521,46 р.
Затраты на всех работников (4 человека) за все рабочие субботы (для одного работника – 2 дня) в месяц составят:
ЗПмес. = ЗП1раб. Чкр Рд, (25)
где Чкр – численность кредитных работников, 4 человека; Рд – количество выходных в месяце, в которые выходит один работник, 2 дня.
ЗПмес. = 521,46 4 2 = 4171,68 р.
Отсюда затраты на дополнительную заработную плату за год составят:
ЗПобщ. = 4171,68 12 = 50060,16 р.
Таким образом, валовый расход Рвал. на мероприятие составит:
Рвал. = Зреклама + ЗПобщ., (26)
где Зреклама – затраты на рекламу (табл.6.2.9), р.
Рвал. = 12 033 + 50060,16 = 62093,16 р.
Источником финансирования являются фонды банка, сформированные из чистой прибыли прошлых лет, а также финансовые средства в виде привлеченных ресурсов (денежные средства, размещенные на счетах вкладчиков).
Учитывая, что в 2004 г. физическим лицам было выдано кредитов на сумму 81 012,0 тыс. р. (6 751,0 тыс. р. в месяц в среднем) и что в день обслуживается 50 человек (1000 человек в месяц в среднем), на одного заемщика приходится сумма кредита в 6,0 тыс. р. (в среднем). Тогда, за счет 4 дополнительных дней в месяц, заявку на кредит смогут оформить еще 100 человек (4 дня 25 потенциальных заемщиков), тогда средний объем кредитов дополнительным заемщикам составит 600,0 тыс. р. в месяц. Кредиты выдаются, в основном, краткосрочные. Доход от выданных кредитов, согласно формуле (4) дополнительным заемщикам в 2005 г. составит:
Дпроц.= 600000 0,18 = 108000 р.
Таким образом, валовый доход Двал. по мероприятию будет состоять только из процентного дохода.
Прибыль, согласно формуле (6) составит:
П = 108000 – 62 093,16 = 45906,84 р.
Таким образом, мероприятие экономически эффективно, прибыль за год составит 45906,84 р.
Аудиторских услуг
Таблица 4
Обслуживания
Торговых точках предприятия
Мерчендайзинг – это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров, в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку.
Мерчендайзинг – комплекс мероприятий по стимулированию розничных продаж и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки.
Мерчендайзинг продукции – это последний шанс, когда можно подтолкнуть покупателя купить именно ваш товар.
В область мерчендайзинга входит:
• Организация эффективного товарного запаса.
• Эффективное расположение точек продажи и выкладка товаров.
• Эффективное представление продвигаемых товаров.
В связи с обостряющейся конкуренцией на рынке продовольственных товаров и ускорением товарооборота, каждая компания–производитель так или иначе задумывается о мерчендайзинге своей продукции. На сегодняшний день функцией мерчендайзеров часто становится не столько внедрение концепции мерчендайзинга или завоевание приоритетного места, а как минимум, вынос продукции со склада и поддержание уже занятого полочного пространства. Таким образом, мерчендайзинг превращается из дополнительного конкурентного преимущества в обязательную функцию службы продаж.
На наш взгляд, при постановке функции мерчендайзинга в компании необходимо уделить внимание четырем аспектам.
· Разработка организационной структуры и процедур работы направления мерчендайзинга в компании.
· Разработка концепции мерчендайзинга (правила запаса, расположения и представления продукции в точках продажи).
· Найм и обучение персонала (чаще всего в условиях быстрой ротации).
· Система полевого контроля и система премирования персонала.
Цели данного мероприятия:
· Увеличить объемы продаж.
· Создать конкурентное преимущество хлебобулочных изделий.
· Сформировать приверженность к торговым точкам, увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых.
· Эффективно представить товары на рынке.
· Привлечь внимание покупателя к товарам, обращать внимание на новые продукты и специальные предложения.
· Закрепить в сознании покупателей отличительные черты марки.
· Обеспечить покупателей необходимой информацией.
· Влиять на поведение потребителей, соблюдая социальную законность и этическую чуткость.
Размещение и выкладка товаров на полках являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что покупатели приобретают товар и тем самым обеспечивают торговому предприятию прибыль.
В нашем случае применяется вертикальный способ выкладки товаров. Вертикальная выкладка – это расположение однородных товаров в несколько рядов вертикально. При этом следует иметь в виду, что с одних полок товар реализуется лучше, чем с других. Те полки, которые находятся на уровне глаз покупателя – до третьей пуговицы на сорочке (высота от пола 110–160 см), считаются наиболее привлекательными. При переносе товара с самой нижней полки на третью с низа – ту, что на уровне глаз, – объем продаж данного товара увеличивается на 30–55 %, при переносе со второй полки на третью – 10–18 %.
При оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей. Основное правило – выкладка должна быть насыщенной. При этом важно определить количество единиц товара для выкладки. Из мировой практики известно, что человеческий глаз может воспринять товар, если рядом с ним представлены, как минимум, 3–5 однотипных товаров, выставленных по горизонтали.
Какой бы ни была ширина полки, товар должен располагаться на ней относительно свободно, иначе он теряется.
Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей. Ценники должны быть аккуратно оформлены, надписи на них – разборчивы и легко читаемы. Выкладка должна обеспечивать демонстрацию наилучших качеств того или иного товара, той или иной марки продукции.
Предприятию рекомендуется улучшение выкладки товара на витрине. Целью предлагаемого мероприятия является увеличение объемов реализации. С правой стороны от окошка на нижней полке должны находиться маленькие булочки, далее следуют всевозможные каральки, на третьей полке должны располагаться плетенные батоны, следом идет полка с рожками и батонами, замыкает весь этот ряд полок полка с длинными батонами. С левой стороны должна быть следующая раскладка: нижняя полка – хлеб, пользующийся большим спросом ("Урожайный", "Пшеничный"), далее располагаются другие сорта хлеба, на третьей полке – располагаются новинки и хлеб с различными добавками по более дорогой цене, следующую полку занимают разновидности белого хлеба, последняя полка должна быть отдана пряникам и печенью. На уровне глаз – новинки с указанием ее потребительских свойств и качества. Покупателю всегда приятно осознавать, что о нем заботятся, его ценят, поэтому в его сознании остается благоприятный образ как самого хлеба, который он покупает каждый день, так и фирменного знака организации, продавшей ему этот хлеб. Также предлагается использовать объемное представление — выставляется большое количество товара на витрине для создания эффекта широты ассортимента, в случаях, когда товар распродан и остался только один или несколько видов хлеба.
Для данного мероприятия необходимо определить потребность в дополнительном персонале.
Все торговые точки предприятия будут покрыты работой по мерчендайзингу, то есть на предприятии будет проведен тотальный мерчендайзинг.
Время, необходимое для мерчендайзинга одной торговой точки было определено опытным путем и в среднем составило 0,5 часа. Информация о торговых каналов и времени их посещения представлена в табл. 2.
Таблица 2
Информация о торговых точках
Торговый канал | Частота посещения | Фирменные точки продажи | Дополнительные точки продажи | Время, ч |
Супермаркеты | 2 раза в неделю | 3 | 3 | 0,5 |
Киоски | 1 раз в две недели | 76 | – | 0,5 |
Следующий шаг – это определение потребности в персонале (подсчет количества рабочих человеко/часов) и определение затратной части. Количество человек определяется исходя из того чистого рабочего времени, которое имеется у мерчендайзера в неделю.
В нашем случае у мерчендайзера в неделю 40 рабочих часов, в соответствии с трудовым законодательством. Из этого времени нужно отнять время на ежедневные собрания по 30 минут – 2,5 часа. Также минус время между точками (в среднем 10 часов в неделю). Остается 27,5 часов.
Информация о затратах времени представлена в табл. 3.
Таблица.3
Информация о затратах времени
Торговый канал | Количество точек | Частота посещения | Итого в неделю, часов |
Супермаркеты | 6 | 2 раза в неделю | 6,0 |
Киоски | 76 | 1 раз в две недели | 19,0 |
Итого | 25,0 |
Таким образом, торговому дому для внедрения мероприятий по мерчендайзингу требуется нанять одного специалиста в этой области.
Под функциями мерчендайзера в торговой точке мы понимаем исключительно:
· осмотр точек продажи,
· выкладка продукции на точках продажи согласно концепции мерчендайзинга компании,
· размещение ценников на точках продажи,
· размещение рекламных материалов на точках продажи и в торговом зале,
· объяснение основных правил выкладки продавцу.
Рассмотрим и рассчитаем затраты необходимые для внедрения данного мероприятия.
Этапы ввода должности мерчендайзера на предприятии:
· подбор сотрудника: поиск, оценка, отбор;
· разработка системы заработной платы и мотивации сотрудника;
· разработка программы и плана обучения мерчендайзера.
Специалиста, соответствующего предъявленных квалификационным требованиям рекомендуется найти через кадровое агентство "Анкор", которое гарантирует предоставить требуемого специалиста. Агентство гарантирует положительный результат через 10 – 15 дней. Расходы по данной услуги составят 5000 р., согласно прейскуранту цен на услуги кадрового агентства.
Параллельно с подбором нужно разработать должностную инструкцию, в которой будут описаны все должностные обязанности мерчендайзера.
Мерчендайзеру будет выплачиваться оклад, равный 4500 р.
Годовой фонд оплаты равен оклад умноженный на 12 месяцев. В наши затраты мы включаем единый социальный налог, который согласно статьи 241 Налогового кодекса РФ составляет 26 % по состоянию на 2005 год. Итого общая годовая сумма фонда оплаты труда составит:
4500 12 1,26 = 68040 р.
Необходимо так же в течение года направлять специалиста на тренинги для повышения квалификации. В 2005 году планируется посещения тренинга "Мерчендайзинг и успешная продажа" в Центре делового обучения "Сфера".
Его стоимость равна 4400 р.
Общая сумма на обучение составит 4400 р.
Все затраты по введению должности мерчендайзера увеличат сумму коммерческих расходов на сумму 72440 р.
Контроль за выкладкой будет осуществлять мерчендайзер. Выкладку товара будут производить продавцы по фотографии, где будет изображена правильная раскладка товара. Фотографии будут переданы на точку через менеджеров. За неправильную выкладку мерчендайзер будет наказываться штрафом.
Дополнительные затраты состоят из:
· покупки пленки 12 кадров фирмы "Кодак" – 86 р.;
· изготовления 80 фотографий (по количеству торговых точек и для каждого менеджера) – 280 р.
Итого затраты составят: 86+280=366 р.
Общая сумма затрат на внедрения мероприятия по выкладке товаров составит 72806 р.
Явную эффективность от данного мероприятия определить довольно сложно.
Как показывает опыт данного предприятия новая выкладка товаров увеличивает объем продаж на 2 %, соответственно увеличится и сумма покупной стоимости на тот же самый процент.
Подсчитаем экономическую эффективность данного мероприятия по формуле (1). Расчет всех данных сведем в табл. 4.
Таблица 4
Основные финансовые результаты до и после
внедрения мероприятия
Показатели | 2004 | Проектный 2005 | Отклонение |
Выручка от продаж, тыс. р. | 101182 | 103205,64 | 2023,64 |
Покупная себестоимость, тыс. р. | 72983 | 74442,66 | 459,66 |
Коммерческие расходы, тыс. р. | 18836 | 18909 | 73 |
Прибыль от продаж, тыс. р. | 9363 | 9853,98 | 490,98 |
Таким образом, от внедрения данного мероприятия предприятие увеличится товарооборот на 2 023,64 р., прибыль от продаж на 490,98 тыс. р.
Безусловно, мероприятия по мерчендайзингу требуют времени и затрат. Правила мерчандайзинга – это указание на то, что должно быть достигнуто. А как этого достичь – можно понять только путем размышления, применения творческого подхода, упорства и настойчивости в конкретной ситуации.
План повышения эффективности деятельности
План повышения эффективности деятельности предприятия представлен в табл. 11.
В результате проведенного анализа основных экономических показателей и более тщательного изучения рынка были выявлены резервы, на основе которых были разработаны мероприятия по увеличению объема продаж и улучшения качества обслуживания покупателей.
Первое мероприятие "Введение в штаты специалиста-маркетолога" может привести к приросту товарооборота в размере 5059,1 тыс. р. В результате внедрения не требуется никаких капитальных затрат, необходимо осуществить найм специалиста в области маркетинга, поэтому затраты будут не существенными. Прирост прибыли от продаж составит 1327,95 тыс. р.
Таблица 11
План повышения эффективности деятельности
Наименование мероприятия | Капитальные затраты, тыс. р. | Влияние мероприятий на показатели работы предприятия | Прирост прибыли от продаж, тыс. р. |
Прирост товарооборота, тыс. р. | |||
Введение в штаты специалиста-маркетолога, с целью увеличения объема продаж и повышения качества обслуживания | - | 5059,1 | 1327,95 |
Внедрение принципов мерчендайзинга в фирменных торговых точках предприятия | - | 2023,64 | 490,98 |
Мероприятие по разработке и проведению комплексной рекламной кампании | - | 5059,1 | 963,95 |
Мероприятие по расширению ассортимента | - | 1640 | 311 |
Внедрение программы по подготовке продавцов, ориентированной на повышение качества обслуживания покупателя | - | 1011,82 | 100,17 |
Итого | - | 14 793,66 | 3194,05 |
Второе мероприятие "Внедрение принципов мерчендайзинга в фирменных торговых точках предприятия" приведет к улучшению внешнего вида стеллажей киосков, тем самым повысив эстетические параметры качества обслуживания. Методы мерчендайзинга очень эффективны, поскольку не требуют больших затрат. Прирост товарооборота в результате внедрения данного мероприятия составит 2023,64 тыс. р., прибыль от продаж увеличится на 490,98 тыс. р.
Эффект от использования рекламы и информации в местах продаж выражается как в росте общей прибыли, так и в росте продаж товаров отдельных групп.
В результате проведение комплексной рекламной кампании организация может получить прирост товарооборота в размере 5059,1 тыс. р., который приведет к росту прибыли от продаж на 963,95 тыс. р. По итогам мероприятия можно сделать вывод, что проведение рекламной кампании позволит расширить сеть обслуживания населения, укрепит имидж предприятия и увеличит объем чистой прибыли.
Мероприятие по расширению ассортимента увеличит товарооборот на 1640 тыс. р. В первый год будет продаваться экспериментальный выпуск, в дальнейшем при положительном результате ассортимент пополниться новыми хлебобулочными изделиями. В результате от внедрения данного мероприятия предприятие увеличит прибыль от продаж на 311 тыс. р.
Реализация данного мероприятия позволит:
· приобрести новых потребителей среди людей, заботящихся о своем здоровье;
· сформировать имидж предприятия, заботящегося о здоровье населения региона.
Внедрение программы по подготовке продавцов, ориентированной на покупателя увеличит товарооборот всего на 1 % и данное увеличение составит 1011,82 тыс. р. Рост прибыли от продаж составит 100,17 тыс. р.
Данное мероприятие не только увеличит товарооборот, но и заинтересует продавцов в их работе, а также повысит качество обслуживания покупателей.
Из плана повышения эффективности деятельности торгового дома видно, что общий прирост товарооборота в результате внедрения трех, выше перечисленных, мероприятий составит 14 793,66 тыс. р., прирост прибыли от продаж будет равен 3194,05 тыс. р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.6.2
Требования, предъявляемые к демонстратору
Обязанности демонстратора
Демонстратор обязан:
· Иметь при себе санитарную книжку.
· Начинать и заканчивать работу в точно установленное время.
· Быть осведомленным о составе, оболочке продукции, в частности о дегустируемой продукции.
· Сообщать покупателю достоверную, исчерпывающую информацию о продукте, представленном на дегустации.
· Прилагать усилия к убеждению покупателей в том, что дегустируемая продукция обладает исключительными достоинствами.
· При обсуждении своего продукта совместно с продуктом конкурента обращать внимание на общие достоинства и подчеркивать исключительные преимущества своей и исключительные недостатки продукции конкурентов.
· Быть корректным при общении с покупателями.
· Контактировать с продавцами и руководителями торговых точек.
· Размещать рекламные материалы (дисплеи, листовки, стикеры, воблеры, флажки).
· Заполнять анкеты для маркетингового исследования.
· Составлять отчет о работе (еженедельно) и передавать его руководителю дегустационной группы.
· Следить за постоянным наличием и правильностью выкладки продукции в витринах торговой точки.
· Обеспечивать сохранность рабочего оборудования во время проведения дегустации.
· Содержать рабочее место и униформу в чистоте и порядке.
· Уметь нарезать продукцию и расходовать ее в соответствии с установленными нормами.
Требования к внешнему виду демонстратора
Демонстратор должен выглядеть опрятно:
· одежда выглажена (светлый верх, темный низ);
· руки приведены в порядок (яркий лак на ногтях не разрешается);
· волосы убраны под головной убор. Во время дегустации быть одетым в униформу (фартук и кепка или косынка).
Требования к нарезке продукции
1. Продукция нарезается ломтиками толщиной не более 3-4 мм.
2. Каждый ломтик нарезается на 6-8 примерно равных сегментов.
3. Продукция нарезается по мере необходимости (не реже 1 раза в 30 минут).
4. Продукция должна быть аккуратно выложена на одноразовой тарелке и иметь привлекательный внешний вид. Категорически не допускается наличие на тарелке подсохшей продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.6.4
Анализ основных экономических показателей работы предприятия.
В данном разделе проводится экономический анализ основных показателей работы предприятия в динамике за 3–5 лет.
Минимальный объем данных – 3 года.
Последним годом анализа является календарный год последнего бухгалтерского баланса предприятия. Экономический анализ проводится по показателям, аналогичным графе 1 прил. 4, остальные графы таблицы представляют собой показатели за 3 года анализируемого периода. В этой же таблице рассчитываются цепные и базисные темпы роста.
Анализ экономических показателей должен включать следующий минимальный объем информации:
§ анализ динамики экономических показателей по цепным и базисным темпам роста (прироста);
§ анализ выполнения плана по планируемым показателям;
§ анализ структуры показателей;
§ факторный анализ или метод цепных поставок;
§ объяснение резких спадов или темпов роста экономических показателей в соответствующих годах;
§ перечисление объективных факторов, повлиявших на изменения основных показателей;
§ выводы об основных тенденциях развития предприятия и об его финансовом положении.
В состав анализируемых форм бухгалтерской отчетности включаются:
§ форма № 1 "Бухгалтерский баланс";
§ форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках";
§ форма № 3 "Отчет об изменении капитала";
§ форма № 4 "Отчет о движении денежных средств";
§ форма № 5 "Приложения к бухгалтерскому балансу";
§ форма № 6 "Отчет о целевом использование полученных средств".
Рекомендуется проводить анализ динамики (темпов роста) по следующим показателям:
· выручка от продажи товаров, продукции;
· численность работающих и рабочих;
· выработка (выручка) на 1 работающего (рабочего);
· фонд оплаты труда работающих (рабочих);
· себестоимость проданных товаров, продукции;
· валовая прибыль;
· коммерческие и управленческие расходы;
· прибыль (убыток) от продаж;
· операционные и внереализационные доходы и расходы;
· прибыль до налогообложения;
· чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
По данному перечню показателей определяются цепные темпы роста по формуле (1):
, (1)
где Трц – цепной темп роста, %; ЭП1 – величина показателя за отчетный год, р.; ЭП0 – величин показателя за предыдущий год, р.
Базисные темпы роста рассчитываются по формуле (2):
, (2)
где Трб – базисный темп роста, %; Эп i – величина показателя за i год; Эпб – величина показателя в базовом году, р.
За базовый год берется первый год анализируемого периода.
Анализ выполнения плана по планируемым показателям определяется по формуле (3):
, (3)
где ВП – выполнение плана по экономическому показателю, %;
ЭПф i – фактическое значение показателя за i-год; ЭПпл i – плановое значение показателя за i-год.
Определение структуры рекомендуется проводить по таким показателям, как выручка от продаж, численность работающих, фонд оплаты труда работающих, себестоимость проданных товаров. По выручке можно проанализировать вес выручки от отдельных видов деятельности в общей выучке и его изменения. В структуре численности работающих можно выделить численность по отдельным категориям работающих, профессионально-квалификационному составу, образованию.
Фонд оплаты труда целесообразно рассмотреть по категориям персонала (удельный вес и его динамику). Себестоимость проданных товаров следует рассмотреть по статьям затрат и элементам сметы, определив удельный вес каждой статьи в общей себестоимости и объяснив его изменения по годам.
Факторный или цепной анализ необходимо провести для следующих экономических показателей:
¨ выручка от продаж товаров, продукции, услуг;
¨ фонд оплаты труда работающих;
¨ прибыль от продаж.
Рассмотрим пример анализа изменения объема производства продукции под влиянием таких факторов, как среднесписочная численность работающих и выработка на одного работающего. Для этого используется метод цепных подстановок, предполагающий расчет влияния факторов по отношению к предыдущему периоду. Последовательность расчетов – от количественных показателей к качественным.
Таблица 1
Исходные данные для анализа объема производства
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | Абсолютный прирост, р. | Темп роста, % |
Объем производства, р. | 84 924 634 | 124 172 629 | 39 247 995 | 146,2 |
Среднесписочная численность, чел. | 946 | 1 173 | 227 | 24,0 |
Среднегодовая выработка, р. | 89 772,34 | 105 859,02 | 16 086,68 | 117,9 |
На основании этих исходных данных рассчитаем влияние каждого фактора на изменение объема производства.
Таблица 2
Расчет влияния факторов методом цепных подстановок
№ подстановки | Факторы |
Объем производства, р. | Отклонение объема производства, р. | |
Среднесписочная численность, чел | Среднегодовая выработка, р. | |||
1 | 946 | 89 772,34 | 84 924 634 | – |
2 | 1173 | 89 772,34 | 105 302 954 | 20 378 320 |
3 | 1173 | 105 859,02 | 124 172 630 | 18 869 676 |
Баланс отклонений, р.:
124 172 630 – 84 924 634 = 20 378 320 + 18 869 676
39 247 995 = 39 247 995
Анализ объема производства показал, что в 2004 г. по сравнению с 2003 г. он возрос на 39 247 995 р., темп роста составил 146,2%. Увеличение объема производства связано с увеличением численности, под влиянием этого фактора он возрос на 20 378 320 р., увеличение выработки привело к приросту объема на 18 869 676 р. Таким образом, увеличение численности в большей степени повлияло на прирост объема производства, влияние составило:
= 51,92%,
тогда как влияние увеличения выработки равно 48,08%. Аналогично используется метод цепных подстановок для других показателей.
Анализ технико-экономических показателей работы предприятия предлагается проводить по таблице.
Таблица 3
Динамика основных экономических показателей работы предприятия
Наименование показателей | Величина показателя по годам | |||||
2003 | 2004 | Темп роста к предыдущему году | 2005 | Темп роста к предыдущему году | Темп роста к базовому году | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экономические показатели должны анализироваться в динамике. Для этого необходимо собрать данные за 3–5 лет работы предприятия. В случае наличия специфического производства таблица может быть дополнена другими показателями, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Для графического иллюстрирования динамики основных ЭП можно использовать график, приведенный на рис. 1.
Для построения графика необходимо выбирать базовый период, к которому производится расчет темпа роста основных экономических показателей.
В данном разделе могут быть выделены подразделы по анализу отдельных групп технико-экономических показателей. При недостаточности материала разделы могут не выделяться.
Анализ экономических показателей необходимо начинать с анализа выручки от продаж продукции (услуг). Для этого рассматривается структура выручки и ее изменение за анализируемый период, т. е. удельный вес различных видов деятельности в общей выручке. Затем рассматриваются количественные показатели выручки и показатели ее динамики (см. гр. 5, 7 табл. 3). При рассмотрении изменения выручки необходимо указывать объективные причины выявленных тенденций. Для этого могут быть использованы материалы пояснительной записки к балансу предприятия. Для исключения влияния фактора цен целесообразно рассмотреть динамику объема в натуральном выражении. Если анализируемое предприятие относится к сезонному производству, то целесообразно провести анализ сезонности производства, при котором выявляется, насколько значительны колебания объема выполняемых услуг (работ) по месяцам года. Для этого используются данные по объему реализации услуг по месяцам в течение года. Рассчитывается коэффициент сезонности (Ксз) по формуле:
Ксз = , (4)
где Vi –объем услуг за соответствующий месяц; V ср – среднемесячный объем услуг.
Рис 1. Динамика темпов роста основных экономических показателей предприятия: 1 – темп роста выручки; 2 – темп роста численности; 3 – темп роста выработки; 4 – темп роста фонда оплаты труда; 5 – темп роста затрат;
6 – темп роста прибыли.
Сопоставление полученных показателей с данными прошлых лет позволяет судить о характере сезонных колебаний спроса на услуги и разработать меры для их сглаживания. Для более наглядного представления результатов анализа сезонности производства услуг рекомендуется построить график сезонности.
Одной из важнейших задач анализа является контроль за правильным использованием рабочей силы, рациональной расстановкой работников по участкам производства, уровнем квалификации работников.
Таблица 4.
Динамика численности работников по категориям персонала
Категория персонала | Численность по годам | ||
2003 | 2004 | 2005 | |
Руководители | |||
Специалисты | |||
Служащие | |||
Рабочие | |||
Младший обслуживающий персонал | |||
Всего численность работающих |
В табл. 4 могут быть добавлены графы, характеризующие темпы роста численности (цепные и базовые) или использованы данные табл. 3. В случаях изменения численности работников по годам (сокращения или увеличения) необходимо указать объективные причины указанных явлений. Для анализа квалификационного уровня работников рассматривается соответствие их образования требованиям, предъявляемым к их должности. Анализируется также общий уровень и структура работников по видам образования.
После анализа численности рассматривается динамика выработки, для чего используются данные табл. 3. и рис. 1. Вместо показателя выработки можно использовать показатель выручки на 1 работника.
Если в качестве объекта анализа выбрано производственное предприятие, то целесообразно рассмотреть влияние на среднегодовую выработку основных факторов (числа отработанных человеко-дней, структурных сдвигов).
После анализа динамики численности и выработки можно рассчитывать влияние изменения этих показателей на изменение выручки от реализации продукции. Так, обобщающий экономический показатель выручки зависит от численности работников и среднегодовой выработки:
V = Ч В, (5)
где V – выручка от продаж услуг (продукции); В – среднегодовая выработка на 1 работника; Ч – численность работников.
Влияние указанных факторов на выручку можно определить методом цепных постановок.
Анализ фонда оплаты труда можно начать с оценки общей динамики данного показателя. При этом необходимо проследить изменения величины фонда оплаты труда по годам, определить темпы роста (цепные и базисные) как в целом по предприятию, так и по категориям персонала (рабочие, руководители, специалисты). Для более обоснованного анализа определяют влияние на изменение фонда оплаты труда двух факторов: численности и среднегодовой зарплаты одного работника.
Можно проанализировать соотношение темпов роста заработной платы и выработки. В настоящее время плановое соотношение темпов роста данных показателей не устанавливается, однако фактическое соотношение может быть рассчитано для иллюстрации уровня воспроизводства. Коэффициент опережения темпов роста выработки над заработной платой (Ко) определяется по формуле:
Ко = , (6)
где Тв – темпы роста выработки отчетного периода к базовому; Тз - темпы роста среднегодовой заработной платы одного работника отчетного периода к базовому.
Превышение темпов роста выработки над темпами роста среднегодовой заработной платы обеспечивает относительную экономию фонда оплаты и снижение себестоимости продукции (услуг).Чтобы определить, как повлияло указанное соотношение на изменение фонда оплаты труда, используют формулу:
ФТ = ( Зо – Зб) V о , (7)
где Зо и Зб – заработная плата на рубль услуг (продукции) соответственно в отчетном и базовом периодах; V о – выручка от реализации услуг (продукции) в отчетном году.
Снижение или повышение себестоимости услуг, вызванное различиями в темпах роста выработки и среднегодовой зарплаты, определяют по формуле:
С = ( - 1) y , (8)
где Изп – индекс заработной платы одного работника; Ив – индекс выработки; у – удельный вес заработной платы в себестоимости.
Следующий анализируемый показатель – себестоимость проданной продукции (услуг). Здесь необходимо проанализировать динамику затрат за ряд лет, указывая причины их увеличения или снижения. Кроме того, важно рассмотреть состав затрат и его изменение для того, чтобы выявить какие виды затрат оказали большее влияние на изменение общей суммы. Здесь целесообразно использовать графические методы: график динамики затрат, структурную диаграмму и т. п.
После анализа затрат переходят к анализу прибыли и рентабельности. Для этого рассматривается динамика данных показателей в абсолютном и относительном выражениях. Кроме этого выявляются факторы, объективно повлиявшие на изменение прибыли и рентабельности. Можно показать также удельный вес прибыли, получаемой от различных видов деятельности в общей массе прибыли.
Данные для экономического анализа систематизируются в таблицы, которые размещаются в пояснительной записке или в приложениях. В приложения выносят таблицы размером 1 печатный лист или более. Анализ должен сопровождаться рисунками, включающими схемы, графики, диаграммы по основным показателям.
С учетом специфики отрасли, перечень показателей должен быть уточнен, например, для предприятий торговли: товарооборот всего, в том числе оптовый и розничный, издержки обращения, средние остатки товарных запасов, товарооборачиваемость и т. п. Для автотранспортных предприятий анализируются: грузооборот, пассажирооборот, количество перевезенных грузов (тн), пассажиров (чел), пробег автомобилей (км) и т. п. Оценка деятельности бюджетных организаций должна быть дана по следующим направлениям:
§ объемы финансирования всего, в т. ч. из бюджета и внебюджетных источников;
§ исполнение сметы доходов и расходов;
§ соотношение кассовых и фактических расходов;
§ исполнение сметы по наиболее значимым статьям расходов бюджетной классификации;
§ состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
§ специфические показатели (коечный фонд, количество классов-комплектов и т. п.).
Если объектом исследования выступает деятельность коммерческого банка, анализ должен охватывать следующие показатели: активы банка; валовой доход, в том числе процентные доходы, непроцентные доходы; расходы, в том числе процентные расходы, непроцентные расходы; прибыль (убыток); рентабельность активов, рентабельность банка; объем кредитных вложений всего, в том числе долгосрочных и краткосрочных, из них срочных и просроченных и др.; количество счетов клиентов юридических и физических лиц; показатели стабильности вкладов (средний срок хранения вкладов, прилив вкладов, отлив вкладов, оседание вкладов, оборачиваемость и т.п.); выполнение экономических нормативов и другие показатели, специфичные для банков, их отделений и филиалов, принятые в конкретном банке.
В заключительной части раздела студенты должны обобщить результаты анализа технико-экономических показателей и сделать выводы о степени эффективности работы предприятия. В результате проведенного анализа необходимо выявить имеющиеся недостатки в работе предприятия, причины их возникновения и перспективы развития в будущем. В ходе анализа студенты должны выявить основные тенденции развития предприятия и выявить резервы повышения его эффективности, по которым в 3-м разделе дипломной работы будут разработаны мероприятия. Объем данного раздела 30–60 печатных листов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.