Укрепление патриотических чувств — главная задача театра. Организационные формы театральной жизни. Спектакли современной и национально-исторической тематики. «Фронт» А. Е. Корнейчука (1905–1972) (Театр им. Евг. Вахтангова, 1942). Режиссер Р. Н. Симонов, художник В. Ф. Рындин. Иван Горлов — А. Д. Дикий. «Русские люди» К. М. Симонова (1915–1979) (МХАТ им. М. Горького, 1943). Режиссеры Н. П. Хмелев, В. Я. Станицын (1897–1976), М. О. Кнебель (1898–1985). Глоба — А. Н. Грибов (1902–1977). «Нашествие» Л. М. Леонова (Театр им. Моссовета, 1943). Режиссер Ю. А. Завадский. Федор Таланов — М. Ф. Астангов, Фаюнин — В. В. Ванин (1898–1951). «Давным-давно» А. К. Гладкова (1912–1976) (ЦТКА, 1942). Режиссер А. Д. Попов, художник И. С. Федотов, композитор Т. Н. Хренников (р. 1913). Шура Азарова — Л. И. Добржанская.
Роль русской классики. Широкое обращение театров к творчеству А. Н. Островского. «Последняя жертва» (МХАТ, 1943). Режиссер Н. П. Хмелев, художник В. В. Дмитриев. Тугина — А. К. Тарасова, Прибытков — И. М. Москвин.
А. Я. Таиров и русская классика. Тема искусства как жизненного подвига. «Чайка» А. П. Чехова (1944), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1944), А. Г. Коонен — Нина Заречная и Отрадина-Кручинина.
«Праздничный» Островский в спектакле Театра им М. Н. Ермоловой «Бешеные деньги» (1945). Режиссер А. М. Лобанов (1900–1959), художник В. В. Дмитриев. Лидия — Л. Р. Орданская.
4.17. Театр второй половины 1940 – начала 1950‑х годов
Репрессивные методы руководства искусством. Партийные постановления 1946–1948 гг. Борьба с «космополитизмом». «Железный занавес». Оскудение репертуара и режиссуры. «Теория» и практика бесконфликтности. Катастрофический разрыв театра с живой реальностью. Утрата специфики театра как искусства. Редкие режиссерские прорывы. «Молодая гвардия» А. А. Фадеева (1901–1956) (Московский театр драмы, 1947; режиссер Н. П. Охлопков (1900–1967), художник В. Ф. Рындин) и традиции метафорического театра. Монументальная героика спектакля. Условность пространственного решения. Сережка Тюленин — Б. Н. Толмазов (1912–1985).
А. М. Лобанов в Театре им. М. Н. Ермоловой. Работа по созданию современного репертуара в русле психологического реализма. Поэтизация обыденного. Принципиальный антимонументализм. «Старые друзья» Л. А. Малюгина (1909–1968) (1946). Создание сценических характеристик. Тоня — Л. Р. Орданская, Шура — В. С. Якут (1912–1991). «Спутники» В. Ф. Пановой (1905–1973) (1947; художник В. В. Дмитриев). Юлия Дмитриевна — Э. С. Кириллова (1909–1971). Режиссура Лобанова — переходное звено к театральному «неореализму» второй половины 1950‑х годов.
4.18. Театральная «оттепель» 1950‑х годов
Перемены общественной атмосферы к середине десятилетия. Гастроли зарубежных театров. Активизация режиссуры старшего поколения. Опора на театральные традиции 1920–1930‑х гг. Современное прочтение классики. Спектакли Н. П. Охлопкова. «Гроза» А. Н. Островского (Московский театр драмы, 1953, художник В. Ф. Рындин). Положительный отклик «Правды». «Гамлет» У, Шекспира (Театр им, В. В. Маяковского, 1954; художник В. Ф. Рындин). Гамлет — Е. В. Самойлов (р. 1912) и проблема современного героя.
Пересмотр канонизированных концепций творчества русских писателей. «Иванов» А. П. Чехова (Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, 1954). Режиссер М. О. Кнебель, художник Ю. И. Пименов (1903–1977). Романтическая трактовка героя как «русского Гамлета». Иванов — Б. И. Смирнов (1908–1982). «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (Малый театр, 1956). Режиссер Б. И. Равенских (1914–1980), художник Б. И. Волков (1900–1970). Полемика с натуралистической традицией. Трактовка пьесы как русской трагедии. Аким — И. В. Ильинский, Никита — В. Д. Доронин (1909–1976).
Возрождение театральной сатиры. «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1952) и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1954) в постановке Н. П. Акимова (Новый театр — Театр им. Ленсовета). Варравин — П. П. Панков (1922–1978), Тарелкин — Ю. Т. Бубликов. Драматургия В. В. Маяковского в Театре Сатиры. «Баня» (1953). Режиссеры Н. В. Петров, В. Н. Плучек (р. 1909) и С. И. Юткевич (1904–1995), художник С. И. Юткевич. Победоносиков — А. В. Ячницкий, Оптимистенко — В. А. Лепко (1898–1963). «Клоп» (1955). Режиссеры В. Н. Плучек и С. И. Юткевич. Присыпкин — В. А. Лепко, Баян — Г. П. Менглет (р. 1912).
Молодая режиссура
Пафос нравственного и эстетического очищения. Искренность и естественность как главные ценностные критерии. Отрицание театральности во имя «жизни человеческого духа». Статья А. В. Эфроса (1925–1987) «Бедный Станиславский!» (1956). Мхатовская традиция и эпигонские наслоения. Интерес к молодому герою. Проблема нравственного выбора.
В. С. Розов (р. 1913) и театр второй половины 1950‑х гг. Две модели розовского спектакля: А. В. Эфрос и О. Н. Ефремов (1927–2000). Центральный детский театр и новая режиссура Школа М. О. Кнебель. «В добрый час!» в постановке А. В. Эфроса (ЦДТ, 1954) — манифест новой театральной волны. Отказ от элементарных мизансцен. Раскованность актерского самочувствия и общения. Варианты современного молодого героя: Андрей — В. Я. Заливин, Алексей — О. Н. Ефремов.
О. Н. Ефремов и Студия молодых актеров (с 1957 г. Театр-студия «Современник»), Организационная структура и творческая программа «коллектива единомышленников», «Вечно живые» В. С. Розова (1956). Исповедальность актерской манеры. Публицистический пафос, обнажение гражданской позиции. Борис Бороздин — О. Н. Ефремов, Нюрка-хлеборезка — Г. Б. Волчек. «В поисках радости» В. С. Розова на сцене ЦЦТ и «Современника», 1957. Олег Савин — О. П. Табаков.
Расширение репертуарного и стилистического диапазона «Современника», «Пять вечеров» А. М. Володина (р. 1919) (1959; режиссер О. Н. Ефремов). Ильин — О. Н. Ефремов, Тамара — Л. М. Толмачева. «Голый король» Е. Л. Шварца (1960). Режиссеры О. Н. Ефремов и М. Микаэлян, художник В. И. Доррер (р. 1929). Король — Е. А. Евстигнеев (1926–1992), Принцесса — Н. М. Дорошина, Первый министр — И. В. Кваша, Министр нежных чувств — В. Н. Сергачев, Первая фрейлина — Г. Б. Волчек, Камергер — М. М. Козаков.
Пробы театральной условности в спектаклях А. В. Эфроса 1959 года. «Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика (р. 1925) (ЦДТ; художник Б. Г. Кноблок). Лидия Ивановна — А. Д. Дмитриева. «Сны Симоны Машар» Б. Брехта и Л. Фейхтвангера (Театр им. М. Н. Ермоловой).
4.20. Г. А. Товстоногов (1913–1989) и Большой драматический театр им. М. Горького
Начало режиссерской деятельности. Ленинградский театр им. Ленинского комсомола (1949–1956). Творческая программа театра. «Героическое в обыкновенном». Формирование репертуара. Роль инсценировок. Достоверность и условность. Поиски новых средств сценической выразительности. «Дорога бессмертия» (по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее», 1951). «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1952). «Униженные и оскорбленные» по Ф. М. Достоевскому (1956).
«Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (Академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Художник А. Ф. Босулаев (1904–1964), композитор К. А. Караев (1918–1982). Сценическая традиция и новаторство. Психологическое оправдание условности. Комиссар — О. Я. Лебзак (1914–1983), Вожак — Ю. В. Толубеев (1906–1979), Алексей — И. О. Горбачев.
Главный режиссер БДТ им. М. Горького с 1956 г. Обновление труппы. Целенаправленность формирования актерского ансамбля как сплава творческих индивидуальностей. Строительство репертуара. Интенсивный поиск условных выразительных средств. «Когда цветет акация» П. Винникова (1956). Современная зарубежная пьеса: «Шестой этаж» А. Жери (1956), «Безымянная звезда» М. Себастиану (1956), «Лиса и виноград» Г. Фигейредо (1957), «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи (1958).
«Идиот» Ф. М. Достоевского (1957). Художник М. М. Лихницкая (1912–1998). Режиссерская инсценировка романа и театральные приемы передачи его эпического строя. Сфокусированность смысловых планов в центральном образе. Мышкин — И. М. Смоктуновский (1925–1995). Содержательная насыщенность индивидуальной актерской техники: способ общения как мера духовности.
«Пять вечеров» А. М. Володина (1959; художник В. Л. Степанов). Адекватность структуры сценического действия новеллистическому построению пьесы. Бытийный смысл бытового сюжета. Лирическая одухотворенность исполнения. Музыкальное звучание камерного актерского ансамбля. Тамара — З. М. Шарко, Ильин — Е. З. Копелян (1912–1975), Катя — Л. И. Макарова, Слава — К. Ю. Лавров.
«Варвары» М. Горького (1959; художник В. Л. Степанов). Радикальный пересмотр канона горьковского спектакля 1930‑х гг. Режиссерское восприятие пьесы в контексте русской гуманистической культуры. Концепция спектакля как «романа жизни» в жанре трагикомедии. Ансамбль крупных актерских индивидуальностей, объединенных волей режиссера. Надежда Монахова — Т. В. Доронина, Монахов — Е. А. Лебедев (1917–1997), Черкун — П. Б. Луспекаев (1927–1970), Цыганов — В. И. Стржельчик (1921–1995), Редозубов — В. П. Полицеймако (1906–1967).
4.21. Театр 1960‑х годов
Споры о театре на рубеже 1950–1960‑х гг. Статья Н. П. Охлопкова «Об условности» (1959) и дискуссия «Режиссура и современность» (1960). Обсуждение коренных проблем театрального творчества. Активизация «памяти театра» на протяжении десятилетия. Возвращение режиссеру функций автора спектакля. «Актерские гнезда» ведущих режиссеров.
4.22. Современная пьеса на сцене театра 1960‑х годов
А. В. Эфрос в Московском театре им. Ленинского комсомола (1964–1966). Продолжение творческих контактов с драматургией В. С. Розова и их характер. Кризис розовского варианта молодежной темы. Переход к новой проблематике и стилистике в рамках традиционной драматургической структуры. «В день свадьбы» В. С. Розова (1964). Художники В. И. Лалевич (1918–1990) и Н. Н. Сосунов (1908–1970). Поэтическая трактовка бытовой драмы. Сценический жанр притчи. Метафорика психологического рисунка. Нюра — А. И. Дмитриева, Салов — В. Р. Соловьев (1909–1968). «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (1909–1986) (1965, художники В. И. Лалевич и Н. Н. Сосунов). Лика — О. М. Яковлева, Марат — А. В. Збруев. «Снимается кино» Э. С. Радзинского (р. 1936) (1965; художники В. И. Лалевич и Н. Н. Сосунов). Метафорическая театральность режиссуры и импульсивная эмоциональность актерской игры. Нечаев — А. А. Ширвиндт, Аня — О. М. Яковлева.
«Современник». Кризис эстетической платформы 1950‑х гг. Изживание студийности. Продолжение работы над пьесами В. С. Розова и А. М. Володина. Обращение к современной зарубежной драматургии. «Двое на качелях» У. Гибсона (1962) — режиссерский дебют Г. Б. Волчек.
«Назначение» А. М. Володина (1963). Режиссер О. Н. Ефремов, художник Б. А. Мессерер (р. 1933). Свобода лирического высказывания. Движение как принцип развития действия. Преображения сценического пространства и главного героя. Лямин — О. Н. Ефремов, Куропеев-Муровеев — Е. А. Евстигнеев, Нюта — Н. М. Дорошина. «В день свадьбы» В. С. Розова (1964, режиссеры О. Н. Ефремов и Г. Б. Волчек). «Передвижническая» точность картин современного провинциального быта. «Традиционный сбор» В. С. Розова (1967; режиссер О. Н. Ефремов). Преодоление традиционной драматургической формы. Перестройка композиции пьесы. Ритмическая перебивка действия наплывами-воспоминаниями. Сергей Усов — Е. А. Евстигнеев, Агния Шабина — Л. М. Толмачева.
4.23. Классика на сцене театра 1960‑х годов
БДТ им. М. Горького. Равновесие репертуарных линий. Реализация творческих устремлений Г. А. Товстоногова в сфере русской классики.
«Горе от ума» А. С. Грибоедова (1962; оформление Г. А. Товстоногова, художник по костюмам М. М. Лихницкая), Освобождение комедии от «хрестоматийного глянца» и гнета сценической традиции. Психологическая адаптация текста как способ современной трактовки. Учет мейерхольдовской концепции («Горе уму») и отличие от нее. Чацкий — С. Ю. Юрский, Софья — Т. В. Доронина, Молчалин — К. Ю. Лавров
«Три сестры» А. П. Чехова (1965). Художник С. М. Юнович (1910–1996). Преемственная связь и отличие от спектакля МХАТ 1940 г. Тема личной ответственности и трагической вины героев. Ольга — З. М. Шарко, Маша — Т. В. Доронина, Ирина — Э. А. Попова, Андрей — О. В. Басилашвили, Вершинин — Е. З. Копелян, Тузенбах — С. Ю. Юрский, Соленый — К. Ю. Лавров.
«Мещане» М. Горького (1966; оформление Г. А. Товстоногова). Преломление мотивов театра абсурда в концепции «романа жизни». Острота контрастных жанровых перепадов. Трагикомическая фигура «мещанского короля Лира» Бессеменова (Е. А. Лебедев). «Дегероизация» Нила (К. Ю. Лавров). Татьяна — Э. А. Попова, Петр — В. Э. Рецептер, Тетерев — П. П. Панков.
Спектакли А. В. Эфроса. «Чайка» А. П. Чехова (Московский театр им. Ленинского комсомола, 1966; художники В. И. Лалевич и Н. Н. Сосунов). Ход к Чехову через Розова и Радзинского. Лирико-автобиографический характер темы одиночества художника. «Резкий реализм» спектакля — антитеза мхатовской традиции и «академическому новаторству» «Трех сестер» Г. А. Товстоногова. Треплев — В. Г. Смирнитский, Нина — О. М. Яковлева, Аркадина — Е. А. Фадеева (р. 1914), Тригорин — А. А. Ширвиндт, Медведенко — Л. К. Дуров.
«Три сестры» А. П. Чехова (Театр на Малой Бронной, 1967; художник В. Я. Дургин). Усложнение структуры чеховского спектакля. Резкие перепады смыслового и формального рядов. Трагическая клоунада Тузенбаха (Л. Б. Круглый) и Чебутыкина (Л. К. Дуров). Ирина — О. М. Яковлева, Вершинин — Н. Н. Волков.
«Современник». «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1966; инсценировка В. С. Розова, режиссер Г. Б. Волчек). Классика сквозь призму кризиса розовской проблематики. Александр Адуев — О. П. Табаков, Петр Иванович — М. М. Козаков, Елизавета Александровна — Л. М. Толмачева. «На дне» М. Горького (1968; режиссер Г. Б. Волчек, художник П. М. Кириллов). Близость неосуществленному режиссерскому плану К. С. Станиславского (1902 г.). Тема вынужденного сожительства людей. «Оправдание» Луки (И. В. Кваша) и деромантизация Сатина (Е. А. Евстигнеев). Актер — В. Ю. Никулин, Барон — А. В. Мягков, Пепел — О. И. Даль (1941–1981), Настя — Т. Е. Лаврова. «Чайка» А. П. Чехова (1970). Режиссер О. Н. Ефремов, художник С. М. Бархин (р. 1938). Перекличка и полемика с «Чайкой» А. В. Эфроса. Сниженно прозаическая стилистика спектакля. Треплев — В. Ю. Никулин, Нина — А. А. Вертинская, Дорн — Е. А. Евстигнеев, Полина Андреевна — Т. Е. Лаврова.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.