Искусство режиссуры — театральная доминанта периода. Слагаемые режиссерской целостности спектакля. Основные тенденции развития театра в конце XIX века и исторические предпосылки создания МХТ.
Организация и творческая программа МХТ. К. С. Станиславский (1863–1938) и Вл. И. Немирович-Данченко (1858–1943). Социально-эстетическая ориентация театра. Формирование труппы. Творческая дисциплина и проблема амплуа. Распределение вето.
Открытие МХТ (14 октября 1898 г.). «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. Станиславский и эстетика мейнингенцев. Исторический реализм. Массовые (народные) сцены. Принципы композиции и мизансценирования. Оформление многофигурного исторического полотна — художник В. А. Симов (1858–1935). И. М. Москвин (1874–1946) — царь Федор.
Историко-бытовая линия МХТ. «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (1899). Натуралистическая концепция спектакля. «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1903) в постановке Вл. И. Немировича-Данченко — эпилог русского мейнингенства. В. И. Качалов (1875–1948) — Юлий Цезарь.
А. П. Чехов и сценическая методология МХТ
А. П. Чехов (1860–1904) и театр домхатовского периода. Чехов и западноевропейская новая драма. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Центробежное строение действия, взаимоотношения фабулы и сюжета. Обогащение драматического состава эпосом и лирикой. Равноценность духовного и предметно-телесного, человека и природы. Проблема героя — «группа лиц без центра» (В. Э. Мейерхольд). Особенности чеховского символизма. Проблема жанра.
Постановка пьес А. П. Чехова на домхатовской сцене. Водевили. «Чайка» в постановке Е. П. Карпова (1857–1926), Александринский театр, 1896. В. Ф. Комиссаржевская (1864–1910) — Нина Заречная.
Премьера «Чайки» в МХТ (1898). Режиссерский план К. С. Станиславского. Трактовка сценического пространства. Двойной смысл принципа «четвертой стены». Световая и звуковая партитура, Течение акта и всей пьесы. Искусство пользования вещью. Система пауз. Проблема чеховского актерского ансамбля.
«Дядя Ваня» (1899). Расширение жанровой амплитуды Актерский ансамбль как эмоциональная общность. Астров К. С. Станиславского — духовный и жанровый камертон спектакля.
«Три сестры» (1901), Ориентация пьесы на труппу МХТ: Ольга — М. Г. Савицкая (1868–1911), Маша — О. Л. Книппер (1868–1959), Ирина, — М. Ф. Андреева (1868–1953), Вершинин — К. С. Станиславский, Тузенбах — В. Э. Мейерхольд (1874–1940), Чебутыкин — А. Р. Артем (1842–1914), Андрей Прозоров — В. В. Лужский (1869–1931), Наташа — М. П. Лилина (1866–1943) и др. Форма чеховского спектакля МХТ. Одухотворение предметной среды и звуковой партитуры. Музыкальная гармония постановки и исполнения.
«Вишневый сад» (1904). Разногласия с А. П. Чеховым. Драматургический и сценический жанр.
Драматургия Г. Ибсена и Г. Гауптмана на сцене МХТ
Пьесы Г. Ибсена в постановке Вл. И. Немировича-Данченко. Бранд — В. И. Качалов («Бранд», 1906). А. П. Чехов и В. Э. Мейерхольд об ибсеновских спектаклях МХТ.
«Доктор Штокман» (1900) в постановке К. С. Станиславского и исполнение им заглавной роли. Ибсен сквозь призму чеховской линии «интуиции и чувства».
Спектакли МХТ по пьесам Г. Гауптмана. «Одинокие» (1899), «Микаэль Крамер» (1901). А. П. Чехов об «Одиноких» и методологии МХТ.
М. Горький (1868–1936) и МХТ
Горький и расширение тематического диапазона в показе современной жизни. Восприятие театром творчества Горького как тонизирующего начала.
«Мещане» (1902). Режиссерский план К. С. Станиславского. «Чеховский» подход к поэтике М. Горького. Снижение социального пафоса и дегероизация Нила.
«На дне» (1902). Режиссерская партитура К. С. Станиславского и роль Вл. И. Немировича-Данченко в подборе ключа к поэтике М. Горького. Начало расхождения между основателями МХТ. Актерский ансамбль. Общественный резонанс спектакля.
Малый театр на рубеже XIX – XX вв.
Состав труппы. Репертуар. Проблема режиссуры. Реформа А. П. Ленского Ленский и МХТ. Новый театр. Шекспировские спектакли Ленского в Малом и Новом театрах. «Сон в летнюю ночь» (Новый театр, 1899) — опыт драматического спектакля на музыке.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 455.