Метод «обучение служением» («Service Learning») относится к образовательным методам, который предполагает
взаимодействие студентов вузов и местного сообщества в вопросах решения актуальных проблем.
Эффективность метода заключается в том, что студенты вузов, прошедшие опыт добровольческой работы в социальных проектах в рамках учебного процесса, являются более подготовленными в практическом плане к рынку труда и способны видеть смысл в добровольческой деятельности в различных социальных институтах.
Использование данного метода в российских вузах только начинается. Основные причины – отсутствие практики в этой области в нашей стране и невозможность прямого переноса зарубежного опыта.
В связи с этим современные отечественные методисты предлагают разработку специальных занятий для студентов и дополнений к образовательным дисциплинам, в соответствии с данным методом. Использование метода «обучение служением» в высшем образовании может быть разбито на 6 этапов, на каждом из которых решаются свои задачи [Кармаев А.А. Особенности трансфера метода «Обучение действием» в условиях российского вуза].
1. Этап планирования занятий по данному методу включает в себя:
· анализ теоретического содержания занятий в контексте стандарта или авторского курса;
· поиск потенциальных партнёрских организаций;
· поиск возможных социальных идей, предполагающих использование содержания дисциплины для решения проблем данных организаций;
· конкретизацию этих проблем в контексте учебной дисциплины.
2. Этап ориентации студентов на метод «обучение служением» предполагает:
· проведение установочного занятия, на котором студентам разъясняются требования в рамках метода и его суть;
· предлагается рейтинговая система оценивания;
· идет распределение студентов по видам отчетности (рефераты, тесты, проекты);
· предъявляется список партнерских организаций и их проблем.
3. Этап изучения теоретических знаний по дисциплине включает освоение студентами материала на основе разнообразных традиционных и инновационных методов, в том числе на основе новых информационных технологий.
4. Этап встречи студентов с организациями-партнёрами и разработка волонтёрских проектов в рамках дисциплины. На этом этапе происходит:
· выбор студентами организаций на основе личных предпочтений и интересов;
· встреча с партнёрами и заключение договоров с ними студентов-волонтёров;
· анализ проблем партнёрских организаций;
· разработка проекта по решению проблем партнёрских организаций.
5. Этап реализации добровольческих проектов студентов в партнерских организациях. На этом этапе на занятиях осуществляется:
· сбор и обсуждение идей, возникающих в рамках реализации проектов;
· постоянная обратная связь, совмещённая с обсуждением студентами промежуточных результатов проектов;
· презентация итоговых результатов волонтёрских проектов.
6. Этап рефлексии и оценки. Он может быть организован как итоговая встреча с участием студентов, преподавателей и партнерских организаций для оценки деятельности студентов в рамках реализации Service Learning-проектов. На этом этапе происходят:
· обмен мнениями о реализованных проектах;
· высказывание суждений о трудностях и успехах студентов;
· подсчет рейтинга студентов в рамках занятий для зачета или экзамена;
· оформление договоренностей с партнерами о продолжении сотрудничества и публикации результатов сотрудничества.
Ранее мы упоминали, что добровольчество (а соответственно и обучение с использованием метода «обучение служением») тесно связано с профориентационными программами и профессиональным становлением студентов. Соответственно, метод «обучение служением» вполне может быть использован в образовательной системе вуза на разных этапах обучения, начиная с первого курса, на занятиях по введению в профессию, и заканчивая прохождением профессиональной практики. В первом случае данный метод поможет лучше адаптироваться к новым условиям, сформировать навыки эффективной работе в команде, проявить свои лучшие качества для успешного изучения основ будущей специальности в дальнейшем. Во втором случае с его помощью станет возможно проверить качество формирующихся социально-психологических и профессиональных компетенций, которые так важны при дальнейшем трудоустройстве.
5.3. Лучший опыт: методики и технологии работы добровольческих организаций[ПСГ17] .
Привлечение волонтеров
Кейс Волонтерского центра Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) «Привлечение волонтеров»
Краткая аннотация:
Несмотря на то, что волонтерское движение набирает обороты, существует проблема привлечения активных, инициативных людей. Россия до сих пор сталкивается с проблемой распространения волонтерского движения среди общественности.
Введение:
В России уровень развития волонтерского движения остается низким по сравнению с другими странами. Законодательно волонтерство в нашей стране начало оформляться только в середине 90-х годов, но над регулированием этой деятельности в сферах экономики и права нужно еще работать. Поэтому для нашей страны достаточно сложно привлечь необходимое число активных, целеустремленных людей в добровольческую деятельность.
Описание проблемы:
1. Отсутствие механизма взаимодействия волонтера и общества.
2. Отсутствие пропаганды движения в целом.
3. Нехватка знаний общества о деятельности волонтера.
4. Недостаток в активных, позитивных людях, с ярко выраженными лидерскими качествами, с опытом волонтерской деятельности.
Для эффективного понимания волонтерской деятельности и развития личности волонтера нужно правильно ставить задачу и объяснять пути ее решения. Волонтер всегда точно и четко должен знать, зачем он совершает тот или иной добровольный поступок. Когда сформулирована цель, необходимо предоставить пути достижения этой цели и четко им следовать. Для того, чтобы добровольцы ощущали потребность в себе в дальнейшем, т.е. не остывали к этой деятельности, необходима четкая программа, направленная на поддержку инициатив. Стимулированием этой инициативы нужно заниматься постоянно, так уж устроен человек, ему необходимо ощущать свою важность и нужность в деле, которому он предан.
Для развития управленческих навыков волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности. Дать возможность карьерного роста, т.к. практически во всех организациях, в т.ч. и в Волонтерском центре, распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
Для всестороннего развития волонтера и повышения его компетентности и конкурентоспособности волонтерам нужно предоставлять возможность заниматься различными видами деятельности.
Описание процесса решения проблемы или реализации проекта:
Для решения проблемы привлечения достаточного количества волонтеров, информирования жителей города о добровольческом движении и его деятельности необходимо проводить информационную кампанию, которая включает в себя:
- Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки, образовательные учреждения).
- Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
- Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
- Проведение всевозможных акций.
- Приглашения через друзей и близких.
В этих информационных кампаниях нужно использовать наиболее эффективные методы привлечения:
- Новые знакомства, общение, новые возможности.
- Пояснение значимости происходящего.
Благодаря таким методам привлечения, через некоторое время люди начнут осознавать всю значимость волонтерского движения, у них появится энтузиазм, они начнут заражать им своих друзей, знакомых. В это время их нужно обучать лидерским качествам, допускать к ответственности и формировать активных, инициативных людей с волонтерским опытом.
Сейчас у нас работает достаточная слаженная команда волонтеров, каждый из них знает свои функции, знает уровень ответственности. Мы не ограничиваем людей в выборе деятельности и часто предлагаем заниматься именно тем делом, в котором они видят себя и где они смогут раскрыться.
Отбор волонтеров
Кейс Центра подготовки волонтеров «Forward» Сочинского государственного университета (СГУ) «Технология проведения интервью в процессе отбора волонтеров»
Краткая аннотация:
Менеджмент в волонтерских программах – важнейший элемент формирования кадровой базы добровольчества. На этапе отбора все кандидаты, подавшие заявки, должны пройти ряд оценочных мероприятий. При условии, что базовые онлайн-тестирования пройдены успешно, кандидату направляется по электронной почте приглашение на интервью с датой и временем проведения. Рассмотрим, как был организован данный этап отбора в центре подготовки волонтеров СГУ «Forward».
Для будущих волонтеров из числа жителей Сочи и его окрестностей были обязательны очные интервью, так называемые face-to-face. Жителям других регионов, прикрепленных к центру «Forward», предлагалась возможность пройти процедуру дистанционно, используя Skype. В этом случае требовалось наличие у кандидата веб-камеры: интервьюер должен был увидеть человека, подтвердить совпадение личности с фотографией в заявке, сверить паспортные данные с заявленной информацией в системе управления волонтёрами (СУВ).
Набор интервьюеров осуществлялся из числа студентов и преподавателей СГУ. Интервьюеры прошли тренинг в волонтерском центре. Каждый из добровольцев, занятых на этой позиции, получил по окончании оценочных сессий сертификат.
В центре работали 24 интервьюера. Ежедневно интервью проводили шесть человек до обеда и шесть – после. Интервьюер работал бесплатно, по 4 часа три дня в неделю. Работа была распределена на 4 смены. Каждый день один человек из команды центра обзванивал кандидатов, приглашая на собеседование. Еще один человек в течение дня проверял паспорта кандидатов, проходящих интервью, и сверял с данными, изначально указанными в анкете. Следует подчеркнуть, что схема, реализованная в «Форварде», позволяла проводить отбор в поточном режиме – до 60 интервью в день.
Личность кандидата в волонтеры оценивалась по определенным параметрам. Интервьюеры следовали программе, разработанной компанией Detech. «Руководство по проведению интервью по компетенциям» являлось основным документом, в соответствии с которым производилась оценка кандидатов в волонтеры Игр 2014 года.
В ходе собеседования интервьюеры определяли уровень таких компетенций потенциального волонтера, как осознанность, вовлеченность, исполнительность, стрессоустойчивость, уважение. Что касается проверяемых способностей, перечень содержал, в том числе, следующие требования: понимание инструкций и следование им, способность ориентироваться во времени, расписаниях и числах.
Кандидата просили рассказать о цели участия и вкладе, который он хотел бы внести в Олимпийские игры: почему он решил стать волонтером зимних Игр в Сочи, есть ли у него опыт волонтерской деятельности, нравится ли ему работа в команде. С ним беседовали об Олимпийских и Паралимпийских играх и особенностях волонтерской работы. Кроме того, кандидату необходимо было ответить на вопрос функциональной специфики и подтвердить заявленный во время онлайн-теста уровень владения иностранными языками – ряд вопросов интервьюеры задавали на английском.
По итогам прохождения интервью формировалась сводная оценка. Интервьюер заполнял специальную форму и в пункте «решение о найме» отмечал, рекомендует ли он волонтера к дальнейшей подготовке. Успешные кандидаты переходили на следующий этап и начинали обучение к Играм 2014 года. Если количество набранных в совокупности баллов не достигало стандартной отметки, но отставало на один балл, кандидата включали в резерв. Максимальные баллы по оценке эксперта давали добровольцу шанс занять ведущую позицию и стать лидером команды волонтеров на Играх.
Обучение волонтеров
Методические материалы Центра развития молодежных волонтерских программ Тверского государственного университета (ТвГУ) «Инновационная образовательная программа «Волонтеры успеха».
Рабочая программа дисциплины «Волонтёры успеха» для подготовки бакалавров и магистров всех специальностей общего профиля очной формы обучения.
Пояснительная записка:
Необходимость введения данной программы связана с трудностями адаптации студентов к условиям современного рынка труда, требующим развития социально-психологических компетенций.
Эффективность программ обучения во многом зависит от возможности подобрать для студента такие виды работ во внеучебной деятельности, которые дадут выход его личной мотивации, требующей реализации, учитывают его реальные возможности. Для этого необходимо обучение, которое направлено на развитие личности в равной степени, как и на развитие навыков работы. Таким видом деятельности создатели этой программы видят волонтёрство.
Ключевым фактором в подготовке волонтёров является формирование психологических компетенций, т.е. минимума социально-психологических знаний и умений, которые являются практической необходимостью в достижении успеха в реализации задач добровольческого движения. Знания о закономерностях взаимодействия в общении и толерантном отношении могут быть использованы волонтёрами как некий инструмент, помогающий анализировать своё поведение, находить разнообразные пути толерантного взаимодействия, позволяющие избегать конфликтов или продуктивно их решать.
Изучение данной программы направлено на формирование и развитие ценностно-смысловых, социально-коммуникативных, индивидуально-личностных компетенций студентов.
Участники приобретут навыки делового общения, работы с группой и в команде, социального проектирования и выхода их сложных ситуаций общения.
Введение предлагаемой программы обучения позволяет облегчить формирование новой образовательной культуры студента учебных организаций, его социальной компетентности, необходимых для успешного продвижения на рынке труда.
Занятия проводятся в форме практикумов и тренингов.
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения инновационной образовательной программы «Волонтёры успеха»:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,4 зачетных единиц (52 академических часа).
Целью дисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:
ценностно-смысловых:
- способность видеть и понимать окружающий мир (ОК-1);
- способность осознавать свою роль и предназначение (ОК-2);
- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в учебной и профессиональной карьере, принимать решения (ОК-3).
cоциально-коммуникативных:
- знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями (ОК-4),
- навыки работы в команде (ОК-5),
- владение различными социальными ролями в коллективе
- (ОК-6).
- умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. (ОК-7)
- умение создать социальный проект (ОК-8).
индивидуально-личностных:
- направленность на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (ОК-9);
- забота о собственном физическом и психическом здоровье (ОК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- иметь представление о добровольчестве/волонтёрстве;
- понимать роль добровольческой деятельности в личностном и профессиональном развитии;
знать:
- информацию о направлениях деятельности Центра развития молодёжных волонтёрских программ;
- определение волонтёрства/добровольчества и волонтёрской/добровольческой деятельности.
- уметь:
- эффективно взаимодействовать с людьми;
- эффективно работать в команде;
- продуктивно оценивать результаты своей и чужой деятельности.
владеть:
- способами самопрезентации;
- основами социального проектирования.
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:
Лекция-визуализация, разыгрывание ролей, адаптационный и коммуникативный тренинги, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, социальное проектирование.
Одна часть занятий проходит в учебных аудиториях, вторая часть – в помещениях и на площадках конкретных мероприятий в пределах и за пределами корпусов университета.
Учебная программа:
Раздел 1. Коммуникативный тренинг.
Введение в курс. Понятие «волонтёр». Информация о Центре развития молодёжных волонтёрских программ. Навыки эффективного знакомства и самопрезентации. Понятие «команда». Особенности работы в команде. Творческий подход в решении задач. Понятие «Рефлексия». Важность обратной связи в совместной работе.
Раздел 2. Технология работы волонтёра.
Основы публичного выступления и работы с аудиторией. Практика публичных выступлений.
Раздел 3. Ролевая игра «Волонтёр в полевых условиях».
Поведение в нестандартных ситуациях. Практика выхода из сложных ситуаций общения. Опыт волонтёров «Сочи 2014».
Раздел 4. Основы социального проектирования.
Основы создания и написания проектов социальной направленности. Практика написания проектов. Примеры успешных проектов. Практика защиты проектов.
Раздел 5. Практика участия в волонтёрской деятельности.
Участие в организации и проведении мероприятий различной направленности (Кубок Европы по дзюдо, Всероссийский фестиваль молодёжных волонтёрских инициатив и другие, организованные Центром развития молодёжных волонтёрских программ или другими организациями). Реализация собственных проектов. Проведение волонтёрских уроков. Проведение волонтёрских экскурсий.
Рабочая учебная программа:
Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
Лекции | Практические работы | |||
1. Коммуникативный тренинг | 4 | 1 | 3 | |
1.1. Понятие «волонтёр» | ||||
1.2. Информация о Центре развития молодёжных волонтёрских программ | 0,5 | |||
1.3. Навыки эффективного знакомства и самопрезентации | 1 | |||
1.4 Понятие «команда» | 0,5 | |||
1.5. Особенности работы в команде | 0,5 | |||
1.6. Творческий подход в решении задач. | 1 | |||
1.7. Понятие «Рефлексия». Важность обратной связи в совместной работе. | 0,5 | |||
2. Технология работы волонтёра | 4 | 1 | 3 | |
2.1. Основы публичного выступления и работы с аудиторией | 1 | |||
2.2. Практика публичных выступлений. | 3 | |||
3. Ролевая игра «Волонтёр в полевых условиях» | 4 | 1 | 3 | |
3.1. Поведение в нестандартных ситуациях | 1 | |||
3.2. Практика выхода из сложных ситуаций общения | 2 | |||
3.3. Опыт волонтёров «Сочи 2014» | 1 | |||
4. Основы социального проектирования | 16 | 2 | 6 | 8 |
4.1. Основы создания и написания проектов социальной направленности | 1 | |||
4.2. Практика написания проектов | 3 | 8 | ||
4.3. Примеры успешных проектов | 1 | |||
4.4. Практика защиты проектов | 3 | |||
5. Практика участия в волонтёрской деятельности | 24 | 24 | ||
5.1. Помощь в организации и проведении мероприятий различной направленности | 16 | 2 | 14 | |
5.2. Реализация собственных проектов | 4 | 4 | ||
5.3 Проведение волонтёрских уроков | 2 | 2 | ||
5.4. Проведение волонтёрских экскурсий. | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 52 | 5 | 39 | 8 |
Матрица компетенций:
Наименование разделов и тем | Формируемые компетенции | Используемые технологии | |||||||||||
ОК-1 | ОК-2 | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-6 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ОК-10 | ||||
1. Коммуникативный тренинг |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Тренинг | ||||
1.1. Понятие «волонтёр» |
| 1 |
| ||||||||||
1.2. Информация о Центре развития молодёжных волонтёрских программ |
| 1 |
| ||||||||||
1.3. Навыки эффективного знакомства и самопрезентации |
|
| 1 | ||||||||||
1.4 Понятие «команда» |
| 1 |
| ||||||||||
1.5. Особенности работы в команде |
| 1 | 1 |
| |||||||||
1.6. Творческий подход в решении задач. |
| 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
1.7. Понятие «Рефлексия». Важность обратной связи в совместной работе. |
| 1 | 1 |
| 1 | ||||||||
2. Технология работы волонтёра | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Тренинг | ||||
2.1. Основы публичного выступления и работы с аудиторией |
| 1 | 1 |
| |||||||||
2.2. Практика публичных выступлений. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
3. Ролевая игра «Волонтёр в полевых условиях» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Тренинг | ||||
3.1. Поведение в нестандартных ситуациях | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
3.2. Практика выхода из сложных ситуаций общения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
3.3. Опыт волонтёров «Сочи 2014» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
4. Основы социального проектирования | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Тренинг | ||
4.1. Основы создания и написания проектов социальной направленности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
4.2. Практика написания проектов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
4.3. Примеры успешных проектов | 1 |
| 1 | ||||||||||
4.4. Практика защиты проектов |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
5. Практика участия в волонтёрской деятельности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Участие в волонтёрской работе на различных мероприятиях и в ходе реализации волонтёрских проектов. | ||
5.1. Помощь в организации и проведении мероприятий различной направленности |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
5.2. Реализация собственных проектов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
5.3 Проведение волонтёрских уроков | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
5.4. Проведение волонтёрских экскурсий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется в процессе следующих форм контроля:
- следящего (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий);
- текущего (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий);
- итогового (практико-ориентированный зачёт).
Формы и способы контроля соответствуют цели обучения и избранным образовательным технологиям, методам формирования компетенций:
Таблица соответствия целей обучения и способов контроля сформированности компетенций:
Наименование компетенций | Способы контроля |
Способность видеть и понимать окружающий мир (ОК-1) | |
Способность осознавать свою роль и предназначение (ОК-2) | |
Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в учебной и профессиональной карьере, принимать решения (ОК-3) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями (ОК-4) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Навыки работы в команде (ОК-5) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Владение различными социальными ролями в коллективе (ОК-6). | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. (ОК-7) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Умение создать социальный проект (ОК-8) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге |
Направленность на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (ОК-9) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Забота о собственном физическом и психическом здоровье (ОК-10) | Оценка результата выполнения практических заданий на тренинге и волонтёрской практике на мероприятиях |
Методические рекомендации Волонтерского центра Российского государственного социального университета (РГСУ) по проведению тренинга на тему: «Технологии взаимодействия с людьми с инвалидностью»
Краткая аннотация:
Цель проекта – проведение серии учебных занятий, тренингов «Мир без границ» для слушателей средних общеобразовательных и высших учебных заведений по изменению культуры общественных взаимоотношений с людьми с инвалидностью. Этика в общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет снять коммуникативные барьеры. Это реально действенный инструмент, который позволяет избежать морального травмирования человека с инвалидностью по причине незнания особенностей поведения с людьми, имеющими различного рода физические ограничения. Несмотря на свою простоту и интуитивную понятность, эти правила малоизвестны. Распространение информации об основных правилах общения с людьми с инвалидностью будет способствовать формированию толерантного общества.
Введение:
В процессе реализации проекта значительное внимание будет уделено и тренингу по взаимодействию с людьми с инвалидностью, и работе волонтеров на Паралимпийских играх. Отличительной особенностью данного проекта является наличие в нем занятия, посвященного изучению основ русского жестового языка.
Для реализации проекта необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.
Проект позволит ответить на несколько главных вопросов: Как общаться с людьми с ограниченными физическими возможностями так, чтобы не задевать их, и в то же время, чтобы и та, и другая сторона чувствовала себя достаточно комфортно? Что можно, а чего нельзя делать в общении с человеком с инвалидностью? Как избавиться от стереотипов в отношении лиц с инвалидностью?
Предлагаемый волонтерами ВЦ РГСУ корректный язык поможет сформировать позитивный образ волонтера, как воспитанного и чуткого человека. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.
Задачи Проекта:
1. Вовлечь граждан и организации на добровольной и безвозмездной основе в реализацию предлагаемого проекта;
2. Обучить всех участников проекта, вовлеченных в решение проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, технологиям взаимодействия с людьми с инвалидностью;
3. Распространить полезный и практический опыт работы в сфере социальной поддержки инвалидов посредством преодоления барьеров общения;
4. Содействовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.
В качестве тренеров выступают профессорско-преподавательский состав и студенты-волонтеры ВЦ РГСУ «Паралимпийский». Кроме того, предполагается решить проблемы общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения их в процесс реализации проекта в качестве инструкторов или экспертов.
Описание проблемы:
Проблема связана с недостаточной разработанностью технологий коммуникации с людьми с инвалидностью в российском обществе и необходимостью реализации данных технологий и их тиражирования.
Описание выбора решения проблемы / описание концепции проекта:
Проблема подготовки волонтеров в рамках взаимодействия с людьми с инвалидностью решается посредством разработки тренингов и соответствующих методических рекомендаций для тренеров.
Описание процесса решения проблемы или реализации проекта:
К началу проекта «Мир без границ» ВЦ РГСУ уже обладал значительным опытом реализации программ с участием людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, участие представителей ВЦ в тренинге по взаимодействию с людьми с инвалидностью, разработанном Международным Паралимпийским Комитетом значительно обогатило представленные методические разработки.
Для реализации проекта был разработан тренинг, с учетом опыта европейских стран, где подобные мероприятия проводятся давно, были учтены и реалии российской действительности. Тренинг разработан так, чтобы его участники на себе почувствовали, что такое ограниченные возможности здоровья.
В рамках реализации проекта предусматриваются проведение вебинаров (видеоконференций) на базе волонтерского центра РГСУ по тиражированию успешных технологий опыта работы в области взаимодействия с людьми с инвалидностью.
Планируется провести несколько семинаров по технологиям взаимодействия с людьми, имеющими ограничения по здоровью. Цель семинаров – предоставить технологии, успешные модели и опыт взаимодействия с людьми с инвалидностью.
Оценка правильности выбранного способа решения:
Разработанные и представленные технологии активно апробируются в рамках проекта «Мир без границ», что позволяет повысить профессионализм волонтеров, способствует овладению необходимыми технологиями коммуникации с людьми с инвалидностью.
Выводы и рекомендации другим:
Представленный тренинг не сводится к узко понимаемым задачам подготовки волонтеров. Предлагаемые технологии позволяют объединить пути решения целого комплекса задач по проблемам интеграции инвалидов, инклюзивного образования, что и должно лежать в основе более широкой целевой аудитории. Кроме того, разработанные рекомендации составлены в соответствии с заключениями экспертов из числа лиц с инвалидностью. Оказалось, что данное направление практически не развито в нашей стране.
Мнение различных сторон, вовлеченных в проблему, о результатах ее разрешения / Мнение представителей целевой аудитории проекта и волонтеров о его итогах:
Целевая аудитория проекта с удовольствием принимает участие в подобных программах Центра. Это обстоятельство следует особо отметить. Усилия наших волонтеров по распространению идеи «равного» общения с людьми с инвалидностью нашла огромную поддержку в лице администрации школ ВАО Москвы.
Приложение:
Сценарий тренинга на тему: «Технологии взаимодействия с людьми с инвалидностью» в рамках реализации проекта «Мир без границ» Волонтерского Центра РГСУ «Паралимпийский»
Тема: «Технологии взаимодействия с людьми с инвалидностью» в рамках реализации проекта «Мир без границ»
Организация аудитории:
- Интерактивная доска (желательно)
- Мультимедийный проектор (экран)
- Флипчарт, блокнот, стикеры, маркеры (фломастеры)
- листы формата А4, фломастеры
- компьютер с колонками (ноутбук)
Содержание/ деятельность:
Тренер обращает внимание слушателей на так называемые заблуждения в отношении лиц с инвалидностью, превалирующие в обществе.
Тренер предлагает слушателям написать на стикерах стереотипы, которые распространены в обществе в отношении людей с инвалидностью, приклеить их варианты на флипчат и обсудить каждый из них.
Тренер: Анализируя только что прозвучавшие высказывания, вы справедливо отметили, что многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «умственно отсталый», «обычный / неполноценный», «даун», «калека» и т.п.
Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии.
Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.
Далее следует показ видеоролика, наглядно демонстрирующего отношение большей части населения к инвалидам.
Обсуждение со слушателями видеоролика.
Тренер: Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Это – не правила (не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения!), а всего лишь рекомендации, которые могут помочь нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с людьми с инвалидностью.
Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.
Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г.
Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.
Тренер: Существует определенные правила, когда вы говорите или пишете о людях.
Тренер: Существуют 4 категории инвалидности: с нарушением опорно- двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха и психофизического развития.
Тренер: Для того, чтобы сформулировать правила общения с инвалидами, предлагаю вам разделиться на 4 команды и выбрать высказывание, которое вам ближе (высказывания: «Упавший духом гибнет раньше срока» - Омар Хайям, «Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть» - В. Альфиери, «Основное правило – не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам!» - Кюри, «Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить» - Марк Виктор Нансен).
Также методом жеребьевки мы выберем для каждой команды ее условный цвет. У меня в руках 4 карточки разных цветов. Приглашаю лидеров команд. Тяните карточку. Выбирайте высказывание.
Тренер (обращаясь к лидерам команд): Прочитайте высказывания.
(Обращаясь к командам): Что объединяет все эти высказывания? Какая главная идея?
Тренер (обращаясь к лидерам команд): Теперь возвращайтесь к своим командам и за 30 сек. на основании выбранного вами высказывания придумайте НАЗВАНИЕ И ДЕВИЗ вашей команды. Они должны быть связаны с идеей высказывания.
Тренер: Итак, как называются ваши команды? Запишите названия и установите таблички на своих столах (вариант: лист формата А4, сложенный вдвое). Это важно для того, чтобы аналитическая группа могла оценивать вклад каждой команды на протяжении тренинга.
Слушатели дают названия своим командам и придумывают девизы.
Тренер: Анализируя только что прозвучавшие высказывания, вы справедливо отметили, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями. Изменение культуры общественных взаимоотношений с людьми с ограниченными возможностями здоровья позволит снять коммуникативные барьеры. Это реально действенный инструмент, который позволяет избежать морального травмирования человека с инвалидностью по причине незнания особенностей поведения с людьми, имеющими различного рода физические ограничения. Несмотря на свою простоту и интуитивную понятность, эти правила малоизвестны.
Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости и добра.
Возможны дополнения слушателей.
Тренер: Теперь определимся с правилами общения с людьми с инвалидностью.
Тренер предлагает 4 командам разработать и написать на листах правила общения с инвалидами разных групп.
Каждая команда разрабатывает правила общения с определенной категорией инвалидов. Кроме того, эти правила должны быть схематично изображены. Каждой команде дается 5 минут на выполнения задания и коллективную подготовку ответов. Затем по 3 минуты на краткое сообщение.
Тренер: Анализируя только что прозвучавшие высказывания, вы справедливо отметили, что есть определенные правила общения с людьми с инвалидностью, а именно:
Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата (инвалиды-колясочники):
1) Когда общаешься с человеком, использующим инвалидную коляску, присядь на корточки, или отойди от него на метр, чтобы он мог на тебя нормально смотреть.
2) Не прикасайся к коляске, пока тебя не попросят.
3) Не прикасайся к человеку, использующему инвалидную коляску и его вещам.
4) Нужно подойти и представиться, предложить свои услуги, но не стоит быть назойливым.
5) Общайся с ним на равных.
6) Никакой жалости, эти люди гораздо сильнее, чем мы можем себе представить.
Важно помнить: Коляска – не ограничивает возможности, она их расширяет. Коляска – часть личного пространства человека.
Лица с нарушением зрения:
1) Нужно подойти, громко и отчётливо назвать своё имя и сказать, где конкретно ты находишься.
2) Слабовидящий человек должен сам нащупать твою руку и взять тебя под локоть. Ни в коем случае не наоборот.
3) Когда сопровождаешь слабовидящего человека, нужно всегда его предупреждать даже о малейших препятствиях, например, ступеньках.
4) Когда ты хочешь предложить человеку с нарушением зрения сесть, подведи его к стулу и положи руку человека с инвалидностью на его спинку, тогда он сядет.
5) Если тебе куда-то нужно отойти, то всегда предупреждай его об этом.
6) Ни в коем случае не играй с собакой-поводырём, она выполняет свою работу.
С нарушением слуха:
1) Когда ты подходишь к слабослышащему человеку, то тихонько прикоснись к его руке или плечу, чтобы он знал, что ты здесь. Если ты не совсем рядом с ним, то махни ему рукой, чтобы он понял, что обращаются к нему.
2) Когда говоришь, то старайся чётко проговаривать слова, ведь, возможно, что человек умеет читать по губам.
3) Кто-то из людей с нарушением слуха использует слуховой аппарат, поэтому говори громко и отчётливо.
4) Используй письменные принадлежности, чтобы что-то сказать человеку.
С нарушением психофизиологического развития:
1) Будь приветливым и почаще улыбайся.
2) Проговаривай всё чётко и внятно, чтобы тебя могли понять.
3) Общайся с человеком на равных.
(Возможны дополнения участников тренинга).
Тренер: Мы предлагаем вам попрактиковать свои умения общения с людьми с инвалидностью.
Слушателям выдаются карточки со сценариями моделирования различных ситуаций общения с людьми с инвалидностью.
Лабиринт.
Ситуация: инвалид с нарушением зрения попросил проводить его, но на пути встречается много преград.
Подъем.
Ситуация: Вы замечаете человека на инвалидной коляске, который передвигается по пересеченной местности. Он один и, судя по всему, ему сложно въехать в гору – возможно, ему нужна помощь. Как вы поступите?
Просьба.
Ситуация: попросить спортсмена-паралимпийца колясочника оставить свой автограф на флипчарте.
Объяснение.
Ситуация: Спортивный матч. Объяснить слабослышащему человеку, что на стадионе он занял не свое место, а ему нужно спуститься на ряд ниже.
Каждой команде дается 5 минут на выполнения задания. Затем следует проигрывание ситуации каждой из предложенных 3 ситуаций.
Слушатели проигрывают ситуации. Обсуждение. Дополнения слушателей и тренера.
Тренер: Важно помнить!
Признавай его равным.
Признаться, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность… Особенно, к примеру, если перед ними человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или беспрепятственно кивнуть головой… В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза… А делать этого не нужно! Самое худшее, что ты можешь сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой», и подчеркнуть пропасть, лежащую между ним и тобой, здоровым человеком. Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями здоровья и активно вступать с ним в контакт.
Тренер: Важно помнить!
Используй его возможности.
Тренер: При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если тебе предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточни у его близких, каковы его реальные возможности. Допустим, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. Поэтому, если ты подашь ему руку – окажешься в неловком положении. Но если будешь разговаривать с человеком громко и чересчур членораздельно, как с маленьким, также можешь обидеть его… Если мама больного с радостью сообщает, что он говорит сам, старайся его понять и вести хотя бы простейший диалог. Таким образом, ты даешь человеку возможность почувствовать, что он равноправный член общества. Если человек с ограниченными возможностями здоровья что-то умеет делать сам, то не следует предлагать помощь в этих случаях. Наоборот, подчеркни, что ты в курсе, что он справляется с этим сам.
Тренер: Важно помнить!
Старайся не жалеть.
Тренер: Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие рано или поздно не смирятся с этим фактом и не отнесутся к этому спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если ты находишься во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, убери жалостливый взгляд. Лучше подними ему настроение доброй улыбкой.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Заключение
С начала прошлого десятилетия в России постепенно начала накапливаться региональная нормативная правовая база и практика развития молодежного добровольчества. Следует отметить, что за этот период в каждом регионе накоплен свой уникальный опыт поддержки добровольческих усилий молодежи, как эффективного и универсального способа формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения и в молодежной среде, который заслуживает обобщения и распространения в другие регионы России. В тоже время одной из проблемных областей является то, что сохраняется достаточно высокий уровень подростков и молодежи не вовлеченных в общественно полезную деятельность, что создает реальные предпосылки для их приобщения к крименногенной среде, антиобщественным поступкам.
Международная практика и российский опыт показывает, что стимулирование молодежной добровольческой активности, может быть эффективным лишь в том случае, если молодежное добровольчество будет развиваться как система знаний и навыков в масштабах страны. Проблема состоит в том, что в то время как многие организации позиционируют свою направленность на работу с молодыми добровольцами, однако, как правило, эта работа осуществляется в форме проведения отдельных акций, в которых участвует ограниченное число подростков или молодежи. Отсутствие для большинства молодежи возможностей прямого доступа к добровольческой деятельности, прежде всего, вследствие неразвитости сетей и эффективных программ молодежного добровольчества в образовательных учреждениях и центрах досуга, недостаточность у работающих с молодежью и подростками специалистов информации и знаний в области инновационных технологий, создает серьезные препятствия для общественно полезной добровольческой занятости.
Речь идет о необходимости создания таких условий, которые бы исключали стимулы для социально-пассивного, потребительского стиля жизни, употребления опьяняющих веществ, к сожалению свойственному многим молодым людям современного общества, ведущему к утрате духовно нравственных ценностей и высших социальных ориентиров. Другими словами альтернативой должно стать позитивное, творческое отношение к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки, обеспечивающие личностное совершенствование, интеллектуальный рост, что служит основным фактором и индивидуального и общественного здоровья.
Для решения имеющихся проблем назрела насущная общественная потребность внедрения эффективных методов стимулирования молодежной добровольческой активности в сфере образовании. Речь идет, прежде всего, о нахождении таких путей и способов, применение которых может создать реальные условия для активного участия молодежи в социально значимой практике - антиподу социально-пассивному, потребительскому поведению, стилю жизни, ведущему к утрате духовно нравственных ценностей и высших социальных ориентиров. Альтернативой девиантному поведению (алкоголизму, наркомании, игромании и т.п.) должно стать позитивное, творческое отношение к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки, обеспечивающие личностное совершенствование, интеллектуальный рост, что служит основным фактором и индивидуального и общественного здоровья.
Важнейшими задачами, требующими решения, являются:
1. Формирование инфраструктуры поддержки добровольчества, основным элементом которой являются региональные и местные добровольческие центры. Данная проблема уже в определенной степени признается и государством и обществом, благодаря многократному привлечению к ней внимания на различных форумах и в публикациях. Второй не менее значимой системной проблемой, но которая пока не получила достаточного общественного звучания, является то, что в обществе и в государстве пока еще нет устоявшегося подхода к пониманию концептуальных основ добровольчества, что может приводить к подмене основных понятий. Как следствие, - к негативным последствиям, в сфере развития добровольчества, особенно - в молодежной среде. Создание научно-методической базы внедрения инновационных волонтерских программ требует серьезных усилий специалистов и нуждается в финансовой поддержке.
2. Создание системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности. Подготовка менеджеров волонтерских проектов может осуществляться путем создания постоянно действующих ресурсных центров, ведущих научно-образовательную деятельность. Необходима разработка программ инновационного менеджмента в добровольческой сфере, проведение семинаров, тренингов для руководителей и специалистов добровольческих служб, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных учреждений.
3. Формирование позитивного имиджа добровольчества, социальная реклама волонтерских проектов, привлечение чиновников и бизнесменов к участию в добровольческих акциях. Представляется важным изучение опыта по конкретным направлениям развития добровольчества; сбора, обобщения и распространения лучших примеров, инновационных технологий и методов, имеющихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Данное направление реализуется через освещение добровольческой деятельности в средствах массовой информации; использование социальной рекламы; поддержку проведения конкурсов в области развития добровольчества; проведения областных форумов, конференций, «круглых столов» по тематике добровольчества, областных и общероссийских добровольческих акций (Весенняя Неделя Добра (апрель), Международный День добровольцев, (декабрь).
4. Организация единой системы менеджмента качества волонтерских программ. Необходимо разработать и внедрить четкие критерии оценки эффективности реализуемых добровольческих проектов, особенно на региональном и местном уровне. Это возможно только на основе конструктивного диалога всех субъектов добровольческого движения на базе научно- образовательных центров развития волонтерства.
5.Российское добровольчество нуждается в стабильном фандрайзинге. Нужны финансовые механизмы, позволяющие обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы поддержки и развития добровольческих инициатив, осуществляемые в соответствии с ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетные направления привлечения добровольцев к участию в социально ориентированной деятельности и развития гражданского общества. Это предполагает бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных источников, пожертвований и других источников, не противоречащих российскому законодательству
Актуальность добровольчества, как эффективного способа вовлечения молодежи в социальную практику, как важной составляющей жизни молодежи, способа расширения возможностей для получения новых знаний и навыков, будущей профессии, раскрытия талантов, самореализации и лидерского роста - одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики. В последние годы можно констатировать усиление поддержки волонтерского движения как на федеральном уровне так в ряде субъектов Российской Федерации. Определен статус Личной книжки волонтера, увеличилось количество грантов, выделяемых на развитие добровольчества, успешно реализуются проекты создания различных добровольческих структур в образовательных организациях.
Но, к сожалению, объективный анализ реального состояния дел в регионах в области развития добровольчества позволяет выявить огромное количество проблем, таких как многочисленные факты формализма, отсутствие координации в деятельности волонтерских организаций, слабый уровень подготовки руководителей добровольческих программ. Преодоление этих проблем возможно путем создания развитой инфраструктуры волонтерских практик в регионах, внедрения инновационных форм менеджмента добровольческих проектов.
Приложения
Образцы НормативныХ документов
1. Приказ директора школы о создании волонтёрского центра, назначении на должность руководителя центра и утверждении плана работы на учебный год
Министерство образования Тверской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ___
Г. ТВЕРИ
от 2015 г. ПРИКАЗ №______
город
О создании волонтёрского центра …
В соответствии с планом работы школы в целях развития волонтёрского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, воспитания здорового образа жизни и профилактики вредных привычек п р и к а з ы в а ю:
1. Создать волонтёрский центр …
2. Утвердить Положение о волонтерском центре
3. Руководителем волонтёрского центра назначить ...
4. Утвердить программу работы волонтёрского центра… на … учебный год (приложение № 1).
5. Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе …
Директор школы /ФИО/
С приказом ознакомлены:
ФИО __________ «____» ___________ 2015 г.
ФИО ___________ «____» __________ 2015 г.
2. Заявление волонтёра о принятии его в волонтёрский отряд и согласие родителей (законных представителей)
Руководителю волонтёрской организации …
Заявление волонтёра
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Адрес _____________________________________________________________
Телефон __________________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Место учебы _______________________________________________________
Прошу принять меня в члены волонтёрской организации….
С видами деятельности волонтёрской работы ознакомлен.
Инструктаж прошел.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 628.