Тип подхода к гипнотическому трансу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Авторитарный (классический) Стандартизованный (научный) Эриксоновский Ситуационный контекст Сцена, клиника Лаборатория Клиническая практика Цель Поразить, развлечь Исследовать Создать условия для изменений Основное звено Гипнотизер Субъект Взаимодействие Типы воздействия гипнотизера Прямые и повелительные команды Стандартизованные и меняющиеся внушения Крайне гибкие, применяющиеся к стереотипам клиента действия Задача субъекта Продемонстрировать необычное, странное поведение Следовать указаниям экспериментатора Испытать интимные внутриличностные ощущения в контексте безопасного межличностного общения Длительность наведения Незначительная Незначительная Различная, но как правило 30 – 60 мин. Интерпретация «негипнотической реакции» Субъект «сопротивляется» Субъект «невосприимчив» Гипнотерапевт должен учесть конкретные стереотипы данного клиента Данные, представляющие наибольший интерес Поведение субъекта Поведение субъекта Внутренние ощущения клиента и последующие изменения.

 

Д-р медицины М. Эриксон – человек уникальный даже для истории психотерапии. Он родился в 1901 г. в крестьянской семье. От рождения был лишен цветоощущения, плохо различал звуки по высоте. В детстве страдал от дизлексии. В 1919 г. перенес первый приступ полиомиелита в результате которого был полностью парализован, мог лишь говорить и двигать глазами. Смог полностью восстановить все основные функции благодаря разработанной им системе реабилитации. Многие годы являлся одним из ведущих психотерапевтов страны. Использовал различные методы, однако наибольшую известность получил как «мистер гипноз». В 1952 г. перенес новый приступ, но не смотря на усилия по реабилитации, последние 10 лет жизни преподавал и принимал пациентов уже в инвалидной коляске. Умер в 1980 в г. Феникс, штат Аризона. Оставил после себя 6 детей, 26 внуков и множество учеников. Среди учеников М. Эриксона наиболее известны: Д. Гриндер, Р. Бендлер, Д. Хейли, Д. Зейг, С. Гиллиген, Э. Росси. Некоторые из них стали основоположниками собственных направлений в психотерапии.

 

Особенности подхода М. Эриксона:

1) всякая личность уникальна;

2) гипноз – чувственный процесс передачи идей;

3) каждый человек располагает продуктивными ресурсами;

4) транс активизирует эти ресурсы;

5) транс естественен;

6) бессознательное может работать продуктивно и автономно;

7) не исправление ошибок, а выправление курса.

Далее приводятся некоторые цитаты из его работ, которые наиболее полно характеризуют некоторые аспекты отношения Эриксона к гипнозу.

«Как бы я это (гипноз) не определил … это помешает мне осознавать и использовать многочисленные возможности, которые здесь существуют».

«Не может быть абсолютного перечня гипнотических феноменов, относящихся к какому-то определенному уровню гипноза. У одних испытуемых в состоянии легкого транса проявятся явления, которые обычно типичны для глубокого гипноза, другие испытуемые в глубоком гипнозе начнут вести себя так, как обычно ведут в состоянии легкого транса». … «Глубокий гипноз – это гипноз такого уровня, который позволяет испытуемому непосредственно и адекватно действовать на уровне бессознательного. Испытуемый в глубоком гипнозе действует в соответствии со своими бессознательными представлениями».

«Очень важно, чтобы человек понимал, что его бессознательное умнее его. В бессознательном хранится богатейший материал.»

« Я не знаю что я буду делать. Не знаю, что буду говорить… Знаю только одно: я полагаюсь на свое бессознательное, оно оно подкинет моему сознанию что-нибудь подходящее. И как они будут реагировать я тоже не знаю. Знаю только, что реагировать они будут… не знаю почему, не знаю когда. Знаю одно: они будут реагировать как надо, так, как лучше всего подходит им как личности. И мне становится очень интересно, как именно их бессознательное начнет реагировать. И я спокойно жду их реакции, потому что знаю: когда это произойдет, я смогу принять и утилизировать ее. Я понимаю, что это звучит смешно, но это действует».

 

Базовая схема гипнотерапевтического сеанса:

1. Подготовка к трансу (обсуждение проблемы, обсуждение отношения к трансу, информация о сущности транса.

2. Наведение транса.

3. Утилизация (использование) транса.

4. Завершение транса (выведение из транса).

5. Обсуждение и консолидация переживаний, имевших место в транса

 

Раздел 2: Наведение транса.

 

В целом, эриксоновский метод использования гипноза может быть описан тремя словами: присоединение, ведение, утилизация.

 

Присоединение и ведение.

Присоединяясь мы объединяемся с клиентом в его восприятии мира и поведении в нем. Тем самым граница между клиентом и терапевтом становится более тонкой. Условно присоединение может быть разделено на невербальное, вербальное и присоединение по репрезентативным системам.

 

Невербальное присоединение.

Невербальное присоединение – отражение терапевтом основных телесных параметров клиента своим телом. С. Гиллиген выделяет полное прямое отражение, частичное прямое отражение и частичное косвенное. Полное прямое отражение – наиболее заметно для клиента и используется чаще в учебных целях. Частичное косвенное – наиболее сложный вариант для выполнения и , несмотря на свою эффективность, практически незаметно.

 

 

Полное прямое отражение

Дата: 2018-12-28, просмотров: 199.