АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В данном разделе не рассматривается способы выживания в различных климатических условиях, способы охоты, установки силков на животных и дичь, строительство убежищ, разведение костра и другие специальные навыки. Эти умения достигаются только изучением специальной литературы, апробирование различных приемов на собственном опыте. Акцент сделан на ознакомление с внутренними ресурсами человеческого организма и даны общие рекомендации по поведению в условиях дефицита пищи и воды, а так же рассмотрены несколько способов ориентирования на местности.

 

3.1. ФАКТОРЫ И СТРЕССОРЫ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеет природная среда, ее физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира.

Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, особенности строительства убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, возможность передвижения по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

потери ориентира;

лишения транспортного средства;

потери человека, знающего местность;

тихийного бедствия.

Причинами этих случаев могут быть:

стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

неумение ориентироваться на местности;

невнимательность;

излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования

Практика показала, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % – невротическую реакцию.

Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Перечислим основные навыки и умения, которыми должен обладать человек, оказавшийся в ситуации автономного выживания в природе:

1) умение рассчитывать необходимый минимальный объем пищи и воды;

2) владение способами добычи и очистки питьевой воды в природе;

3) умение ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, GPS–навигаторов, других приборов и без них;

4) навыки оказания первой медицинской помощи;

5) навыки охоты на дикого зверя, рыболовства, отслеживания добычи;

6) умение разводить костер при помощи подручных средств;

7) знания технологии постройки временных укрытий;

8) умение сигнализировать о своем местонахождении при помощи переговорных радиостанций, таблиц, визуальных и жестовых кодовых сигналов.

Попав в кризисную ситуацию, надо стремиться преодолеть ее и прежде всего суметь избавиться от подавленности, так как в экстремальном режиме, как никогда, необходима только разумная и активная деятельность. От этого зависит жизнь людей.

 

 

3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Добывание пищи требует затрат времени и сил, добытого питания может быть мало, оно может оказаться малосъедобным и вызвать желудочные заболевания и, как следствие, потерю сил. Известны случаи полной дистрофии, несмотря на наличие съедобных растений.

При лечебном дозированном голодании пациенты, не принимая никакой пищи до 20–30 дней и более, выпивая лишь до 2,5 л воды в день, обретали здоровье, бодрость и оптимизм.

Зная это, группа, оставшаяся без продуктов, не должна особенно беспокоиться: имея воду, она сможет благополучно добраться до безопасного места и жилья и через 15, и 20 дней, продолжая переход в условиях вынужденного голодания.

Не форсируйте движения, сообразуйтесь с дыханием. Пусть вас не смущает, что идти труднее, чем на сытый желудок (особенно через 3–5 дней после начала голодания). Сил хватит еще надолго. При умеренном темпе движения (около 4 км/ч) и средней нагрузке организм расходует в сутки менее 3–4 тыс. ккал, а теряет в весе в среднем при отсутствии пищи не более 500–800 г. Для человека же с нормальным весом потеря 25 % от общего веса безвредна.

Необходимо отметить, что голод будет терзать вас не более 34 дней, так как после этого организм переходит на питание собственными жировыми запасами. Это так называемое эндогенное питание является достаточно полноценным для обеспечения жизнедеятельности человека. Но временно, чаще по утрам, может появляться чувство слабости. Через неделю в течение одного дня или даже нескольких часов самочувствие значительно улучшается, исчезает чувство физической слабости, появляется бодрость.

Физическая работоспособность во время голодания при условии сохранения активного двигательного режима длительное время может оставаться на исходном уровне. Однако утомление при мышечной работе наступает быстрее, и требуется больший срок для отдыха.

Настраивайте себя на то, что пища появится не скоро. И вам не будет хотеться есть. Старайтесь о еде не думать, относитесь к разговорам о пище равнодушно, отвлеченно, не фиксируйте внимание на этом.

Если в пути, например на привале, встретится много ягод или других съедобных растений, соберите: они могут пригодиться для восстановления. Но не соблазняйтесь съесть хотя бы немного ягод, пока не придете в конечную точку маршрута и не начнете восстановление.

Организм, находясь на внутреннем питании, будет дезориентирован, начнется выделение желудочного сока, что может привести к истощению и быстрому

Выйдя из опасной зоны и придя в запланированный населенный пункт, ни в коем случае не набрасывайтесь на какую-нибудь еду и не позволяйте делать это участникам группы. Этим можно погубить себя. Восстановление – этап значительно более ответственный и сложный, чем голодание. При нетерпении вы рискуете спровоцировать самые тяжелые последствия.

Однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, снижает устойчивость к воздействию холода, боли и т. д.

При переходе к голоданию при малых запасах продуктов следует отложить запасы на «черный день» из расчета на 2–3 дня (как минимум по 500 ккал в день), сохранив все имеющиеся при себе изделия из натуральной кожи, которые при необходимости можно использовать в пищу, предварительно размельчив и проварив.

Первые 2–3 суток от употребления пищи можно вообще воздержаться, употребляя только воду. Этого времени бывает, как правило, достаточно для обеспечения себя хотя бы минимальными запасами пищи за счет даров природы, охоты, рыбной ловли.

Продукты животного происхождения.

Многие считают кузнечиков (саранчу), безволосых гусениц, личинки и куколки лесных жуков, пауков и термитов деликатесами. Возможно, наступит время, когда у вас не будет иного выбора, кроме как питаться такого рода насекомыми.

Лягушки, тритоны и саламандры. Эти маленькие земноводные организмы обитают повсюду в местностях с теплой водой и умеренным климатом. Лягушек надо ловить ночью, когда они увлечены своим кваканьем. Лягушку надо есть целиком, содрав шкуру, выпотрошив и поджарив предварительно на костре или сварив. Тритонов и саламандр можно ловить под гнилыми бревнами или под камнями в водоемах, кишащих лягушками.

Моллюски. К ним относятся беспозвоночные, обитающие в пресной и соленой воде, – улитки, ракушки, мидии, двустворчатые моллюски и т. д. Многие из них съедобны. Убедитесь в их свежести и сварите. Употреблять их в сыром виде нельзя, поскольку вы рискуете ввести паразитов в свой организм.

Ракообразные. К этой разновидности относятся морские и речные крабы, речной рак, омары, креветки. Большинство из них съедобны, однако они быстро портятся, а некоторые могут стать разносчиками опасных паразитов. Готовьте (варите) тех из них, которых вы ловите в реках, морские разновидности можете есть сырыми.

Рептилии. В качестве возможной пищи не пренебрегайте змеями, ящерицами и черепахами. Сдерите с них кожу, а мясо сварите или поджарьте. Прежде чем приготовить, отрежьте им голову.

Растительная пища

Специалисты насчитали на планете примерно 300 тыс. растений, включая те, что растут в горах, болотах, океане. Их них 120 тыс. разновидностей съедобны. На территории нашей страны произрастает свыше 2000 съедобных растений. Одни из них можно употреблять в пищу в сыром виде, другие следует предварительно подвергать термической обработке, а также сушке или вымачиванию.

Большинство растений северного региона съедобны.

К съедобным растениям Сахалинской области можно отнести листья белокопытника, молодые побеги бамбука, папоротника, черемшу, побеги крапивы (или верхушки зрелых растений), побеги сосны, лиственницы, клевер, листья и корневище одуванчика, корневище рогоза, камбий ивы, сосны и многое другое. Для того, чтобы в летний период не оказаться голодным в лесной местности, необходимо знать основные съедобные растения района путешествия и уметь их определять.

Во вторую половину лета и первую половину осени широко доступны съедобные ягоды (земляника, смородина, голубика, черника, красника (клоповка), лимонник, брусника, шикша, кишмиш, клюква) и грибы (шампиньоны, подберезовика, подосиновики, опята, маслята, лисички, моховики и др.), однако необходимо проявлять крайнюю осторожность, для предупреждения отравлений.

Методика определения пригодности продукта в пищу.

При вынужденном использовании неизвестных растений и плодов в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 - 2 г пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 -2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 -15г. Через сутки можно есть без ограничений.

Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т.п. желательно проварить. Варка уничтожает многие органические яды.

 

3.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДОЙ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

В условиях автономного существования, особенно в районах с жарким климатом, при ограниченных запасах воды или при их отсутствии обеспечение водой становится проблемой первостепенной важности. Надо отыскать источник воды, очистить при необходимости воду от органических и неорганических примесей или опреснить ее, если она содержит большое количество солей, и обеспечить хранение.

Природные источники можно условно разделить на несколько групп: открытые (реки, озера, ручьи) и грунтовые (ключи, родники, скопления воды в подземных резервуарах) водоемы, биологические водоисточники (растения–водоносы – равенала, бамбук, кактус), атмосферная вода (дождь, снег, роса, опресненный лед).

Воду из ключей, родников горных и лесных речек, ручьев можно пить сырой, но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее очищают от примесей и обеззараживают. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев бинта или пустой консервной банки, пробив в донышке 3–4 больших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в 0,5 м от края водоема, через некоторое время она заполнится чистой, прозрачной водой.

Для обеззараживания используют специальные препараты: пантоцид, йодин, холзон и др.

На 1 л воды необходимо 2–3 таблетки пантоцида, воде нужно дать отстояться 15–20 минут. При отсутствии таблеток пользуются настойкой йода (8–10 капель на 1 л воды). Однако самый надежный способ обеззараживания воды – кипячение.

В общих чертах меры по водообеспечению и потреблению воды в условиях автономного существования сводятся к нескольким основным положениям:

♦ поиск воды, особенно в условиях пустыни, должен быть одним из первоочередных мероприятий;

♦ при ограниченных запасах воды количество потребляемой пищи следует снизить до минимума;

♦ необходимо очищать и обеззараживать всю воду, добываемую в источниках или слабопроточных водоемах;

♦ надо проводить мероприятия по уменьшению потоотделения в условиях жаркого климата;

♦ следует рационально использовать запасы воды, употребляя ее небольшими порциями (по 70–100 мл).

При наличии достаточного количества воды и возможности для ежедневного пополнения запасов экономить ее не следует, нужно пить столько, сколько требует организм, а вот в случае недостатка надо строго придерживаться следующих правил:

♦ много не есть, особенно мясных блюд;

♦ пищу употреблять небольшими порциями, не курить;

♦ в первую очередь обеспечивать водой больных;

♦ воду употреблять в пределах установленной нормы только утром и вечером, днем ограничиваться смачиванием губ и полости рта;

♦ для уменьшения жажды пить воду нужно небольшими глотками, надолго задерживая ее во рту;

♦ в жаркое время долго не находиться на солнце и больше держаться в тени;

♦ не снимать с себя верхнюю одежду и головной убор для предохранения тела от потоотделения;

♦ соблюдать установленный режим движения, двигаться размеренным шагом.

 

3.4. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

 

Ориентирование карты.

Ориентирование карты служит для определения своего местонахождения. Для этого карту кладут горизонтально, ставят на нее компас и вращают карту вместе с компасом так, чтобы направление стрелки компаса совпало с меридианом. Так как направление магнитной стрелки не точно совпадает с направлением на географический полюс, то различают два меридиана – истинный (географический) и магнитный.

Разница между истинным и магнитным меридианами называется углом магнитного склонения и может достигать величины 10–20° и более и иметь разные знаки.

Определение своего местонахождения. После того как карта соориентирована, ее «привязывают» к местности путем визирования на заметные предметы или с помощью компаса.

Для этого по компасу узнают магнитные азимуты на два ориентира и, сделав поправки на местное магнитное склонение, определяют географические (истинные) азимуты этих ориентиров. Затем из точки изображения ориентиров на карте проводят линии под обратным азимутом (обратный азимут равен наблюдаемому ±180°). Пересечение линий на карте и определит точку вашего местонахождения

Ориентирование с картой без компаса отличается тем, что карту ориентируют по линиям местности или по ориентирам. Ориентирование по линии местности. Применяется в походе при совпадении маршрута с прямолинейным участком дороги, просеки, реки. В данном случае достаточно провизировать направление еще на один ориентир. Пересечение этого направления с изображением линии местности на карте и даст точечный ориентир и метод обратной засечки.

При нахождении туриста вблизи точечного ориентира следует найти этот ориентир на карте и по второму ориентиру направить верхний обрез карты на север. Если ориентиры находятся далеко, то точку стояния определяют методом обратной визирной засечки. Для этого, сориентировав карту, последовательно визируют и прочерчивают направления к двум ориентирам. Точка пересечения направлений будет точкой стояния. Для контроля берут третье направление.

Способ Болотова применяют при невозможности точно сориентировать карту.

Для этого из одной точки на листке прозрачной бумаги последовательно визируют и прочерчивают направления на три видимых на местности и опознанных на карте ориентира. Затем накладывают прозрачную бумагу на карту так, чтобы прочерченные направления на ориентиры прошли через их изображения на карте. При таком положении листка точка на нем (и карте) будет точкой местонахождения туриста.

На практике путешественники часто прибегают также к приближенному ориентированию, определяя точку стояния по расстоянию до ближайшего имеющегося на карте ориентира.

Определение расстояния шагами. Для определения расстояния по своим шагам надо знать их длину. Средняя длина пары шагов условно может быть принята равной 1,5 м. Счет шагов можно вести тройками, отсчитывая тройки попеременно под правую и левую ногу. Если расстояние измеряется бегом, то счет ведется на пятерки шагов. При измерении больших расстояний каждую сотню отсчитанных пар или троек шагов отмечают записью, загибанием пальцев или другим способом. Более удобно пользоваться специальным прибором – шагомером.

Определение расстояния построением подобных треугольников.

При определении расстояния до недоступных предметов используют различные приемы, связанные с построением подобных треугольников.

Определение расстояния с помощью спички. Спичка – простейший дальномер.

Предварительно на ней надо нанести чернилами или карандашом двухмиллиметровые деления. Необходимо также знать примерную высоту предмета, до которого определяется расстояние.

Так, рост человека в метрах равен 1,7, колесо велосипеда имеет высоту 0,75, высота всадника – 2,2, телеграфного столба – 6, одноэтажного дома без крыши – 2,5–4 м.

Допустим, надо определить расстояние до телеграфного столба. Направляем на него спичку в вытянутой руке (рис. 6.27), длина которой у взрослого человека равна приблизительно 60 см. На спичке изображение столба заняло два деления, то есть 4 мм. На этих данных нетрудно составить такую пропорцию:

Таким образом, до столба 900 метров.

Ориентирование без карты и компаса позволяет с помощью небесных светил и некоторых местных предметов определить стороны горизонта.

Ориентирование по часам и солнцу. Для этого часовую стрелку направляют в сторону солнца: при таком положении часов биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 2 на циферблате (в период с октября по март – цифрой 1) укажет примерное направление на юг. Часы должны идти по местному времени. Точность ориентирования этим способом летом невелика. Ошибка может достигать величины 20–25°.

Ориентирование по Полярной звезде. Направление на Полярную звезду определяется следующим образом. Через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, точно указывающая (ошибки менее 2°) на север.

Некоторые местные предметы и признаки также могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для путешественника.

Известно, например, что мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев и камней, смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный, алтарь у православных церквей находится на востоке и т. п.

Не рекомендуется ориентироваться по таким неверным, хотя и всем известным признакам, как густота и пышность кроны с той или иной стороны у отдельно стоящего или находящегося в гуще леса дерева, по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев. И густота кроны, и ширина годичных колец зависят от целого ряда факторов, среди которых освещенность солнцем может быть не главным.

При потере ориентировки на легком участке можно продолжить движение вперед всей группой до выхода на известное место. На сложном отрезке маршрута так делать нельзя: здесь лучше потратить время на тщательную разведку, чем идти вслепую.

Если туристы заблудились, а разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та – к большой реке, на которой обязательно встретятся люди, жилье. По пути на видных местах следует оставлять туры с записками – это облегчит и ускорит поиск пропавших.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные факторы выживания?

2. Назовите стрессоры выживания и дайте им характеристику?

3. Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

4. Сколько человек может использовать свои внутренние ресурсы при отсутствии пищи?

5. Назовите способы добычи пищи в природных условиях?

6. Каких рекомендаций следует придерживаться при недостатке воды?

 


 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Работа с веревкой

А. Изучите и свяжите следующие узлы: прямой, штык со шлаком, восьмерка (проводник, встречная), узел Пруссика, стремя, УИАА.

Прямой узел Восьмерка проводник Штык со шлагом (б)
Стремя вокруг опоры Узел Прусика УИАА

 

 

Б. Изучите и организуйте веревочную переправу с самосбросом при помощи основной, вспомогательной.

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.

При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.

После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел "восьмерка" с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.

После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.

Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.

Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

 

2. Измерьте расстояние до различных объектов методом построения подобных треугольников.

 

3. Определите местонахождение группы туристов (карта представлена в Приложении 3, масштаб карты 1:100000)

А. Группа туристов вышла из с.Медвежье и взяв азимут 234° , прошла 4600м, затем группа взяла следующий азимут 192° прошла 6300м, на вершине горы группа взяла азимут 146 ° и прошла 5500м. Укажите, какие вершины посетила группа туристов.

Б. Группа туристов заблудилась, и чтобы сориентироваться на местности, один из туристов забрался на дерево, откуда он опознал две вершины и взял на них азимут, г.Ладья - 208°, г.Угол - 72°. Определите на карте место нахождения группы

В. Группа туристов заблудилась, и чтобы сориентироваться на местности, один из туристов забрался на дерево, откуда он опознал два ориентира и взял на них азимут, с.Медвежье - 28°, г.Угол - 98°. Определите на карте место нахождения группы

Г. Турист захотел определить свое местонахождение на карте. Для этого он взобрался на дерево и увидев вдалеке с.Медвежье, взял на него азимут, который составил 20°, так же он заметил на востоке опору ЛЭП и достав линейку, отметил, что на линейке опора занимает 2 мм, при реальном размере опоры 6м. Определите, где находится турист.

 

4. Подготовить и защитить реферат о различных странах с точки зрения обеспечения безопасности туристов.

Рассмотреть в реферате ответственность туристов за нарушение местных обычаев и законов включая таможенные особенности ввоза и вывоза из страны различных товаров, криминогенную обстановку, местную кухню и продукты питания, которые могут представлять опасность для туристов, а так же описать опасности связанные с местной флорой и фауной.

Перечень стран:

Индия, Вьетнам, Тайланд, Китай, Южная Корея, Австралия, Мексика, Бразилия, Колумбия, Чили, Египед, Турция, Израиль, ЮАР (допускается брать другие страны).

 

5. Ознакомьтесь, проанализируйте и укажите прямые и косвенные факторы травматизма среди туристской группы из случая указанного в Приложение 2.

 


 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Составить план пешего похода с учащимися включая сопутствующую документацию:

1. Цели и задачи путешествия

2. Проект приказа от организации;

3. Список снаряжения (личного и группового), средняя загрузка рюкзака;

4. Продуктовая раскладка, меню на весь период похода (соответствующее норме питания примерно в 3000 ккал в сутки);

5. Маршрут (с приложением карты, профиля маршрута, графика движения по маршруту, времени прохождения маршрута и средней скорости).

6. Транспортная схема доставки группы до места начала похода.

7. Смета путешествия

 

 

Маршруты:

1. Фирсово-Спамберг-Новоселово (через перевал Кутузова)

2. Фирсова-п.Быков (переход через хребет Шренка, выход в п. Быков по р. Найба)

3. Фирсово-п.Покровка (переход через хребет Шренка, проход по р. Найба до дороги, ведущей в с. Старые ручьи, затем в Покровку)

4. Южно-Сахалинск – Пятиречье, по старой ж/д дороге Южно-Сахалинск – Холмск.

5. Южно-Сахалинск – м.Анива – Южно-Сахалинск

6. Южно-Сахалинск – м.Крильон – Южно-Сахалинск

7. Южно-Сахалинск – п. Первомайский – заповедник г.Вайда – п. Первомайский – Южно-Сахалинск (транспорт от Южно-Сахалинска до п. Первомайский)

8. Южно-Сахалинск – пик Чехова – п. Лесное – дорога на Охотск – Южно-Сахалинск

9. Южно-Сахалинск (через Хомутово) – п. Лесное – Южно-Сахалинск (через Чеховский перевал)

10. Пеший поход вокруг о. Туйнача

11. Ст. Пугачево – ст. Тихая по берегу моря

12. Сплав по р.Лютога от п. Пятиречье – до п. Огоньки.

13. Восхождение на г. Лопатина.

14. Южно-Сахалинск – г. Быкова – р.Сима – п. Лесное

 

Количество человек в группе – 15, возраст участников 14 – 16 лет.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

А) Не имея горного опыта (туристы за год до похода были в Карелии), они решили идти по следам плановой группы всесоюзного маршрута № 101 "Через перевал Гезевцек к Черному морю". Однако недостаточная физическая подготовка и организованность не позволили им на подъеме двигаться даже в медленном темпе плановых туристов. На перевальную седловину они вышли, разбившись на две неподдерживающие между собой связь двойки, тогда, когда плановая группа заканчивала спуск по навешенным перилам на южный склон. На седловине турист из отставшей двойки бросил в одиночестве свою напарницу, сказав ей (по его словам) : "Следуй за мной" - и начал спуск по веревке. Не подождал он ее и у нижнего конца стометровых перил, хотя стоял туман, сильно ограничивавший видимость тропы.

Дальнейший ход событий можно предполагать, поскольку достоверно только известно, что Б. спустилась по веревке, но на другой день ее нашли замерзшей в спальном мешке у перевальной седловины. Вероятно, не найдя в тумане оставившую ее группу и не рискнув продолжать спуск по неизвестному склону, она решила вернуться назад знакомым ей путем. Поднявшись по веревке на перевал, но не обнаружив тропы на леднике, Б., возможно, решила переждать непогоду или ждала помощи от своих товарищей. Напрасно: ее друзья по группе спустились далеко вниз, на удобной поляне поставили палатку и легли спать, не предпринимая никаких действий для поисков пропавшей девушки. Не пошли они искать ее на перевал также утром, как и не решились обратиться за помощью к местным жителям или спасателям. Случайно найденная другой туристской группой, погибшая транспортировалась ею до Южного приюта.

 

Б) Три туриста из Петропавловска отправились в пеший поход по Горному Алтаю. Поскольку группа не оформляла свое путешествие и не обращалась ни к кому за консультацией, маршрут и условия похода она представляла себе очень неопределенно. В первые же дни из-за обилия в горах мокрого снега туристы оставили безопасную трассу планового маршрута (которой они придерживались) и пошли левым берегом Малой Сумульты. Утомившись от ходьбы по тяжелым тропам, они решили изменить способ движения и от слияния Малой и Большой Сумульты поплыть на плоту. Ни руководитель, ни участники группы не знали характера реки и не имели водного опыта. Поэтому, ограничившись просмотром небольшого спокойного участка будущего сплава, они из наносного материала (топора не было) с помощью веревки связали небольшой плот и, вооружившись шестом, легкомысленно доверились течению. Результатом подобного авантюризма была авария практически неуправляемого плота на порожистом участке Сумульты и гибель двух человек.

 

В) Во время зимних каникул группа студентов и аспирантов нескольких столичных вузов вышла на маршрут лыжного путешествия Ш категории сложности на Кольский полуостров. Рассчитывая пройти за второй день пути горный проход Корнескорч, туристы, однако, вышли с ночлега в 10 часов и к 15 часам достигли границы леса. Несмотря на наступавший вечер, лыжники продолжали подъем, причем из-за крайне слабой организации разбились на три мелкие группы в 6, 3 и 2 человека. Состав людей в подгруппах оказался случайным, ни старшие, ни замыкающие назначены не были, разрыв между людьми достигал часа движения на лыжах. Члены подгрупп, кроме руководителя, находившегося в передовой шестерке, не имели картосхемы района и слабо знали дальнейший маршрут, порядок движения и место встречи. Начавшаяся пурга, весьма обычная на Кольском полуострове, лишила подгруппы возможности взаимодействия, и в дальнейшем каждая из них, а также отколовшийся от передовой шестерки и оказавшийся в одиночеетве руководитель в течение двух суток действовали на свой страх и риск. Поскольку палатка была только в передовой подгруппе, остальным пришлось организовать ночлеги в снегу, опыта которых они не имели. В результате двое участников замерзли, а другие получили обморожения.

 

Приложение 2

В ноябре 1969 г. шесть студентов Уральского политехнического института под руководством старосты группы, не поставив в известность туристскую секцию, самовольно вышли на маршрут в районе Денежкина Камня. После завтрака в избушке на реке Большой Шегультан (в 9 км от поселка Сольва) группа в 13 часов собралась на восхождение. С собой взяла лишь одноразовое питание: немного хлеба, сухарей, банку мясных консервов, килограмм колбасы и... бутылку водки. Лыжи и топор оставили в избе.

На границе леса встретили туристов, возвращавшихся после неудачного (из-за непогоды) восхождения на Денежкин Камень. Однако плохие метеоусловия и пример другой группы не остановили студентов: считая, что ветер и ограниченная видимость обычны для гор, они продолжили подъем, отнявший много сил. Взойдя, наконец, на вершину, решили обогнуть отрог Камня, -ггобы "ветер не дул в лицо". Однако, поскольку видимости почти не было, а в группе не оказалось ни компаса, ни картосхемы местности, люди сбились с пути и, думая, что спускаются в долину реки Малый Шегультан, стали спускаться is противоположную сторону, к реке Тальничной. Положение осложнилось тем, что еще на вершине один из студентов стал жаловаться на плохое самочувствие. При спуске его пришлось поддерживать под руки. Но остановиться и отдохнуть, как просил ослабевший товарищ, группа не решалась, боясь обморожений, и продолжала путь к лесу.

До первого редколесья удалось добраться около полуночи. Здесь на ветру студенты попробовали развести огонь, но маленький костер, который они разожгли, израсходов единственную коробку спичек, задуло очередным порывом поземки. Тогда, перекусив и распив бутылку водки, группа стала спускаться дальше.

В лесу снег был более глубок и труднопреодолим. Поэтому староста опрометчиво предложил разбиться на подгруппы: он и еще один физически сильный студент ушли вперед торить тропу, а остальные, поддерживая заболевшего, медленно пошли их следом.

Пройдя около 4 км, передовая двойка, утомившись, заночевала без костра под корнями вывороченного бурей дерева. Утром студенты обнаружили, что они не могут надеть замерзшие ботинки. У старосты в запасе оказались валенки, а его напарник привязал к ногам шапки-ушанки (что и спасло его от обморожений) .

Вскоре эти студенты услышали выстрелы охотников, стали кричать и идти на звук. В полдень на крик вышел их товарищ из отставшей группы, который уже четыре часа спешил к старосте, чтобы сообщить, что больной потерял сознание.

Втроем студенты опять вышли на Тальничную и двинулись вверх по течению обратно на Денежкин Камень. Скоро им встретилась охотничья избушка. Там они задержались на несколько часов, пока не поели, не отдохнули и не узнали у местных охотников дорогу в ближайший поселок. С приближением сумерек в избушку совершенно случайно спустились два отставших студента, которые и сообщили, что их товарищ, несмотря на искусственное дыхание и растирание рук и ног, скончался.

Поскольку группа нигде не была зарегистрирована, она не рассчитывала на чью-либо помощь. Однако туристы, встретившиеся студентам при подъеме на вершину, чувствуя моральную ответственность за них, два дня ожидали под Камнем, а затем подняли тревогу. На место выехали туристские спасательные отряды. К поисково-спасательным работам было привлечено более 100 человек, включая милицию, местных жителей, охотников, путешественников, находившихся в районе Денежкина Камня.

Благодаря быстрому вмешательству другие студенты из группы отделались лишь обморожением ног.

Чем вызван этот случай группового травматизма?

При множественности причин, приведших к несчастью, основными, очевидно, можно считать: во первых, низкую дисциплину пострадавших, обманувших туристскую секцию института и вышедших на незарегистрированный маршрут в нарушение "Правил организации туристских самодеятельных путешествий на территории СССР", а во-вторых, слабую моральную и физическую подготовку группы, недостаточный туристский опыт, незнание элементарных правил безопасности.

 


 




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас Сахалинской области, Ч 2. Южная часть острова Сахалин – Хабаровск: ФГУП «ДВ АГП», 2007.

2. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. – 196 с.

3. Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. N 293 "Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности, Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации

4. Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

5. Способы автономного выживания человека в природе. Под редакцией Л. А. Михайлова Издательство: Питер, 2008 г., 272 стр.

6. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии – М.: Профиздат, 1986. – 162 с.

7. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М.:Профиздат, 1985. – 272 с.

8. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: Физкультура и спорт, 1983. – 70 с.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.