ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЯМ В ПУТЕШЕСТВИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современных условиях, в век высоких технологий с помощью достижений научно-технического прогресса человек окружил себя наиболее благоприятными и комфортными условиями жизнедеятельности. Создание новейших и адаптированных для человека машин, оборудования, средств радиосвязи в значительной степени изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Однако по прежнему остро и актуально стоят вопросы безопасности жизнедеятельности человека.

Одним из видов отдыха на природе является активный туризм, к которому относятся все виды туристических путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, когда турист затрачивает для передвижения собственные физические усилия.

Для того, чтобы правильно и методически обоснованно организовывать походы и отдых на природе, необходимо знать наиболее характерные, часто встречающиеся опасные ситуации и правила безопасного поведения в них.

Классификация экстремальных ситуаций в походах (по А.Г. Маслову) в зависимости от причин их вызывающих подразделяется:

1. Возникшие по вине руководителя;

2. Возникшие по вине участников похода;

3. Природные факторы и несчастные случаи.

Первые две группы являются субъективными факторами, зависящими от поведения личности, однако если подумать, то во многих несчастных случаях произошедших по вине природных факторов, также присутствует значительная часть субъективных факторов.

В детских группах, как нигде, высока и ответственна роль педагога – руководителя группы, поэтому доверять управление группами юных туристов можно только опытным педагогам, обладающих необходимыми личностными качествами.

Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать некоторые личные качества руководителя – раздражительность, неумение владеть собой, неопрятный вид. В походе при плотном графике движения, возникновение нештатной ситуации или при возникновении конфликта между участниками группы эти качества могут проявиться и сыграть негативную роль. Так же важно умение слушать и слышать детей, своим невниманием или непродуманным и грубым ответом можно нанести обиду ребенка, вывести его из душевного равновесия, что может привести к апатии, депрессии или различным проявлением девиантного поведения, что отнюдь не соответствует изначальным целям похода.

К возникновению экстремальных ситуаций зачастую приводит недостаточное изучение руководителем группы района и маршрута похода, тактически неграмотное его построение, недостаточное материально-техническое обеспечение группы. В ряде случаем, такие просчеты могут быть вовремя замечены и скорректированы маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), однако степенные походы (а к ним и относится большинство походов с учащимися и школьниками) она не рассматривает, к тому в данный момент в Сахалинской области нет МКК.

Как ни значительна роль слабой технической, тактической или общефизической подготовки туристов в возникновении несчастных случаев, первым в ряду причин травматизма стоит низкое общественное сознание, недостаточная дисциплинированность определенной части туристов. Больше того, можно сказать, что низкая дисциплина участников похода - самая грозная опасность в туризме. Недисциплинированность начинается часто уже при подготовке к походу: выбор заведомо сложного, не соответствующего опыту туристов маршрута, включение в группу лиц, не имеющих права на участие в данном путешествии, небрежность в подготовке группы, подборе ее снаряжения, разработке маршрута.

Практикуемые кое-где походы без оформления путевых документов, без проверки готовности групп маршрутно-квалификационными комиссиями и туристскими контрольно-спасательными службами лишают туристов действенного контроля и помощи со стороны более опытных товарищей.

Игнорирование туристских организаций чаще всего оборачивается для недисциплинированных путешественников самообманом. Отказавшись от добровольных услуг маршрутно-квалификационных комиссий, они, как правило, не получают нужной им информации о районе путешествия, не могут квалифицированно проверить правильность намеченных графиков движения, не знают о возможном пребывании вблизи маршрута других туристских групп и не могут наладить с ними взаимодействие. (Приложение 1 случай А)

Другая распространенная форма недисциплинированности и низкой сознательности - самовольное изменение утвержденного маршрута (почти 15% всех несчастных случаев) . Речь идет не о потере ориентировки, не о вынужденном сходе с запланированной трассы из-за плохой погоды, стихийного бедствия или болезни участника группы, а именно об умышленном изменении пути, причем часто в сторону его усложнения. Субъективное мнение виновников такого проступка, как правило, иное. Изменение пути обычно мотивируется нежеланием идти по "скучному" участку маршрута и стремлением избрать более интересный и на первый взгляд более простой и безопасный маршрут. В результате путешественники попадают на тропы, перевалы, реки, к прохождению которых не готовились, на участки местности, на которые у них нет нужных сведений, схем и карт.

Особенно близки к опасной ситуации люди, изменившие сам вид передвижения и попавшие в условия, не соответствующие их специфическому туристскому опыту. Так, на грани "ЧП" находится пешая группа, рискнувшая без снаряжения сократить путь за счет преодоления незапланированного снежно-ледового перевала или, не имея опыта водных походов, решившаяся на сплав по неизвестной таежной реке. (Приложение 1 случай Б)

Непредусмотренная замена трудоемкого вида передвижения более легким, например пешего автомобильным, также становится причиной травматизма. Подобная замена иногда практикуется недисциплинированными группами на плановых маршрутах, особенно если последние совпадают на каком-то отрезке с проезжей дорогой.

Грубое нарушение режима, графика, контрольных сроков - еще одна разновидность опасной недисциплинированности туристских групп.

Недопустимо поздние утренние подъемы и вечерние отбои, переходы в наиболее жаркие часы дня, отсутствие малых привалов и остановок для приема пищи, нарушения водно-солевого режима, неправильный режим питания, произвольное назначение дневок при отсутствии необходимости и резерва времени - вот некоторые из наиболее безобидных, но подрывающих физические силы и моральный настрой туристов нарушений.

Следующий логический шаг нарушителей - преодоление естественных препятствий на маршруте в неподходящее для этого время: в часы наибольшего подъема воды в реке, по раскисшему снегу, непрочному льду, в камнепадоопасный период суток, при наступающих сумерках или бьющем в глаза закатном солнце. Неоправданный риск подобных поступков если и не приводит прямо к "ЧП", то изматывает туристов, выбивает их из запланированного графика и заставляет или нарушать контрольные сроки, принимая на себя все последствия организуемых поисково-спасательных работ, или предпринимать экстраординарные (и тем более опасные) меры, чтобы как-то выйти из создавшегося положения. Статистика туристского травматизма свидетельствует, что эти нарушения были отмечены у 18% потерпевших туристских спортивных групп. Кроме того, больше чем у половины неорганизованных групп при разборе несчастных случаев выявлялись серьезные нарушения в режиме ходового дня, срывы "внутренних" (поскольку нет иных) графиков и контрольных сроков прохождения маршрута.

Неоправданная спешка на маршруте может быть следствием срыва графика движения, но еще чаще оказывается заложенной в самом плане путешествия и объясняется наравне с неопытностью туристов такими опасными качествами, как лихаческое отношение к маршруту, бравирование риском, пренебрежение трудностями, необоснованные самоуверенность и самомнение. Движимые престижными соображениями, стремясь удовлетворить честолюбие, одержать победу над воображаемыми или действительными конкурентами, руководители некоторых групп планируют скоростное прохождение маршрута с максимальным дневным и общим километражем, без дней отдыха и скидок на необходимость акклиматизации, без учета возможности "неходовой" погоды и других факторов, сдерживающих темп передвижения.

Помимо того что не базирующаяся на специальной физической подготовке гонка на маршруте быстро приводит к исчерпанию сил у туристов и проявлению у них усталостного безразличия к реальным опасностям, скоростной характер преодоления препятствий на маршруте уже почти предопределяет нарушение основных требований безопасности: у путешественников не остается времени на предварительный просмотр и разведку технически сложного участка, организацию надежной страховки, выбор наилучшего варианта пути. Самим себя загнавшим "скоростникам" остается лишь надеяться на авось. Где-то "оно" спасает, но в 5% несчастных случаев в самодеятельных группах запланированная спешка на маршруте фиксируется в качестве одной из их причин.

Самовольное деление групп обычно происходит при неправильно подобранном составе туристов, когда они отличаются по интересам, физической подготовке, привычному темпу движения, а инструктор или руководитель похода не смог уравнять их силы различной загрузкой заданиями и весом рюкзаков. Растягиваясь по маршруту, подгруппы теряют между собой связь и при ухудшении погоды, потере ориентировки или вынужденной остановке оказываются без необходимого снаряжения и продуктов.

Иногда дробление группы производят для лучшего осмотра какого-нибудь микрорайона, для разведки подступов к перевалам, при радиальных выходах части туристов в сторону от основной нити маршрута. Не всегда при этом есть возможность укомплектовать подгруппы достаточным составом людей и обеспечить нужным снаряжением (например, если имеется только одна большая палатка и групповой спальный мешок). Особенно опасно деление коллектива в горных и зимних условиях, когда резко изменяющаяся метеорологическая обстановка может помешать объединению подгрупп и заставить их расположиться на аварийный бивак без теплых вещей, что для малоопытных туристов равносильно бедствию (Приложение 1 случай В).

Очень серьезный фактор недисциплинированности, непосредственно связанный с вероятностью травм (особенно в тяжелых формах), - отказ от страховочных мероприятий на потенциально опасных участках или там, где они необходимы. По крайней мере, более чем в 1/4 случаев травматизма отсутствие страховки выступает как одна из главных причин несчастья.

Предпосылок к тому, что при тех или иных обстоятельствах на маршруте не было страховки, можно назвать много, и не все они будут зависеть только от слабой дисциплины, пренебрежения мерами предосторожности или принципиального отказа от них. Часть их связана с незнанием возможных средств защиты, с неумением ими пользоваться. Но основные причины несчастных случаев из-за отсутствия страховки кроются все же в недостаточной сознательности и низкой дисциплине некоторых участников путешествий.

Отсутствие руководителя у туристской группы или невыполнение имеющимся руководителем своих прямых функций - грубейшее нарушение сложившейся практики туристских походов и действующих правил. Ведь именно руководитель, согласно предъявляемым к нему требованиям, несет персональную ответственность за подготовку и безаварийное проведение путешествия, он обязан обладать организаторскими способностями, лично следить за соблюдением мер безопасности и быть готовым к оказанию помощи своим товарищам.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие наиболее частые ошибки в планировании путешествия приводят к несчастным случаям?

2. Какие наиболее частые ошибки во время похода приводят к несчастным случаям?

3. Каким образом поведение участников похода может привести к несчастным случаям на маршруте?

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 428.