1. Понятие, типология и структура конфликта.
2.Предпосылки возникновения конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта.
3.Стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.
4.Правила поведения в условиях конфликта. Профилактика деловых конфликтов.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, профилактика конфликта, стратегия разрешения конфликта.
Упражнения
1. Назовите конкретные примеры:
а) внутриличностного конфликта;
б) межличностного конфликта;
в) конфликта между личностью и группой;
г) конфликта между группами.
Какие рекомендации по разрешению этих видов конфликтов Вы можете дать?
2. По Вашему мнению, нарушение трудового законодательства со стороны руководителя или подчиненного входит в содержание а) объективных причин конфликтов; б) субъективных причин конфликтов.
Обоснуйте свою точку зрения.
3. Какие типы конфликтных личностей Вы знаете? Дайте описание этих типов.
4. Проверьте своё умение ориентироваться в стратегиях разрешения конфликтных ситуаций.
А. Стремление конфликтующих сторон урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки составляет суть: а) приспособления; б) сотрудничества;
в) компромисса; г) уклонения; д) конкуренции.
Б. Действия одной из сторон конфликта, которая жертвует собственными
интересами в пользу другой стороны, составляет суть: а) компромисса;
б) конкуренции; в) уклонения; г) приспособления; д) сотрудничества.
5. Дайте характеристику пяти установок «мудрого» поведения в конфликте:
О – «Открытость ума»
П – «Позитивное отношение»
Р – «Рациональное мышление»
С – «Сотрудничество»
Т – «Терпимость».
Какие из этих установок, лично у Вас, представлены в достаточной степени, а какие требуется развить?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы в соответствии с приведённым перечнем. Студент выбирает тему контрольной работы по двум последним цифрам номера студенческого билета. Например, если номер студенческого билета 1305015, то тема контрольной работы – № 15. Если две последние цифры номера студенческого билета превышают число 34, то номер контрольной работы выбирается посредством сложения двух последних цифр номера студенческого билета: № студенческого билета 1305035, контрольная работа № 8 (3+5).
Написание контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ.
Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Контрольную работу рекомендуется выполнять в письменном виде в ученической тетради – аккуратным, понятным для чтения почерком, объём контрольной работы составляет 11–14 страниц.
Студенты должны обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях).
Контрольная работа сдается лаборанту кафедры философии (кабинет 1-501) и регистрируется в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к зачёту не допускается.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Этика как учение о морали. Структура и функции морали.
2. Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношение универсальной и деловой этики.
3. Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). Социальные функции и принципы деловой этики.
4. Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета.
5. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.
6. Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи.
7. Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.
8. Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.
9. Правила этикета при собеседовании.
10. Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.
11. Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного. Служебный этикет руководителя.
12. Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.
13. Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.
14. Основные правила и тактика ведения переговоров.
15. Технология проведения делового совещания.
16. Этикет телефонного делового общения.
17. Деловое письмо: требования этикета.
18. Резюме, его структура и правила составления.
19. Визитные карточки, их оформление и использование в общении.
20. Этические аспекты использования компьютерных технологий.
21. Понятие, типология и структура конфликта.
22. Предпосылки возникновения конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта.
23. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.
24. Правила поведения в условиях конфликта. Профилактика деловых конфликтов.
25. Имидж и его составные элементы. Технологии формирования имиджа.
26. Хорошее отношение к людям как главный фактор формирования имиджа.
27. Роль уверенности в себе и манер поведения в формировании имиджа.
28. Значение одежды в процессе формирования делового имиджа.
29. Имидж организации и способы его формирования.
30. Виды приемов в деловом общении и подготовка к их проведению.
31. Правила поведения за столом.
32. Этикет поведения в гостях.
33. Национально-культурные особенности делового этикета.
34. Особенности делового поведения россиян.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Понятие деловой этики. Структура, функции и принципы деловой этики.
2. Деловой этикет: понятие, основные постулаты, этикет при собеседовании.
3. Вербальный язык деловой коммуникации. Правила этикета для говорящего и слушающего.
4. Невербальный язык деловой коммуникации. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, мимика, жестика.
5. Нормы этики и этикета в деловом общении с коллегами по работе.
6. Деловые конфликты, их типы и причины возникновения.
7. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.
8. Правила «мудрого» поведения в деловом конфликте. Профилактика деловых конфликтов.
9. Деловая беседа, её подготовка и этапы проведения.
10. Деловое письмо: требования этикета.
11. Этические аспекты использования компьютерных технологий.
12. Деловой имидж и технологии его формирования.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Основная
1. Деловая этика /авт.- сост. В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352с. (Электронный вариант учебного пособия размещён на портале и сайте академии).
2. Леонов, Н.И. Психология делового общения : учеб. пособие/ Н.И. Леонов; РАО, Моск. психолого-социальный ин-т.-4-е изд., стер.- М. : Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2010.
3. Резчиков, Е.А.Деловая этика : учеб. пособие/ Е.А. Резчиков ; Моск. Гос. Индустриальный ун-т. -3-е изд., доп. – М.: МГИУ,2005.
4. Усов, В.В. Деловой этикет : учеб. Пособие/ В.В. Усов. 3-е изд. Стер. – М.: Академия, 2009.
Дополнительная
1. Борисов, В.К., Панина, Е.М., Панов, М.И. и др. Этика деловых отношений: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА –М, 2010. – 176 с. – (Профессиональное образование).
2. Данкел Ж. Деловой этикет. Серия «1000 секретов успеха». Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 320 с.
3. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер с англ./Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – М.: Прогресс, 1990. – 448 с.
4. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения : учеб. пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук.– Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 281 с.
5. Кузин, Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 4-е изд. – М.: «Ось-89», 2000. – 240 с.
6. Кукушин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс; М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – 304 с. – (Новые технологии).
7. Макаров, Б.В. Деловой этикет / Б.В. Макаров, А.В. Непогода. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316, [1] с. – (Бизнес-класс).
8. Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Л.Г. Павлова / под ред. Л.А. Введенской. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 331 с. – (Высшее образование).
9. Петрунин, Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 352 с.
10. Пиз, А. Язык жестов. Перевод с англ. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992. – 218 с.
11. Чисхольм, П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху: Пер. с англ./Под ред. и с предисл. Л.А. Княжинской. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. – 288 с.: ил.
12. Шпигель, Дж. Флирт – путь к успеху. – СПб: Питер Пресс, 1995. – 160 с. – (Серия «Сам себе психолог»).
Интернет-ресурсы
1. Портал ИжГСХА http://www/izhgsha.ru/:
Ø Деловая этика / Авт.- сост. В.К. Трофимов. - Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.
Порядок доступа:
а) зайдите на сайт академии;
б) выберите «ПОРТАЛ ИжГСХА» (войти в личный кабинет);
в) выберите факультет;
г) выберите группу (введите номер своей группы);
д) выберите имя (Ф.И.О. студента);
е) введите номер своей зачётной книжки (войти)
ж) выберите в меню «Моя библиотека» → «Книги» → «Деловая этика».
2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
4. Российская государственная библиотека http://www.rs.ru/
5. Электронно-библиотечная система: http://www.iqlib.ru
6. http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)
7. http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)
Примечание. При изучении дисциплины студенты могут использовать также иную литературу по деловой этике.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
Альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
Вербальная коммуникация – коммуникация, выражающаяся в знаках, словах.
Визитная карточка – небольшой лист тонкого картона ( или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
Внушение – неосознанное ( или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Деловая этика – применение этических принципов к деловым ситуациям.
Деловой этикет – формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.
Деловое общение – общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, к работе.
Идентификация – отождествление себя с другими людьми.
Имидж – сформировавшийся образ делового человека (организации).
Имиджмейкер – специалист по созданию имиджа.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.
Инсайт (озарение, догадка) – неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
Интеллект – совокупность умственных способностей человека.
Интеракция – взаимодействие.
Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе.
Искусство разговора – умение найти тему, интересную партнеру; заставить его разговориться; внимательно слушать.
Кодекс профессиональной этики - свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.
Коммуникация – процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.
Конкуренция – взаимодействие, характеризующееся противостоянием.
Конфликт – трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Кооперация – действия по объединению и согласованию общих усилий.
Креативность – уровень творческой одаренности человека, его способности к творчеству.
Межличностный ритуал – обмен принятыми в обществе фразами, жестами, уместными в данной ситуации.
Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.
Модель поведения – целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа.
Мораль – 1) нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из форм общественного сознания; 2) нравственный, поучительный вывод; 3) нравоучение, поучение.
Мотив – побуждение к деятельности.
Национальная культура – совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых представителями той или иной национальности.
Организационная культура – система разделяемых членами организации материальных и духовных ценностей, идей, эталонов поведения, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обусловливающих «индивидуальность» компании и отражающих ее восприятие себя и окружающей среды.
Поведенческий этикет – правила организации и проведения официальных встреч и мероприятий.
Прием – официальное мероприятие, которое устраивается по случаю национального праздника, прибытия делегации, успешного завершения переговоров и т.д.
Проксемика – область, занимающаяся нормами пространственной организации общения.
Протокол – совокупность правил, регулирующих порядок совершения различных церемоний.
Речевой этикет – совокупность норм, которые нужно знать и применять в устном общении.
Убежденность – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
Фасилитация - взаимовлияние людей, повышающее их активность.
Харизма – наделенность человека (харизматического лидера) особыми, исключительными качествами в глазах его приверженцев.
Ценностные ориентации – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.
Честолюбие – стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.
Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
Эмпатия – сопереживание другому человеку.
Этика – учение о морали ( нравственности).
Этикет – установленный порядок поведения где-либо.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Приложение
Образец оформления титульного листа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» Этика и этикет управления персоналом в условиях современного российского рынка Контрольная работа по деловой этике Проверил: доцент А.И. Кузнецов Выполнил: студент 1 курса А.В. Петров (направление – «Экономика», гр. 1, шифр 1305015) Ижевск 2014 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 374.