Первая предназначена для относительно наглядных форм мышления – операции соотнесения по цвету. Доп.: моторика, внимание, зрительное восприятие. Возраст: 2,5-3 года. Стимулирующий материал: набор геометрических форм, которые отличаются только по цвету. Техника: 3 этапа, исходя из возраста ребёнка. I.«Соотнесение по цвету». Выбираете из набора цвет: «Найди такой же». Вывод: соотносит или не цвета. II. «Различение цвета». «Возьми синий». Вывод: различает или нет цвета. III. «Знание цвета». «Назови, какого цвета». Вывод: знает или нет цвета. Время не ограничивается. протокол заполняется. «Пирамидка». Предназначена для исследования операции соотнесения по величине. Возраст: 2-3 – 6 лет. Ограничение: нарушение зрения, ОДА. Стимулирующий материал: пирамидка в зависимости от возраста от 4-5 до 12 колец.Инструкция: вербальная или показ. При ребёнке разобрать и предложить «Сделай, как было». Время не ограничено. Виды помощи: организация; показ; обучение.
Методика «Простые аналогии»
Предназначена для выявления характера логических связей и отношений между понятиями. Возраст от 10 лет. Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги. Техника. Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова – сверху слово «лошадь», а снизу – «жеребёнок». Какая между ними связь? (жеребёнок – детёныш лошади).Справа сверху написано одно слово – «корова», а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать одно, которое относится к слову «корова», т.е. чтобы оно обозначало детёныша коровы (это д.б. «телёнок»). Для этого надо сначала установить связь между словами слева, затем – справа. Тестовый материал: Лошадь – жеребёнок; корова – пастбище, молоко, рога, телёнок, бык и т.д. – всего 32. Интерпретация: обычно ребёнок усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если ребёнок делает случайные ошибки. 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной мотивации, а потом без напоминания решает правильным образом. Посчитав количество правильных и ошибочных ответов, анализируя характер установочных связей. Между понятиями, конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладание наглядных или логических форм.
Методика«Пиктограмма»
Предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания и специфики мыслительной деятельности ребёнка.Применима для исследования ассоциативного процесса, самостоятельности, служит инструментом в изучении мыслительной деятельности подростков и взрослых. Возраст: 8-9 лет.Необходимые условия: достаточная сформированность графических навыков.Стимулирующий материал: лист бумаги А4, простой карандаш.Техника.Инструкция: «Я буду говорить слова и словосочетания (для более взрослых), а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспомнить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе потом воспроизвести слово. Цифры и буквы писать нельзя».Взрослый читает, ребёнок рисует. Нельзя показывать свои эмоции. После изображения каждого рисунка ребёнка просят объяснить, как и почему этот рисунок напоминает ему это слово. Такой запас рисунка отражает запас знаний и представлений ребёнка, особенности его индивидуального опыта. В протоколе регистрируются предъявляемые слова , время рисования, характер рисунков, объяснение ребёнка, объём самого рисунка. В зависимости от того насколько ребёнок устанавливает опосредованные связи, ему предлагаются то более легкие, то более трудные конкретные и абстрактные словосочетания. Предлагается запомнить от 7 до 10 слов через 30-60 мин. предъявить рисунки ребёнку и предложить воспроизвести слова.«Посмотри на свои рисунки. Для какого слова ты их рисовал? Вспомни это слово»Оценка: при оценке результатов, прежде всего, подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством слов, предъявляемых для запоминания. Анализируют:
1) рисунки детей (манера держать наклонные линии, сила нажима, расположение на листе);
2) доступность процесса опосредования с помощью пиктограмм;
3) адекватность графического изображения;
4) критичность к результатам своей деятельности;
5) характер и особенности воспроизведения пиктограмм (конкретный, схематичный, образный рисунок).
Интерпретация: 50 % и менее правильных ответов свидетельствуют о нужном уровне опосредованного запоминания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 468.