МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
Колледж Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Специальности СПО
38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация:бухгалтер
Пятигорск 2018
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО к подготовке выпуска для получения квалификации бухгалтер. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол №___ от «___»__________201__г.
Составитель: Н.Н.Догаева
Директор Колледжа ИСТиД З.А. Михалина
Оглавление
Общие положения
Цели и задачи учебной практики
Требования к результатам освоения практики
Перечень осваиваемых компетенций
Обязанности руководителя практики. Обязанности студента-практиканта
Структура и содержание учебной практики. Задания и порядок их выполнения
Структура и содержание отчета
Критерии выставления оценок
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Приложение
Общие положения
Учебная практика является обязательным этапом при подготовке студентов по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Ее прохождение является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования по избранной специальности.
Учебная практика организуется колледжем, а в частности заместителем директора по производственному обучению, руководителем практики от колледжа (куратором) на базе торговых предприятий СКФО.
Программа по учебной практике направлена на всестороннее улучшение качества профессиональной подготовки студентов в период обучения в колледже.
В период проведения практики осуществляется практическое обучение студентов профессиональной деятельности, формируются основные навыки и умения по избранной специальности. Наряду с привитием студентам практических навыков, у них воспитывается любовь к профессии, вежливость отношение к покупателям, бережное отношение к оборудованию.
В ходе практики студенты имеют возможность решать следующие вопросы:ознакомление с предприятием;учет денежных средств; оформление денежных и кассовых документов;осуществление приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств и ценных бумаг.
Рабочая неделя состоит из 6 дней, выходным днем считается воскресенье. Консультации по практике проводятся (с куратором по практике от колледжа) в соответствии с назначенным временем и графиком их проведения утвержденным директором Колледжа ИСТиД.
Цели и задачи учебной практики
Учебная практика студентов колледжа Института сервиса, туризма и дизайна по подготовке бухгалтеров специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является завершающим этапом обучения соответствующего профессионального модуля и проводится концентрированно после освоения студентами программы теоретического и практического обучения профессионального модуля.
Цели учебной практики:
- закрепление и углубление знаний полученных студентами в процессе теоретического обучения;
- приобретение необходимых умений и навыков и опыта;
- получение практического опыта работы по изучаемой специальности.
Задачами учебной практики являются:
- формирование у студента общих и профессиональных компетенций;
- приобретение практического опыта, реализуемого в рамках ОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;
- проверка знаний, полученных при изучении ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».
Требования к результатам освоения практики
Проверка выполнения студентами программы практики осуществляется в форме текущего и итогового контроля руководителями практики от колледжа.
Текущий контроль осуществляется путем наблюдения за работой студента по программе практики (сбор материала, опрос по пройденным темам, консультации по усвоенным вопросам программы).
Учебная и производственная практики начинаются с установочной конференции, которую проводит заместитель директора по учебно-производственному обучению, где разъясняется порядок прохождения практики, ее цель, задачи, содержание и сроки проведения.
По результатам прохождения практики обучающийся представляет руководителю практики от колледжа дневник по практике, по форме, установленной в Методических рекомендациях по организации и проведению практики обучающихся колледжа.
Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.
Обучающиеся, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из колледжа, как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном Уставом СКФУ.
Общие компетенции
Задания и порядок их выполнения
Общая трудоемкость учебной практики составляет 4 недели (144 часа).
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Семестр | Всего часов | Формы Форма | |
1. | Формы годовых отчетов, бизнес-планы, методические рекомендации, схемы форм - расчетов, ФЗ « О бухгалтерском учете»№ 402-ФЗ, учебная литература по дисциплине «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» | 4 | 6 |
| |
2. | Ознакомление с правами и обязанностями главного бухгалтера, заполнять карточки (книги) складского учета, отчет о движении материальных ценностей; составлять бух. проводки; оформлять записи в учетные регистры по учету производственных запасов и порядок учета готовой продукции. | 4 | 6 |
| |
3. | Права и обязанности бухгалтера по учету труда и заработной платы. Приобрести навыки заполнения документов по учету затрат труда и его оплаты; составления расчетно-платежной ведомости | 4 | 4 |
| |
4. | Производственный отчет по вспомогательным производствам; определять фактическую себестоимости продукции, работ, услуг; списание калькуляционных разниц; | 4 | 4 |
| |
5. | Порядок учета затрат и исчислении себестоимости продукции (работ, услуг). | 4 | 4 |
| |
6. | Ознакомление с правами и обязанностями кассира. Оформление обязательства кассира заполнение и обработка первичных документов – приходных и расходных кассовых ордеров; заполнение журнала-ордера № 1. | 4 | 6 |
| |
7. | Заполнять первичные документы по учету операций на счетах в банке, составлять корреспонденцию счетов, обрабатывать выписки банка, заполнять ж/о №2; делать взаимосверку журналов-ордеров, составлять бухгалтерский баланс, заполнять налоговые декларации. порядок учета банковских операций, организацию синтетического и аналитического учета, методику расчета налогов, порядок составления бухгалтерского баланса. | 4 | 6 |
| |
8. | Составление производственного отчета по вспомогательным производствам. Определение фактической себестоимости продукции, работ и услуг, списание калькуляционной разницы (закрытие счета). Составление отчета по общепроизводственным и общехозяйственным расходам; составление расчета распределения общепроизводственных расходов. | 4 | 8 |
| |
9. | Освоение должностных обязанностей бухгалтера материального отдела. Прием и проверка отчетов о движении материальных ценностей. Таксировка данных отчета с указанием корреспонденции счетов. Составление сальдовой ведомости на основании отчетов о движении материальных ценностей. Организация синтетического и аналитического учета материальных ценностей. Учет НДС приобретенных материальных ценностей | 4 | 6 |
| |
10. | Освоение должностных обязанностей бухгалтера расчетного отдела. - расчет начислений основной и дополнительной оплаты работникам предприятия. - начисление пособий по временной нетрудоспособности - расчет удержаний из заработной платы и отчислений на социальные нужды и резервы. | 4 | 6 |
| |
11. | Отражать в учете расчеты с дебиторами и кредиторами - определять корреспонденцию счетов - производить записи хозяйственных операций в регистрах аналитического и синтетического учета - составлять производственные отчеты | 4 | 8 |
| |
12. | Определять фактическую себестоимость продукции основного производства, работ и услуг вспомогательных производств. Ознакомление с порядком составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, закрытие счетов в конце года, заполнением таблиц годового отчета. | 4 | 8 |
| |
Итого 4 семестр | 72 |
Оформление иллюстративного материала
Иллюстрации (чертежи, схемы, графики, эскизы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) располагают так, чтобы их было удобно рассматривать, непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые.Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок». На все рисунки должны быть даны ссылки по тексту пояснительной записки. Рисунки должны иметь наименования, которые помещают под рисунком, по центру страницы. Точка после наименования рисунка не ставится.
Все иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах разделов, например (второй рисунок первого раздела):
Рисунок 1.2 – Структура продаж товаров
Оформление таблиц
Цифровой материал оформляется, как правило, в виде таблиц. Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором
впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к работе. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте дипломной работы, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей по центру. Например:
Таблица 2.1 - Название таблицы
Ед. измерения
Заголовок 1 | Заголовок 2
| Заголовок 3 | |
подзаголовок 1 | подзаголовок 2 | ||
Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы должны быть выровнены по ширине окна.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой буквенного обозначения приложения.
Большие таблицы располагают так, чтобы их можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Если таблица выходит за формат страницы, часть её переносят на другую страницу. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Над второй частью таблицы располагают строку с нумерацией граф.
При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и название помещают только над первой частью таблицы, над другими частями пишут, со сдвигом к правому полю, слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, проводят.
Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Формулы и уравнения
Уравнения и формулы выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках напротив формулы в крайне правом положении. Например, (1.1), (1.2).
Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него.
Например:
Объем производства (ОП) в смену, тыс.руб., вычисляют по формуле:
ОП = Ч × СВ, (1.1)
где Ч - среднесписочная численность работников, чел.;
CB - средняя выработка на одного работника в смену, тыс.руб.
Оформление приложения
В приложения включают дополнительный вспомогательный материал, к которому относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации, заполненные формы отчетности и другие документы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения нумеруются соответственно прилагаемым документам. На верхней строке каждого документа приложения, располагается слово «Приложение 1» вверху страницы по центру с заглавной буквы без знаков препинания. Приложение должно иметь заголовок, расположенный строкой ниже посередине. Заголовок приложения начинается с заглавной буквы, в конце него точка не ставится.
Страницы приложений нумеруются в сквозном порядке с отчетом по практике, но в общий объем отчета не засчитываются.
В содержание отчета включают приложения с указанием номера страницы, с которого начинаются приложения.
Оформление цитат и ссылок
При ссылке в тексте на литературный источник после упоминания о нем проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке используемых источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник: Например [25, с. 14-19] или [28, т.1, c.128].
Ссылки на таблицы, рисунки, приложения указываются в круглых скобках: (таблица 2.1), (рисунок 4.2), (приложение Б).
Готовый отчет сдается руководителю за неделю до дня защиты с целью ликвидации возможных недочетов и устранения возможных ошибок, после чего, отчет возвращается студенту. В день защиты проводится аттестация по результатам прохождения практики с выставлением итоговой оценки.
Критерии выставления оценок
Оценка«отлично» выставляется, если:
Студент выполнил в срок и на высоком уровне все задания практики, проявил самостоятельность, творческий подход и инициативу. В установленные сроки представил дневник.
На заключительной конференции логически верно, аргументировано и ясно давал ответы на поставленные вопросы; демонстрировал понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, интерес к ней; демонстрировал умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
Оценка«хорошо» выставляется, если:
Студент выполнил в срок все задания практики, предусмотренные программой практики, проявил самостоятельность. В установленные сроки представил дневник. В ответах дал излишне подробное, не конкретное/краткое описание заданий практики, сделал слабые выводы и предложения (в выводах и предложениях отсутствует конкретность). Отчетная документация оформлена в соответствии с требованиями, подобраны необходимые приложения
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:
Студент выполнил все задания, но не проявил глубоких теоретических знаний и умений применять их на практике. В установленные сроки представил дневник. В ответах дал поверхностное, неполное описание заданий практики, приложил не все документы, провел исследовательскую и/или аналитическую работу, отсутствуют выводы и/или предложения.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:
Студент не выполнил программу практики и/или не представил в срок отчетную документацию. Его ответ не позволяет сделать вывод о том, что он овладел начальным профессиональным опытом и профессиональными компетенциями по направлениям: выполнены не все задания, нарушена логика изложения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Основная литература:
1. Бурлуцкая, Т.П. Бухгалтерский учет для начинающих: Теория и практика : учебно-практическое пособие / Т.П. Бурлуцкая. - Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016. - 208 с. : табл., схем. - ISBN 978-5-9729-0106-7
2.Бородин, В.А. Теория бухгалтерского учета : учебник / В.А. Бородин, Ю.А. Бабаев, Н.Д. Амаглобели ; под ред. Ю.А. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 303 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00918-6
3. Богаченко, В.М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет: учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 444с.
Дополнительная литература:
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06. 12.2011. № 402-ФЗ.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению (от 31 октября 2000 г. № 94-Н)
3.Вещунова, Н. Л. Бухгалтерский и налоговый учет : учебник / Н.Л. Вещунова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2014.
4.Новодворский В.Д., Понамарева Л.В Составление бухгалтерской отчетности. –М Бухгалтерский учет, 2014г.
5.Филатова, В.О. <1=один>С: Предприятие 8.1. Бухгалтерия предприятия. Управление торговлей. Управление персоналом: В. О. Филатова- СПб.: БХВ-Петербург, 2015. - 0/ 5 экз.
Интернет-ресурсы:
1. http:// www.buh.ru (Бухгалтерские услуги, статьи и обзоры)
2. http:// www.klerk.ru (Всё о бухгалтерском учёте, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации бухгалтерского учёта)
3. http:// www.buhsmi.ru (Средство массовой информации для бухгалтера)
4. http:// www.consultant.ru (Консультант+)
5. http://www.buhonline.ru (Система Главбух – налогообложение, бухгалтерский учёт и отчётность)
6. Правила охраны труда при работе на персональных компьютерах. – «Знак комплект» [Электронный ресурс] Url:http://www.znakcomplect.ru /news/example/index.php?id=286.
Программное обеспечение:
1. Программа 1С: Предприятие-Бухгалтерия.
Приложение 1
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Специальность 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
Студента ____ курса
группы ____________
____________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Место прохождения практики и наименование предприятия: ____________________________________________________________________
Руководитель практики:
преподаватель _________________ __________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Отчет представлен на проверку: «___» ________________201__г.
Защита отчета состоялась: «___» ________________201__ г.
Общая оценка за практику: ___________________________
г. Пятигорск 201__ г.
Приложение 2
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
Колледж Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
Дата: 2018-12-28, просмотров: 357.