Психологической безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не теряйте самообладания.

Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

 

Позаботьтесь о своей

Психологической безопасности.

Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать.

 

Придерживайтесь принципа:

“Не навреди”.

Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

 

РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

У человека, пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции:

· Бред                                                        Вы должны обратиться за

· Галлюцинации                                              помощью к врачу-психиатру

· Попытка самоубийства                      Ваша помощь крайне

· Апатия                                                   необходима

· Ступор

· Двигательное возбуждение

· Агрессия

· Страх

· Истерика

· Нервная дрожь                                          Ваша помощь – в создании ус-

· Плач                                                      ловий для нервной “разрядки”.



СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

БРЕД И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стрее, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

 

ПРИЗНАКИ

Бред:

· Ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

 

Галлюцинации:

· Пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).

 

ПОМОЩЬ

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

 

П О М Н И Т Е !

В такой ситуации

Переубедить пострадавшего

Невозможно.



ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА

 

Пережитая катастрофа, потеря кого-то близкого (смерть, разлука), тяжелая болезнь, приведшая к инвалидности, - все это может толкнуть человека на самоубийство (суицид).

 

ПРИЗНАКИ

Человек может совершать конкретные действия, направленные на лишение себя жизни (пить таблетки, пытаться выброситься из окна) или говорить о своих намерениях (“я устал так жить”).

Перед совершением попытки самоубийства человек может быть подавленным либо, наоборот, чрезмерно возбужденным.

 

Если самоубийство совершает психически нормальный взрослый человек, то причиной этого могут быть:

· Денежные долги

· Потеря высокого поста

· Профессиональная несостоятельность

· Безработица

· Раскаяние за совершенное убийство или предательство

· Угроза тюремного заключения или смертной казни

· Тюремное заключение

· Угроза физической расправы

· Получение тяжелой инвалидности

· Неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти

· Нервное расстройство

· Шантаж

· Сексуальная неудача

· Измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты)

· Ревность

· Потеря невинности

· Нежелательная беременность

· Венерические болезни

· Изнасилование

· Систематические избиения

· Публичное унижение

· Коллективная травля

· Политическая смерть

· Смерть детей, близкого человека

· Одиночество, тоска, усталость

· Религиозные мотивы

· Подражание кумиру

 

 



ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ

САМОУБИЙСТВА

Особое внимание нужно обратить на такие ситуации:

- На ребенка навалилось множество мелких проблем, при этом взрослые не могут или не хотят протянуть руку помощи. В смерти ребенок ищет возможность найти временное (ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище.

- Ребенок хочет отомстить кому-либо, привлечь к себе внимание или напугать родителей. (“Вы не купили мне роликовые коньки. Вот я умру, и вы узнаете как были неправы”).

- Ребенок очень боится наказания за какой-то проступок.

- Недавно самоубийство совершил известный человек и/или о чьем-то самоубийстве много говорили по телевизору, писали в газетах. Подросток переживает из-за этого. Иногда подростки совершают самоубийство, подражая кумиру.

 

П о м н и т е !

ЛОЖЬ И ПРАВДА О СУИЦИДЕ

В общественном сознании существует ошибочное представление о самоубийстве. Необходимо придерживаться научных фактов, а не этих ложных суждений.

1. Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание.

Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, испытывают сильную душевную боль. Они стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства и не избегайте возможности обсудить возникшие трудности.

2. Ложное суждение: человек совершает самоубийство без предупреждения.

Исследования показали, что человек дает много предупреждающих знаков и “ключей” к разгадке его плана. Приблизительно 8 из 10 задумавших самоубийство намекают окружающим на это.

3. Ложное суждение: склонность к самоубийству наследуется.

Склонность к самоубийству не передается генетически.

4. Ложное суждение: самоубийства происходят только на верхних уровнях общества – среди политиков, писателей, артистов и т.п.

Известно, что суицид совершают люди всех социальных групп. Количество самоубийств на всех уровнях общества одинаково.

5. Ложное суждение: все суицидальные личности страдают психическими расстройствами.

Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Человек, задумавший самоубийство, чувствует безнадежность и беспомощность, не видит выхода из возникших трудностей, из болезненного эмоционального состояния. Это совсем не значит, что он страдает каким-то психическим расстройством.

6. Ложное суждение: разговор о самоубийстве может усилить желание человека уйти из жизни.

Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не поговорить на эту тему, то невозможно будет определить, является ли опасность суицида реальной. Часто откровенная, душевная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

7. Ложное суждение: если человек совершил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальнейшем это обязательно повторится.

Суицидальный кризис обычно носит временный характер, не длится всю жизнь. Если человек получает помощь (психологическую и другую), то он, вероятнее всего, сможет решить возникшие проблемы и избавиться от мыслей о самоубийстве.

8. Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить.

Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой душевной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Ложное суждение: мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины.

Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины. Однако мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные способы, оставляющие мало возможностей для их спасения.

10. Ложное суждение: все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана.

Не всегда так происходит. Большинство пытающихся уйти из жизни предварительно обдумывают свои действия. Они часто намекают о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

11. Ложное суждение: человек может покончить с собой под воздействием обстоятельств даже в хорошем расположении духа.

В хорошем настроении с жизнью не расстаются, зато депрессивное состояние, как правило, рождает мысли о самоубийстве.

12. Ложное суждение: не существует значимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

Зависимость от алкоголя, наркотиков, токсических веществ является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может привести к импульсивному поведению, так как все эти вещества искажают восприятие действительности и значительно снижают способность критически мыслить.

А П А Т И Я

 

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду погиб.

Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить; движения и слова даются с большим трудом.

В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

 

В состоянии апатии человек

До нескольких недель.

ПРИЗНАКИ

· Безразличное отношение к окружающему

· Вялость, заторможенность

· Речь медленная, с большими паузами

 

ПОМОЩЬ

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам или нет: “Как тебя зовут?”, “Как ты себя чувствуешь?”, “Хочешь есть?”

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

 

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

С Т У П О Р

Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений (землетрясение, взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

 

ПРИЗНАКИ

· Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи

· Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки)

· “застывание” в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности

· возможно напряжение отдельных групп мышц

 

ПОМОЩЬ

1. Согните постадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

 

П о м н и т е !

Вывести его из оцепенения



ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

“Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь”. “Я что-то делал, с кем-то разговаривал, но ничего не могу вспомнить”.

 

ПРИЗНАКИ

· Резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия

· Ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно)

· Часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

 

П о м н и т е !

АГРЕССИЯ

Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека “пытается” снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

 

ПРИЗНАКИ

· Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу)

· Нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами

· Словеное оскорбление, брань

· Мышечное напряжение

· Повышение кровяного давления

 

П о м н и т е !

С Т Р А Х

Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, что подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд.

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

 

Наверное, Вы наблюдали когда-нибудь такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм “сбрасывает” напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

 

ПРИЗНАКИ

· Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время

· Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

 

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов)

Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе

 

ПОМОЩЬ

Нужно усилисть дрожь.

1. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

2. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.

3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

 

Н Е Л Ь З Я !

· Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе

· Укрывать пострадавшего чем-то теплым

· Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки

П Л А Ч

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает). Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

 

ПРИЗНАКИ

· Человек уже плачет или готов разрыдаться

· Подрагивают губы

· Наблюдается ощущение подавленности

· В отличие от истерики нет возбуждения в поведении

 

П о м н и т е !

Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят: “Сошел с ума от горя”.

 

ПОМОЩЬ

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, полжите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

3. Применяйте приемы “активного слушания” (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите “ага”, “да”, кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, “выплеснуть” из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

 

П о м н и т е !

Ваша задача – выслушать

ИСТЕРИКА

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Реакции горя

  Реакции горя возникают в ситуации какой-либо утраты (смерть близкого человека, развод, длительная разлука, тяжелые операции, связанные с ампутацией и т.п.).

 

Фазы горя

1. Шок и оцепенение

продолжительность этой фазы – от нескольких секунд до нескольких недель

ПРИЗНАКИ

· Ощущение нереальности происходящего

· Ощущение увеличения эмоциональной дистанции от окружающих

· Душевное онемение и бесчувственность

· Малоподвижность, сменяющаяся минутами суетливой активности

· Прерывистое дыхание, особенно на вдохе

· Потеря аппетита

· Трудности с засыпанием

· Появление манеры поведения умершего (ушедшего)

 

2. Фаза страдания

длится 6-7 недель

ПРИЗНАКИ

· Ощущение присутствия умершего

· Идеализирование умершего

· Раздражительность, злость, чувство вины по отношению к умершему

· Ослабление внимания, невозможность на чем-либо сконцентрироваться, нарушение памяти на текущие события

· Тревога, желание уединиться

· Нарушение сна

· Сексуальные нарушение

· Вялость, ощущение, будто пусто в желудке, ком в горле

· Повышенная чувствительность к запахам

 

3. Фаза принятия

обычно заканчивается через год после утраты

ПРИЗНАКИ

· Восстанавливается сон и аппетит

· Утрата перестает быть главным событием в жизни

· Иногда могут быть острые приступы горя

· Появляется способность планировать свою жизнь с учетом потери

 

4. Фаза восстановления

ПРИЗНАКИ

· Горе сменяется печалью

· Потеря воспринимается как что-то неизбежное

 

Болезненные реакции горя

Реакции горя могут проявиться не сразу после трагического события. При их задержке возникают иные реакции:

· повышается активность без чувства утраты;

· появляются симптомы заболевания умершего человека;

· развиваются болезни “на нервной почве”;

· наблюдаются апатия, безволие;

· снижается самооценка, возникает чувство собственной неполноценности;

· появляются мысли о самонаказании (самоубийстве).

СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ

Отношение больного к тому, что его ожидает, меняется следующим образом:

· ОТРИЦАНИЕ – “Нет, не я!”

· ГНЕВ – “Почему именно я?”

· ТОРГ – больной вступает в переговоры, обещая за продление своей жизни, например, быть послушным, стать верующим

· ДЕПРЕССИЯ – больной не задает вопросов, плачет, замыкается в себе

· ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ

П о м н и т е !

Необходимо как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того, что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Принято считать, что нужно “бороться со смертью до конца”. Однако более важно, чтобы человек принял смерть на духовном уровне.

 

ПОМОЩЬ

1. Поощряйте мысли об уходе, а не о смерти. Эпикур утверждал: “Смерть не имеет с нами ничего общего. Когда мы живем, смерти нет. Когда она есть, уже нет нас”.

2. Разговаривайте с больным как можно больше. Просите, чтобы он рассказывал о различных эпизодах своей жизни. Побуждайте его задуматься об успехах, жизненных достижениях.

3. Не оставляйте больного одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить.

4. Исполните давние желания больного или хотя бы помогите прожить в воображении то, что так и не осуществилось.

5. Если больной человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать его от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые он хотел бы сделать, завершить.

П о м н и т е !

СМЕРТЬ БЛИЗКОГО

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ

Фаза шока

1. Не оставляйте пострадавшего одного

2. Говорите об умершем в прошедшем времени

3. Чаще прикасайтесь к пострадавшему (обнимайте, кладите руку на плечо, берите его руку в свою)

4. Давайте ему возможность отдохнуть. Следите за тем, чтобы он принимал пищу

5. Помогайте пострадавшему принимать необходимые решения

6. Привлекайте пострадавшего к организации похорон

7. Не говорите: “От такой утраты никогда не оправиться, только время лечи, на все воля Божья” и т.п.

8. Убедите пострадавшего по возможности отказаться от психотропных средств

 

Фаза страдания

1. Дайте пострадавшему возможность побыть одному, отдохнуть

2. Не пытайтесь прекратить плач, не мешайте проявлять злость

3. Разговор об умершем переводите в область чувств

4. Давайте пить много воды (до двух литров в день)

5. Обеспечьте пострадавшему физические нагрузки (прогулки по 45 минут)

6. Внушайте, что страдание будет не всегда, что все можно пережить, что утрата – это не наказание, а часть нашей жизни, что в утратах нет смысла, цели, плана, не надо их искать

7. Отнеситесь к пострадавшему с вниманием, но будьте с ним строги

8. Объясните, что окончание скорби – это не то же самое, что забыть любимого человека

 

Фаза принятия

1. Переводите разговоры об умершем на тему будущего. Женщины и мальчики-подростки охотнее будут разговаривать о собственной внешности, мужчины – о работе, девочки-подростки – о перспективах учебы или работы.

2. Обращайте внимание пострадавшего на его здоровье, так как в этот период может резко снизиться иммунитет.

 

ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ

  Если после трагического события у ребенка возникли трудности в учебе, он боится оставаться один, появились головные боли, аллергии, энурез, проблемы с пищеварением, немедленно обращайтесь к специалисту (психологу, психотерапевту).

  Не отправляйте ребенка на время пожить в другое место.

  Необходимо больше внимания уделить ребенку, если он не проявляет никаких чувств по поводу случившегося. Молчание – сигнал об опасности (так же, как и у взрослых).

 

  У подростка реакции горя часто проявляются в агрессивном или асоциальном поведении.

  Поговорите с ним о его чувствах, поделитесь собственными. Если у подростка умер товарищ (особенно если это самоубийство), предложите ему пойти на консультацию к психологу.

П о м н и т е !

НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ РЕБЕНКА

1. Обязательно сообщите о смерти близкого. Маленькому ребенку объясните, что такое смерть. Скажите, что умершего человека он больше никогда не увидит. Не говорите, что человек уснул, ушел, его Бог забрал и прочее.

2. Создайте атмосферу, в которой ребенку будет легко спрашивать и выражать свои чувства.

3. Дайте ребенку возможность участвовать в разговорах об умершем, о похоронах.

4. Детей старше 3 лет берите на похороны. Заранее рассказывайте простым языком, что они увидят на похоронах.

5. Поделитесь с ребенком собственными чувствами в связи с событием. Уверяйте, что он не всегда будет чувствовать себя так, что Вы всегда здесь и позаботитесь о нем.

 

П о м н и т е !

НАСИЛИЕ,

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

  Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события окружающей действительности, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.

 

  В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному.

 

  Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.).

 

  Если виновник – знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но более продолжительной.

 

П о м н и т е !

Что с ними произошло

У маленьких детей возможно отражение события в игре и в рисунке (преобладание черно-красной цветовой гаммы, на собственном изображении отсутствуют руки, ярко выражена штриховка в области гениталий).

У детей постарше сообщение открытым текстом обычно свидетельствует об отчаянии или о большом доверии взрослому. Причем старшие дети рассказывают только о части случившегося, тогда как маленькие говорят обо всем прямо. Можно услышать рассказы о третьем лице: «Это показывали по телевизору», «Это произошло с моей знакомой».

КАТАСТРОФЫ, АВАРИИ,

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

При катастрофах, стихийных бедствиях, взрывах, авариях человек может оказаться изолированным:

· В АВТОМОБИЛЕ при ДТП

· В ЗАВАЛЕ при взрыве и землетрясении

· НА КРЫШЕ ДОМА, НА ДЕРЕВЕ при наводнении

 

  Для человека, оказавшегося в завале, любая связь с внешним миром становится дороже золота. Поэтому очень важно разговаривать с пострадавшим.

 

ГОВОРИТЬ НЕОБХОДИМО

ГРОМКО, МЕДЛЕННО И ЧЕТКО

П о м н и т е !

Когда человек изолирован.

ПОМОЩЬ

1. Сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет.

2. Подскажите пострадавшему, как необходимо себя вести:

· МАКСИМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ СИЛ

· ДЫХАНИЕ МЕДЛЕННОЕ, НЕГЛУБОКОЕ, ЧЕРЕЗ НОС – это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве.

3. Запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.

 

П о м н и т е !

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Возможна только после этого

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ

Страх

· за себя и тех, кто дорог

· остаться одному

· что покинет любимый

· «потери контроля» над собой

· что подобное событие может повториться

 

Беспомощность

· невозможность что-либо предпринять, изменить

 

Вина

· за то, что пришлось легче, чем другим

· за то, что цел, жив, не травмирован

 

Стыд

· за беспомощность

 

Гнев

· на то, что случилось

· на человека, из-за которого все произошло

· из-за пережитого страха и от обиды

· из-за непонимания окружающих (кажется, что никто по-настоящему не понимает ни того, что пережито во время ЧП, ни душевного состояния после ЧП)

Состояние пострадавшего

После трагического события

· НОЧНЫЕ КОШМАРЫ, БЕССОННИЦА. Трагические обстоятельства «всплывают» в сновидениях. Страх ночных кошмаров вызывает бессонницу.

· ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА к тому, что раньше нравилось и интересовало.

· ОЦЕПЕНЕНИЕ

· ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОЩЕННОСТЬ

· ФИЗИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ

· ВНЕЗАПНЫЕ ПОСТУПКИ И ЧУВСТВА («возвращение» в событие). Человек совершает поступки и испытывает чувства, как если бы событие происходило в настоящее время.

· НЕЖЕЛАНИЕ ВСПОМИНАТЬ подробности ситуации, связанной с психической травмой. Желание забыть, «вычеркнуть» мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии.

· ЗАБЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ СОБЫТИЯ

· ОТСУТСТВИЕ ВЗГЛЯДА В БУДУЩЕЕ. Человек живет настоящим, у него нет надежды на счастливое будущее.

· СВЕРХБДИТЕЛЬНОСТЬ. Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях.

 

ПОМОЩЬ СЕБЕ И ДРУГИМ ВЗРОСЛЫМ

Для полного избавления от ПТСР необходима помощь специалиста (психолога, психотерапевта). Однако Вы можете помочь себе и другим ослабить нежелательные реакции.

· Позаботьтесь о здоровье. Правильно питайтесь. Занимайтесь физкультурой. Стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно помочь, если уделять здоровью больше времени, чем прежде.

· Необходимо позаботиться об эмоциональном комфорте и отводить больше времени на те дела, которые особенно приятны. Неприятности могут усиливать симптомы ПТСР.

· Не следует избегать общения. Нужно чаще находиться среди людей, быть полезным другим. Активная социальная жизнь поможет ощутить душевный комфорт.

· Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и будут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важны откровенные разговоры – «по душам».

Если пострадавший не Вы, а Ваш близкий человек:

1. Постарайтесь создать условия для «задушевного» разговора. Это необходимо для того, чтобы дать негативным чувствам, переживаниям выйти наружу. Но ни в коем случае не давите на человека, если он против.

2. Не отталкивайте пострадавшего, даже если он отталкивает Вас. Продолжайте оказывать ему поддержку и выражать свою любовь.

ПРИЗНАКИ

· Беспокойство

· Агрессия

· Страхи (в том числе и страх находиться в одиночестве)

 

Реакции, свойственные ребенку младшего возраста:

· ПОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ ЗАБОЛЕВАНИЙ

· МОЛЧАЛИВОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ

· ПЛАКСИВОСТЬ

· ЧУВСТВО ВИНЫ

· ПУГЛИВОСТЬ

· ОГОРЧЕНИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛЮБИМЫХ ИГРУШЕК

 

1. Разговаривая с ребенком, сообщайте ему только достоверную информацию.

2. Говорите с ребенком о Ваших чувствах.

3. Ребенку важно знать, что он не один. Не забывайте говорить ему об этом.

4. Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Телесный контакт позволит ему почувствовать Вашу любовь.

5. Не жалейте времени, чтобы побеседовать, поиграть с ребенком, уложить его спать.

6. Наблюдайте за ребенком (очень важно заметить у него негативные проявления). Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства.

7. Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение (игры с водой, песком, глиной, лепка из пластилина, рисование).

П о м н и т е !

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

О посттравматическом стрессе: Памятка. – М.: Академия управления МВД России, 1994.

Пособие Линкольнширского центра кризисной психологии. – Великобритания, 1990.

Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М.: Центр «Академия», 1997.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кёниг К. Когда нужен психотерапевт / Пер. с нем. – М.: Изд.гр. «Форум» – «Инфра-М», 1998.

Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. – М.: Шанс, 1992.

Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. М.: Смысл, 2000.

Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.

Не теряйте самообладания.

Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

 

Позаботьтесь о своей

психологической безопасности.

Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать.

 

Придерживайтесь принципа:

“Не навреди”.

Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.