УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКиЕ МАТЕРИАЛЫ

6.1.Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

 

Практические занятия – важная и необходимая форма организации учебного процесса при изучении дисциплины. Она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, учебниками и учебными пособиями, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой.

    Практические занятия являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов.

План проведения практических занятий приведен в таблице 3. Задания к практическим занятиям приведены в разделе 6.3.

Почти каждое практическое занятие предполагает собеседование по теме, или возможность сплошного опроса, что инициирует регулярность самостоятельной работы студентов.

В то же время предусмотрены также доклады студентов по темам дисциплины и их обсуждение. Каждый доклад предполагает устное выступление студента по теме (7-10 минут) и вопросы и обсуждение (5-6 минут). Поощряется наличие презентации.

Проведение практической самостоятельной работы студентов на 2 практическом занятии предусматривает работу с картой и нормативными документами.

В ходе работы студентам предстоит:

1. Составить таблицу, в которой необходимо будет показать все страны, граничащие с Россией и с какими именно субъектами РФ, а также оценить долю приграничных субъектов РФ в общем количестве субъектов РФ.

2. Определить состав федеральных округов России и чем он отличается от состава экономических районов.

К 5 практическому занятию студентам предстоит представить авторский проект размещения какого-либо производственного проекта. Основное требование – самостоятельность.

Примерный план проекта.

1. Общая характеристика проекта.

2. Обеспеченность сырьем, материалами, энергией, трудовыми ресурсами.

3. Перспективы развития.

Объем письменной работы – 3-5 стр.

На 6 практическом занятии студенты пишут контрольный тест по 1-6 темам дисциплины.

На 7 практическом занятии студентам предлагается письменно ответить на ряд дискуссионных вопросов, сформулированных в разделе 6.3 данной рабочей программы. Предполагаемое время для ответов – 30-40 минут.

На 8 практическом занятии предполагается обсуждение данных вопросов с участием всех студентов.

 

Задания и методические указания по выполнению. контрольной работы

Учебно-методическое обеспечение контрольной работы студентов- заочников включает перечень из 3 заданий.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают учебную и научную литературу, осуществляют выборку данных статистических сборников, в том числе размещённых в интернет-источниках, поисковых системах и др. для подготовки по соответствующим темам учебного курса.

Целью контрольной работы по учебному курсу является самостоятельное творческое изложение содержания выбранных заданий.

Примерный объем контрольной работы 20 страниц набранного на компьютере текста, формат А-4. Контрольная работа должна быть представлена на проверку до начала экзаменационной сессии не менее чем за 10 дней. Без зачтённой контрольной работы студент к экзаменационной сессии не допускается.

На титульном листе указывается: наименование учебного заведения, институт, факультет, курс, группа, Имя, Отчество и Фамилия студента.

Контрольная работа состоит из заданий, которые оформляются в оглавлении работы. После содержания следует непосредственное выполнение выбранных по варианту заданий.

В конце работы приводится список использованной литературы, который должен содержать не менее 5 источников. Работы авторов следуют в алфавитном порядке, с точным названием книги или статьи, места и года издания, издательства или номера журнала, страницы. Работа иллюстрируется наглядностью в виде таблиц и рисунков (графики, диаграммы, схемы). Наглядность размещается в тексте по ходу изложения материала с обязательной ссылкой внизу страницы на источники информации с указанием страницы.

Задание 1 – дать определение одного из теоретических понятий учебной дисциплины и кратко раскрыть его сущность (Приложение 1). Выбор теоретического понятия осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки. Объём ответа на вопрос составляет 1-2 страницы печатного текста.

Задание 2 – рассчитать отрасли промышленной специализации одного из 11-ти экономических районов (из таблицы в Приложении 3). Экономический район для расчета специализации выбирается по Приложению 2 соответственно списку группы в алфавитном порядке (или назначается преподавателем).

Расчеты проводятся по следующей формуле: Ил = Р10,

где Илиндекс локализации,

Р1 – удельный вес отрасли в промышленном производстве района;

Р0  – удельный вес отрасли в промышленном производстве страны (РФ).

При подсчётах Ил может иметь значение > 1, = 1, < 1.

Правило отнесения рассчитанных показателей отраслей к специализации района: если получившееся значение Ил > или = 1, то такой показатель позволяет относить данную отрасль к специализирующейся на выпуске данной продукции. Если Ил  меньше единицы, то данная отрасль имеет в основном внутрирайонное значение. Расчёт выполнить по 2000-му и 2010-му году и проанализировать динамику изменения отраслевой структуры экономического района..

Далее в задании необходимо дать обоснование сложившимся отраслям специализации в выбранном районе. Под обоснованием специализации района понимается оценка факторов развития промышленного производства района, т.е. оценка возможностей и условий развития отраслей специализации в районе. Объём выполнения работы по заданию № 2 составляет 3-4 страницы печатного текста.

Задание 3 – написать реферат. Выбор темы реферата осуществляется осуществляется студентом самостоятельно или определяется преподавателем. Темы рефератов приведены в п.6.3 (см. ниже). Не допускается повтора темы студентами. Объем реферата не менее 15 страниц печатного текста. Рефераты пишут также студенты очного отделения.

Содержание реферата состоит из введения, где определена актуальность темы, основной части, в которой раскрывается содержание реферата, и заключения – обобщение изложенного материала, подведение итогов по исследованной теме и выводы. Приветствуется высказывание личного мнения по исследованной теме.

Реферат должен быть дополнен картосхемами, рисунками, таблицами, графиками и т.п. в качестве дополнений и подтверждений содержания исследуемой темы, а также для визуализации, наглядности представленных фактов и событий. В тексте реферата должны быть представлены статистические данные, взятые из различных источников с обязательной ссылкой на них в тексте.

Для всех заданий контрольной работы необходимо выполнять ссылки на использованные источники. Список использованных источников прилагать в конце каждого задания.

 

Приложение 1

Некоторые теоретические понятия учебной дисциплины

«Экономическая география и регионоведение»

1. Поведенческий подход к экономической географии.

2. Геоэкосоцсистема.

3. Системный анализ в экономической географии.

4. Агломерация и агломерационный эффект.

5. Геоэкономическое пространство.

6. Географический детерминизм.

7. Имидж территории.

8. Региональный маркетинг территории.

9. Баланс трудовых ресурсов.

0. Отраслевая структура экономики.

 

Приложение 2

Система экономических районов России

1. Северный

2. Северо-Западный

3. Центральный

4. Волго-Вятский

5. Центрально-Черноземный

6. Поволжский

7. Северо-Кавказский

8. Уральский

9. Западно-Сибирский

10. Восточно-Сибирский

11. Дальневосточный

 



Приложение 3

Отраслевая структура промышленности России и её экономических районов (в %, по стоимости продукции)

Отрасли

Электро-энергети-ческая

Топливная

Черная метал-лургия

Цветная метал-лургия

Хими-ческая

Машино-строение

Лесная и

 дерево обрабаты-вающая

Строительных материа-лов

Пищевая

Легкая

Регионы / Годы 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 2000 20 1 0 Россия 13,5 17,0 16,4 15,5 9,1 7,7 6,5 7,6 7,5 7,0 17,9 18,0 5,1 3,9 4,8 3,8 14,2 15,5 2,5 1,6 Северный 13,3 15,3 10,3 12,8 20,1 23,0 8,1 ?,3 4,6 6,3 5,9 6,2 21,6 16,0 3,6 1,7 10,6 9,7 0,8 0,6 Северо-западный 17,7 14,8 1,7 5,2 7,5 1,9 3,5 2,7 6,9 8,5 26,2 26,3 8,6 6,6 4,5 3,3 21,8 25,0 3,9 2,2 Центральный 15,6 20,6 5,2 2,4 2,7 2,7 1,5 1,0 7,0 7,1 25,2 24,8 3,9 3,4 7,4 5,8 18,9 23,3 6,6 4,5 Волго-Вятский 11,8 13,8 7,5 1,8 3,7 3,1 0,5 0,8 10,1 10,6 35,0 40,6 7,1 6,4 3,6 3,5 12,6 14,3 3,3 2,5 Центрально-Черноземный 13,7 19,4 - - 34,6 29,2 - - 6,7 8,4 15,8 14,4 1,3 1,5 5,8 4,8 28,6 20,3 1,7 1,0 Поволжье 13,4 20,8 13,6 13,1 1,6 1,1 1,8 1,4 15,7 13,4 31,0 29,4 1,5 1,2 4,6 4,0 9,1 13,0 2,2 1,1 Северо-Кавказский 16,1 23,8 9,3 7,9 3,2 2,1 2,7 2,2 6,5 5,1 16,9 13,2 3,2 2,9 8,2 6,2 7,8 31,7 2,9 1,7 Уральский 12,4 15,5 13,6 13,3 21,6 18,0 8,1 9,4 9,1 7,5 15,8 16,7 3,1 2,6 4,3 4,1 8,8 10,4 1,3 1,1 Западная Сибирь 11,5 13,9 51,5 55,0 9,2 5,1 1,4 1,3 5,4 4,6 8,3 7,0 1,5 1,1 3,1 2,3 27,3 7,9 0,9 0,6 Восточно-Сибирский 11,9 17,4 15,3 7,0 1,6 1,1 32,2 43,4 3,9 5,6 7,6 5,7 12,2 7,9 3,8 2,4 ? 7,7 1,0 0,7 Дальневосточный 19,3 22,6 10,5 10,0 0,5 0,7 20,7 26,2 0,7 0,8 8,5 9,2 5,4 3,0 4,0 2,4 ? 29,6 0,6 0,3

Ил = Р0/ Р1,

где, Ил – (индекс локализации) степень концентрации отрасли промышленности в районе;

   Р0 – удельный вес отрасли хозяйства в районе;

   Р1 – удельный вес отрасли в хозяйстве РФ.

Если Ил³1, то данная отрасль является отраслью специализации, если Ил<1, то данная отрасль не является отраслью специализации, а выпуск продукции имеет значение в основном для внутреннего производства.

 


6.3.Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает перечень вопросов и заданий для подготовки студентов к практическим занятиям. В процессе самостоятельной работы студенты изучают учебную и научную литературу, осуществляют выборку данных статистических сборников, в т.ч. размещённых в интернет-источниках, поисковых системах и др. для подготовки по соответствующим темам учебного курса.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям (семинарам)

 

Раздел 1. Теоретические основы курса

 

Тема 1. Предмет, содержание и методология курса. Теории размещения производительных сил. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

Ключевые понятия: размещение производительных сил, территориальная организация производительных сил, закономерности размещения производительных сил, принципы размещения производительных сил, факторы размещения производительных сил

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте предмет и объект исследования экономической географии и регионоведения.

2. Какие методы используются в экономико-географических исследованиях?

3. Какова основная тенденция развития экономической географии как науки? .

4. Опишите основные теории размещения промышленного и сельскохозяйственного производства.

5. Охарактеризуйте основные принципы и факторы размещения производительных сил.

Задания:

1. Подготовка докладов по отдельным теориям размещения производительных сил.

2. Включение вопросов по основному содержанию темы в тестовую контрольную работу.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 751.