Отличительные черты навязчивых мыслей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В. П. Осипов — советский психиатр, рассмотревший отличительные черты навязчивых мыслей

Отличительные черты обсессий были выделены С. А. Сухановым[62] (1912) иВ. П. Осиповым (1923) и сформулированы В. М. Блейхером:

1. Обсессии воспроизводятся сознанием против воли индивида, однако сознаниепри этом остаётся ясным[63]. При этом объём сознания может быть сужен, однако при обсессиях это очень слабо выражено[64]. Обсессии больной не может устранить волевым усилием[63]. При этом он всё же пытается с ними бороться. Существует активный и пассивный тип борьбы[64]. При более редком активном больной умышленно делает всё наперекор обсессии (при навязчивом влечении броситься под поезд специально ходит на вокзал и стоит у края платформы). При пассивном типе больной может: переключать внимание на иную деятельность; стараться избегать ситуаций, связанных с обсессиями, в том числе предупреждать обсессии — при навязчивом влечении кого-то зарезать не приближаться к острым предметам; совершать компульсии[65]. Активная борьба менее предпочтительна, так как вызывает нежелательные вегетативные реакции[66].

2. Обсессии не имеют видимой связи с содержанием мышления, и являются для него чуждыми[63].

3. Обсессии тесно связаны с эмоциями, особенно депрессивного характера и тревогой[63].

4. Обсессии не отражаются на интеллекте больного, в том числе на логических построениях[63].

5. К обсессиям сохранена критика. Под этим имеется в виду, что к навязчивым мыслям сохранено болезненное отношение, больной осознаёт их неестественность[63]. При этом нет чувства навязанности извне, что создаёт основу для построения критического отношения к ним[67]. При усилении обсессий, особенно при их пароксизмах, критика ослабевает.

Отвлечённые обсессии[править | править вики-текст]

Бесплодное болезненное мудрствование — один из видов обсессий, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса с присутствием критического отношения к этому состоянию. Именно этим оно принципиально отличается от явлениярезонёрства. Чаще решаются вопросы взаимоотношения понятий метафизического, нравственного, религиозного и других характеров[4]. Пример хода мыслей больного, описанный изучавшим его автором Анри Легран дю Солем (англ.)русск.:

Молодая… женщина…, находясь одна на улице, начинает задавать себе следующие вопросы: «Не упадёт ли сейчас кто-нибудь из окна мне под ноги? Это будет женщина или мужчина? Это лицо разобьётся насмерть или же будет только ранено? Упадёт оно на голову или на ноги? Будет ли кровь на тротуаре? Если это лицо разобьётся насмерть, что я должна делать? Должна ли я звать на помощь или убежать? Не обвинят ли меня в этом происшествии? Не оставят ли меня из-за этого мои ученики? Будет ли признана моя невиновность?»

Henri Legrand du Saulle. Психическое расстройство сомнений (с бредом прикосновения) = La folie du doute (avec delire du toucher). — Париж: Adrien Delahaye, 1875. — С. 12.

На основе навязчивого мудрствования может образоваться так называемое «навязчивое миросозерцание (мировоззрение)»[62], противоречащее моральным и другим принципам человека, чуждое его сознанию, но от которого он не может избавиться. Иногда навязчивые идеи мешают пациенту сосредоточиться на конкретном объекте размышления.

Навязчивые воспоминания — явление, при котором возникает желание воспроизводить в памяти разные незначительные события[68]. Близким к этому является ономатомания — навязчивое воспроизведение слов.

Дифференцируют отвлечённые обсессии с ритуалами, которые принадлежат к компульсиям[68][69].

Образные обсессии

Пациент с навязчивыми сомнениями, выйдя из дома, может долго и мучительно сомневаться, выключил ли он газ

Навязчивые сомнения — вариант обсессий, при котором индивидуум не уверен либо в правильности, либо в законченности на самом деле уже свершённых, причём, соответствующим образом, действий[68]. Если действие проверить возможно, больной будет это делать неоднократно (компульсия), если нет — долго с выраженным аффектом вспоминать алгоритм действия, не ошибся ли он на определённой стадии его исполнения.

Навязчивые опасения — явления тревоги о несостоянии сделать что-либо привычное, профессиональное и автоматизированное[68]. Так, например, был описан нотариус, у которого сильнейшее чувство тревоги возникало о том, не написал ли он что-либо такое, что может «подвести его под суд», и просил закрывать его контору, а ключи от него прятать, так как сам себе не доверял[70]. Их необходимо отличать от фобий, хотя аффект тревоги может перейти в страх.

Навязчивые влечения — обсессия, при которой пациент хочет сделать бессмысленное, опасное и непристойное деяние[68]. Так, ещё в XVII веке Ф. Платером была описана трактирщица, горячо любящая своего новорождённого ребёнка с влечением его убить[1]. Их необходимо отличать от импульсивных действий. Отличаются они тем, что никогда не приводятся в исполнение.

Овладевающие представления — неправдоподобные или невероятные мысли о значимом для больного действительном событии.

У больного от туберкулёзного менингита умер сын; его похоронили. Спустя некоторое время у отца ребёнка возникла мысль, что его сына похоронили живым. Больной ярко представлял себе (галлюцинаторные обсессии), как ребёнок проснулся в гробу, кричал и в конце концов задохнулся. Эта мысль и соответствующие ей представления были настолько сильны и мучительны, что больной неоднократно ходил на кладбище, прикладывал ухо к могиле и подолгу слушал, не донесутся ли из могилы крики. Этим дело не ограничилось. Отец обратился к администрации кладбища с просьбой вскрыть могилу и проверить, не изменилось ли в гробу положение тела.

[71]

Контрастные представления и хульные мысли — идеи, противоречащие мировоззрению и этическим установкам индивидуума. Ф. Платер описал «верного сына церкви», который при мыслях на религиозные темы представляет неприличные вещи[1]. Но связаны они могут быть не только с религией, а и с авторитетными для данного человека личностями или моральными ценностями.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.