Значение математического развития детей в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . Сенсорное развитие (ощущение и восприятие):

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослым и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II . Развитие мышления:

Вопросы для обсуждения: назовите виды мышления, как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень развития мышления ребенка, какие логические операции вы знаете?

Мышление – процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное;  словесно-логическое.

Логические операции Примеры заданий дошкольникам
Анализ (разложение целого на составные части) - из каких геометрических фигур составлена машина?
Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) - составь дом из геометрических фигур
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) - чем похожи эти фигуры? (формой) - чем отличаются эти предметы? (размером)
Конкретизация (уточнение) - что ты знаешь о треугольнике?
Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) - как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник, ромб?
Систематизация (расположение в определенном порядке) - поставь матрешек по росту
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) - разложи фигуры на две группы - по какому признаку ты это сделал?
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) - покажи предмет круглой формы

 

III . Развитие памяти, внимания, воображения:

Вопросы для обсуждения: что включает в себя понятие «память»,  предложите детям математические задания на развитие памяти,  как активизировать внимание детей при ФЭМП?

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квад­рат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроиз­ведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знако­мые фигуры!»). Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для акти­визации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней при­шла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девоч­ками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»). Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью уг­лами»).

IV . Развитие речи:
Вопросы для обсуждения: Как в процессе формирования элементарных математиче­ских представлений развивается речь ребенка?

Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

- обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характери­зующие форму, величину и др.);

- согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

- формулировка ответов полным предложением;

- логические рассуждения.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 417.