I . Сенсорное развитие (ощущение и восприятие):
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослым и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).
II . Развитие мышления:
Вопросы для обсуждения: назовите виды мышления, как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень развития мышления ребенка, какие логические операции вы знаете?
Мышление – процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
Логические операции | Примеры заданий дошкольникам |
Анализ (разложение целого на составные части) | - из каких геометрических фигур составлена машина? |
Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) | - составь дом из геометрических фигур |
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) | - чем похожи эти фигуры? (формой) - чем отличаются эти предметы? (размером) |
Конкретизация (уточнение) | - что ты знаешь о треугольнике? |
Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) | - как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник, ромб? |
Систематизация (расположение в определенном порядке) | - поставь матрешек по росту |
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) | - разложи фигуры на две группы - по какому признаку ты это сделал? |
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) | - покажи предмет круглой формы |
III . Развитие памяти, внимания, воображения:
Вопросы для обсуждения: что включает в себя понятие «память», предложите детям математические задания на развитие памяти, как активизировать внимание детей при ФЭМП?
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»). Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»). Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV . Развитие речи:
Вопросы для обсуждения: Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
- обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
- согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
- формулировка ответов полным предложением;
- логические рассуждения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 417.