Место и роль коммуникации в управлении.
Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) - это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.
Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.
Коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве автора-субъекта социального действия.
В процессе обмена информацией или коммуникативном процессе можно выделить четыре базовых элемента:
-отправитель, т. е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
-сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;
-канал, т.е. средство передачи информации;
-получатель, т. е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.
Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:
- зарождение идеи;
-кодирование информации;
- передача информации;
- декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя.
Виды и модели коммуникаций.
По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать таким образом:
организационные коммуникации:
-внешние (коммуникации организации с внешней средой);
-внутренние (между подразделениями и уровнями управления), горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления);
-вертикальные (между уровнями управления),
- по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю), по восходящей линии (от исполнителя к руководителю);
к числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся: устная, письменная и электронная формы передачи информации.
межличностные коммуникации:
формальные,
неформальные.
Классификация коммуникационных сообщений:
1. По соотношению функций коммуникационного процесса условно выделяются сообщения:
побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания)
2. По типу отношений между участниками различают:
межличностные, публичные, массовые коммуникации.
3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)
Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.
Модели коммуникаций.
1.Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. В этой модели нет места обратной связи, т. е. коммуникация понимается как одностороннее движение.
Источник →Канал связи →Получатель
2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. В рамках такой модели вводятся циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.
Источник → Канал связи → Получатель
Получатель ← Канал связи ← Источник
3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных и циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации.
Источник ↔ Канал связи ↔ Получатель
Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.