Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

 

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финансов. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней различны. Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

1) целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

2) организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

3) компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

- органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности;

- органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Органы финансового управления можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

а) общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство ДНР, городские, районные, поселковые, сельские администрации);

б) специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

Органы специальной компетенции подразделяются на:

- отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления;

- внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы министерств по своим направлениям);

- межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления);

- смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

- единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

- коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, службы, надзоры, агентства). В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Систему органов общей компетенции представляют Народный Совет ДНР, Глава ДНР, Совет Министров ДНР.

Согласно принципу разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов, разработанных Комитетом Народного Совета по бюджету, финансам и экономической политике. Кроме правотворческой функции, Народный Совет ДНР осуществляет полномочия в сфере бюджетирования, финансового контроля.

Глава ДНР как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. Глава ДНР издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы.

Исполнительные органы государственной власти (Совет Министров ДНР, администрации) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т.д.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Совет Министров ДНР реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор.

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов ДНР. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. К вопросам ведения Министерство финансов ДНР относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета.

В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления, формирующие систему казначейства, подчиненную Министерству финансов ДНР. В состав этой системы входят Департамент казначейства Министерства финансов ДНР и подчиненные ему территориальные органы по городам, районам и районам в городах.

На органы казначейства возложены следующие задачи:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета, управление доходами и расходами бюджета;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

4) управление и обслуживание совместно с Центральным республиканским банком ДНР государственного внутреннего и внешнего долга ДНР и др.

Органы казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального республиканского банка ДНР, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

В особую систему выделяются налоговые органыМинистерство доходов и сборов ДНР и его территориальные органы. Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового за­конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством ДНР. В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также осуществляют валютный контроль.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Таможенная служба ДНР. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

К числу других государственных финансово-кредитных организаций относятся государственные внебюджетные фонды (система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 14.