Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

 

В настоящее время финансовая система Донецкой Народной Республики состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют республиканский бюджет, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) имущественное и личное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку финансы организаций обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

1) Б юджетная система Донецкой Народной Республики – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Донецкой Народно Республики, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Донецкой Народной Республики

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы ДНР, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Она имеет два уровня:

- республиканский бюджет;

- местные бюджеты.

Местными бюджетами являются районные бюджеты и бюджеты местного самоуправления. Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных общин сел, их объединений, поселков, городов (в том числе районов в городах).

Комитет Народного Совета ДНР по бюджету, финансам и экономической политике разработал проект Закона о бюджетной системе ДНР, определяющий правовые основы функционирования бюджетной системы Донецкой Народной Республики, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности Донецкой Народной Республики или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию (Раздел II ПРИЛОЖЕНИЯ 2).

2) Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий. Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. К ним относятся, в частности, такие внебюджетные фонды, как:

- Пенсионный фонд ДНР;

- Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- Фонд социального страхования на случай безработицы;

- Фонд социальной защиты инвалидов.

Эти фонды обособлены от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение). Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

Закон Донецкой Народной Республики «Об основах общеобязательного социального страхования» № 37-IHC от 30.04.2015 в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики определяет принципы и общие правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного социального страхования граждан в Донецкой Народной Республике (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Общеобязательное социальное страхование — это система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом (далее — работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом в государственные или негосударственные страховые фонды.

Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. В зависимости от страхового случая предусматриваются такие виды общеобязательного социального страхования:

- пенсионное страхование;

- медицинское страхование;

- страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

-страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности;

- другие виды страхования, предусмотренные законами Донецкой Народной Республики.

Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выплата пособий по безработице, страхование военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. Страховой случай — событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица на получение страховых выплат, предусмотренных законами Донецкой Народной Республики по отдельным видам общеобязательного социального страхования.

К страховым случаям, с наступлением которых предоставляются страховые выплаты, относятся:

1) временная нетрудоспособность;

2) беременность и роды, уход за малолетним ребенком;

3) инвалидность;

4) болезнь;

5) достижение пенсионного возраста;

6) смерть кормильца;

7) несчастный случай на производстве;

8) профессиональное заболевание.

Согласно Указу Главы Донецкой Народной Республики №162 от 29.04.2015 г. «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» с мая 2015 года осуществляются регулярные выплаты социальных пособий гражданам, имеющим право на их получение и состоящим на учёте в управлениях труда и социальной защиты населения городских, районных в городах, районных администраций Донецкой Народной Республики.

Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Кроме того, выплаты, на которые имеет право застрахованное лицо по общеобязательному социальному страхованию, могут быть прекращены:

1) если выплаты назначены на основании документов, содержащих ложные сведения;

2) если страховой случай произошел вследствие действия лица, за которое наступает уголовная ответственность;

3) если страховой случай произошел вследствие умышленных действий лица;

4) вследствие неисполнения застрахованным лицом своих обязанностей относительно общеобязательного социального страхования;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Аккумулированные таким образом денежные средства государство направляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

3) Кредит – это привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляция их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и из собственных средств кредитора.

Кредитные отношения в условиях рыночных отношений, по своему содержанию и кругу участников очень разнообразны. Различают две формы кредита: государственный (муниципальный) и банковский.

Государственный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий. Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства. Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнительных денежных средств в республиканский и местные бюджеты.

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное пользование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

4) Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим или юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих и т.п.).

5) Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий. Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибыли, как правило, не основная цель государственных и муниципальных предприятий. Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости.

Финансы предприятий являются основой всей системы финансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уплаты налогов и иных обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Донецкая Народная Республика или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансовая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются:

- хозяйственная самостоятельность;

- самофинансирование;

- материальная ответственность;

- финансовая заинтересованность;

- конкуренция.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов. Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией. Сложность финансовой системы определяется разнообразием составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

Государственная финансовая система в экономически развитых странах состоит из четырех звеньев:

- государственные бюджеты;

- местные финансы;

- специальные внебюджетные фонды;

- финансы корпораций.

Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку территорий и т.п.

Лекция 2

Дата: 2018-12-28, просмотров: 13.