По фармацевтической технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 3

 

Тема 3.2.3 «Эмульсии».

 

Составитель: Чекмарева Н.А.

Уч. год.

ТЕМА 3.2.3.: «ЭМУЛЬСИИ».

ЦЕЛИ:

I. Образовательные:

1. Показать значение данной темы в будущей работе фармацевта.

2. В ходе лекции студенты должны получить представления:

§ типы и виды эмульсий;

§ ПАВ, применяемые для стабилизации эмульсий.

3. Обеспечить в ходе лекции усвоение знаний:

§ требования ГФ к эмульсиям;

§ изготовление масляных, семенных эмульсий.

II . Воспитательные:

1. Воспитать у студентов чувство уважения к избранной профессии.

2. Воспитывать самостоятельность в усвоении новых знаний.

3. Воспитывать убежденность в важности знания темы для профессиональной деятельности.

III. Развивающие:

1. Научить студентов выделять главное, находить общие и отличительные особенности при расчетах в зависимости от физико-химических свойств лекарственных средств, входящих в состав эмульсий.

2. Формировать умения осуществлять связи с ранее изученными материалами, обобщать, делать выводы и применять свои знания в нестандартных ситуациях в аптеке.

Тип обучения: проблемно-развивающий.

Метод обучения: лекция с элементами проблемности.

Тип занятия: сообщении новых знаний.

Наглядность и оснащение занятия:

Готовая лекарственная форма масляной эмульсии. Эмульгаторы: желатоза, Т-2, косточковые масла, вода, ступка, отпускной флакон.

ВПС: «Растворы»

«Неводные растворы»

МПС:

1. Органическая химия - «Жиры»

2. Фармокогнозия - «Лекарственные средства, влияющие на процессщ обмена веществ»

3. Фармакология - «Средства, влияющие на ЖКТ, слабительные средства»

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Литература:

Основная:

- Пр. МЗ РФ № 308 от 21.10.97

- Погорелов, В.И. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ.ср.проф. уч. завед.спец. фармация /под ред. Погорелова В.И./ Феникс., Р./Дону 2002.- с. 216-228

- Краснюк, И.И. , Михайлова, Г.В. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ. ср.проф. завед.- М.: Академия, 2004.-с 255-267

Дополнительная:

- Муравьев, И.А. Технология лекарственных форм: уч.пособ. для студ.фамучилищ /И.А. Муравьев- М.: Медицина 1988., с.155-167

- Уч. В.И. Грецкий, В.С. Хоменок «Руководство к практическим занятиям по технологии лекарств», М.М. 1984 г., с.196-213.

- Уч. Э.М. Аванесьянца «Изготовление лек. форм», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г., с. 146.

- Конспект лекций.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

 

1. Организационный момент                                             1 мин.

2. Вступительное слово преподавателя                        3 мин.

(постановка цели, мотивация, сообщение темы, плана)

3. Изложение нового материала                                   84 мин.

4. Подведение итогов, задание на дом                          2 мин.

 

ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:

 

1. Организационный момент. Приветствие, отметить отсутствующих, проверить внешнюю готовность аудитории к занятию.

2. Вступительное слово преподавателя. Записать название новой темы, сформулировать цели занятия, дать мотивацию, записать план изложения нового материала.

Мотивация занятия.

В медицинской практике лекарственная форма «эмульсии» применяется в настоящее время редко. В виде эмульсий отпускается менее 1% лекарственных форм, изготовляемых в аптеке.

Эмульсия, как форма отпуска лекарств, предназначена главным образом для маскировки неприятных органолепттических или раздражающих свойств некоторых лекарственных средств - вкуса, запаха и др., что особенно важно для детских лекарств.

План лекции:

1. Эмульсии. Определение.

2. Требования ГФ к эмульсиям.

3. Типы и виды эмульсий (иметь представление).

4. Поверхостно-активные вещеста, применяемые для стабилизации эмульсий (иметь представление).

5. Приготовление масляных, семенных эмульсий (иметь представление).

6. Хранение, отпуск эмульсий.

Подведение итогов.

 

Преподаватель кратко обобщает материал, останавливаясь на правилах изготовления масленых эмульсий и введения лекарственных средств в эмульсии.

 Приложение №1.

 

Лекция №1.

ТЕМА: «ЭМУЛЬСИИ».

 

План:

1. Эмульсии. Определение.

2. Требования ГФ к эмульсиям.

3. Типы и виды эмульсий (иметь представление).

4. Поверхостно-активные вещеста, применяемые для стабилизации эмульсий (иметь представление).

5. Приготовление масляных, семенных эмульсий (иметь представление).

6. Хранение, отпуск эмульсий.

 

Эмульсии - Emulsa

Эмульсии – однородная по внешнему виду лекарственная форма, состоящая из взаимно нерастворимых тонко диспергированных жидкостей, предназначенных для внутреннего, наружного или парентерального применения.

Типичной классической эмульсией масла и воды является молоко - это природная эмульсия.

 

Положительные стороны эмульсий, как лекарственной формы:

1. Возможность скрыть неприятные запах и вкус.

2. Мягкое действие, отсутствие раздражающего действия.

3. Назначение масла в виде эмульсий ускоряет действие лекарственных средств, растворённых в диспергированной жирной фазе и вместе с тем ускоряет гидролиз ферментами ЖКТ, что обеспечивает более быстрый терапевтический эффект.

4. Возможность совмещения в одной лекарственной форме несовмещающихся жидкостей, что особенно важно для их точно дозирования и обеспечения возможности растворения лекарственных средств, относящихся к полярным и неполярным группам.

 

Отрицательные стороны:

1. Длительность изготовления.

2. Малая стойкость.

3. Не портативность.

 

Требования ГФ к эмульсиям:

1. Точность концентрации лекарственных средств.

2. Стойкость лекарственной формы.

3. Точное и правильное введение лекарственных средств.

4. Правильность оформления лекарственных форм к отпуску и условия хранения эмульсий.

Виды эмульсий:

1. Семенные

2. Масляные

 

Масляные эмульсии могут быть типа:

o масло/вода

o вода/масло

 

М/в - дисперсная фаза - масло, дисперсионная среда - вода.

В/м - наоборот.

 

Тип эмульсии можно определить несколькими способами:

1. Проба парафиновой пластинки.

На стеклянную пластинку, покрытую парафином нанести каплю эмульсии: если растекается, то в/м, если нет - м/в.

 

2. Проба окраски.

На каплю, испытуемой эмульсии наносят каплю краски, растворимо в воде, например, метиленовый синий, и наблюдают под микроскопом:

а) В случае эмульсии типа м/в дисперсионная среда окрашивается в голубой
цвет и будут видны неокрашенные капли масла.

б) В случае эмульсии обратного типа капли метиленового синего останутся
лежать на поверхности капли, т.к. краска не сможет проникнуть в капли
 воды, а в масле она не растворяется.

При применении краски, растворимой в масле, например, Судана III, наблюдается обратная картина.

 

3. Проба разбавления.

Эмульсии типа м/в сохраняют устойчивость при разбавлении их водой и становятся негомогенными при добавлении масла, эмульсии обратного типа сохраняют устойчивость при добавлении масла, но становятся негомогенными при добавлении воды.

Каплю испытуемой эмульсии помещают на предметное стекло рядом с каплей воды, слияние капель произойдёт лишь при условии, если эмульсия типа м/в. В другом опыте рядом с каплей эмульсии наносят каплю масл^, капли сливаются, если испытуемая эмульсия типа в/м.

 

Эмульгаторы:

§ Анионные ПАВ (мыла),

§ Неанионные (твин-80),

§ Некоторые гидрофильные природные вещества (желатоза, пектин),

§ Полусинтетические (метилцеллюлоза, натрий-карбоксиметилцеллюлрза),

§ Синтетические (эмульгатор Т-2)

§ и др. ПАВ и полимеры, разрешённые к медицинскому применению.

 

ЖЕЛАТОЗА

Эмульгирующая способность 1:2, т.е. 1,0 желатозы может заэмульгировать 2,0 масла.

 

КАМЕДЬ АРАВИЙСКАЯ

Эмульгирующая способность 1:2

 

КАМЕДЬ АБРИКОСОВАЯ

Эмульгирующая способность 3:10, т.е. 3,0 камеди может заэмульгировать 10,0 масла.

 




Эмульгатор Т-2

Эмульгирующая способность 1,5:10, т.е. 1,5 камеди может заэмульгировать 10,0 масла.

 

Семенные эмульсии.

Готовят из семян сладкого миндаля, мака, тыквы, земляного ореха цутем их измельчения в ступках с небольшим количеством воды. Эмульгаторами в этих эмульсиях являются белки.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 344.