Организация мониторинга технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы уже отмечали ранее необходимость постоянного мониторинга тенденций развития ИТ, чтобы обеспечить постоянное соответствие информационных систем предприятия требованиям бизнеса и иметь возможности для получения конкурентного преимущества. Для решения этой задачи специалисты Gartner  рекомендуют создавать специализированную группу новых технологий. Подчеркнем, что речь идет, прежде всего, о частной задаче мониторинга технологий для развития информационных систем – то есть, работа этой группы не подменяет деятельность департамента исследований и разработок, занятого развитием основного бизнеса компании.

В задачи этой группы входят: определение интересующей компанию области, отслеживание новых продуктов и технологий в данной области, ранжирование или приоритезация потенциальных продуктов-кандидатов, практическая оценка, "просвещение" пользователей в организации о достигаемых преимуществах и, наконец, собственно внедрение. Отметим, что определение интересующей компанию фокус-области должно проводиться как бы "c разных сторон" – прежде всего c учетом стратегических целей компании, которые могут быть прослежены до технологических областей, а также наоборот – отталкиваясь от пожеланий бизнес-подразделений. Еще одним важным аспектом является включение в фокус-область тех технологий, которые в данный момент не используются в бизнесе компании, но могут быть полезны при его функциональном расширении.

Группа, занимающаяся оценкой технологий, как правило, невелика по численному составу и может насчитывать от 2-3 человек в небольших компаниях до 10-12 в крупных холдингах. Интересным решением может стать плановая периодическая ротация ее состава с производственными подразделениями. Такой подход обладает дополнительным преимуществом, так как сотрудник, приходящий или возвращающийся в свое подразделение после работы в группе, эффективно продолжает свою "просветительскую" деятельность, рассказывая об известных решениях. В компаниях типа A и наиболее рыночно-агрессивных компаниях типа B (распределение компаний по группам A, B, C в зависимости от отношения к внедрению новых технологий обсуждалось в лекциях 1 и 2) такая группа обычно входит в состав ИТ-службы, но является выделенной и независимой в том плане, что она подчиняется напрямую CIO. В этом случае она получает больше возможностей для концентрации на стратегических аспектах и потребностях бизнес-подразделений. В остальных компаниях типа B и типа C функции такой группы обычно выполняются сотрудниками, ответственными за разработку архитектуры, а основные усилия бывают сосредоточены не на оценке технологий, а на проверке применимости отдельных продуктов.

На основании анализа доступной информации по деятельности таких групп в различных организациях специалисты Gartner смогли выделить пять характерных типов "поведения" таких групп. Конечно, на практике встречаются и смешанные характеры, но, как правило, один из типов всегда преобладает. В таблице 3.7 для них приведены типичные характеристики и возникающие проблемы.

Таблица 3.7

Характеристики групп, занимающихся новыми технологиями

Название Стиль работы Проблемы
Штурманы Мониторинг и оценка приложений с концентрацией на стратегических направлениях для компании Не всегда успешная оценка продукта или технологии бывает востребована в подразделении
Партизаны Незаметно помогают бизнес-подразделениям внедрять новые продукты Нехватка времени для стратегического анализа и мониторинга
Проповедники Рассказывают высшему руководству компании о преимуществах новых технологий и продуктов Нежелание что-либо проверять самим на практике
Проводники Координируют и направляют усилия других подразделений по оценке технологий Не всегда достигается практический результат
Теоретики (sсholars) Заняты изучением технологий послезавтрашнего дня Сложно обеспечить связь с насущными потребностями бизнеса компании

 

Относительный объем финансирования такого стратегического мониторинга технологий сильно зависит от масштаба компании и обратно пропорционален доходу, т.е. небольшие компании вынуждены тратить больший процент своего дохода на анализ новых технологий. Для компаний с доходом до $100 млн. в год средними значениями являются 0,7% от дохода и 7,5% от операционного ИТ-бюджета.

Для государственных организаций проблема применения новых технологий приобретает дополнительную сложность. Вполне объяснимыми причинами того служат:

· более низкая, в среднем, квалификация ИТ-персонала;

· отсутствие необходимых человеческих, временных и прежде всего финансовых ресурсов;

· объективно меньшая, по сравнению с коммерческими компаниями, заинтересованность в результате из-за отсутствия рыночного фактора.

Результатом может явиться и является:

· "сознательное" игнорирование наличия современных технологий и попытки решения задач явно устаревшими, но "известными в организации" средствами;

· "сверхоптимистическая" ориентация на новейшие технологии без адекватной проверки на практике;

· неконтролируемый выбор технологии, которая определяется исполнителем работ в соответствии со своими предпочтениями, имеющейся квалификацией или получаемым доходом. В отдельных случаях в проектных материалах приводится "обоснование" такого выбора, но оно почти никогда не бывает объективным. В результате выбор происходит без привязки к существующей архитектуре системы заказчика или же приводит к несовместимости систем отдельных организаций между собой.

В этом случае выходом может являться централизованная деятельность. Например, в рамках проектов "электронного правительства" (например, ФЦП "Электронная Россия") имело бы смысл активизировать процесс накопления экспертизы и знаний в области архитектурных шаблонов, использующих новые технологии, для государственных информационных систем, а также организовать заказные работы для объективного анализа перспективных технологий по отдельным направлениям реализации программы с размещением результатов в свободном, по крайней мере, для государственных организаций, доступе.

Заключение

Уважаемые студенты. Вы познакомились с основным содержанием тем курса «Архитектура предприятия».

Архитектура предприятия — это наиболее общее и всестороннее представление предприятия, как хозяйствующего субъекта, имеющего краткосрочные и долгосрочные цели ведения своей основной деятельности, определенные миссией на региональном и мировом рынке, и стратегией развития, внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившиеся правила ведения основной деятельности (бизнеса).

В данном курсе лекций рассматриваются вопросы разработки и использования архитектуры предприятия.

Следует отметить, что, концепция Архитектуры предприятия, которая включает в себя такие аспекты, как Бизнес-архитектура, Архитектура информации, Архитектура прикладных систем и Технологическая архитектура, является способом объединения и синхронизации функциональных и бизнес-потребностей организаций с возможностями информационных технологий в условиях их экспоненциальной сложности. В лекционном курсе на основе обширного материала и опыта зарубежных компаний-поставщиков информационных технологий, аналитических и консалтинговых компаний, а также публичных материалов Интернет дается систематичное введение и описание современного состояние этой предметной области. Приводятся основные модели и подходы к описанию элементов Архитектуры предприятия, связанные с ними принципы, стандарты и руководства, обеспечивающие целостность описания архитектуры. Рассматриваются и организационные аспекты, связанные с управлением архитектурным процессом на предприятии.

Список литературы

а) основная литература (имеется в наличии в библиотеки ВлГУ):

1. Управление архитектурой предприятия: Учебное пособие. Пакет мультимедийных приложений/Кондратьев В. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 358 с. - ISBN 978-5-16-010401-0. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=486883

2. Лукьянов Б.В. Архитектура предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лукьянов Б.В., Лукьянов П.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 134 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48872

3. Архитектура корпоративных информационных систем / Астапчук В.А., Терещенко П.В. - Новосиб.: НГТУ, 2015. - 75 с.: ISBN 978-5-7782-2698-2– Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=546624

б) дополнительная литература (имеется в наличии в библиотеки ВлГУ):

1. Гриценко Ю.Б. Архитектура предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гриценко Ю.Б.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011.— 264 c. - Режим доступа: Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14005. — ЭБС «IPRbooks»

2. Информационные технологии и управление предприятием [Электронный ресурс] / Баронов В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. Н., Титовский И. Н. - М.: ДМК Пресс, 2009 (Серия "БизнесПРО")." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5984530090.html

3. Финансовая архитектура компаний. Сравнительные исслед. на развитых и развив. рынках: Моногр./ И.В. Ивашковская и др.; Под науч. ред. И.В. Ивашковской. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 238 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль). (п) ISBN 978-5-16-009847-0, 500 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=459546

в) периодические издания

1. http://www.compress.ru – Журнал «КомпьютерПресс».

2. http://www.osp.ru/cw – Журнал «ComputerWorld Россия».

3. http://www.osp.ru/cio/#/home – Журнал «Директор информационной службы».

4. http://www.pcweek.ru – Журнал «PC Week / RE (Компьютерная неделя)».

5. http://www.infosoc.iis.ru –Журнал «Информационное общество».

6. http://www.crn.ru – Журнал «CRN / RE (ИТ-бизнес)».

7. http://www.cnews.ru – Издание о высоких технологиях.

г) интернет-ресурсы

1. www.akm.ru (Информационное агентство)

2. http://economics.edu.ru (Образовательный портал)

3. www.economy.gov.ru (Министерство экономического развития и торговли)

4. www.gks.ru (Госкомстат)

5. www.inme.ru (Институт национальной модели экономики)

6. www.iet.ru (Институт экономики переходного периода)

7. www.imf.ru (МВФ)

8. www.rbc.ru (Информационное агентство РБК)

9. http://www.osp.ru/Официальный сайт журнала "Директор информационной службы"

10. http://expert.ru/expert/.Официальный сайт журнала "Эксперт" -

11. ProjectExpert. http://www.expert-systems.com Консалтинговая компания «Эксперт Системс». Официальный сайт компании «Эксперт Системс»: сайт по программному продукту

12. http://www.unido.org. UNIDO. Официальный сайт комитета организации объединенных наций по промышленному развитию: сайт по программному продукту COMFAR:

13. Архитектура предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/department/itmngt/entarc/. Загл. с экрана. яз. русск. Режим доступа: свободный

14. Gartner: Gartner Identifies the Top 10 Strategic Technologies for 2011/ URL: http://www.gartner.com/it/page.jsp?id=1454221.

15. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

16. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

17. http://www.studentlibrary.ru/

18. http://znanium.com/

19. http://www.iprbookshop.ru/

20. http://e.lib.vlsu.ru/


Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.