Определение границ архитектуры и используемых методик
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующий важный элемент, с которым необходимо определиться, – это границы архитектуры. Например, если вы отвечаете за разработку архитектуры электронного правительства на региональном, городском уровне, то, возможно, вы сознательно сосредоточите основные усилия в разработке архитектуры на вопросах, связанных с межведомственным информационным взаимодействием (как, например, это сделано в проекте e-GIF проекта электронного правительства Великобритании).

Если вы решили, что архитектура предприятия должна затрагивать ваших партнеров и поставщиков, то, следовательно, это потребует определенного участия их представителей в работе. Или наоборот, вы сознательно выберете некую часть предприятия, наиболее важную в каком-то смысле, и только часть бизнес-процессов организации.

Предположим, что команда проекта разработки архитектуры сформирована и готова начать свою работу. Как и для традиционных проектов, прежде всего следует обеспечить формализацию этого процесса путем составления и утверждения устава проекта. Такой устав определяет задачи проекта, график выполнения, используемый подход и процедуры, а также фиксирует тот факт, что эта деятельность поддержана руководством организации. Соответственно, такой устав должен будет периодически, обычно раз в год, пересматриваться и утверждаться Управляющим комитетом организации.

Сформированный таким образом набор моделей документируется в произвольном формате, например, в виде обычного файла текстового редактора. Поскольку его основным назначением является использование для широкого обсуждения не только внутри команды проекта, но и с представителями различных подразделений, то применение специализированных средств моделирования на данном этапе может затруднить взаимодействие из-за отсутствия у всех участников необходимой подготовки и установленных специализированных средств. Например, даже применение UML-диаграмм может быть избыточно сложным для обсуждения со специалистами бизнес-подразделений.

Еще раз стоит подчеркнуть, что на данном этапе не следует углубляться в излишнюю детализацию. Напротив, более важным является "расширение" области охвата. При этом временные рамки этапа также должны быть четко определены и ограничены – так, что даже для больших компаний срок реализации этапа с учетом обсуждений и согласований не должен превышать трех месяцев, а для мелких и средних – значительно меньше.

Другими важными документами, которые будут использоваться в качестве основы, являются:

· стратегия коммуникации, то есть распространения информации по проекту внутри организации с учетом потребностей в информации всех заинтересованных участников – то есть, с самого начала проекта необходимо предусматривать шаги для обеспечения внедрения его результатов,;

· процедуры рассмотрения и разбора исключительных ситуаций и отклонений от стандартов архитектуры.

В целомдля успеха архитектурного проекта необходимы следующие пять элементов:

· тщательное планирование;

· адекватное финансирование и обеспечение ресурсами (участники, время);

· мотивация и реализация ("кнут и пряник");

· талант и квалификация команды;

· видение цели.

Реальный эффект достигается за счет синергетического сочетания всех этих элементов, так что отсутствие или недостаточность отдельных частей может приводить к следующим вариантам неудач:

· недостаточное финансирование и нехватка ресурсов, как правило, приводит к тому, что проект ограничивается решением тактических задач на уровне ИТ-службы, типа выбора версии того или иного продукта без учета реальных бизнес-потребностей. Будущая архитектура будет нечетко определена и не позволит получить реальную отдачу при практической реализации;

· недостаточная мотивация персонала команды может быть связана с ощущением "работы на полку" – если разработанные архитектурные решения не будут поддержаны соответствующими организационными мерами и политикой реализации на практике;

· страх перед изменениями – предлагаемые решения не должны восприниматься как невозможные. Предлагаемые изменения должны быть поддержаны соответствующим развитием квалификации;

· распыленность – изменения, как правило, являются достаточно болезненными и поэтому будут объективно затягиваться под различными предлогами без принятия соответствующих мер. Важным является четкое фокусирование на конечной, определяемой видением, цели, – иначе многие реализуемые инициативы могут быть проведены впустую.

Примерная структура описания ИТ-архитектуры

Конечно, важно с самого начала определить формат и структуру описания архитектуры. Приведенный ниже в качестве примера формат документа может быть наиболее полезным, прежде всего, для малых и средних компаний и относительно несложных информационных систем.

Таблица 3.3

Раздел Описание
Резюме Краткое содержание документа в бизнес-терминах, понятных руководству компании, включая обоснование необходимости проекта разработки архитектуры, примененный подход и основные результаты
Организация     проекта Цели и задачи проекта, участники разработки, планирование и состав работ. Критические факторы успеха проекта. Выбранная методология и средства описания архитектуры
Бизнес-требования и информация На основании стратегии развития бизнеса формулируется список бизнес-требований, а также необходимая информация. Каждое из требований должно быть конкретным, измеримым и принципиально выполнимым
Связь бизнес- и ИТ-контекстов Приводится список функций (сервисов) информационной системы и матрица соответствия между бизнес-требованиями и данными ИТ-сервисами
Существующее состояние Приводится краткое описание существующего состояния архитектуры в целом и по доменам, формулируются существующие проблемы в обеспечении бизнес-функций, оценивается уровень подготовки пользователей и персонала
Целевое состояние системы Краткое описание предполагаемого результата и вариантов реализации основных бизнес-процессов в будущем состоянии (так называемое видение архитектуры)
Концептуальная архитектура Архитектурные (включая ИТ- и бизнес-архитектуру) требования и принципы, в том числе возможности использования технологических инноваций. Для каждого принципа приводится обоснование важности и прогнозируемые следствия применения. Формируется матрица корреляции между данными принципами и бизнес-требованиями, которая позволяет оценить относительную важность принципов
Описание доменов архитектуры Приводится описание будущего состояния для доменов (областей), включая Данные, Приложения, Доступ, Инфраструктуру, Безопасность и т.п. Структура описания (число доменов), формат и степень детализации выбираются на основании компромисса между полнотой описания и доступными ресурсами проекта с учетом динамичности бизнеса организации
Анализ                расхождений На основании сравнения существующего и целевого состояния элементов архитектуры по доменам и с учетом рассмотренных в разделе концептуальной архитектуры общих и отраслевых тенденций делаются заключения о необходимости развития (сохранения, модификации, замены) тех или иных компонент архитектуры
Структурные    преобразования На основании сравнения существующей и целевой организации бизнеса делаются заключения о необходимости изменений в организационной структуре, ответственности и т.п.
Планирование      преобразований Приводятся бизнес-приоритеты, существующие ограничения по бюджетам и срокам реализации преобразований. Определяются используемые метрики и целевые показатели. Приводится анализ рисков при реализации или при отказе от реализации преобразований. Отмечаются специфические аспекты преобразований, связанные, например, с обучением персонала или конверсией данных
Управление        архитектурным    процессом Здесь определяются необходимые организационные структуры и регламентные документы для управления жизненным циклом архитектуры
Приложения В приложениях могут приводиться разработанные дополнительные документы, архитектурные модели верхнего уровня, схемы организации процессов поддержки жизненного цикла архитектуры, технико-экономические расчеты, описание перспективных технологий

 

Для более крупных организаций можно использовать рекомендации из выбранной методики с учетом доработок под особенности предприятия.

Оценка зрелости архитектуры

Как и для всякого проекта, при разработке и внедрении архитектуры предприятия нужно уметь оценивать уровень полученного результата. Для этого META Group рекомендовала использовать шкалу зрелости, аналогичную той, которая применяется в методике Capability Maturity Model (CMM), предложенной Институтом системного инжиниринга (SEI) при Университете Карнеги-Меллона CMM. Аналогичный подход был предложен для оценки архитектур ИС федеральных органов в США.

Мы неоднократно будем сталкиваться с аналогичными моделями оценки зрелости тех или иных процессов, например, процесса организации инвестиций в ИТ. В основе всех таких моделей, по большому счету, лежит новаторская работа Филиппа Кросби (Philip Crosby) "Quality is Free" (дословно, "Качество – это бесплатно") 1979 года. Эти идеи легли в основу концепции и теории Тотального управления качеством TQM (Total Quality Management), созданной В. Деммингом, Дж. Мураном и Ф. Кросби.

Кросби разработал методику, которая включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством. Он назвал эти стадии следующим образом:

· неопределенность;

· пробуждение;

· осведомленность или обучение;

· мудрость;

· определенность.

В отношении архитектуры предлагаемая модель относит зрелость архитектуры предприятия также к одному из пяти уровней:

Уровень 1. Начальный.

Уровень 2. Повторяемый.

Уровень 3. Определенный или регламентируемый.

Уровень 4. Управляемый.

Уровень 5. Оптимизирующий.

В табл. 3.4 приведены общие характеристики уровней организационной зрелости.

Таблица 3.4.

Характеристики уровней организационной зрелости

Уровень Основные характеристики
1. Начальный Спонтанные информационные связи. Хаотичность, непоследовательность
2. Повторяемый Базовые процессы. Повторяемые операции
3. Определенный Стандартизация процессов. Интеграция, наличие процедур
4. Управляемый Контроль качества. Использование обратной связи
5. Оптимизирующий Постоянное развитие. Самоадаптация системы

 

Таблица 3.5 подробнее расшифровывает критерии, которым архитектура должна удовлетворять на различных уровнях своего развития.

Таблица 3.5

Шкала уровней зрелости архитектуры предприятия

  Уровень 1 начальный Уровень 2 повторяемый Уровень 3 определенный Уровень 4 управляемый Уровень 5 оптимизированный
Связь с миссией организации Отсутствует или неявная Явная связь с миссией. Явная связь с ключевыми параметрами миссии Периодическая переоценка актуальности связи. Контролируемый интервал времени между изменением требований и изменением архитектуры Процессы постоянно улучшаются на основании измеряемых требований
Вовлеченность высшего руководства "Что такое корпоративная архитектура?" "Зачем она нам вообще нужна?" "Нет, это у нас работать не будет" Руководство что-то слышало о проекте по разработке архитектуры. Усердное кивание головами. Некоторое сопротивление в связи с ожидаемыми результатами Руководство в курсе проекта и поддерживает его. Руководство поддерживает наличие стандартов Высшее руководство участвует в обсуждении результатов проекта Руководство активно участвует в оптимизации бизнес-процессов в рамках архитектурного проекта.
Участие бизнес-подразделений "Мы поддерживаем данный проект, пока он рекомендует те стандарты, которые мы уже сами раньше выбрали". "Стандарты только помешают нам реализовать миссию предприятия" Признание факта, что поддержка слишком большого числа разных технологий накладна. Возможно разочарование от внедрения инновационных приложений "в пустоте" Признание факта, что стандарты архитектуры помогут облегчить интеграцию и повысят шансы компании на реализацию миссии. Большинство бизнес-подразделений активно участвуют в разработке архитектуры Все бизнес-подразделения активно участвуют в разработке архитектуры Рекомендации бизнес-подразделений используются для улучшения самого процесса разработки архитектуры
Описание самого процесса разработки архитектуры Отсутствует или сохраняется в том виде, как осталось к моменту завершения прошлого провального проекта Активно разрабатывается внутри ИТ-службы. Недостаточно широко известно в организации Процесс хорошо определен и известен ИТ-специалистам и бизнес-подразделениям Процесс является частью корпоративной культуры, он сильно связан с другими процессами, такими как финансовое планирование, реинжиниринг, разработка новых продуктов и др. Спланированные усилия по оптимизации процесса. Моделирование предлагаемых изменений процесса перед реализацией
Разработка профилей стандартов Нет никакой архитектуры – просто не о чем говорить. Несколько стандартов, выбранных случайным образом Стандарты существуют, но не объединены в систему Разработка профилей стандартов связана с бизнес-требованиями посредством концептуальной архитектуры, определенных принципов и лучших практик Архитектура компонент ИС определена вплоть до уровня стандартов. Эксплуатируемые системы проверяются на соответствие стандартам То же, что и на уровне 4. Дополнительно – исключительные ситуации используются для улучшения процесса разработки aрхитектуры
Распространение описания архитектуры в организации Вроде бы описание находится в папке, которую недавно видели где-то в службе ИТ. Новые сотрудники ИТ-службы, вероятнее всего, даже не знают о существовании этой папки Папка с описанием архитектуры периодически обновляется, или результаты размещаются на web-сайте. Для документирования используется MS Word и картинки. Совещания и обсуждения архитектуры иногда имеют место Документы регулярно обновляются и уточняются. Актуальная на каждый момент версия доступна на web-сайте, в БД коллективного доступа и т.п. Для управления документацией используются специализированные средства. Периодические презентации по ходу процесса для ИТ-службы. Вероятно, они входят в курс начального обучения новых сотрудников Документы регулярно обновляются и уточняются с контролируемыми сроками. Проводится мониторинг обучения и ознакомления То же, что на уровне 4. Дополнительно – исключительные ситуации используются для улучшения процесса распространения архитектуры
Контроль за применением стандартов Явные процедуры отсутствуют Некоторые стандарты контролируются (напр., ПО рабочих станций). Отклонения на стадиях проектирования и внедрения могут остаться незамеченными Явный контроль основной части стандартов. Формализованный процесс рассмотрения отклонений Явный контроль всех инвестиций в ИТ. Формализованный процесс использования выявленных отклонений для коррекции архитектуры То же, что на уровне 4. Дополнительно – исключительные ситуации используются для улучшения процесса контроля
Управление проектом разработки архитектуры Стандарты и средства отсутствуют или случайные. Формальный механизм определения приоритетов отсутствует Используются средства планирования и управления. Оценка рисков производится командой проекта Целевая архитектура определяет требования к квалификации персонала. Процедуры управления изменениями определены и связаны с процессом рецензирования архитектуры Инициация проекта и определение ключевых требований производится совместно руководителями организации и ИТ-службы. Управление вендорами – одна из ключевых компетенций. Требования непрерывности производства заложены в цикл планирования проекта Действует программа обеспечения результативности. Контракты с вендорами продлеваются на основе измеряемых показателей производительности и соответствия корпоративным стандартам. Ключевая компетенция – непрерывность бизнеса
Корпоративная архитектура масштаба предприятия Миссия, требования к данным и приложениям определены только в принципе. Данные о процессах, приложениях, информационных ресурсах, а также их модели неполны или отсутствуют вообще Большинство приложений перечислены в реестре. Для части бизнес-процессов существуют модели Все приложения классифицированы в реестре в соответствии с их позиционированием для бизнеса и состоянием. Модели бизнес-процессов существуют и используются для проектирования разработки решений Моделирование процессов и выбор приложений производится в соответствии с архитектурой. Методы и средства моделирования периодически проверяются. Оцениваются затраты времени на моделирование и фактическое использование моделей Метрики, определяемые на уровне 4, используются для улучшения процессов. Происходит переход от использования отдельных приложений к использованию решений. Бизнес-моделирование является постоянным и обязательным, актуальные модели сохраняются в общем репозитории
Организация закупок ИТ Стратегия закупок отсутствует. Персонал, участвующий в закупках, не принимает заметного участия в процессе разработки архитектуры Декларируется следование процедурам и стандартам. Контроль заявок и фактических закупок на соответствие архитектуре неполный или отсутствует Стратегия закупок определена и предусматривает соответствие стандартам архитектуры. Требования запросов на закупку формируются с учетом стандартов. Персонал, осуществляющий закупки, участвует в контроле за соблюдением стандартов Все закупки планируются и управляются в соответствии с определенной архитектурой. Оценка предложений поставщиков интегрирована в процесс планирования архитектуры. Существуют процедуры по учету и утилизации устаревающих компонент ИС Незапланированные закупки отсутствуют

 

Аналогичная модель, правда, с разбиением уровня 1 на два – "начальный" и "отсутствующий", предложена Институтом разработок архитектуры предприятия (Institute for Enterprise Architecture Developments).

Интересное распределение организаций из группы Global 2000 по степени зрелости архитектуры приведено, в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Распределение организаций из списка Global 2000 по степени зрелости   архитектуры

Уровень 2004 2007 (прогноз)
1 30% 15%
2 45% 40%
3 20% 35%
4 <5% 10%
5 нет <1%

Дата: 2019-02-02, просмотров: 363.