Формы психики (структура психики)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

y процессы – познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные

y свойства – темперамент, характер, способности, направленность личности

y  состояния - интеллектуальные, эмоциональные, волевые (общие – апатии, воодушевления, сосредоточенности…..)

Психические процессы – это формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение человека. Они бывают познавательными (ощущение, восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь), эмоциональными, волевыми; (индивидуальными и групповыми)

o Разновидности психических процессов:

o

Психические состояния личности – особая характеристика деятельности человека за некоторый период времени. Вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека (состояние рассеянности, волнения, равновесия, утомления, активности, раздражения, веселья).

Психические свойства личности – это наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа НС, характер).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас" современной психологической науки.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность исследуется отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В психике представлены и упорядочены события прошлогопамяти), настоящего (в совокупности образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущегопобуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах). У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер.

Реальные психические явления не доступны непосредственному наблюдению и изучению (латентны), они проявляют себя через деятельность, поведение, через те или иные более или менее заметные реакции.

Психология высшей школы - относительно самостоятельная отрасль психологии, которая, в свою очередь, входит в систему психологической науки. Психология высшей школы изучает психологические особенности деятельности преподавателя и обучаемых вуза, психологические закономерности становления будущего специалиста, представляет обобщения и рекомендации, предназначенные для участников педагогического процесса и способствующие его оптимизации.

 

Педагогику определяют как науку об образовании.

Термин «педагогика» принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах.

В Международной энциклопедии образования (The International Encyclopaedia of Education, 1994) нет статьи «Педагогика», как нет и статьи «Образование» (что достаточно красноречиво свидетельствует о трудностях целостной научной характеристики самих этих явлений). Лишь в предисловии к изданию отмечено, что в скандинавских странах и Германии употребляется термин «педагогика», имеющий более узкий смысл, чем англ. «education», а именно, относящийся прежде всего к школьному обучению. Таким образом, окончательного, общепринятого решения о значании термина педагогика сегодня нет. Если все вышеупомянутое принять во внимание, то самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука об образовании (обучении и воспитании) человека.

Связь педагогики с психологией.(тесная). Предметом исследования психологии как науки является психика и психологическая структура личности (главными составляющими которой являются сознание, деятельность, самосознание), а значит, она дает отправные данные, на которых необходимо научно выстраивать всю систему обучения и воспитании. И этим уже занимается педагогика, т.е. выстраивает систему обучения и воспитания – педагогика.

К числу наиболее важных связей с психологией педагогика относит:

1. Возрастные характеристики групп воспитанников и обучаемых.

2. Представления о психических процессах.

3. Интерпретации отдельных характеристик личности, в первую очередь –самостоятельности, активности, мотивации.

Основные категории наук.

В педагогике существует множество подходов к определению его понятийно-категориального аппарата.

К основным категориям педагогики относятся: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование.

Обучение – это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого (преподавание + учение), направленный на формирование у обучаемых системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Развитие – количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – процесс и результат развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности).

ФЗ

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

 

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

 

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

3. Современные образовательные парадигмы

Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определѐнного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:

1. Традиционалистическая парадигма (или знаниевая).

Главная цель обучения и воспитания в условиях этой парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей.

Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности.

Как разновидность знаниевой можно выделить технократическую парадигму (или прагматическую). Главная ее цель обучения и воспитания – дать человеку те знания, умения и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. Основной принцип – политехнизм в обучении.

Таким образом, знаниевая и технократическая парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для моделей образования, построенных на принципах этих парадигм, характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания способов обучения в готовом виде.

В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели приходит гуманистическая, личностно-развивающая модель,центрирующаяся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним.

2. Личностно-ориентированная (гуманистическая или субъект-субъектная) парадигма. Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию;

3. Компетентностная парадигма

Под компетентностью понимается интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. При этом не происходит и отрицания знаний, которые нужны как основа деятельности. Поэтому в теории обучения и воспитания появилось понятие «компетентность», которое означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 315.