Лекция 1. Предмет, основные категории и структура педагогики и психологии
Раздел формирует следующие компетенции:
- знание ведущих тенденции мирового образовательного пространства и современных личностных парадигм;
- владение методами изучения психолого-педагогических явлений.
Цели занятия:
1.Знакомство студентов с целями, задачами и особенностями содержания новой дисциплины
2.Понимание предмета изучения психологии и педагогики.
3.Выяснение сущности основных категорий педагогики и психологии, а также отраслей наук.
4.Определение взаимосвязей психологии и педагогики как наук о человеке.
План лекции:
1. Термин, определяющий науки психология и педагогика: семантика и происхождение. История возникновения наук.
2. Предмет психологии и педагогики.
3. Основные категории наук.
4. Структура педагогики и психологии. Их взаимосвязь.
5. Задачи педагогики и психологии.
1. Термин, определяющий науки психология и педагогика: семантика и происхождение. История возникновения наук.
“Психология” (греч. psyche - душа , logos - знание) - дословно означает «знание о душе». Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Рождение психологии как науки – 1879г., Лейпциг – В.Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии.
«Педагогика» (греч. «пайдос» - дитя, «аго» - вести) - «детовождение». Педагогика – наука и практика воспитания, обучения, образования. Появление педагогики связывают в первую очередь с именем Я.А.Коменского, который в 1632 году выпустил книгу «Великая дидактика»
2. Предмет психологии и педагогики.
Предмет изучения психологии – психика.
Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности называют сознанием.
Основные категории наук.
В педагогике существует множество подходов к определению его понятийно-категориального аппарата.
К основным категориям педагогики относятся: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование.
Обучение – это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого (преподавание + учение), направленный на формирование у обучаемых системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Развитие – количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.
Формирование – процесс и результат развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности).
ФЗ
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
3. Современные образовательные парадигмы
Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определѐнного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:
1. Традиционалистическая парадигма (или знаниевая).
Главная цель обучения и воспитания в условиях этой парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей.
Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности.
Как разновидность знаниевой можно выделить технократическую парадигму (или прагматическую). Главная ее цель обучения и воспитания – дать человеку те знания, умения и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. Основной принцип – политехнизм в обучении.
Таким образом, знаниевая и технократическая парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для моделей образования, построенных на принципах этих парадигм, характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания способов обучения в готовом виде.
В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели приходит гуманистическая, личностно-развивающая модель,центрирующаяся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним.
2. Личностно-ориентированная (гуманистическая или субъект-субъектная) парадигма. Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
3. Компетентностная парадигма
Под компетентностью понимается интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. При этом не происходит и отрицания знаний, которые нужны как основа деятельности. Поэтому в теории обучения и воспитания появилось понятие «компетентность», которое означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.
Заключение.
Таким образом, психология и педагогика относятся к антропологическим наукам. Предметом изучения психологии является психика человека, педагогики – образование (обучение и воспитание личности). Наблюдается тесная связь между этими науками. Представлены категориальные аппараты. Структура наук представлена различными отраслями. Знания по психологии и педагогике важны и нужны каждому человеку для оптимальной реализации себя в обществе.
Вопросы:
Лекция 1. Предмет, основные категории и структура педагогики и психологии
Раздел формирует следующие компетенции:
- знание ведущих тенденции мирового образовательного пространства и современных личностных парадигм;
- владение методами изучения психолого-педагогических явлений.
Цели занятия:
1.Знакомство студентов с целями, задачами и особенностями содержания новой дисциплины
2.Понимание предмета изучения психологии и педагогики.
3.Выяснение сущности основных категорий педагогики и психологии, а также отраслей наук.
4.Определение взаимосвязей психологии и педагогики как наук о человеке.
План лекции:
1. Термин, определяющий науки психология и педагогика: семантика и происхождение. История возникновения наук.
2. Предмет психологии и педагогики.
3. Основные категории наук.
4. Структура педагогики и психологии. Их взаимосвязь.
5. Задачи педагогики и психологии.
1. Термин, определяющий науки психология и педагогика: семантика и происхождение. История возникновения наук.
“Психология” (греч. psyche - душа , logos - знание) - дословно означает «знание о душе». Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Рождение психологии как науки – 1879г., Лейпциг – В.Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии.
«Педагогика» (греч. «пайдос» - дитя, «аго» - вести) - «детовождение». Педагогика – наука и практика воспитания, обучения, образования. Появление педагогики связывают в первую очередь с именем Я.А.Коменского, который в 1632 году выпустил книгу «Великая дидактика»
2. Предмет психологии и педагогики.
Предмет изучения психологии – психика.
Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности называют сознанием.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.