Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током долж-
ны обеспечивать: защиту от прикосновения к токоведущим частям, от перехода напряже-
ния на нетоковедущие части, от перехода высшего напряжения на сторону низшего, а так
же защитную сигнализацию и блокировку.
Защита от прикосновения к токоведущим частям является одной из главнейших мер по предотвращению поражений электрическим током, так как подавляющее число не-
счастных случаев происходит именно вследствие случайного прикосновения к токоведу-
щим частям.
В судовых электрических установках допускается применение ГЭРЩ только без ка
ких-либо обнаженных токоведущих частей на лицевой стороне. Пространство позади
ГЭРЩ, в тыловой части которых расположены голые токоведущие части, требующие об-
служивания, должны быть ограждены перегородками с дверями, запирающимися на ключ.
Кроме того, поскольку во время качки обслуживающий оператор может потерять
равновесие, вдоль задней стороны щита должны быть изолированные поручни, за которые можно держаться без опасения прикоснуться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
Для надежного обеспечения электробезопасности на судах предусматривают целый комплекс мероприятий:
1. Ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян-
ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру-
ментов, до 12 В для ручных переносных светильников.
Правила Регистра устанавливают следующие значения безопасного напряжения на судах: 55 В между полюсами постоянного тока; 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе. При этом под безопасным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала.
2. Ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсированной нейтралью. При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протее
кающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно опре
деляется в основном электрической емкостью электросети относительно корпуса). При компенсации нейтрали сила тока значительно уменьшается.
3. Использование судового электрооборудования в морском исполнении, а также надежную изоляцию и закрытие токоведущих частей.
4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соединения с корпусом судна корпусов электрических машин, металлических частей кожухов, корпусов пускоре-
гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.
Рис. 18. 6. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии
Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавшее
муся под напряжением, окажется включенным параллельно замыкающей перемычке X .
Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока 1х, а ток через тело человека I ч будет мал.
На схеме резисторами r 1 и г2 обозначено сопротивление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.
5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове-
нии человека в опасную зону; применение индивидуальных защитных средств и изолиро
ванного инструмента, а также устройств защитного отключения и замыкания, компенсато
ров токов замыкания и др.
Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель
ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче-
скими, и тщательно заземляют оборудование на корпус судна.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 324.