Современные морские суда снабжены микропроцессорными СУ СТС, позволяющи
ми успешно решать основную задачу морского судоходства.- безаварийную и экономич-
ную эксплуатацию судов.
При проектировании и производстве судового электрооборудования приходится
решать две взаимоисключающие задачи:
Для решения этих задач судовое электрооборудование должно развиваться в сле-
дующих направлениях:
тизированные системы, управляемые при помощи микропроцессорных систем;
мальных скоростей переработки грузов;
рукции механизмов и аппаратов управления;
ния блочных конструкций.
2. Международные морские нормативные документы, определяющие уровень подготовки судовых механиков в части эксплуатации СЭО
На большинстве транспортных судов есть штатная должность электромеханика, ко-
торый несет непосредственную ответственность за техническую эксплуатацию судового электрооборудования.
Тем не менее, в соответствии с национальными морскими документами, такими как
Устав службы на судах морского и речного флота Украины, ПТЭ СТС и др., общую от-
ветственность за правильную техническую эксплуатацию судового электрооборудова-
ния несет именно старший механик судна.
Международная морская организация ( IMO – ИМО ), определяющая основные на-
правления развития морского судоходства, приняла в 1978 и 1995 годах два основных до-
кумента в части подготовки и дипломирования моряков:
1. международную Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несе-
нии вахт 1978 г. ( ПДМНВ – 78, STCW – 78 );
2. международный Кодекс о подготовке и дипломировании моряков и несении
вахт 1995 г. ( КПДМ – 95, CODE – 95 ).
Оба документа обязательны для стран, подписавших эти документы. Выполнение
требований этих документов позволяет морякам какого-либо государства работать без ограничений на любом судне мирового флота ( Украина присоединилась к ПДНВ-78 в 1996 году, Закон Верховного Совета Украины №464-96/ВР от 1 ноября 1996 года ).
Оба документа содержат таблицы минимальных требований к компетентности судо
вых специалистов – судоводителей, судовых механиков и радиоспециалистов при выпол-
нении ими определённых функций на трёх уровнях :
1. обслуживания ( для рядового состава );
2. эксплуатации ( для вахтенных помощников и механиков );
3. управления ( для капитанов и старших помощников; старших и вторых механи
ков ).
Упомянутые минимальные требования изложены в таблицах А-III/1 для вахтенных
механиков ( уровень эксплуатации ) и А-III/2 для вторых и старших механиков ( уровень управления ). Содержание же таблиц А-III/1 и А-III/2 одинаково.
Извлечение из ПДНВ-78 и Кодекса-95
Таблица А-III/1
Функция 5: Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления на уровне эксплуатации
Колонка 1 | Колонка 2 | Колонка 3 | Колонка 4 |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ | ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ | МЕТОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ | КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ |
Эксплуатация преобразователей, генераторов и систем управления | Генераторная установка 1. надлежащие начальные знания и навыки в области электротехники; 2. подготовка к работе, пуск, нагрузка и пере- ход с одного на другой преобразователь или генератор; 3. обнаружение характерных неисправностей и действия по предотвращению повреждений. Системы управления Обнаружение характер- ных неисправностей и действия по предотвращению повреждений. | Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего: 1. одобренный стаж работы на судне; 2. одобренный стаж подготовки на учебном судне; 3. одобренная подготовка на тренажёре, если это применимо; 4. одобренная подготовка с использованием лабораторного оборудования. | Операции плани- руются и выполняя- ются в соответствии с установленными правилами и проце- дурами по обеспече- нию безопасности эксплуатации |
Подготовка выпускников высших морских учебных заведений на образовательно -профессиональном уровне «бакалавр» должна соответствовать требованиям Таблицы А- III / 1 , а на уровне «специалист» - требованиям Таблицы А- III / 2.
В странах СНГ к судам с традиционно обслуживаемым машинным отделением от-
носятся суда без класса автоматизации или с классом автоматизации А-2, а с периодиче-
ски безвахтенно обслуживаемым машинным отделением - суда с с классом автоматизации А-1.
Таким образом, знание электрооборудования , электронной аппаратуры и систем
управления СТС является неотъемлемой частью профессиональной подготовки судовых механиков.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.