РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны играть меры профилактического характера. В настоящее время Республика Беларусь является участницей следующих международных договоров по вопросам борьбы с коррупцией: 1. В рамках Организации Объединенных Наций: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, 32 подписанная в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. (вступила в силу для Республики Беларусь 14 декабря 2005 г.); 2. В рамках Совета Европы: Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, заключенная в г. Страсбурге 4 ноября 1999 г. (вступила в силу для Республики Беларусь 1 июля 2006 г.); Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, заключенная в г. Страсбурге 27 января 1999 года (вступила в силу для Республики Беларусь 1 марта 2008 г.).

Кроме того, в целях содействия созданию системы мониторинга за выполнением положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию Республика Беларусь с 13 января 2011 года официально вступила в число государств-членов Группы государств против коррупции (после вступления в силу Соглашения между Республикой Беларусь и Советом Европы относительно привилегий и иммунитетов представителей членов Группы государств против коррупции и членов инспекционных групп, подписанного в г. Страсбурге 22 января 2010 г.). В рамках ОБСЕ Министерством внутренних дел в пределах компетенции осуществляется работа по реализации Хартии европейской безопасности, принятой в г. Стамбуле 19 ноября 1999 г., одним из положений которой является организация сотрудничества государств -членов ОБСЕ по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Также, ряд конвенций и соглашений по названным вопросам заключен в рамках Содружества Независимых Государств, в том числе на двустороннем уровне. Одновременно ведется работа по присоединению Республики Беларусь к другим многосторонним международным договорам в указанной сфере. В частности, в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности присоединения Республики Беларусь к Конвенции об отмывании, выявлении и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 данной Конвенции обязательным условием присоединения к ней государств, не являющихся членами Совета Европы и не участвовавших в его разработке, является наличие приглашения Комитета министров Совета Европы.

Одновременно по вопросам, изложенным в письме Управления ООН по наркотикам и преступности, полагаем возможным сообщить следующее: По статье 5 Конвенции Принимаются необходимые организационно-правовые, 33 профилактические и практические меры по борьбе с коррупцией, в том числе направленные на совершенствование и обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства, защиту прав граждан, интересов общества и государства. Одним из ключевых аспектов законодательного регулирования вопросов борьбы с коррупцией в Республике Беларусь является разработка и последовательная реализация специализированных государственных программ в сфере борьбы с коррупцией. В частности, в настоящее время МВД Республики Беларусь в рамках своей компетенции реализуются положения Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 г. № 485.

Республикой Беларусь проводится активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, в сфере антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Данная экспертиза направлена на выявление и устранение в проектах нормативных правовых актов еще на стадии их разработки положений, создающих предпосылки для нарушений законодательства со стороны правоприменителей. В связи с этим соответствующие корректировки были внесены в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Порядок проведения криминологической экспертизы проектов законов был определен в Указе Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь».

В рамках международного сотрудничества в борьбе с коррупцией МВД Республики Беларусь в 2010 году принято участие в ряде международных мероприятий, таких как: - третьем заседании тематической платформы № 1 «Демократия, эффективное государственное управление, стабильность» инициативы «Восточное партнерство» Европейского Союза в г. Брюссель (Королевство Бельгия); - работе многосторонней региональной конференции «Эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией» (г. Дубровник, Хорватия) с целью регионального обмена знаниями и опытом, оптимизацией сотрудничества и стабилизации в южно- европейском регионе и граничащих с ним странах; - международной конференции «Вклад восточных партнеров в Стокгольмскую программу: Положительный эффект сотрудничества для повышения мобильности и укрепления безопасности» (г. Кишинев, 34 Республика Молдова).

В рамках международного взаимодействия по вопросам противодействия коррупции следует отметить, что в 2010 году МВД Республики Беларусь совместно с заинтересованными государственными органами согласован проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции. В тоже время, в связи с отдельными замечаниями со стороны Российской Федерации в 2011 году Исполнительным комитетом СНГ будет осуществлена его доработка.

По статье 7 Конвенции В целях реализации государственной антикоррупционной политики в части недопущения назначения на руководящие должности в местных исполнительных и распорядительных органах и подчиненных им организациях лиц, в отношении которых имеется информация об их причастности к совершению коррупционных правонарушений либо связях с организованной преступностью, подготовлено распоряжение МВД, регламентирующее порядок проведения таких проверок в отношении лиц, планируемых к назначению на должности, включенные в кадровые реестры председателей областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

По статье 12 Конвенции МВД совместно с заинтересованными государственными органами подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (планируется к рассмотрению в первом чтении Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь в ходе весенней сессии), которым, в частности, предлагается ввести понятие «конфликт интересов» и определение порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица. Пересмотрен и расширен перечень ограничений, устанавливаемых для государственных должностных и приравненных к ним лицам в части совершения сделок от имени государственной организации или негосударственной организации, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, с юридическими лицами, собственниками которых являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники данных 35 должностных лиц.

По статье 13 Конвенции В целях предупреждения коррупционных преступлений в деятельности органов внутренних дел широко используются меры общей профилактики, такие как совершенствование антикоррупционного законодательства, правовое просвещение граждан с целью привития им позиции о негативном восприятии коррупции. Для этого широко применяется освещение вопросов борьбы с коррупцией в средствах массовой информации, организуются пресс-конференции, «круглые столы», в сети Internet на сайте МВД создана специализированная страница. По статье 8 Конвенции Законом от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» установлен целый комплекс ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц. В частности, статья 19 Закона усиливает финансовый контроль за доходами государственных служащих путем обязательного декларирования ими доходов, имущества и источников денежных средств. Необходимо отметить, что аналогичные нормы по вопросам декларирования имущества государственными служащими Республики Беларусь содержатся и в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь» (статья 23). Кроме этого, государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций.

 

Государственные органы, ответственные за выработку эффективной политики борьбы с коррупцией, осуществляют необходимое взаимодействие с компетентными государственными органами других государств, а также с международными и региональными организациями путем взаимного обмена информацией, участия в различных международных конференциях, семинарах и других международных мероприятиях. По результатам вносятся предложения по совершенствованию актов национального антикоррупционного законодательства и практики борьбы с коррупцией.

В последние годы представители Парламента, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции других государственных органов Республики Беларусь принимали участие в международных мероприятиях по вопросам предупреждения, выявления и пресечения коррупции, организованных в рамках Восточного партнерства, а также Организацией Объединенных Наций, Организацией экономического сотрудничества и развития и др. Так, в 2009-2010 годах по приглашению Организации экономического сотрудничества и развития представители Генеральной прокуратуры Республики Беларусь участвовали в мониторинговых встречах Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией и встречах руководящей группы Сети по борьбе с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии. В ходе встреч получен значительный объем информации о методах предупреждения коррупции в других государствах, в том числе с использованием института декларирования доходов и имущества. Информация использована при подготовке предложений по совершенствованию Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и других актов национального антикоррупционного законодательства.

В сентябре- октябре 2010 г. в г.Анкаре (Турция) состоялась встреча представителей Международного банка реконструкции и развития с делегациями правоохранительных органов, ответственных за борьбу с коррупцией, 17 государств Восточной Европы и Центральной Азии. Участники встречи обменялись мнениями о состоянии борьбы с коррупцией в своих государствах и возникающих в связи с этим проблемах. Участие во встрече принял представитель Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.

Представитель Генеральной прокуратуры Республики Беларусь принял участие в заседании Межправительственной рабочей группы открытого состава по предотвращению коррупции в рамках конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции, проходившей под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности в г.Вене с 13 по 15 декабря 2010 г. В ходе заседания рассматривались вопросы осуществления мандата в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Республика Беларусь осуществляет активное сотрудничество по вопросам борьбы с коррупцией с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и другими государствами постсоветского пространства. С участием представителей правоохранительных и других государственных органов этих 6 государств в 2009-2010 годах проходили соответствующие семинары и конференции. Государственной программой по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы предусмотрено обеспечить взаимодействие с компетентными органами государств - участников СНГ и других государств в области подготовки кадров и повышения квалификации должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, судей, в том числе путем консультаций и стажировок. 2. По статье 7 Конвенции.

 

2.2 Планы семинарских занятий

План семинарских занятий по дисциплине «Противодействие коррупции»

 Всего 8 часов

Курс «Противодействие коррупции» входит в перечень обязательных дисциплин, предусмотренных программой обучения на всех факультетах университета. Всего на изучение курса отводится 18 лекционных часов и 8 часов семинарских занятий; на заочной форме обучения - 2 часа - лекции.

Целью изучения курса «Противодействие коррупции» является формирование у студентов правового мышления, основанного на знаниях центральных проблем дисциплины: коррупции как негативного социального явления, причин, ее порождающих, знаний о лицах, совершающих правонарушения, знание теории предупреждения коррупционной преступности, особенностей характеристики отдельных видов коррупционной преступности и основных направлений их предупреждения.

Достижение указанной цели изучения курса «Противодействие коррупции» предполагает решение следующих основных задач:

- изучить коррупцию как сложное социальное явление, продукт общества, элемент социальной системы;

- установить закономерности происхождения, существования и динамики коррупционной преступности и отдельных ее видов, их взаимосвязи с другими элементами социальной системы (экономикой, политикой, различными проявлениями социальных девиаций, и др.);

- изучить основные концепции борьбы с коррупционной преступностью;

- выработать навыки анализа и оценки данных о коррупционной преступности;

- раскрыть механизм индивидуального преступного поведения должностных лиц;

- объяснить место и значение социального контроля, различных его принципов, институтов, механизмов, методов в противодействие коррупции общества и государства и защите от нее каждого члена общества.

Место курса «Противодействие коррупции» в учебном процессе. Дисциплина «Противодействие коррупции» тесно связана с другими науками уголовно-правового комплекса. Занимая среди них особое место как общетеоретическая наука о преступности, она способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики и других юридических дисциплин. Усвоение знаний обеспечивается сочетанием таких различных форм и методов обучения, как учебные лекции, семинары и индивидуальные занятия.

Основной формой усвоения дисциплины студентами заочной формы обучения служит самостоятельная контролируемая работа.

При изучении курса следует использовать основную, а также дополнительную литературу, указанную по теме и рекомендованную преподавателем. На кафедре разработан также учебно-методический комплекс по дисциплине.

Необходимо проявить особое внимание к лекциям и объяснениям преподавателя на семинарах, активно использовать современные публикации по курсу «Противодействие коррупции» и его проблематике, журнальные статьи и газетный материал, ведомственные нормативные документы и пр.

В процессе обучения студенты выполняют задания в виде тестов и решения задач, выполняют контрольные задания, а по итогам изучения всего курса сдают зачет.

 

Тема 2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 639.