ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К работе по противодействию коррупции все активнее подключается общественность, в среде которой происходит своеобразная специализация, когда основной целью деятельности отдельных общественных объединений становится именно противодействие коррупции. Появились и распространяются такие формы участия общественности в этом деле, как:

• формирование института общественных экспертов;

• обучение граждан формам противодействия коррупции;

• телефоны доверия ("горячие линии");

• открытие общественных приемных, в которых принимается большое количество заявлений и обращений граждан и юридических лиц;

• мониторинг информации в СМИ, по результатам которого направляется информация в государственные органы;

• направление обращений в государственные органы в целях защиты прав граждан.

В то же время обозначился ряд проблем, уменьшающих степень участия общественности в противодействии коррупции:

• непонимание некоторыми органами государственной власти и органами местного самоуправления значимости участия общественности в противодействии коррупции, а порой их самоустранение или противодействие этой работе;

• пассивная позиция отдельных государственных органов по отношению к информации антикоррупционного характера, поступающей от этих общественных объединений;

• отсутствие у общественных объединений необходимых организационного и материально-технического ресурсов для системного решения вопросов противодействия коррупции;

• декларативный характер деятельности отдельных общественных объединений, фактически подрывающих доверие к участию общественности в противодействии коррупции.

Мер, принимаемых органами власти для противодействия коррупции, явно недостаточно, а общественность зачастую привлекается к этому делу по остаточному принципу.

Главная цель, стоящая перед гражданским обществом, — устранение условий и предпосылок для возникновения коррупции с учетом того, что противостоять коррупции как системному явлению может только система мер, выстроенная властью совместно с гражданским обществом.

"Коррупция" и "гражданское общество" — понятия несовместимые. Коррупция тормозит развитие гражданского общества, вызывает проблемы, связанные с регистрацией и работой общественных организаций. Стоит подчеркнуть, что в последнее время роль антикоррупционного общественного мнения хоть и медленно, но возрастает. В этой связи актуально формирование и внедрение системы мониторинга антикоррупционного права.

Серьезных изменений требует и механизм использования антикоррупционной экспертизы.

Создание независимой экспертизы относится к числу наиболее важных факторов, повышающих ее качество. К этой работе надо привлекать независимых экспертов, представителей гражданского общества, деловых и научных кругов.

В странах, где отсутствуют демократические традиции, приходится доказывать, что основным звеном в антикоррупционной системе является не государственный аппарат, а гражданское общество с его институтами. Именно оно должно быть генератором антикоррупционной политики и подталкивать государственные органы к ее осуществлению.

В рамках этой антикоррупционой политики можно выделить несколько основных направлений деятельности некоммерческих общественных организаций.

Проблема заключается в том, что в постсоветских странах само гражданское общество имеет неразвитый характер. Для того чтобы оно превратилось в значимый субъект антикоррупционой деятельности, ему предстоит принять меры к саморазвитию, созданию для этого благоприятных условий.

Необходимо помнить, что основой для сильного гражданского общества являются частная собственность, рыночная экономика с честной конкуренцией, демократический политический режим. Органы государственной власти в центре и на местах во многом подрывают эти основы, препятствуют развитию самого гражданского общества и его институтов.

В рамках общих антикоррупционных мер общественные некоммерческие организации должны направить свои усилия на изменение общественной культуры, системы ценностей. Включению населения в активную антикоррупционную деятельность мешает распространенные в Республике Беларусь (как и в России) идеи патернализма и вождизма. На их основе возможно развитие авторитарных режимов, где коррупция носит скрытый характер.

В современных условиях особенно важно развеивать миф о меньшей коррумпированности центральной власти, с которой население не входит в непосредственный контакт и которая имеет большие возможности для создания благоприятного имиджа.

В стране, где даже преподаватели университетов в большей своей массе не владеют английским языком, особенно важной является задача перевода на русский язык антикоррупционной литературы и документов, принимаемых в мире.

Вопросы коррупции достаточно плохо изучаются в вузах, обучающих по специальностям "Юриспруденция", "Государственное и муниципальное управление", поскольку это междисциплинарная проблема.

Важнейшим направлением деятельности общественных некоммерческих организаций является участие в правотворчестве.

Отечественные вузы выпускают уже достаточно высококвалифицированных юристов, которых следует привлекать со студенческой скамьи к участию в правотворческих процессах.

Население нашей страны привыкло к тому, что судьба страны решается в столице. Необходимо разорвать эту порочную традицию и на местах активно включаться в обсуждение правовых проблем не только местного, но и республиканского уровня.

Другими основными функциями общественных некоммерческих организаций должны быть участие в выборах органов власти, в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов. В особенности такой контроль должен осуществляться за финансовой и хозяйственной деятельностью аппарата, подбором кадров на государственную службу.

Представляется важным подчеркнуть, что прозрачность и открытость — залог успешного противодействия коррупции, ввиду чего необходимо обеспечивать участие институтов гражданского общества в деятельности органов государственной власти. Кроме того, представляется целесообразным включать представителей институтов гражданского общества в состав комиссий по урегулированию конфликта интересов, созданных в органах государственной власти.

В целях эффективного формирования нетерпимости коррупции в обществе необходимо четко координировать институты гражданского общества, а также публиковать оценку действий, направленных на предотвращение коррупции, в средствах массовой информации.

Важным представляется участие институтов гражданского общества в законотворческом процессе, а также в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Институты гражданского общества могут выполнять поставленные перед ними задачи также путем распространения памяток о противодействии коррупции в различных сферах жизни.

Средства массовой информации могли бы также проводить многоаспектный мониторинг деятельности общественных объединений, участвующих в противодействии коррупции.

Но вместе с этим необходим и "обратный" мониторинг — обзор публикаций средств массовой информации по затронутым вопросам.

Общественный контроль и надзор — эффективное средство противодействия коррупции в государстве.

 

 

Поиск, выбор или определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции, является труднейшим аспектом в контексте эффективного обеспечения антикоррупционной политики.

 

Оценка эффективного взаимодействия СМИ с государством в данном случае должна основываться не просто на освещении фактов коррупции, а на публичной демонстрации результатов реагирования на них со стороны правоохранительных органов. Таким качественным подходом может обеспечиваться не только эффективное взаимодействие СМИ и государства в противодействии коррупции, но и пропаганда антикоррупционного поведения. Не лишены смысла в данном контексте предложения о разработке и подписании СМИ некоей "Антикоррупционной хартии", которая обязывала бы каждое издание (теле- и радиоэфир прежде всего) обеспечивать информационное поле для культивирования правовой культуры и законопослушания, добросовестности в реализации субъективных прав с моральным осуждением обходных путей решения жизненных проблем посредством коррупционных правонарушений.

Контрольные механизмы институтов гражданского общества в целях противодействия коррупции в настоящее время не задействованы в полной мере для обеспечения доступа населения к информации, а также их участия в информационно-контрольной деятельности. В данном случае механизмы эффективного антикоррупционного взаимодействия гражданского общества с государством следует рассматривать через призму:

▪ доведения государственными органами (их должностными лицами) до всеобщего сведения результатов принятого решения по обращениям граждан о выявляемых фактах коррупции;

▪ ведения реестра физических и юридических лиц, причастных к коррупции.

Непосредственное опубликование сведений о коррупционных фактах имеет глубокие исторические корни действенного применения в российской истории. В частности, в середине XVIII в. в императорских указах (на тот период, пожалуй, один из единственных источников и средств массовой информации) публиковались фамилии лиц, изобличенных в коррупции. Фактически эта мера оценивалась в то время с позиции наступления политической смерти, то есть невозможности замещения должности государственной службы впредь. Этой мерой достигались общие задачи превенции рецидива коррупции.

На стадии выдвижения антикоррупционных инициатив взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами осуществляется следующим образом:

▪ совместное обсуждение антикоррупционных инициатив, исходящих от органов государственной власти и/или органов местного самоуправления с заинтересованными институтами гражданского общества;

▪ выдвижение общественных антикоррупционных инициатив в органы государственной власти и/или органы местного самоуправления, их должностным лицам и их совместное обсуждение с заинтересованными государственными органами;

▪ совместное выдвижение антикоррупционных инициатив институтами гражданского общества, государственными органами и/или органами местного самоуправления.

Указанные выше формы антикоррупционного взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами реализуются при проведении совместных совещаний, "круглых столов", конференций и иных мероприятий. Эффективность такого взаимодействия должна оцениваться не количеством совместных заседаний по проблемам противодействия коррупции, а количеством и качеством реализуемых антикоррупционных инициатив.

Учитывая, что антикоррупционное взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами возникает из совместного участия этих субъектов антикоррупционной политики на взаимовыгодных условиях и выходит далеко за рамки обсуждения антикоррупционных инициатив и выливается в совместную деятельность.

Примером такого взаимодействия может служить участие институтов гражданского общества в осуществлении общественной и/или независимой антикоррупционной экспертизы общегосударственных, региональных, в том числе и ведомственных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Как показывает региональная практика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами осуществляется путем проведения общественными и/или независимыми экспертами антикоррупционной экспертизы с одной стороны, а с другой - учет мнения общественных и независимых экспертов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами по результатам проведенной ими антикоррупционной экспертизы в правотворческой деятельности.

Результативность подобного взаимодействия может оцениваться в количественных показателях - количество заключений общественных и независимых экспертов по результатам которых внесены изменения в нормативные правовые акты или проекты нормативных правовых актов.

В-третьих, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами происходит путем их участия в совместных мероприятиях по осуществлению антикоррупционного аудита и контроля за ходом и результатами реализации общегосударственной или региональной антикоррупционной политики. Здесь объективным показателем антикоррупционного взаимодействия может служить степень вовлеченности представителей институтов гражданского общества в контрольную деятельность по реализации антикоррупционной политики.

В-четвертых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами осуществляется путем обмена необходимой информацией о состоянии коррупции и о результативности реализации мер противодействия коррупции. В числе такого взаимодействия может оказаться обмен положительным опытом профилактики коррупции и реализации основных положений федерального и регионального антикоррупционного законодательства, а также согласованность проведения собственных мероприятий с заинтересованными государственными органами и органами местного самоуправления.

В-пятых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами может осуществляться путем финансирования антикоррупционных мероприятий, проводимых институтами гражданского общества за счет соответствующего бюджета, путем выделения грантов под наиболее значимые антикоррупционные проекты. Здесь критерием эффективности является не столько объем финансирования, сколько результативность проведенных антикоррупционных мероприятий.

В-шестых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами может заключаться в участии представителей органов государственной власти в деятельности специализированных антикоррупционных общественных организаций. Здесь критерием эффективности антикоррупционного взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами является результативность деятельности общественной организации в сфере противодействия коррупции.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 386.