Электронная .цифровая система «Транслог-2» разработана в Германии комбинатом «Электроаппарат» для замены системы элементов «Транслог-1» .Количественный состав и габаритные размеры модулей в системах автоматики судов рыбопромыслового и транспортного флота остались теми же, однако номенклатура модулей увеличилась на 16 типов. Модули системы «Транслог 2» выполнены на температуростабильных кремниевых транзисторах с п-р-п проводимостью, пленочных сопротивлениях и пластмассовых мини-диодах. Расчет схем и выбор элементов выполнены с учетом наиболее тяжелых режимов. исходя из опыта эксплуатации модулей системы «Транслог-1».
В отличие от системы элементов «Транслог –1» модули рассматриваемой системы ремонтопригодны, что накладывает определенный отпечаток на их техническое обслуживание и эксплуатацию. Последние требуют от обслуживающего персонала (судовых электромехаников) глубоких знаний не только логики, но и физики процессов, происходящих в каждом из них. Известно, что выявление работоспособности любой сложной системы сводится к определению работоспособности ее элементов, в данном случае электрорадиоэлементов, на которых собраны модули "Транслог 2".
Практика эксплуатации показывает, что основными причинами неисправностей и отказов электрических схем являются: обрыв цепей из-за высокой вибрации; значительное увеличение или уменьшение сопротивления цепей вследствие старения электрорадиоэлементов; короткое замыкание из-за электрического пробоя изоляции или замыкание проводов электрорадиоэлементов на корпус; а также несоблюдение судовым экипажем правил инструкции по эксплуатации.
В конденсаторах. встречаются следующие неисправности: короткое замыкание (пробой), потеря емкости, обрыв выводов и. утечка (понижение сопротивления изоляции). Уменьшение или потеря емкости в электрических конденсаторах вызывает ухудшение фильтрации, ухудшение или исчезновение дифференцирования и интегрирования. Проверка электролитического конденсатора на пробой или утечку производится омметром. Для проверки переключатель шкал прибора устанавливается в положение, соответствующее измерению наибольших по величине сопротивлений. От конденсатора отсоединяются параллельные цепи. Если конденсатор исправен, то сразу после подключения к нему омметра стрелка прибора резко отклонится в сторону нулевых показателей, а затем по мере зарядки установится на некотором значении сопротивления. Если же при подключении прибор покажет какое-то сопротивление без резкого броска стрелки, это означает, что конденсатор высох или внутри его имеется обрыв (нарушен контакт с электродом). Короткозамкнутый конденсатор в результате пробоя можно обнаружить пробником.
В диодах неисправности могут быть следующего характера: обрыв, короткое замыкание или пробой, недостаточное соотношение между величинами прямого и обратного сопротивления. Полупроводниковый диод проверяется омметром методом измерения сопротивления в прямом и обратном направлении. При измерении обратного сопротивления плюсовой щуп омметра подсоединяют к минусовому выводу диода.
В транзисторах и тиристорах неисправности или отказы могут быть типа: обрыва выводов, короткого замыкания или пробоя и отклонения коэффициента усиления от номинала. Короткое замыкание или пробой проверить можно омметром.
В трансформаторах наблюдаются такие неисправности, как обрыв, межвитковое замыкание и замыкание на корпус. 3амыкание витков, когда они шунтируют значительную часть обмотки, так же как и обрыв можно обнаружить омметром по изменению величины сопротивления. Однако, во многих случаях межвитковое замыкание может не сказаться на величине сопротивления и единственным способом устранения неисправности является замена отказавшего элемента на исправный.
Проверка работоспособности модулей системы «Транслог 2» может быть произведена с помощью диагностического прибора, краткое описание которого приводится в судовой документации, а обнаружение неисправного модуля можно осуществить с помощью испытательного щупа, который оснащен двумя светодиодами для индикации сигналов логического нуля и логической единицы.
Конструктивно модули системы «Транслог 2» собраны так, что щупом легко можно проследить путь следования логического сигнала в устройствах управления, собранных на этих модулях. Плата с собранной электрической схемой помещена в пластмассовый прозрачный корпус. на верхней торцевой панели которого проставляется трехзначный номер модуля без первой цифры. Выход модуля через стандартную клеммную колодку соединяется с другими модулями и устройствами судовой автоматики.
Все модули системы структурно можно разделить на несколько групп, выполняющих операции ввода, обработки и вывода информации и группу блоков питания. Кроме того, система модулей снабжена, как отмечалось выше, испытательным прибором и щупом (пробником) для диагностирования состояния модулей в эксплуа- тации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 330.