Сопоставление ради выявления замысла и богословия Луки. Но не только: с одной стороны — иллюстрация географии и этнической среды миссии Павла; с другой — различия являются мерилом эволюции мысли за короткий период (дает представление о церковном плюрализме).
Одни различия в фактах, другие — в богословии.
Итак:
1) В Деяниях апостол Павел — великий совершитель чудес и проповедник. Сам же он отзывается о своих способностях гораздо скромнее (чудеса — 2Кор 12:12; красноречие — 2Кор 10:10).
2) В Деяниях служение Павла тесно связано с Петром и Иаковом. В Посланиях об этом минимум информации (разве что Гал 2:9).
3) В Деяниях апостолы — только 12 (очевидцы), В Посланиях Павел тоже претендует на право именоваться апостолом (апостол языков...).
4) Причина враждебного отношения иудеев к проповедникам. По Деяниям — в свидетельстве о воскресении из мертвых (см. взятие под стражу Петра и Иоанна в 4 гл.) и в проповеди о имени Иисуса. В Посланиях же - в отношении Павла к закону и вызванной этим отношением тактике.
Богословские отличия. Два вопроса: в чем причины появления отличий и какой источник считать более главным и почему. Каковы отношения между источниками.
И Деяния и Послания — достоверные источники. Ранее, до середины ХХ века, в Деяниях черпали историческую схему миссионерского служения Павла, которая дополнялась автобиографическими данными из Посланий. Сейчас же предпочтение отдается Посланиям.
Причины такой переориентации:
1) Историко-критический метод открыл, что Деяния — не «первая церковная история», но передают определенные цели Луки (богословие истории спасения — от Воскресения и Вознесения до Парусии). Исторические сюжеты в Деяниях — не самодостаточные, но следуют определенным богословским задачам, которым их подчиняет Лука.
2) Отношение к феномену личности Павла. Ранее — на событийности, нынче — на личности и значении фигуры Павла.
Характерные черты Посланий как источника данных о Павле. Пишет сам о себе — лучше передан драматизм, постоянно присутствующий в жизни Павла как апостола и проповедника Христа. Больше документальности, т. к. информация дается не по продуманной биографической схеме, а по необходимости в силу конкретного случая. Павел пишет о себе не ради автобиографии, а по иным причинам (апология — отстаивается учение, и полемика — защита своего образа действий). Дает данные о себе в виде отдельных сведений с разной точностью и детальностью.
Послания дополняют (потому что у Луки сообщается не все) и поправляют (потому что другой подход) Деяния.
Историческая ценность Деяний и Посланий разная. См. выше п.1. Деяния — богословие. А не просто история и не биография Павла. Главный объект Деяний — Слово Божие, переходящее от Христа к Церкви, а от Церкви — всему миру. Павел — главный персонаж Луки, потому что выражает идею о всеобщности спасения.
Разные установки Деяний и Посланий. В Посланиях — напряженная борьба Павла с иудео-христианами. В Деяниях — эта борьба — пройденный этап, универсальное значение христианства — уже реальность.
Отличие в установках в следующем:
I) Павел подчеркивает божественное происхождение своего апостольства (большое расстояние до иудейской общины и редкое посещение Иерусалима, акцент на личном общении с лидерами общины Иерусалима). Доказывает свою законность: 1) единством со всеми Церквями; 2) общение со «столпами» в Иерусалиме (Гал 2:9) [с Петром], отображающее общие узы Церкви; 3) получением от апостолов Предания (1 Кор 11:23; 15:3); 4) заботой о сборе подаяния для братьев-христиан Иерусалима [братское единство].
II) У Луки конфликт иудействующих с Павлом исчерпал себя, Деян — это история Слова, а не апостолов. Акцент на развитие Слова «от Иерусалима...и до края земли» (Деян 1:8). Павел — самая активная фигура в водовороте Слова. Его служение начинается в иудео-христианской среде и под влиянием Святого Духа, различных обстоятельств переходит к язычникам. (Двенадцать апостолов поддерживают усилия апостола Павла, который выступает как представитель Антиохийской Церкви)
Итак, Послания — драма, Деяния — раскрытие Промысла Божия, главной темой которых является спасение. Промысел Божий поочереден для обоих, но у Павла всё драматично, а Лука дистанцируется, как историк, от описываемых событий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 168.