Вопрос № 1 Субъекты предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

1. физические лица (индивидуальные предприниматели);

2. юридические лица(коммерческие и некоммерческие организации).

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде

   Основные разновидности предпринимательской деятельности, согласно Гражданскому Кодексу РФ представлены на схеме.

 

 

Схема 4 Субъекты предпринимательской деятельности

Основным критерием классификации юридических лиц является основная цель их деятельности, в соответствии с которой они подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Товарищества представляют собой преимущественно объединения лиц, а общества -объединения капиталов. К числу товариществ относятся полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное), к числу обществ - общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 Гражданского кодекса).

Полными товарищами могут быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, причем они не могут стать участниками другого полного товарищества или товарищества на вере. Ведение дел полного товарищества осуществляется всеми его участниками, то есть каждый полный товарищ может заключать сделки от имени полного товарищества, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок ведения дел -одним или несколькими участниками либо по общему согласию.

Учредительным документом является учредительный договор. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст. 82 ГКРФ). В остальном правовое положение товарищества на вере идентично правовому положению полного товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87ГК РФ, ст. 2 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Высшим органом управления является общее собрание участников, избирающее исполнительные органы общества (коллегиальные или единоличные). Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ). За исключением положения о субсидиарной ответственности его участников, правовое положение обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью идентично.

Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 Гражданского кодекса, ст. 2 федерального закона «Об акционерных обществах»).

Учредительным документом акционерного общества является устав. Высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое избирает совет директоров (наблюдательный совет), являющийся надзорным органом, и исполнительные органы (коллегиальные или единоличные). Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным, а также указание на его вид. Акционерные общества подразделяются на два вида: на открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).

Открытое акционерное общество вправе производить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Максимальное число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Ежегодно оно обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, а также иные сведения. Размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда.

Закрытое акционерное общество распределяет акции исключительно среди учредителей либо среди заранее определенного круга лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Максимальное число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. Закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать данные о своей деятельности в случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти, регулирующим рынок ценных бумаг. Размер уставного капитала закрытого акционерного общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

Производственный кооператив (артель) - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 Гражданского кодекса, ст. 1 Федерального закона «О производственных кооперативах»). Производственный кооператив является особой организационно-правовой формой коммерческих организаций.

Участниками производственного кооператива могут быть также юридические лица, объединяющие свои паевые взносы, если это предусмотрено его уставом. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти, а число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцати пяти процентов от числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Высшим органом управления производственным кооперативом является общее собрание его членов, избирающее наблюдательный совет (если число членов кооператива превышает пятьдесят) и исполнительные органы (коллегиальные или единоличные). Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Собственником имущества является государство или муниципальное образование, и это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Некоммерческие организации

Потребительские кооперативы - организации, члены которых объединили свои имущественные паевые взносы для удовлетворения своих материальных и иных потребностей. К числу потребительских кооперативов относятся жилищно-строительные, гаражные, дачные и прочие кооперативы.

Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Религиозные организации отличаются тем, что они созданы для совместного исповедания и распространения веры и обладают следующими признаками: наличие вероисповедания; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Ликвидация фонда возможна только в судебном порядке.

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциации (союзы) - объединения коммерческих или некоммерческих организаций для координации их деятельности, представления и защиты их интересов.

Публичные образования (государство и муниципальные образования)

Под публичными образованиями в гражданском праве понимаются политические структуры общества, обладающие публичной властью и участвующие в гражданских правоотношениях, как то: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и не вправе использовать свои властные полномочия, поскольку при участии в гражданских правоотношениях они приравниваются по своему правовому положению к частным лицам.

Гражданское законодательство распространяет действие норм, определяющих участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, и на публичные образования, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований. Правоспособность и дееспособность считаются присущими публичным образованиям в силу их статуса. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (так называемого распределенного имущества), а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Публичные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, когда обязанность имущественной ответственности прямо указывается в законе, а также случаи принятия публичным образованием гарантии (поручительства) по обязательствам другого публичного образования либо юридического лица.

Введение новой Организационно-правовой формы(с 1 июля 2012 года)Хозяйственное партнерствоС 1 июля этого года вступает в силу новая редакция п. 2 ст. 50 ГК РФ и Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Теперь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных партнерств.Цели введении новой  ОПФ. Еще когда закон о хозяйственных партнерствах был законопроектом, в пояснительной записке к нему было сказано: «ни одна из существующих организационно-правовых форм не соответствует специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной – особо рисковой) деятельности, а также международным стандартам их осуществления».

Организационно-правовая форма (ОПФ) в виде хозяйственного партнерства по своей сути находится между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом. Цель создания такой ОПФ – защитить договорные условия хозяйственных отношений между собственниками бизнеса (в том числе инвесторами), обеспечить баланс интересов собственников бизнеса в зависимости от степени их реального участия в этом бизнесе. В соглашении об управлении хозяйственным партнерством стороны могут свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы как угодно.

В соглашении об управлении могут участвовать не только владельцы бизнеса, но и третьи лица, например, сотрудники. Соответственно, такая форма ведения бизнеса является стимулом для плодотворной совместной работы и мотивации сотрудников, которые, будучи участниками соглашения, имеют право на дивиденды. В соглашении можно предусмотреть, что в случае увольнения сотрудник теряет свою долю в партнерстве.

Преимуществами хозяйственного партнерства являются возможность гибкого регулирования отношений с инвесторами и партнерами, общее правило об отсутствии требований к уставному капиталу и величине чистых активов, а также специальные правила о защите интеллектуальной собственности хозяйственного партнерства от взысканий.

Хозяйственные партнерства могут быть востребованы в консалтинговых, бухгалтерских, юридических, аудиторских фирмах, в IT-отрасли. Хозяйственные партнерства нужны для инвестиций вstart-up (в русской транскрипции - стартап), когда инвестор вкладывает деньги не только в проект, но и в специалистов, создающих интеллектуальный продукт и заинтересованных в его продвижении и выпуске новых версий, образцов, совершенствовании технологии. Интерес инвестора заключается в росте капитализации компании с целью ее перепродажи в дальнейшем.

Правовые вопросы создания и деятельности хозяйственного партнерства.Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляют которой участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением о партнерстве (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ, далее – Закон № 380-ФЗ). Участниками партнерства могут быть граждане и юридические лица, их не может быть менее 2-х и более 50-ти. Фирменное наименование партнерства должно содержать слова «хозяйственное партнерство». Предмет и цели деятельности партнерства оговариваются его уставом и соглашением об управлении партнерством.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. В решении отражаются следующие вопросы (п.2 ст. 8 Закона № 380-ФЗ):

- учреждение партнерства;

- заключение соглашения об управлении партнерством;

- избрание органов управления партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие) избирается из числа участников партнерства в порядке и на срок, определяемый уставом.

При учреждении партнерства утверждается его аудитор (аудиторская организация или индивидуальный аудитор). Учредительным документом является устав. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законом о госрегистрации (от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Устав партнерства является публичным документом и должен предоставляться для ознакомления любому третьему лицу, а соглашение о партнерстве разглашается только с согласия исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке. Соглашение об управлении партнерством, все изменения и дополнения к нему должны быть удостоверены нотариусом и храниться у нотариуса. На госрегистрацию предоставляется только устав.

Законом № 380-ФЗ предусмотрены следующие ограничения прав партнерства в виде запретов:

- на эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- на размещение рекламы своей деятельности;

- на учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

Обратите внимание! По мнению разработчиков закона, запрет на рекламу не запрещает представлять деятельность хозяйственного партнерства конкретным инвесторам или определенному кругу лиц.

Кроме этого, права хозяйственного партнерства могут быть ограничены уставом партнерства или соглашением об управлении партнерством. Например, соглашением об управлении может быть ограничено право на выход из состава партнерства. Виды деятельности партнерства также ограничены предметом и целями деятельности, закрепленными в уставе и соглашении об управлении (п. 3 ст. 2 Закона № 380-ФЗ).

Соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же партнерством.

Права и обязанности участника партнерства, закрепленные в соглашении об управлении, при выходе из состава партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором. Этот договор заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства.

Участник партнерства в следующих случаях может быть исключен из партнерства только в судебном порядке:

- участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом № 380-ФЗ или соглашением об управлении партнерством;

- своими действиями (бездействием) участник делает невозможным деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства и только в случае невнесения участником вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства.

Решение об исключении может быть обжаловано участником в суд (п. 2 ст. 7 Закона № 380-ФЗ).

Ответственность в партнерстве.Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его имени могут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного иска к нему.

Устав партнерства. В уставе партнерства должны содержаться следующие положения (п. 2 ст. 9 Закона № 380-ФЗ):

- полное фирменное наименование партнерства;

- цели и виды деятельности;

- место нахождения;

- общий размер и состав складочного капитала;

- порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

- наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

- порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Изменения в устав вносятся только по единогласному решению участников партнерства. Внесенные в устав изменения подлежат госрегистрации в установленном порядке.

Соглашение об управлении партнерством. Обязательные нормы соглашения об управлении партнерством предусмотрены п. 6 ст. 6 Закона № 380-ФЗ.

Соглашение содержит:

- сведения о предмете деятельности партнерства;

- условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале;

- условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал;

- условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности;

- ответственность участников за нарушение конфиденциальности;

- порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения.

Кроме этого, пунктом 7 ст. 6 Закона № 380-ФЗ установлены положения, которые могут быть включены в соглашение об управлении.

Складочный капитал партнерства. Законом № 380-ФЗ не регулируются размер складочного капитала и сроки его формирования. Порядок внесения вкладов в складочный капитал партнерства устанавливается соглашением об управлении партнерством. Каждый участник партнерства обязан внести вклад. Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами, имущественными правами или иными правами, имеющими денежную оценку. Соглашением может быть предусмотрено последовательное внесение участниками вкладов.

Денежная оценка неденежных вкладов (либо назначение оценщика) утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия вклады вносятся в денежной форме.

Вкладом в хозяйственное партнерство не могут быть ценные бумаги, за исключениемоблигаций хозяйственных обществ. Такие облигации должны отвечать требованиям, установленным приказом ФСФР от 19.04.2012 № 12-26/пз-н (зарегистрирован в Минюсте 09.06.2012). Это – облигации, срок погашения которых не наступил, и которые соответствуют хотя бы одному из следующих требований:

1) облигации включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже или ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

2) облигации хозяйственного общества, номинальная стоимость которых в совокупности с номинальной стоимостью иных размещенных и находящихся в обращении облигаций того же хозяйственного общества не превышает размер его уставного капитала;

3) облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

К партнерству переходит доля участника партнерства (п.п. 5 и 6 ст. 11 Закона № 380-ФЗ):

- вышедшего из партнерства путем отказа от участия в партнерстве;

- исключенного из партнерства.

Партнерство вправе приобретать и отчуждать доли в своем складочном капитале без каких-либо ограничений, за исключением случаев, когда соглашением об управлении партнерством установлены такие ограничения или запрет (п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона № 380-ФЗ).

Реестр партнерства. Партнерство ведет реестр участников с указанием сведений:

- о каждом участнике, размере его доли в складочном капитале и внесении им вклада;

- о размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством.

Сведения о составе участников партнерства вносятся в ЕГРЮЛ. Сведения о долях участников, их размере и стоимости в ЕГРЮЛ не отражаются.

Реорганизация партнерства. Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

            Вопрос № 2 Формы и виды собственности

Формы собственности находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. В настоящее время наибольшее значение имеют три основные вида собственности: частная (индивидуальная и коллективная), государственная (общественная) и муниципальная (коммунальная) (см. схему 5.)

 

Схема 5. Структура форм собственности

 

В условиях частной собственности собственником является тот, чье слово в решении вопросов об использовании ресурса признается окончательным. Таким образом, отдельные субъекты находятся в привилегированном положении в смысле доступа к тем или иным ресурсам; доступ открыт только собственнику или лицам, которым он передал или делегировал свои полномочия. Он сам определяет, как использовать или кому и на каких условиях передавать принадлежащие ему блага.

В собственности граждан и юридических лиц в России может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые по закону не могут принадлежать физическим и юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничиваются. Коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками имущества, передаваемого им в качестве вкладов (взносов) учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. [Гражданский кодекс РФ, ч.1. ст. 213]

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется установлением правил, исходя из коллективных интересов общества в целом. Это предполагает, во-первых, установление принципов, определяющих, в чем же именно определяется коллективный интерес (благо общества); а во-вторых, создание процедур, выражающих эти общие принципы в конкретных способах принятия решений по использованию каждого отдельного ресурса (т.е. решается ли это голосованием, делегированием прав профессиональным экспертам, единоличным распоряжением верховного руководителя и т.д.).

В этом смысле никто не находится в привилегированном положении: ничьи личные интересы не признаются достаточными для распоряжения ресурсами. Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными, исключительными, продаваемыми на рынке правами на использование ресурса. Особый характер носит и целевая функция государственных предприятий: она не исчерпывается максимизацией прибыли и может подчиняться разного рода внеэкономическим целям: социальным, политическим, культурным.

На основании ГК РФ ч. 1 ст. 214 , государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Преобладание государственной формы собственности ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики страны, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна для производителя. Мировая практика показывает, что в большинстве случаев государственная собственность функционирует менее эффективно, чем другие формы. С одной стороны, это связано с тем, что государственная собственность преобладает в тех сферах, где возможности рынка ограничены и снижена мотивация к труду. С другой стороны, эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации.

Муниципализация означает передачу государственной властью права собственности на землю предприятию; строения - органам городского (сельского) самоуправления. Муниципальная собственность ? имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, которые на основании соответствующего законодательства (в РФ на основании Гражданского кодекса) владеют, пользуются и распоряжаются им.

От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований,  непосредственно население. Объектами муниципальной собственности становятся, прежде всего, системы жизнеобеспечения населенных мест (водопровод, канализация, тепло- и газоснабжение, транспорт, жилищный фонд и т.д.). Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ; прежде всего - это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и предоставляемые населению услуги оказываются дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам или ведомствам. Кроме того, муниципализация способствует уменьшению дотаций и обходится дешевле государственному бюджету. Сосредоточение в единых руках всех технических служб города позволяет, упорядочив их эксплуатацию, предоставлять населению дополнительные удобства.

Во многих странах запада формирование муниципальной собственности предоставляет населению большие материальные выгоды, в т.ч. посредством снижения налогов.

В РФ различают два вида собственности:

1) общую долевую, когда определяется доля каждого из собственников (двух или нескольких лиц) в праве собственности на имущество;

2)общую совместную – без определения таких долей.

Как показывает опыт, три формы собственности никогда не существуют в чистом виде, во всех обществах они “перемешаны” в различных пропорциях, поэтому в реальной экономической жизни выделяют еще смешанную форму собственности. При этом на некоторые виды ресурсов везде распространяется одна и та же форма собственности. Например, практически повсеместно предметы одежды находятся в частной, городские парки – в муниципальной, а вооружение – в государственной собственности.

В настоящее время в России, как и в большинстве стран мира, выделяются следующие формы собственности: государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации), муниципальная (городов, районов, сел), собственность общественных объединений (организаций), частная (индивидуальная, групповая), общая (совместная и долевая) и др.

 

 Вопрос № 3 Правомочия собственности

В п. 1 ст. 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права триады правомочий:
- владения;
- пользования;
- распоряжения.

Под правомочием владения понимается основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Оно тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.
Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности.

Неоднократно предпринимавшиеся попытки дополнить эту триаду другими правомочиями, например правомочием управления, оказались безуспешными.

При более тщательном рассмотрении такиеправомочия оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у негоправомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.

У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и несобственнику, а иному законному владельцу имущества, например доверительному управляющему или арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателяпо договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе триада правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

Более того, обозначение правомочий собственника как триады возможностей свойственно лишь нашему национальному правопорядку.

Впервые оно было законодательно закреплено в 1832 г. в ст. 420 т. X ч. 1 Свода законов Российской империи[1], откуда затем по традиции перешло и в Гражданские кодексы 1922 и 1964 гг., и в Основы гражданского законодательства 1961 и 1991 гг., и в ГК РФ.

 Согласно этой норме право собственности определялось как "власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно". Триада правомочийсобственника была предусмотрена и ст. ст. 756 - 758 дореволюционного проекта Гражданского уложения.

В зарубежном законодательстве имеются иные характеристики этого права. Так, согласно § 903 Германского гражданского уложения собственник "может распоряжаться вещью по своему усмотрению и отстранять других от всякого воздействия на нее"; в соответствии со ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник "пользуется и распоряжается вещами наиболее абсолютным образом"; в англо-американском праве, не знающем в силу своего прецедентного характера легального (законодательного) определения права собственности, его исследователи насчитывают до 10 - 12 различных правомочий собственника, причем способных в разных сочетаниях одновременно находиться у различных лиц[2], и т.д.Наконец, даже признание за собственником триады правомочий не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных ему возможностей. Так, в соответствии с российским законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению (ст. 42 Земельного кодекса)[3] или отчуждать его лицам, которые не смогут обеспечить продолжение такого использования (например, для сельскохозяйственного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли. Строго целевое назначение имеют также жилые помещения - жилые дома, квартиры и т.д. Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, их использование в иных целях, в частности для размещения различных контор (офисов), складов, производств и т.д., хотя бы и по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке (п. 2 и п. 3 ст. 288 ГК). Ведь использование названных недвижимостей всегда так или иначе не только затрагивает интересы соседей или других окружающих собственника лиц, но и имеет большое социальное значение в условиях их сохраняющегося дефицита.

Поэтому установление целевого назначения для соответствующих объектов и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этомсобственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Вместе с тем в конкретных ситуациях следует исходить из того предположения (презумпции), что собственник действует в границах своего права, а тот, кто ссылается на их нарушениесобственником, должен доказать наличие соответствующих ограничений и выход собственника за их пределы[4].

С учетом аналогичного по сути правила п. 2 ст. 209 ГК РФ данный подход вполне приемлем и для российского права.
Возможны и ограничения (пределы) осуществления права собственности, предусмотренные законом или договором. Так, права приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивенцем (ст. 601 ГК) исключают для него возможность отчуждать или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты). Это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательства из-за серьезного нарушения своих обязанностей плательщиком ренты (ст. ст. 604, 605 ГК). В такой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог вещи, но по общему правилу лишенный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК).






Дата: 2018-12-28, просмотров: 27.