(вторая половина XIII – XVI в.)
События, связанные с борьбой против монгольского ига, возвышением Москвы и созданием единого централизованного государства оказали значительное влияние на развитие русской культуры.
Главной темой литературы второй половины XIII века стало Батыево нашествие.
Первый отклик на это событие – «Слово о погибели русской земли» - проникнуто подлинным трагизмом описываемого. Другое произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем» – уже содержит призыв к борьбе против врага. Одним из действующих лиц Повести является рязанский боярин ЕвпатийКоловрат, ведущий партизанскую войну против монголов. Ему же посвящено отдельное произведение: «Песня о ЕвпатииКоловрате».
С первыми победами над грозным врагом в русскую литературу приходит оптимизм и гордость за свой народ. Создан целый ряд произведений, посвященных Куликовской битве, которая становится одной из главных тем в культуре этого периода.
Центральное место в литературе этого времени занимают «Задонщина» (кон. XIV века, автор – СафонийРязанец) и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая пол. XV века, автор неизвестен).
С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV веке в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и даже римских императоров (от Августа). Другим произведением такого рода становится послание монаха Филафея Василию III, в котором утверждалось, что Москва – это «третий Рим» (теория «Москва – третий Рим»). «Первый Рим» (собственно Рим) пал из-за ересей, «второй Рим» - из-за унии (союза) с католичеством (Флорентийская уния). «Два Рима падоша, а третий стоить, а четвертому не бывати». Теория Филафея превращала Москву в столицу православия и возлагала на нее обязанности по его защите.
Во второй половине XV века новое рождение переживает старый жанр «хождений» - описание путешествий. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором описывается путешествие в Иран и Индию (1469 – 1472гг.).
В начале XVI века в России резко возрастает интерес к чтению. Стремясь удовлетворить этот интерес и направить его в нужное русло, митрополит Макарий создает «Великие Четьи Минеи». «Четьи» – книги, предназначенные не для церковной службы, а для чтения. «Минеи» – сборники произведений, распределенных для ежедневного чтения.
Выдающимся памятником литературы XVI века стал «Домострой» Сильвестра. В этой книге с патриархальной точки зрения описывалось, какие порядки должны царить в семье и в доме вообще.
Важным достижением стало начало книгопечатания. Первая типография была открыта около 1553 года, но имя печатника не известно. В 1563 – 64 годах работает типография Ивана Федорова, которого и принято считать первопечатником. Первая печатная книга на Руси – «Апостол».
Одной из основных тенденций в развитии культуры XVI века стало обмирщение или секуляризация, т.е. усиление в культуре светских начал. Одним из проявлений этого процесса становится возникновение русской публицистики. Виднейшими публицистами того времени были Федор Карпов и Иван Пересветов (возможно, под этим псевдонимом писал сам Иван Грозный). Одним из ярчайших памятников публицистики XVI века стала переписка Ивана IV с Андреем Курбским.
Конец XV-начало XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение жидовствующих, направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировались два течения:
нестяжательство, вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Бассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием;
иосифлянство во главе Иосифом Волоцким, выступавшиеза материально сильную церковь.
Нестяжатели были осуждены Стоглавым собором как еретики.
Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается: она удивительно пластична и выразительна (церковь Николы на Липне). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице). Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее Возвышения: стал белокаменный Кремль (1367 г.). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй пол. XV-начале XVI в. Итальянскими мастерами П. А. Солари и А. Фиораванти возводятся новые кирпичные стены Кремля – из красного кирпича, длинной более 2 км, с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор, мастера Солари и Руффо вместе с псковскими строителями возводят Благовещенский собор. Таким образом, складывается ансамбль Грановитой палаты.
Наиболее ярким признаком архитектурных памятников XVI века является шатровый стиль. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана IV. Вершиной же русского зодчества XVI в., является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого). Построен мастерами Бармой и Постником.
В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.
В XIV -XV вв. высшего развития: достигает русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Другим выдающимся иконописцем был Андрей Рублев (около 1360-1430 гг.). Самая знаменитая его икона – «Троица». Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV-начале XVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.).
Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название строгановской школы, по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.