Стандарты системы качества являются государственными стан-дартами во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.
Качество — это совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя.
Объектами качества являются:
• собственно продукция (товары или услуги);
• процесс производства продукции или оказания услуги;
• сам производитель (организация, система или работник). Стандарт ISO 9000. Представляет собой общие требования
к построению систем учета и управления на предприятии, которые могли бы гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. Современные стандарты регламентируют процессный подход к менеджменту качества.
«Процесс — это набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы. Примечания. 1. Входы процессов, как правило, являются выходами других процессов. 2. Процессы в организации плани-руются и исполняются при управляемых условиях для добавле-ния ценности» (ISO 9000. Introduction and Support Package: Guidelines on the Process Approach to quality management systems. ISO/ТС 176/SC 2/N 544R. 2001).
Концептуальной основой процессного подхода является то, что предприятие создает, поддерживает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному совершенствованию.
Международные стандарты семейства ISO 9000 законодательно закрепили процессный подход к системе качества, т.е. любую деятельность или работу необходимо рассматривать как процесс, и качество конечного продукта зависит от качества реализации процессов (рис. 5.3).
В соответствии с концепцией ISO 9000 каждый процесс связан с преобразованием объекта труда и имеет вход и выход.
В ISO 9000 выделяются четыре общие категории продукции:
• оборудование (технические средства);
• интеллектуальная продукция (интеллектуальные средства) — результат интеллектуальной деятельности (представленной в форме программных систем, методологий, концепций, протоколов, документов и др.);
• перерабатываемые материалы (материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние);
• услуги.
13. Бизнес-план проекта КИС.
Конечная цель информатизации предприятия — получение прибыли от основной деятельности за счет внедрения современных ИТ, улучшающих все бизнес-процессы предприятия, что не может не сказываться на финансовых показателях предприятия в целом. Создание КИС на предприятии — дорогостоящий процесс, нередко требующий инвестиций. Таким образом, основной внешней целью бизнес-плана проекта КИС является привлечение внешнего капитала и обоснование финансовых средств, направленных на информатизацию.
Кроме внешних целей, бизнес-план КИС может быть ис-пользован и для реализации внутренних целей;
• оценка научного, технического, производственного и коммерческого потенциала предприятия и выявление резервов;
• подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;
• подбор новых и переобучение собственных сотрудников;
• контроль за финансовыми результатами деятельности;
• снижение риска в процессе деятельности;
• формирование благоприятного имиджа предприятия и т.п.
В традиционной трактовке бизнес-план описывает предприятие (настоящее или будущее); планируемую продукцию или услуги (особенно важно показать конкурентные преимущества); рынок, на который эта продукция (услуги) направлены; ресурсы и квалификацию персонала; финансовые потребности и планируемые финансовые результаты. Биснес-план проекта КИС призван сконцентрировать информационно-технологические идеи по совершенствованию бизнес-процессов на основе ис-пользования новых ИТ.
Содержание бизнес-плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует предприятие, а также от типа проекта: разработка уникального решения или использование тиражируемой модели КИС. В табл. 6.4 приводится макет бизнес- плана проекта КИС.
Структура БП
1. Резюме — общее описание проекта
2. Предприятие и его окружение (продукты и/или услуги, производство, цены, конкуренты)
3. Рынки сбыта основной продукции/ услуг предприятия
4. Результаты маркетинговых исследований ИТ-рынка
5. Производственная программа в условиях действующей КИС
6. Организация производства в условиях КИС
7. Организационно-правовая форма предприятия
8. Инвестиционный и финансовый планы
9. Рентабельность проекта КИС
14. Техническое задание проекта КИС.
Техническое задание создается как на адаптируемый, так и на уникальный проект КИС с той разницей, что в ТЗ на уни-кальный проект КИС должен быть предусмотрен документ «Спе-цификация на программное обеспечение КИС».
В техническом задании устанавливаются требования к со-здаваемой КИС. Определение корректных требований — самый ответственный этап проекта КИС. Ошибки, допущенные на этой стадии, особенно ощутимы для проекта. Следует помнить, что ТЗ — это основной документ, применяемый в процессе аттеста-ционных и приемочных испытаний.
Один из вопросов, который решается в ТЗ КИС, — опреде-ление функциональной области действия проекта КИС. Пред-метную область КИС можно рассматривать относительно дан-ных, процесса и поведения
В общем ТЗ должны быть предусмотрены следующие разделы.
1. Общие сведения:
• полное наименование проекта КИС с утверждающими подписями заказчика и исполнителя;
• цель проекта, его назначение;
• организация-заказчик, организация-головной исполнитель и соисполнители проекта;
• общие сроки выполнения проекта;
• предварительные оценки трудоемкости и стоимости про-екта;
• источники финансирования.
2. Стандарты и базовые нормативные документы для выпол-нения проекта.
3. Общие характеристики системы информатизации:
• общие требования к системе и внешней среде;
• общие ограничения проекта;
• характеристика организационной схемы предприятия;
• характеристика территориальных площадок;
• классы и характеристики пользователей;
• количество поддерживаемых терминалов;
• число одновременно работающих пользователей;
• перечень функциональных частей и бизнес-процессов (с указанием владельца), подлежащих автоматизации.
4. Функциональные требования:
• перечень функциональных частей (видов деятельности) КИС;
• цель решения функциональной задачи (для каждой задачи);
• исходные данные (источники, показатели их значений и т.п.);
• операции для реализации (типы необходимой обработки);
• требуемые результаты (назначения, диапазоны значений и т.п.).
5. Требования к информационному обеспечению КИС (по каждому бизнес-процессу).
Входная информация:
• источники информации и их идентификаторы;
• перечень и описание входных сообщений (формы до-кументов);
• периодичность и сроки поступления информации;
• связь со справочной информацией;
• описание структурных единиц входных сообщений.
Выходная информация:
• получатели и назначение выходной информации;
• перечень и описание выходных сообщений;
• периодичность выдачи выходных сообщений;
• допустимое время задержки выходных сообщений.
Хранимая информация:
• объемы хранимой информации в целом и по каждому биз-нес-процессу;
• типы хранимых данных;
• перечень и характеристика хранимых справочников;
• перечень и характеристика хранимых классификаторов.
6. Общие требования к архитектуре КИС.
7. Требования к программному обеспечению КИС (указыва-ется предполагаемый тип тиражируемой модели КИС или при-водится дополнительный документ «Спецификация требований к программному обеспечению» в случае уникального КИС-про- екта).
8. Требования к составу аппаратно-технического комплекса.
9. Требования к персоналу/пользователям ИТ-услуг, предо-ставляемых КИС предприятия.
10. Требования к организационной структуре информаци-онного обслуживания пользователей в условиях действующей информационной системы.
11. Требования к информационной безопасности.
12. Требования к технической и организационно-правовой документации КИС.
В Приложении к Техническому заданию должны содержать-ся результаты реинжиниринга и моделирования бизнес-процес-сов «как должно быть».
Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.