Стандарты на крупномасштабные программные продукты. Стандарты системы качества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стандарты системы качества являются государственными стан-дартами во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Качество — это совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя.

Объектами качества являются:

•        собственно продукция (товары или услуги);

•        процесс производства продукции или оказания услуги;

•        сам производитель (организация, система или работник). Стандарт ISO 9000. Представляет собой общие требования

к построению систем учета и управления на предприятии, которые могли бы гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. Современные стандарты регламентируют процессный подход к менеджменту качества.

«Процесс — это набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы. Примечания. 1. Входы процессов, как правило, являются выходами других процессов. 2. Процессы в организации плани-руются и исполняются при управляемых условиях для добавле-ния ценности» (ISO 9000. Introduction and Support Package: Guidelines on the Process Approach to quality management systems. ISO/ТС 176/SC 2/N 544R. 2001).

Концептуальной основой процессного подхода является то, что предприятие создает, поддерживает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному совершенствованию.

Международные стандарты семейства ISO 9000 законодательно закрепили процессный подход к системе качества, т.е. любую деятельность или работу необходимо рассматривать как процесс, и качество конечного продукта зависит от качества реализации процессов (рис. 5.3).

В соответствии с концепцией ISO 9000 каждый процесс связан с преобразованием объекта труда и имеет вход и выход.

В ISO 9000 выделяются четыре общие категории продукции:

•        оборудование (технические средства);

•        интеллектуальная продукция (интеллектуальные средства) — результат интеллектуальной деятельности (представленной в форме программных систем, методологий, концепций, протоколов, документов и др.);

•        перерабатываемые материалы (материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние);

•        услуги.


 

13. Бизнес-план проекта КИС.

Конечная цель информатизации предприятия — получение прибыли от основной деятельности за счет внедрения современных ИТ, улучшающих все бизнес-процессы предприятия, что не может не сказываться на финансовых показателях предприятия в целом. Создание КИС на предприятии — дорогостоящий процесс, нередко требующий инвестиций. Таким образом, основной внешней целью бизнес-плана проекта КИС является привлечение внешнего капитала и обоснование финансовых средств, направленных на информатизацию.

Кроме внешних целей, бизнес-план КИС может быть ис-пользован и для реализации внутренних целей;

•        оценка научного, технического, производственного и коммерческого потенциала предприятия и выявление резервов;

•        подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;

•        подбор новых и переобучение собственных сотрудников;

•        контроль за финансовыми результатами деятельности;

•        снижение риска в процессе деятельности;

•        формирование благоприятного имиджа предприятия и т.п.

В традиционной трактовке бизнес-план описывает предприятие (настоящее или будущее); планируемую продукцию или услуги (особенно важно показать конкурентные преимущества); рынок, на который эта продукция (услуги) направлены; ресурсы и квалификацию персонала; финансовые потребности и планируемые финансовые результаты. Биснес-план проекта КИС призван сконцентрировать информационно-технологические идеи по совершенствованию бизнес-процессов на основе ис-пользования новых ИТ.

Содержание бизнес-плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует предприятие, а также от типа проекта: разработка уникального решения или использование тиражируемой модели КИС. В табл. 6.4 приводится макет бизнес- плана проекта КИС.

Структура БП

1. Резюме — общее описание проекта

2. Предприятие и его окружение (продукты и/или услуги, производство, цены, конкуренты)

3. Рынки сбыта основной продукции/ услуг предприятия

4. Результаты маркетинговых исследований ИТ-рынка

5. Производственная программа в условиях действующей КИС

6. Организация производства в условиях КИС

7. Организационно-правовая форма предприятия

8. Инвестиционный и финансовый планы

9. Рентабельность проекта КИС


 

14. Техническое задание проекта КИС.

Техническое задание создается как на адаптируемый, так и на уникальный проект КИС с той разницей, что в ТЗ на уни-кальный проект КИС должен быть предусмотрен документ «Спе-цификация на программное обеспечение КИС».

В техническом задании устанавливаются требования к со-здаваемой КИС. Определение корректных требований — самый ответственный этап проекта КИС. Ошибки, допущенные на этой стадии, особенно ощутимы для проекта. Следует помнить, что ТЗ — это основной документ, применяемый в процессе аттеста-ционных и приемочных испытаний.

Один из вопросов, который решается в ТЗ КИС, — опреде-ление функциональной области действия проекта КИС. Пред-метную область КИС можно рассматривать относительно дан-ных, процесса и поведения

В общем ТЗ должны быть предусмотрены следующие разделы.

1.       Общие сведения:

•        полное наименование проекта КИС с утверждающими подписями заказчика и исполнителя;

•        цель проекта, его назначение;

•        организация-заказчик, организация-головной исполнитель и соисполнители проекта;

•        общие сроки выполнения проекта;

•        предварительные оценки трудоемкости и стоимости про-екта;

•        источники финансирования.

2.       Стандарты и базовые нормативные документы для выпол-нения проекта.

3.       Общие характеристики системы информатизации:

•        общие требования к системе и внешней среде;

•        общие ограничения проекта;

•        характеристика организационной схемы предприятия;

•        характеристика территориальных площадок;

•        классы и характеристики пользователей;

•        количество поддерживаемых терминалов;

•        число одновременно работающих пользователей;

•        перечень функциональных частей и бизнес-процессов (с указанием владельца), подлежащих автоматизации.

4.       Функциональные требования:

•        перечень функциональных частей (видов деятельности) КИС;

•        цель решения функциональной задачи (для каждой задачи);

•        исходные данные (источники, показатели их значений и т.п.);

•        операции для реализации (типы необходимой обработки);

•        требуемые результаты (назначения, диапазоны значений и т.п.).

5.       Требования к информационному обеспечению КИС (по каждому бизнес-процессу).

Входная информация:

•        источники информации и их идентификаторы;

•        перечень и описание входных сообщений (формы до-кументов);

•        периодичность и сроки поступления информации;

•        связь со справочной информацией;

•        описание структурных единиц входных сообщений.

Выходная информация:

•        получатели и назначение выходной информации;

•        перечень и описание выходных сообщений;

•        периодичность выдачи выходных сообщений;

•        допустимое время задержки выходных сообщений.

Хранимая информация:

•        объемы хранимой информации в целом и по каждому биз-нес-процессу;

•        типы хранимых данных;

•        перечень и характеристика хранимых справочников;

•        перечень и характеристика хранимых классификаторов.

6.       Общие требования к архитектуре КИС.

7.       Требования к программному обеспечению КИС (указыва-ется предполагаемый тип тиражируемой модели КИС или при-водится дополнительный документ «Спецификация требований к программному обеспечению» в случае уникального КИС-про- екта).

8.       Требования к составу аппаратно-технического комплекса.

9.       Требования к персоналу/пользователям ИТ-услуг, предо-ставляемых КИС предприятия.

10.     Требования к организационной структуре информаци-онного обслуживания пользователей в условиях действующей информационной системы.

11.     Требования к информационной безопасности.

12.     Требования к технической и организационно-правовой документации КИС.

В Приложении к Техническому заданию должны содержать-ся результаты реинжиниринга и моделирования бизнес-процес-сов «как должно быть».


 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.