При использовании спиральной модели в проекте, для которого она в достаточной мере подходит, проявляются следующие преимущества:
• позволяет заказчику «увидеть» систему на ранних этапах, что обеспечивается созданием прототипов на каждом витке спирали;
• предусматривает активное участие заказчика при плани-ровании, анализе рисков, разработке, а также в выполнении оценочных действий;
• обеспечивает разбиение большого объема работы на части; при этом сначала реализуются функции с высокой степенью риска, что позволяет принять решение о целесообразности продолжения работы над проектом на ранних стадиях;
• возможность гибкого режима проектирования системы, поскольку в модели разрешены итерации на всех фазах ЖЦ;
• не ставится цель довести продукт до совершенства;
• поддерживается высокая частота обратной связи (от заказчика к разработчикам), начиная с самых ранних этапов модели, что обеспечивает создание продукта высокого качества и с требуемыми характеристиками;
• выполняется постоянное совершенствование процесса управления качеством, контроль за выполнением процесса раз-работки, затратами, соблюдением графика и кадровым обеспе-чением, что достигается проведением анализа в конце каждой итерации;
• сокращается время разработки благодаря повторному ис-пользованию программных компонентов;
• повышается вероятность предсказуемости поведения системы с помощью уточнения поставленных целей;
• не требуется заранее распределять все необходимые для выполнения проекта финансовые ресурсы.
Недостатки спиральной модели
В случае ошибочного выбора спиральной модели для реали-зации проекта могут проявиться следующие недостатки:
• модель имеет более сложную структуру, чем каскадная;
• необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов для оценки рисков;
• спираль может продолжаться до бесконечности, поскольку каждая ответная реакция заказчика на созданную версию может порождать новый цикл;
• большое количество промежуточных стадий может вызвать создание дополнительной внутренней и внешней документации.
Концепции КИС. MRP и MRP II
Концепция MRP
В конце 1960-х гг. в работах О. Уайта и Американского об-щества по управлению запасами и управлению производством (APICS, American Production and Inventory Control Society) были сформулированы алгоритмы планирования, которые получили название MRP (Material Requirements Planning — планирование материальных потребностей). Методология MRP возникла как потребность формализовать бизнес-процессы, связанные с уп-равлением запасами.
Автоматизированные информационные системы, реализую-щие методологию MRP, получили название MRP-систем. Ос-новными задачами MRP-систем являются:
• расчет требуемого количества материальных ресурсов для производства конкретного вида продукции;
• расчет сроков, к которым они должны быть поставлены.
Специфика MRP-систем проявляется в следующем:
а) оперирование различными видами ресурсов предприятия в едином информационном пространстве;
б) автоматическая поддержка уникальных идентификаторов объектов и использование их во всех подсистемах ИС;
в) максимальное приближение регистрации конкретной операции к месту ее возникновения или выполнения.
Концепция MRP II
MRPII- это методология управления всеми производственны-ми ресурсами предприятия.
В состав систем класса MRPII входят следующие функцио-нальные блоки:
1. Бизнес-планирование (Business Planning, ВР). Формиро-вание долгосрочного плана предприятия в стоимостном выра-жении.
2. Планирование продаж и деятельности предприятия в це-лом (Sales and Operations Planning, S&OP). Преобразование биз-нес-плана в планы продаж основных видов продукции. Произ-водственные мощности учитываются лишь укрупненно. План носит среднесрочный характер.
3. Планирование производства (Production Planning, РР). План продаж по видам продукции преобразуется в объемный или объемно-календарный план производства видов продукции.
4. Разработка графика выпуска продукции (Master Production Scheduling, MPS). План производства преобразуется в график выпуска продукции, определяющий количество конкретных из-делий (или партий) с указанием сроков их изготовления. План носит среднесрочный характер
5. Планирование материальных потребностей (Material Require-ments Planning, MRP). Определение потребности в ма-териальных ресурсах, необходимых для обеспечения графика вы-пуска продукции, в количественном выражении и с учетом вре-менных параметров.
6. Планирование производственных мощностей (Capacity Requirements Planning, CRP). Определение и сравнение имею-щихся и требуемых производственных мощностей.
7. Различные системы оперативного управления производ-ством. Формирование оперативных планов-графиков работы.
MRPII — это методология, которая включает детальное планирование производства, финансовое планирование себестоимости материалов и производственных затрат, а также моделирование процесса производства, которое выполняется посредством нахождения вариантов решений при ответе на вопросы типа «Что будет, если?...».
Спецификой систем MRPII является создание единой ин-формационной системы с использованием интегрированной БД, управляющей различными процессами, такими как планирова-ние, оценка производственных мощностей, снабжение, учет.
Внедрение систем MRPII выявило ряд недостатков, свой-ственных системам данного класса.
1. Слабая интеграция с системами автоматизированного про-ектирования и конструирования продукции.
2. Слабая интеграция с автоматизированными системами проектирования технологических процессов и автоматизации производства.
3. Отсутствие связи с процессами управления финансами и кадрами.
Концепции КИС. ERP, ERP II
Концепция ERP
ERP-системы являются интегрированным (корпоративным) инструментом управления производственными процессами на предприятии, который:
• оперирует всеми ресурсами предприятия (финансовыми, производственными, сбытовыми, человеческими): от получения ресурсов, изготовления продукции до ее транспортировки;
• охватывает все базовые процессы производственной и ком-мерческой деятельности предприятия, такие, как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запаса-ми, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг;
• содержит описание тысяч стандартных бизнес-процессов;
• обладает мощными средствами настройки параметров си-стемы на существующие процессы предприятия;
• проводит мониторинг всех бизнес-процессов производства;
• является ключевым инструментом для поддержки и уско-рения процессов, связанных с обработкой заказов;
• предоставляет актуальную, достоверную и непротиворе-чивую информацию для принятия управленческих решений;
• ориентирован на решение задач управления большими корпорациями с территориально распределенными ресурсами и процессами (поддержка нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности);
• создает инфраструктуру для электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями;
• поддерживает Internet/Intranet/Extranet-технологии;
• обеспечивает высокую масштабируемость (несколько ты-сяч пользователей);
• поддерживает системы стандартов на проектирование ин-формационных систем;
• включает расширенные графические средства мониторинга и моделирования бизнес-процессов;
• поддерживает клиент-серверную архитектуру и реализует-ся как открытые системы.
Базовые функции ERP-систем описаны в стандарте ISO / IEC 2382-24:1995. К ним относятся:
• управление финансовыми ресурсами (Financial Manage-ment);
• управление персоналом (Human Resources);
• ведение портфеля заказов (Customer Orders);
• управление запасами (Inventory Management);
• управление складами (Warehouse Management);
• управление закупками (Purchasing); ■
• управление продажами (Sales);
• управление сервисным обслуживанием (Service);
• прогнозирование объема реализации и продаж (Forecasting);
• объемное планирование (Master Production Scheduling);
• расчет потребностей в материалах (Materials Requirement Planning);
• оперативно-производственное планирование (Finite Scheduling);
• оперативное управление производством (Production Activity Control);
• управление техническим обслуживанием оборудования (Equipment Maintenance);
• расчет себестоимости продукции и затрат (Cost Accounting);
• управление транспортировкой готовой продукции (Trans-portation).
Концепция ERPII
По определению компании Gartner Group, концепция ERPII — это стратегия разработки и внедрения приложений, которые обеспечивают интеграцию ключевых для предприятия внутрен-них и внешних процессов.
Согласно концепции ERPII дальнейшее развитие прикладных систем для предприятий планируется по следующим на-правлениям.
1. Углубление имеющейся функциональности, т. е. поддер-жка как можно большего набора вариантов выполнения типовых бизнес-задач и бизнес-процессов.
2. Упрощение создания специализированных отраслевых ре-шений, интегрированных с базовыми функциями ERP-систем.
3. Все большую роль будут играть средства для управления межкорпоративными бизнес-процессами.
4. Создание web-порталов предприятий как единого средства доступа к различным информационным ресурсам и платформы для реализации бизнес-процессов; активное использование интернет-технологий.
Внедрение КИС класса ERPII повышает конкурентоспособ-ность предприятий на рынке, синхронизируя и оптимизируя внутренние и внешние бизнес-процессы.
ERPII — это стратегия разработки и внедрения приложений, которая обеспечивает интеграцию ключевых для предприятия внешних и внутренних процессов и включает средства управле-ния межкорпоративным взаимодействием, электронной коммер-ции и модули, обеспечивающие интеграцию с интернет-серви-сами и технологиями
Концепции КИС. CIM.
Гибкая производственная система — «...управляемая средствами вычислительной техники совокупность технологического обору-дования, состоящего из разных сочетаний гибких производственных модулей и (или) гибких производственных ячеек, автома-тизированной системы технологической подготовки производства и системы обеспечения функционирования, обладающая свойством автоматизированной переналадки при изменении программы производства изделий» (ГОСТ 26228—90).
Внедрение ГПС позволяло:
• сократить численность рабочей силы за счет перехода на автоматические производственные линии;
• снизить зависимость производства от человеческого фактора;
• увеличить эффективность использования оборудования;
• сократить время на переналадку производства при переходе на новый ассортимент продукции;
• оперативно реагировать на потребности рынка;
• повысить качество выпускаемой продукции.
Специфика CIM в отличие от предыдущих моделей систем комплексной автоматизации предприятий проявляется в следующих возможностях:
• создание единой информационной системы предприятия, включая производственные и технологические процессы;
• интеграция производственных бизнес-процессов на основе использования единых баз данных;
• создание интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ) предприятием посредством интеграции всех подсистем планирования и управления (управления снабжением, проектированием и подготовкой производства; планирования и изготовления; управления производственными участками и цехами; управления транспортно-складскими системами; управления обеспечением оборудованием, инструментом и оснасткой; систем обеспечения качества, сбыта, а также финансовых подсистем).
Концепции КИС. CALS.
Аббревиатура CALS (Computer-aided Acquisition and Logistics Support) означала — компьютерная поддержка процесса поставок и логистики.
CALS-технологии позволяют:
• однократный ввод данных о каком-либо объекте в инфор-мационную систему, которая совместно использовалась различ-ными процессами (управления, планирования, разработки и др.);
• хранение данных в стандартных форматах;
• стандартизацию интерфейсов и электронного обмена ин-формацией между всеми участниками проекта.
Разработка новой концепции сохранила ту же аббревиатуру — CALS, но привнесла более широкую трактовку — Continuous Acquisition and Life circle Support — непрерывные поставки и информационная поддержка непрерывного жизненного цикла продукции. При этом первые две буквы аббревиатуры (СА — Continuous Acqusition — непрерывные поставки) означает не-прерывность информационного взаимодействия с заказчиком в ходе формализации его потребностей, формирования заказа, процесса поставки и т.д.
Третья и четвертая буквы — LS (Life Cycle Support — поддер-жка жизненного цикла изделия) означают системность подхода к информационной поддержке всех процессов жизненного цикла изделия, в том числе процессов эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации и т.д.
В отличие от концепции MRP/ERP и CIM-технологии CALS позволяют управлять всем жизненным циклом продукции, включая маркетинг, комплексные проекты, обслуживание при эксплуатации.
Жизненный цикл (ЖЦ) продукции (изделия) — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворе-ния этих потребностей и утилизации продукции
Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.