Священник из Норре-Вильструпа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В конце восемнадцатого века жил в деревне Норре-Вильструп под Вейле один священник, который знал побольше, чем только «Отче наш». Свои необычайные способности, приобретенные в Школе чернокнижия, он употреблял на благо своих прихожан и тем заслужил их любовь и уважение. Говорят, ради сохранения своей силы он поклялся всегда носить только одну подвязку, и все знали, что второй он никогда не надевал.

К тому пасторату принадлежала маленькая роща чуть поодаль от деревни, но воры часто похищали принадлежавшие священнику дрова и хворост. Однажды он попросил своего слугу принести оттуда дров, на что тот ответил, что в роще ничего не осталось. «Все равно, — сказал священник, — возьми телегу и поезжай». Послушавшись его, слуга обнаружил в роще целую гору хвороста, заготовленного вором, который собирался вывезти его. Однако слуга священника сам нагрузил хворост на свою телегу и отвез домой.

Провост (настоятель) Петрус Эгиди был волшебником. Один парень, собираясь поехать в Рибе, хотел увести с луга коня провоста, но тот не двигался с места, а парень не мог слезть с него, хотя его пытались стянуть двое работников с мельницы. Пришлось ему обращаться к священнику. «Явился? — встретил его вопросом этот добрый человек. — Отведи-ка коня назад на луг, да не выкидывай больше таких шуток!»

Святой Кильд из Виборга[98]

Он был очень святым человеком, совершил много чудес и потому стал епископом Виборга, а после смерти был канонизирован папой.

Когда его святость не была еще признана, он был однажды изгнан монахами из монастыря. Тогда, встретив монастырского служку, которого послали за водой, он попросил позволения напиться из бадьи. Тот позволил, и тогда Кильд обратил воду в вино и велел служке отнести в монастырь с приветом братии и просьбой выпить за его здоровье. Тут его быстро призвали назад и приняли с великой радостью.

Однажды ранним утром он служил мессу у алтаря, как вдруг свечи погасли и сделалось совсем темно; тем не менее он продолжал читать мессу.

После смерти Кильда слух о его святости дошел до папы, который приказал внести его имя в список святых. Его тело положили в драгоценный гроб и подвесили на золотых цепях под сводом часовни. Золоченый гроб, названный Ковчегом Святого Кильда, почитался до Реформации, когда его опустили вниз и поместили за алтарем собора. Он сгорел в большом пожаре.

Клады и охотники за кладами

Клад в Хвирвель Бакке

Говорят, что в Хвирвель Бакке полно золота, отчего в рождественскую ночь он весь светится огнями. Если бы кто- нибудь решился выстрелить через бакке[99], он бы, конечно, заполучил все сокровища, но до сих пор таких смельчаков не находилось.

 

Сокровища Дагбирг-даус

В Дагструпе, недалеко от Виборга, есть курган, называемый Дагбирг-даус. О нем рассказывают, что курган всегда окутан синим туманом и что под ним скрыт большой котел, полный золота. Однажды ночью двое крестьян отправились выкопать клад, и уже раскопали две ручки котла, как начались всякие чудеса, долженствующие отвлечь их от их затеи. То они видели черного пса с красным языком, то петуха, впряженного в воз с сеном, то колесницу, запряженную четверкой черных коней, — но, несмотря ни на что, крестьяне молчали, не проронив ни слова, и продолжали копать. Наконец появился какой-то шут и, встав перед ними, проговорил: «Смотри-ка! Даугбирг горит!» Они взглянули в ту сторону и точно, увидели всю деревню в огне[100]. Тут один из крестьян забыл о зароке молчания, и едва он вскрикнул, клад ушел в землю. С тех пор они не раз пытались раскопать его, но тролль всегда мешал их колдовству.

Когда охотишься за кладом, необходимо строго хранить молчание; потому Оленшлегер в своей поэме «Skattergraveren» («Охотник за кладом») говорит:

Men hvis et Ord du taler,

Forsvinder den igien.

Коль вымолвишь слово,

исчезнет он снова.

Клад на Фууре

Островок Фуур в Лимфьорде стоит на огромной скале, в которой живет тролль. Пастухи, ночуя в поле, часто слышат, как он под землей открывает и закрывает свои сундуки с деньгами; а один крестьянин, приходивший сюда трижды в полночь рождественских ночей, увидел на третью ночь, как тролль раскладывал свои сокровища на вершине холма. Если кто-нибудь пустит пулю над таким холмом, сокровища легко дадутся ему в руки. Крестьянин так и сделал, однако когда он уже шел к дому, ему показалось, что в доме пожар. Тут он побросал все, что успел захватить. Добежав до дома, он увидел, что там все спокойно, а вот сокровища исчезли.

На северной стороне острова есть выход голой скалы, хорошо заметный среди высоких, поросших вереском холмов. Камень там весь исписан именами людей, побывавших на этом месте. На уровне земли имеется отверстие, сквозь которое можно проникнуть внутрь скалы, но далеко ли оно уходит, неизвестно, потому что никто не рискнул зайти глубже чем на пять шагов.

 

Клад в Лодале

В Саллингхерееде есть долина под называнием Лодал. Там прежде каждую ночь видели огни. Случилось, что туда явился некий Хольштайнер, который просил показать дорогу в Лоден, так как ему в сновидении открылось, что он должен копать землю под огнями и выкопать сокровище. Он так и сделал и нашел котел с золотом, а на котле лежал большой черный пудель с кольцом на шее. Он осторожно снял пса и положил на расстеленный плащ. Так он завладел сокровищем, роздал часть помогавшим ему крестьянам и уехал. С того времени огней больше не видели, а собака иногда бегает по долине Лодал.

Легенды о разбойниках

Тире Болоксе и ее сыновья

Близ одного из рукавов Иссенфьорда, там, где дорога проходит через большой лес, еще видна так называемая «пещера Тире».

Эта Тире, прозванная Болоксе, со своими двенадцатью сыновьями, была знаменитой разбойницей, но в конце концов их всех схватили и казнили в Роскилле в 1716 году. Среди окрестных крестьян о ней рассказывают следующую легенду.

Часто случается, что когда кто-нибудь ночью проезжает мимо пещеры, кони вдруг покрываются пеной и едва волочат повозку. Крестьянин, который при такой оказии сойдет с повозки и взглянет сквозь хомут с левой стороны, увидит, что позади сидит Тире Болоксе со своими двенадцатью сыновьями. Единственное средство в таких случаях — снять заднее колесо и положить на телегу. Тогда призракам придется бежать под телегой, поддерживая на себе ось.

 

Старк Ольгер

В роще Угильткрат между Хиорингом и Фладстрандом, в те времена, когда там еще было много лесов, жил разбойник, называвший себя Старк («сильный») Ольгер или Оле. Он грабил и убивал всякого, кто ему попадался, но особенно известен был убийством беременных женщин. Когда наконец люди, вооружившись, окружили весь лес и изловили его, он признался: «Повезло вам теперь схватить меня, ведь еще немного, и ни один бонд не мог бы наложить на меня руку. Я уже съел сердца шести нерожденных младенцев. Если бы мне успеть съесть седьмое!»

 

День Волдборга

В день Волдборга, то есть накануне Троицы, по всей стране прежде устраивали праздники, или, как их называли, «встречу лета». Парни и девушки, готовясь к празднику, наряжались во все лучшее. Конную процессию молодых парней возглавляли двое старшин, которые возвещали о приближении поезда. Следом шли два старца, державшие в руках шесты, разукрашенные гирляндами, лентами, шелковыми платками и всем, что могло сойти за украшение. За ними следовал Майский граф (Майгрев) с двумя служителями, и наконец весь народ, парами, в голубых и красных кафтанах, с белыми платками через плечо. У Майского графа были две гирлянды, по одной на каждое плечо, а у остальных только по одной. Посреди шествия ехали музыканты, игравшие на дудках, скрипках и бившие в барабаны. Приблизившись к селению, гирлянды складывали у ворот, а встретив в деревне или у замка молодую женщину, бросали ей гирлянду, что было приглашением на пир. Войдя в город или деревню, старшины подходили к дому и молили впустить их, а получив приглашение, трижды объезжали двор и, проезжая мимо окон, приветствовали хозяев. Потом сходили с коней, и запевала начинал песню, а остальные в конце каждого куплета подхватывали «мед гладэ» (с радостью). Дойдя до определенного куплета, двое шли к церкви и преклоняли колени на пороге, между тем как остальные допевали песню до конца. Потом все танцевали, и их угощали пивом или бренди, а иногда и оделяли деньгами. Тогда все снова садились на коней, объезжали двор и двигались дальше тем же порядком.

Девушки, «встречая лето», собирались на месте праздника, одетые в зеленое, с белыми платками и гирляндами на головах и на шее. Оттуда они выходили в поле и становились в круг, а старшина примерял на каждую венок, пока не находил ту, кому он приходился впору. Она становилась Майской графиней (Майгривинде). Процессия после этого возвращалась, и встречавшие ее поднимали шест, украшенный цветами и гирляндами. По другим описаниям, Майский граф, возвращаясь, бросал венок той девушке, которую избирал Майской графиней.

Датские народные поверья

Девушка, чтобы узнать, какой у нее будет муж, должна вылить в ночь на Новый год расплавленный свинец в стакан с водой, а наутро посмотреть, в какой форме он застыл. Если он напоминает ножницы, быть ей замужем за портным, если молот — за кузнецом и т. д. Другой, не менее действенный способ — вылить в воду яйцо и судить по форме, которую примет его содержимое.

 

Если девушка хочет увидеть будущего мужа, пусть она в крещенскую ночь, прежде чем лечь спать, произнесет следующий стих:

Молю вас, три святых царя,

Пошлите сон мне в эту ночь,

Кому мне постель стелить,

Кому мне рубахи мыть,

Чье имя мне носить,

Чьей невестой быть?

Другая формула, которую, вероятно, следует повторять накануне дня Святой Люсии (13 декабря), такова:

Добрая Люсия, дай мне знать,

Кому постель стелить,

Кому одежду шить,

Чье дитя носить,

Чьей любимой быть,

В чьих объятьях спать?

У девушек есть обычай в Иванов день собирать «траву Святого Иоанна» (зверобой) и сажать ее между балками крыши, чтобы узнать будущее. Обычно сажают один цветок за себя, а другой — за милого друга: если цветы клонятся друг к другу, это предвещает свадьбу. Иногда сажают цветы между балками, чтобы узнать, кому из родственников предстоит долгая жизнь, а кому короткая. Если цветок растет вверх, это добрый знак, если же клонится вниз, это предвещает болезни и смерть[101].

 

Если парни и девушки хотят узнать, кому уходить из дому, а кому оставаться, они через голову бросают к двери башмак. Если тот упадет к двери каблуком, гадающий останется, если же мыском — уйдет.

 

Если человек заметит первую по весне кукушку, когда еще не кончился пост, он говорит: «Кукушка нас дурачит». Если это мужчина, он не найдет, чего искал, будь то скотина или что-либо другое. Если девушка, ей следует остерегаться, как бы ее не одурачил ее парень. Старикам такая встреча дает повод опасаться болезней.

 

Если слуга первый раз в году заметит летящего аиста, он в течение года оставит свое место. Если заметит стоящего аиста — останется на своем месте еще на год.

 

Чтобы обнаружить вора, особенно среди слуг, прежде был обычай «качать решето». Хозяин устанавливал решето в равновесии на ножницах и повторял имена всех слуг, внимательно следя за решетом. При имени вора оно должно было покачнуться.

 

Если что-то украдено, следует обратиться к «знающим людям», которые умеют заставить вора вернуть украденное.

 

От Рождества до Нового года нельзя двигать ничего круглого, соответственно нельзя прясть и веять зерно.

 

В рождественскую полночь вся скотина в стойлах встает на ноги.

 

Если за столом под Рождество захочется узнать, умрет ли кто-нибудь из присутствующих до следующего Рождества, надо тихонько выйти и заглянуть в комнату сквозь окно. Тот, кто представится сидящим без головы, умрет в следующем году.

 

Не к добру, если за стол садятся тринадцать человек: не пройдет и года, как один из них умрет.

 

Подстригать ногти в пятницу — к счастью.

 

Когда стригут ногти, обрезки надо либо сжигать, либо зарывать в землю, чтобы злой человек, подобрав их, не навел порчу на их хозяина[102].

 

Найти на земле сломанную иголку до утренней молитвы предвещает быть битым или обруганным.

 

Если у покойника не закрываются глаза, это предвещает скорую смерть кого-нибудь из той же семьи.

 

Одежда и белье покойника скоро ветшают и распадаются на куски, подобно тому, как гниет труп в могиле.

 

Нельзя хоронить покойника в одежде живого, потому что как гниет в могиле одежда, так будет чахнуть тот, кому она принадлежала.

 

Если воск на огарке свечи загибается стружкой, это предвещает скорую смерть, обычно тому, на кого она указывает[103].

 

Не следует плакать над умирающим и тем более ронять на него слезы, а то он не будет знать покоя в могиле.

 

Если утром на теле оказываются синяки, это щипки призрака, и предвещают они смерть родственника или близкого друга.

 

Прежде был обычай, как только человек умирал, звонить в колокол, пока отлетевшая душа уходит на небеса[104].

 

Вой собаки предвещает смерть.

 

Сорока на крыше предвещает появление незнакомца.

 

Нельзя тревожить ласточек и аистов, которые строят гнездо на крыше дома: они приносят счастье[105].

 

Кто найдет клевер с четырьмя листиками, или двойной орешек, или скиллинг (монету), тот должен их сохранить на счастье.

 

Выходя утром, нужно заметить, кто первым встретится: не к добру встретить старуху или если заяц перебежит дорогу[106].

 

Если человек хочет увидеть дьявола или поговорить с ним, он должен трижды обойти против хода солнца вокруг церкви, а на третий раз остановиться против церковных дверей и крикнуть: «Выходи!» или свистнуть в замочную скважину.

 

Чтобы узнать, вступал ли покойник при жизни в сношения с дьяволом, надо посмотреть на него сквозь упряжь лошади, которая везет дроги. В таком случае смотрящий увидит сидящего за гробом черного пса.

 

Кто владеет книгой Киприана, может, читая по ней, совершать любые превращения; однако владелец этой книги никак не может от нее избавиться. Если ее продать, сжечь или зарыть, она возвращается к хозяину.

 

Тот, у кого есть книга Киприана, может по ней вызвать дьявола, но он должен приготовиться задать тому такую работу, с которой нечистому не справиться. Это опасное дело, если человек не знает, как заклясть дьявола и заставить того убраться обратно.

 

Только дети, рожденные в воскресенье или в святой праздник, могут видеть духов.

 

Если кто боится духов, пусть рассыплет на пороге льняное семя: через него не перешагнет никакой дух. Не менее действенное средство защиты — ставить на ночь тапочки пятками к кровати. Можно выкурить духов из комнаты дымом сальной свечи, а вот восковые свечи их притягивают: именно потому в церквях всегда водятся привидения. Еще хорошее защитное средство — повесить над дверью стальной предмет.

 

Если прибить у двери подкову, ни один дух в нее не войдет[107].

 

Когда крестьянки месят тесто, они крестят квашню или сам хлеб, чтобы тролли его не испортили.

 

Если прийти в церковь слишком рано утром, можно увидеть покойников, сидящих на скамьях для молящихся.

 

Тролли не смеют произнести слово «крест», а называют его просто: «туда-сюда».

 

На рыбалке очень важно не ссориться с другими рыбаками и даже не завидовать им, иначе рыба немедленно уйдет от этого места.

 

Когда умирает человек, который, как опасаются, не будет спокойно лежать в могиле, следует, чтобы избежать его посмертного появления, при выносе тела вылить на него лоханку воды.

 

Глупо стрелять в призрака, потому что пуля вернется обратно к стрелку. А вот если зарядить ружье серебряной пуговицей, она наверняка поразит цель.

 

В третью ночь после похорон мертвые встают из могил.

 

Беременным женщинам нельзя проходить там, где точили нож: от этого бывают тяжелые роды. Если же трижды сплюнуть на это место, то оно уже не опасно.

 

Если новорожденного ребенка сразу взвесить, он потом будет плохо расти.

 

Если вынести ребенка из дома через окно и внести через другое, он перестанет расти.

 

Если беременная женщина умрет до родов, она через сорок недель родит в могиле. Поэтому вместе с ней в могилу кладут нитку с иглой, ножницы и т. п., чтобы она могла сшить ребенку белье.

 

По грудной кости гуся, приготовленного к Мартынову дню (11 ноября), можно узнать, какова будет зима. Белая — к большому снегу, а коричневая предвещает суровые морозы. Замечено также, что передняя часть кости предсказывает зиму до Рождества, а задняя — после Рождества.

 

Какая погода стоит в день Семи Спящих (27 июля), такая продержится семь недель.

 

Часто моряки в открытом море видят корабль, во всем подобный настоящему, проплывающий мимо и тут же исчезающий. Это корабль-призрак, и он предвещает, что на этом месте скоро утонет какое-то судно.

 

Каждые семь лет петух откладывает яйцо. Из него вылупляется василиск, который убивает людей взглядом. Говорят еще, что это существо можно убить, только поставив перед ним зеркало: оно так ужасно, что не выдерживает вида собственного отражения.

 

Кто хочет узнать будущее в новогодний прилив, должен взять хлеб, нож и скиллинг и с ними выйти посмотреть на новый месяц. Потом, открыв Книгу псалмов, наугад прочитать из нее отрывок, который расскажет о самых важных вещах.

 

Накануне Великого четверга (на Страстной неделе) сельские жители бросают на засеянные поля топоры и железные клинья и прибивают сталь на двери, чтобы ведьмы не причинили им вреда.

 

Звон в левом ухе означает, что кто-то дурно говорит о вас, а в правом — что хорошо.

 

Если кто-то, придя в Великий четверг в церковь, будет, сам того не зная, иметь в кармане молодкино яйцо (первое яйцо, снесенное курицей), все женщины-ведьмы привидятся ему с решетом или подойником на голове.

 

Следующее рекомендуется как средство от зубной боли: взять сперва прутик бузины в рот, а затем воткнуть его в стену, проговорив: «Сгинь, злой дух!»

 

Как средство от малярии полезно воткнуть в землю веточку бузины, при этом не проронив ни слова. Болезнь тогда перейдет в веточку и с нее — на первого прохожего, который окажется рядом.

 

В северных странах считается дурной приметой встретить зайца, но доброй — встретить волка или медведя.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 199.