Учёные противоречащие религиозным нормам и взглядам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Абу Али Ибн Сина (против веры)
Ярким примером такого соединения научных интересов с атеистическими выступлениями явилась деятельность признанного главы - шейха средневековой науки Абу Али Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна; ок. 980-1037 гг.). Уроженец Бухары, таджик по происхождению, Ибн Сина был философом и естествоиспытателем, врачом и математиком. Он написал более 300 научных трудов, предложил оригинальную классификацию наук. До XVII в. латинский перевод сочинения Ибн Сины «Канон медицины» был для Европы основным научным пособием в области медицинских знаний.
В интересах науки Ибн Сина стремился ограничить веру и противопоставить ей знание. Наряду с бытием бога ученый вопреки религии утверждал вечность и несотворимость материи, считал последнюю причиной многообразия вещей. Известный дуализм Ибн Сию служил, таким образом, средством освобождения науки от оков религиозной идеологии. На этой основе возникло учение о двойственной истине, по которому богословие и научное знание выделялись в различные области, причем богословие не должно было вмешиваться в дела науки, а наука - навязывать свои взгляды богословию.
Когда в Восточном халифате воцарилась реакция и атеистические взгляды Ибн Сины были осуждены, учение о двойственной истине получило развитие в Кордовском халифате, где ревностным его пропагандистом явился крупный средневековый мыслитель Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Мухаммед (латинизированное Аверроэс; 1126-1198 гг.). Затем это учение было воспринято многими учеными Востока и Западной Европы и отстаивалось ими в интересах защиты науки от религии. Однако впоследствии оно стало использоваться (в соответствующем истолковании) богословами для защиты религиозной веры и ограничения научного знания.
Инквизиция против науки (Религия и наука)
Религия господствовала в эпоху средневековья безраздельно, всякое отступление от религиозных догм, а тем более несогласие с ними каралось беспощадно. Созданная в XIII в. инквизиция, как и другие церковные организации, осуществляла жестокий террор против науки и ученых.
Одним из наиболее выдающихся мыслителей того времени был английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214- 1294). Он сделал ценные астрономические и химические наблюдения, предсказал создание летательных машин, предугадал принцип создания микроскопа и телескопа. Вопреки утверждениям «отцов церкви», будто «авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума», ученый отвергал слепую веру в этот авторитет. За свои передовые взгляды Р. Бэкон был посажен в монастырскую тюрьму, где находился 14 лет, и вышел оттуда лишь накануне смерти.
Знаменитый астроном Чекко д'Асколи еще в XIV в. осмелился пропагандировать взгляды древних мыслителей, говоривших о шарообразности Земли. Участь его была печальной. В 1327 г. ученого сожгли на костре во Флоренции.
Травля и убийство передовых мыслителей и ученых, всех инакомыслящих были возведены деятелями инквизиции в принцип и практиковались в невиданных до того масштабах. Только испанские инквизиторы, по далеко не полным данным, осудили с 1481 по 1598 г. свыше 340 тыс. человек, из которых было сожжено почти 32 тыс. ни в чем не повинных мужчин, женщин и даже подростков.
Крупнейшим преступлением «святой» инквизиции перед историей явилось преследование и физическое уничтожение целого ряда выдающихся ученых, которые своими открытиями положили начало революционному наступлению науки на религию.
Выступая против науки, церковь всячески старалась отстранить от научных исследований духовных лиц, которые в эпоху средневековья больше всего имели возможностей для такого рода занятий. В XII в. папа Александр III запретил духовенству заниматься физикой. В XIII в. «святой» Доминик осудил метод опыта и наблюдения в науке и на этом основании запретил членам ордена доминиканцев изучение естествознания и медицины. В течение тысячи лет церковь считала греховным занятие хирургией.
Воинствующим органом реакционного католицизма в его борьбе против всего прогрессивного, в том числе против науки, служил орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой. Эта организация запятнала себя множеством кровавых злодеяний.
Коперниканская «ересь» (против религии, точнее религия против него)
Первый сокрушительный удар по религиозному мировоззрению нанес знаменитый польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Вопреки позиции церковников, которые поддерживали ошибочную, геоцентрическую систему мира Птоломея, он разработал научную, гелиоцентрическую систему мира, дав тем самым, по выражению Ф. Энгельса, «отставку теологии». Книга Коперника «Об обращениях небесных сфер», где излагались взгляды ученого, увидела свет лишь за несколько дней до смерти ее автора. И сразу же церковники попытались свести на нет все принципиальное и научное значение этого труда. Ведь он противоречил Библии, опровергал предание об Иисусе Навине, который якобы продлил день, воскликнув: «Остановись, Солнце!» Книге было предпослано (против воли ученого) предисловие лютеранского теолога А. Осиандера, в котором основные мысли Коперника извращались, а его учение представлялось как гипотеза «удивительная», но не имеющая ничего общего с действительностью.
Разумеется, богословская фальсификация коперниканства не могла остановить распространения новых научных представлений. Поэтому церковь пошла на более решительные меры. В 1615 г. папа Павел V в святейшем совете объявил учение о вращении Земли еретичным, а в 1616 г. декретом инквизиции труд Коперника был внесен (с оговоркой «впредь до исправления») в «Индекс запрещенных книг» и числился в нем до 1822 г. Во многих европейских университетах профессора вплоть до конца XVII в. должны были давать клятву в том, что они не придерживаются коперниковой «ереси».
И все же не в силах церкви было уничтожить научные идеи Коперника, положившие начало современной науке. Коперниканство сыграло огромную революционизирующую роль в развитии научного знания, всей культуры человечества, в освобождении научной мысли от религиозных пут. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «И у естествознания тоже была тогда своя декларация независимости, появившаяся, правда, не с самого начала, подобно тому как и Лютер не был первым протестантом. Чем в религиозной области было сожжение Лютером папской буллы, тем в естествознании было великое творение Коперника, в котором он, - хотя и робко, после 36-летних колебаний и, так сказать, на смертном одре, - бросил вызов церковному суеверию. С этого времени исследование природы по существу освободилось от религии, хотя окончательное выяснение всех подробностей затянулось до настоящего времени и далеко еще не завершилось во многих головах» («Диалектика природы», 1955, стр. 153).
Джордано Бруно и Ванини (против)
Смелым и беззаветным борцом за победу научного мировоззрения был Джордано Бруно (1548-1600). Обвиненный в ереси, он в 1575 г. порвал с доминиканским орденом монахов, членом которого состоял прежде, и затем объездил всю Европу, пропагандируя систему Коперника, публикуя памфлеты и книги в защиту науки, против религии и церкви. В 1592 г. в результате предательства и провокации со стороны иезуитов Джордано Бруно был отдан в руки римской инквизиции, которая, промучив его 8 лет в заключении, сожгла ученого как еретика. Перед казнью он заявил инквизиторам: «Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его». Впоследствии, в 1889 г., несмотря на протесты церковников, на месте сожжения Дж. Бруно (Площадь цветов в Риме) на средства прогрессивных людей всего мира был сооружен памятник.
Неустрашимым пропагандистом научных и атеистических идей Дж. Бруно был Лучилио Ванини (1585-1619), преподававший философию в Лионе и Тулузе. Он отрицал существование чудес, сотворение мира богом, бессмертие души. После опубликования основной работы «Об удивительных тайнах природы - царицы и богини смертных» ему пришлось предстать перед судом инквизиции. Церковные мракобесы приговорили Ванини к смерти. Философу вырвали язык, затем его повесили, труп сожгли и прах развеяли по ветру. Согласно одному из вариантов, Ванини накануне казни сказал: «Не существует ни бога, ни черта! Но если бы бог существовал, я молил бы его о том, чтобы он метнул свою молнию в этот неправедный и мерзкий парламент. А если бы существовал дьявол, я молился бы ему чтобы ад проглотил это судилище. Но я этого не делаю, потому что ни бога, ни черта нет».
Расправа с Галилеем (против)
Дальнейшее освобождение научного знания от оков религии ознаменовалось трудами Галилее Галилея (1564-1642) в области астрономии и механики. В 1609 г. ученый построил зрительную трубу и впервые применил ее для наблюдения неба. Ему удалось таким образом обнаружить спутники Юпитера, фазы Венеры, открыть темные пятна на Солнце, установить, что Млечный Путь состоит из скоплений отдельных звезд и т. д. Галилей дал неопровержимые опытные доказательства истинности идей Коперника и Дж. Бруно. Воодушевленный этими успехами, он смело вступил в бой с религиозной точкой зрения. «Ни одно изречение писания не имеет такой принудительной силы,- заявлял ученый,- какое имеет любое явление природы».
 Деятельность Галилея не осталась незамеченной. Церковники быстро начали организовывать отпор его научным идеям и открытиям. Телескоп был незамедлительно объявлен «дьявольским инструментом, обманывающим глаза наблюдателя». Обнаружение на Луне гор и долин отвергалось, как противоречащее библейским текстам, а об открытии пятен на Солнце было строго запрещено писать и даже упоминать в университетских лекциях. Осенью 1633 г. семидесятилетний ученый был арестован и подвергнут в Риме суду инквизиции. Его приговорили к отречению от своих идей и к пожизненному надзору инквизиторских органов. Галилею было запрещено заниматься астрономией, встречаться с учеными и сообщать о том, что происходило на суде. После смерти ученого церковь воспрепятствовала похоронам его в фамильном склепе и не дала отметить могилу надписью, стремясь навеки уничтожить память о Галилее.
Преследование других ученых
Жестоким преследованиям инквизиции подвергся один из первых представителей утопического коммунизма - Томмазо Кампанелла (1568-1639). Наиболее значительные его произведения - трактат «Апология Галилея», где он защищал взгляды великого ученого, и книга «Город Солнца», где в утопической форме рассказывалось о будущем коммунистическом обществе. Оба труда были созданы Кампанеллой во время тюремного заключения, которое длилось 27 лет. Ему пришлось по воле «святых» отцов-инквизиторов побывать в пятидесяти тюрьмах, семь раз переносить пытки.
Инквизиция стремилась уничтожить и знаменитого ученого Андрея Везалия (1514-1564), занимавшегося анатомией и медициной. Церковники вообще выступали против учения о естественном происхождении болезней, предостерегали от обращения к врачам, говорили, что предписания медицинской науки «противоречат небесному знанию, бдению и молитве». Проповедники религии запрещали ученым совершать анатомические вскрытия трупов, заявляя, будто это помешает умершим воскреснуть в день «страшного суда». Везалий с большим трудом добился разрешения анатомировать казненных преступников. Изучая строение человеческого тела, он убедился в ложности утверждения богословов о том, что у мужчин одним ребром меньше, чем у женщин. Не нашел он и особой кости, которая, как говорили церковники, представляла ядро будущего воскресения умершего. За все это испанская инквизиция приговорила ученого к смерти. И только благодаря покровительству императора Карла V этот приговор был заменен покаянным путешествием в Палестину.

 

























Последствия.            

«Индекс запрещенных книг» (Последствия гонения учёных)
Католические мракобесы, не скрывая своей ненависти к науке и ученым, всеми мерами старались не допустить распространения научных знаний среди верующих. В 1513 г. первый из так называемых «великих инквизиторов» - папский кардинал Караффа издал распоряжение, согласно которому ни одна книга не могла быть выпущена в свет без специального разрешения инквизиции. В 1559 г. папой Павлом IV был обнародован «Индекс либрорум прохибиторум», т. е. список запрещенных книг. Сюда были включены произведения, чтение которых запрещалось верующим под угрозой обвинения в смертном грехе и даже отлучения от церкви. С тех пор «Индекс» пополнялся все новыми и новыми книгами. Последнее его издание (1948 г. с добавлениями 1954 г.) насчитывает около 8 тыс. названий. Кроме авторов и книг, перечисляемых в «Индексе» поименно, верующим запрещено читать многие тысячи других произведений, излагающих идеи марксизма, эволюционную теорию и т. п. Католики и теперь не имеют права знакомиться не только с книгами Декарта, Спинозы, Вольтера и французских материалистов XVIII в., но и с произведениями Свифта, Дефо, Бальзака, Гюго, Ж. Санд, Стендаля, Флобера, Золя, А. Франса и т. д.
По поводу появления «Индекса» один историк писал: «Еще никогда до тех пор мир не видывал подобного посягательства на науку и литературу... Первый Индекс прохибиторум имел ужасающие последствия. В Риме, Неаполе, да и почти повсюду, дымились костры, на которых громадными грудами сжигались запрещенные книги». В духе требований инквизиторского «черного списка» выдержана и Провозглашенная ватиканским собором анафема тому, «кто будет говорить, что человеческие науки должны быть развиваемы в таком духе свободы, чтобы позволено было считать их утверждения истинными даже в том случае, когда они противоречат богооткровенному учению».
Всячески преследуя передовую научную мысль, церковники в то же время всемерно расширяли и расширяют выпуск собственной литературы, пропагандирующей религиозные догмы и антинаучные вымыслы. Подсчитано, например, что к 400-летнему юбилею «Общества Иисуса» (1940) иезуитами было сочинено 115 тыс. книг, содержащих по преимуществу описания сверхъестественных чудес и «деяний» Христа, богородицы, ангелов и чертей.

 




Заключение

Таким образом, Средние века характеризуются как жестокое время. Ему присуща отсталость в развитии во всех сферах и кровопролитные войны. Отсталость в развитие и войны чаще всего являлись последствиями пропагандируемой христианской религии со стороны пап римских и сторонников этой религии. Жесткие традиции христианства не позволяли развитию науки и политических идей. Папа римский старался контролировать каждый шаг верховенства и быть во главе всего, развивая свои территории и сферу влияния на другие города и страны, где Христианство было не принято. Была запрещена наука, так как было большое опасение того, что тогда мировоззрение, что складывалось с помощью веры было бы разрушено, что последовало бы за собой массовые восстания низшего класса и потери авторитета церкви. Поэтому были приняты такие жестокие меры по подавлению и истреблению неверующих и ученых, пытающихся навредить церкви.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.