VI. Подведение итогов занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед задает вопросы, а дети на них отвечают: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук л’.) «Какой это звук?» (Согласный, мягкий.) «Назовите по одному слову со звуком л’».

Кроме введенных в занятие при закреплении правильного произношения звука л’, могут быть проведены и другие упражнения.

Детям предлагается составлять по картинкам и произносить предложения, правильно произнося все звуки. Примерные предложения: Леля лепит лимон. На поляне олени. Лене купили пальто. В клетке павлин. Коля и Лена купили клетку. Лена и Леня плетут венки и т.п.

Детям можно предложить заучивание небольшого текста. Примерный текст: Вот каток. Лена и Оля гуляли. Они поливали каток. Потом они катали маленького Валю. Или: Вот комната. Тут Лена и Коля. Коля лепит петуха. Лена лепит утку.

Составление детьми предложений с глаголами прошедшего времени множественного числа. Логопед вызывает к себе мальчика (назовем его Коля) и девочку (назовем ее Лена) (СНОСКА: Можно использовать кукол). Затем он предлагает детям внимательно слушать и догадаться, о ком он будет говорить. После этого логопед произносит различные глаголы в прошедшем времени, чередуя множественное число с единственным мужского или женского рода, например: купала, читал, писали и т.п. Логопед каждый раз задает вопрос: «О ком я сказала?» Ответы детей должны быть такими: «О Лене». «О Коле». «О Лене и Коле» и т.д. Логопед обращает внимание детей на зависимость окончаний от числа и рода (купал – твердое л, купала – ла, купали – ли и т.д.).

Перед проведением второй части упражнений логопед обращается к детям со словами: «Слушайте меня внимательно, я буду говорить о Коле или о Лене, а вы должны сказать то же самое о Лене и Коле». Логопед произносит различные предложения, включая в них глаголы единственного числа; дети повторяют предложения, заменяя при этом единственное число множественным. Приведем пример: Коля катал Лелю. (Лена и Коля катали Лелю). Лена купала маленького Толю. (Лена и Коля купали маленького Толю.) Коля купил клетку. (Лена и Коля купили клетку.) Лена пила кофе. (Лена и Коля пили кофе.) Коля гулял по аллее. (Коля и Лена гуляли по аллее.) Лена ходила в поле. (Лена и Коля ходили в поле.)

Внимание детей постоянно обращается на окончания глаголов (-л, -ла, -ли).

С целью повторения пройденного (анализ и синтез звукового состава слова) может быть проведено упражнение в форме соревнования двух команд (см. выше).

Логопед задает детям вопросы, на которые они отвечают. Приведем пример: «Если я скажу ок, сколько здесь звуков?» (Два.) «Какой первый звук?» (О.) «А какой второй?» (К.) «А если вместе сказать у и т, что получится?» (Ут.) «Какой последний звук в слове кот?» (Т.) «Есть ли звук л’ в слове липа? На каком месте?» (В начале слова.) «Есть ли звук к в слове мак? На каком месте?» (В конце слова.) И т.д.

Кроме слов, упоминавшихся при описании занятий на звук л’, рекомендуется отработать в произношении и ввести в активный, правильно произносимый словарь детей слова клювик, львенок, олененок в единственном и множественном числе, а также несклоняемое существительное пальто.

При проведении упражнения в образовании множественного числа существительных, кроме этих слов (клювики, львята, оленята, пальто), вводятся слова львы, калитки, улитки, клетки, олени и др. Эти слова даются и в родительном падеже множественного числа.

С целью закрепления навыков образования нужных грамматических форм проводятся специальные упражнения. Так, в форме игры с мячом проводится следующее упражнения – логопед или воспитатель бросает мяч и произносит слово в единственном числе; ребенок, поймавший мяч, должен произнести это же слово во множественном числе или с числительным много, т.е. образовать форму родительного падежа множественного числа. Для закрепления навыка образования родительного падежа множественного числа может быть использована игра «Чего не стало?».

Слова по возможности вводятся в предложение, которое дети повторяют вслед за логопедом. Приведем примеры: Это львенок, а это львята. Это львенок, а это два львенка. Это львенок, а тут много львят. Это пальто и тут пальто (множ. число). На поляне олень т львенок.

Проводятся также упражнения в самостоятельном дополнении детьми предложений недостающим словом, например: Это олень, а это… (олененок.) Около львицы два… (львенка.) У курицы клюв, а у цыпленка… (клювик.) У цыплят… (клювики.) В лесу много… (оленей.) и т.д.

На следующем занятии повторяются все знакомые детям гласные звуки (а, у, и, э). Дети переходят к следующей по трудности задаче – выделению слогообразующего гласного из положения после согласного. Как известно, даже учащиеся массовой школы с хорошо развитой речью нередко испытывают затруднение при решении этой задачи. Эта задача представляет еще большие трудности для детей шестилетнего возраста с недоразвитием речи.

В результате всех предыдущих упражнений дети оказываются подготовленными к выделению гласных из состава слова. Несмотря на это, некоторые из них могут испытывать значительные затруднения.

Количество предлагаемых упражнений зависит от конкретного состава группы. В приведенные ниже примерные планы занятий включены различные упражнения на выделение гласных из середины слова.

Примерный план занятия, имеющего целью повторение пройденных ранее гласных звуков.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.