Темы лекций и семинарских занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт истории и права

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

________________________ Л.А. Максимова

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

Направление подготовки

44.03.02 «Педагогическое образование»

 

 

 

 

Сыктывкар 2018


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Педагогическое образование».

 

 

Автор: Яковлева Светлана Ильинична, к.и.н., доцент

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам, протокол от «31» августа 2018 г., № 1.

 

 

Заведующий кафедрой

д.и.н., профессор _____________________ О.В. Золотарев

 

Руководитель основной

образовательной программы _________________ И.О. Фамилия

подпись

 

I . Цель и задачи изучения дисциплины

 Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.

Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:

– способность и готовность к межличностной коммуникации;

–  способность и готовность работать в коллективе;

– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;

– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;

– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.

Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:

– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;

– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

– воспитание нравственности, морали, толерантности;

– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина относится к базовым дисциплинам (Б1.Б.2) учебного плана блока Б1 – дисциплины (модули) направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) программы «Информатика».

 

3. Планируемые результаты обучения, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.   логически мыслить, вести научные дискуссии; работать с разноплановыми источниками; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.   представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников; приемами ведения дискуссии и полемики.

4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.2. Содержание дисциплины (модуля)

 


Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства

Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси.

Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора.

Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства.

Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств

Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель.

Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

 

ЛЕКЦИЯ 1. Европейское средневековье и русские земли в XII-XV вв. 

ЛЕКЦИЯ 2. Образование национальных государств в Европе и России.

Семинар 1. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности.

СЕМИНАР 2. Борьба русских земель против иноземных захватчиков в XIII-XV вв.

СЕМИНАР 3. Образование Московского государства.

 

Раздел 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства

1. А было ли Иго? Материалы дискуссии за "круглым столом" // Родина . 1993. N. 3-4.

2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. Новосибирск, 1991.

3. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиции и реформа. СПб., 2001.

4. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

5. Андреев И.Л., Соболев М.А. Герб Российского государства // Вопросы истории. 1992. N 10.

6. Береснев А. Монголы и русские: первая кровь // Родина. 1993. № 7.

7. Борисов Н. Иван III. М., 2000.

8. Вернадский Г.В. Что дали России монголы // Родина. 1997. № 3-4.

9. Греков Б.Д., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV вв. М., 1986.

10. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XVI в.; причины, особенности, результаты // Отечественная история. 1998. № 4.

11. Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.

12. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. N. 3.

13. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.

14. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

15. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001. 

16. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.) // Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб,. 1993.

17. Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.

18. Казаков Р.В. Судебник 1497 г. //Вопросы истории. 2000. № 3.

19. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. М., 1980.

20. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.

21. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. N 11.

22. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории. 1994. N5.

23. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси (XV–XVI вв.). М., 1985.

24. Кожинов В. Монгольская "эпоха" в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы // Наш современник. 1997. № 3.

25. Куза А.В. Древнерусские княжества X–XIII веков. М., 1975.

26. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.

27. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.

28. Мартышин А.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

29. Ольшанский О.Т. Москва, Тверь, Орда в 1300–1339 годах // Вопросы истории. 1995. № 4.

30. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.

31. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.

32. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993.

33. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.

34. Смирнов А.А. Государство сражающейся нации //Родина. 1994 № 9.

35. Спорные вопросы отечественной истории XI–XVIII вв.: Чтения памяти А.А. Зимина. М., 1990.

36. Сорокин П. Стремительная сеча Невская битва: правда и вымысел // Родина. 1997. N 10.

37. Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.: Средневековая Россия на международных путях: XIV–XV вв. М., 1992.

38. Тихомиров М.Н. Российское государство XV–XVII вв. М., 1978.

39. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.

40. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

41. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. N 8.

42. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: идеи, люди, решения. М., 1991.

43. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. 1996. № 3.

44. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977.

Тематические проекты

1. – Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/

2. – «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

3. – «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/

4. – Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/

5. – Российский флот - http://www.navy.ru/

6. – Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/

7. – Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html

8. – Военная литература http://militera.lib.ru/

9. – Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/

10. «СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/

11. – Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/

12. – Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm

13. – Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm

14. – Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/

Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систем, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.

Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):

1. – Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.

2. – Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем

9.1 Дистанционные технологии обучения:

1. Сайт научной библиотеки СГУ им. П. Сорокина с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http//library.syktsu.ru/

2. Сайт «Дистанционные образовательные технологии» СГУ им. П. Сорокина – eFront/

3. http://www.open.edu/

9.2 Комплекты лицензионного программного обеспечения:

1. Программы пакета Microsoft Offiсe (Word, PowerPoit)

 

В образовательном процессе также используются: интерактивная доска, электронная почта, тренажеры, голосовая почта. Обучающимся предоставлена возможность работать в сети Интернет и получения дистанционных консультаций преподавателя посредством электронных средств связи.

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

10.1 Ресурсы для осуществления образовательного процесса

 

Компьютерный класс Рабочие места с ПК на базе процессора Intel Pentium D -11 шт. Оборудование: Спец. рабочие места для сборки компьютеров ул. Октябрьский проспект, 55, Аудитория № 427, 433, 441, 519

10.2 Сведения о наличии материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывании (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов)

Материально-техническая база:

Наименование оборудования Количество, шт.
Устройство лестничное, подъемное 1
Кресло-коляска OBSERVER максимус 1
Кресло-коляска инвалидное 2
Кресло функциональное для детей с ограниченными возможностями 1


Материально-технические условия:

Основные параметры Доступность
Доступные входные группы

Доступно частично всем

Доступные санитарно-гигиенические помещения
Достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок
Пандусы, поручни
Выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов
Сменные кресла-коляски 2 шт.
кроме сменных кресел-колясок, имеются - ступенеход ) устройство лестничное) - кресло с электроприводом (OBSERVER максимус) 1шт. 1шт.
Надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения

Доступно условно

Дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией
Специализированный автотранспорт для перевозки инвалидов и кресел-колясок Планируется закупка услуги
Раздвижные двери – нет

Технически возможность обустройства отсутствует

Подъемные платформы – нет
Адаптированные лифты – нет

10.3 Перечень оборудования для организации образовательного процесса обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, утвержденный приказом от 05.10.2016 №1078/01-14 "Об организации инклюзивного образования"

№ п/п Наименование оборудования Количество Примечание
1. Ноутбук 2 Программа синтезатор речи
2. Мультимедийный проектор 2  
3. Переносной экран 2  
4. FM-система со встроенной индукционной петлей (звукоусиливающая аппаратура) 2 2 источника, 12 приемников

Специализированное стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя в составе:

  • Ноутбук 15,6” Acer 2510G-53DE;
  • ПО экранного доступа “JAWS for Windows 16.0 Pro”;
  • ПО экранный увеличитель “MAGic 13.0 Pro” с речевой поддержкой;
  • ПО Abby FineReader 12 Professional Edition;
  • Портативный тактильный дисплей Брайля “Focus 40 Blue”;
  • Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля “Index Everest-D V-4” (в комплекте с ПО транслятор текста в Брайль “Duxbury Braille Translator (DBT)”);
  • Портативное устройство для чтения/увеличения “Pearl”, подключаемое к ПК.

 

 







ПРИЛОЖЕНИЕ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации

Первый тип заданий

ЗАДАНИЕ N 1(выберите один вариант ответа)

Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как ...

1)классовая борьба                                              2)социальная дифференциация                                          

3)географический ландшафт                              4)экономическое неравенство

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как

1)мемориальная         2)инерционная              3)пассионарная          4)фаза обскурации

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите несколько вариантов ответа)

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

1)объективизма                        2)субъективизма           3)географического детерминизма                    4)марксизма                               5)рационализма            6)эволюционизма

7)цивилизационного подхода                                               8)теологический подход

 

Второй тип заданий

ЗАДАНИЕ N 1 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..

1) октябрь 1917г. А введение продовольственной диктатуры
2) май 1918г. Б декрет о запрете партии кадетов
3) январь 1918г. В созыв Учредительного собрания

ЗАДАНИЕ N 2 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..

1) октябрь 1917г. А  созыв Учредительного собрания
2) март 1918г. Б  перенос столицы в Москву
3) январь 1918г. В  декрет о запрете партии кадетов после прихода большевиков к власти

ЗАДАНИЕ N 3 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..

1) март 1918г. А разгон Учредительного собрания
2) январь 1918г. Б принятие первой советской Конституции
3) июль 1918г. В Брестский договор с Германией

3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций (см. Приложение 1).

Приложение 1

ТЕСТЫ (ЗАДАНИЯ) ПО ИСТОРИИ

«Теория и методология исторической науки»

Блок 1. Задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов

ЗАДАНИЕ N 1(выберите один вариант ответа)

Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как ...

1)классовая борьба                                              2)социальная дифференциация                                          

3)географический ландшафт                              4)экономическое неравенство

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как

1)мемориальная         2)инерционная              3)пассионарная          4)фаза обскурации

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите несколько вариантов ответа)

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

1)объективизма                        2)субъективизма           3)географического детерминизма                      4)марксизма                               5)рационализма            6)эволюционизма

7)цивилизационного подхода                                               8)теологический подход

ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название

1)географический детерминизм     2)геополитика           3)география    4)рационализм

ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название

1)субъективизм          2)объективизм      3)лидерство                                                          4)рационализм                                                  5)детерминизм                       6)эволюционизм

7)синтетический

ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)

Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название …

1)эволюционизм           2)волюнтаризм           3)объективизм              4)субъективизм

5)географический детерминизм                            

ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)

Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …

1)марксизм                2)рационализм             3)объективизм                                                            4)географический детерминизм           5)волюнтаризм                                 6)субъективизм

ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Создателями формационной теории явились …

1)К. Маркс и Ф. Энгельс                                   2)В. Ленин и Ю. Мартов

3)Г. Плеханов и В. Засулич                               4)Н. Данилевский, А. Тойнби

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)

Основоположником «дворянской» исторической науки, предпринявшим попытку создать первый обобщающий труд по истории России, считается …

1)В.Н. Татищев               2)Н.М. Карамзин           3)Л.Н. Гумилев            4)М.Н. Покровский

ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)

Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …

1)М.Н. Покровский         2)Л.Н. Гумилев           3)В.Н. Татищев        4)В.О. Ключевский

ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)

Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был …

1)В.О. Ключевский     2)В.Н. Татищев           3)Л.Н. Гумилев        4)М.Н. Покровский

ЗАДАНИЕ N 12 (выберите один вариант ответа)

После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен …

1)марксизм                 2)рационализм           3)объективизм             4)волюнтаризм

ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)

Под историей в научном познании в широком смысле понимается все, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии...

1)изменения и развития             2)равновесия            3)маятника                 4)покоя

ЗАДАНИЕ N 14 (выберите один вариант ответа)

Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в ...

1)выработке научно обоснованного политического курса

2)формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

3)предвидение будущего

4)идентификации и ориентации общества, личности

ЗАДАНИЕ N 15 (выберите один вариант ответа)

Способ идентификации и ориентации общества и личности является функцией__________.

1) мировоззренческой                         3) воспитательной 

2) познавательной                                4) социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 16 (выберите один вариант ответа)

Историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития рассматривают сторонники…

1)эволюционизма       2)волюнтаризма             3)объективизма      4)субъективизма

ЗАДАНИЕ N 17 (выберите один вариант ответа)

Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, - это метод...

1)историко-типологический                         2)историко-генетический

3)историко-системный                                  4)историко-сравнительный

ЗАДАНИЕ N 18 (выберите один вариант ответа)

Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития - это метод...

1)историко-генетический                               2)историко-сравнительный

3)историко-системный                                   4)историко-типологический

ЗАДАНИЕ N 19 (выберите один вариант ответа)

Метод, рассматривающий историческое развитие как повторяющийся, внутренне обусловленный процесс - это метод...

1)историко-генетический                               2)историко-сравнительный

3)историко-системный                                   4)историко-типологический

ЗАДАНИЕ N 20 (выберите один вариант ответа)

Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов и их историческом развитии - это метод....

1)историко-генетический                               2)историко-сравнительный

3)историко-системный                                   4)историко-типологический

ЗАДАНИЕ N 21 (выберите один вариант ответа)

Методология - это...

1)теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания

2)теория научного исследования

3)научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса

4)научная дисциплина о закономерностях исторического развития

ЗАДАНИЕ N 22 (выберите один вариант ответа)

Классификация исторических явлений, событий, объектов - это метод...

1)сравнительный           2)типологический          3)идеологический      4)ретроспективный

ЗАДАНИЕ N 23 (выберите один вариант ответа)

Историографией называется…

1)наука о методике и истории изучения и использования исторических источников

2)наука о физико-географических условиях геологического прошлого Земли

3)история исторической науки, ее становления и развития

4)наука, изучающая системы исчисления и календари различных эпох и народов.

ЗАДАНИЕ N 24 (выберите один вариант ответа)

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...

1)ретроспективный        2)сравнительный            3)типологический       4)идеографический

ЗАДАНИЕ N 25 (выберите один вариант ответа)

Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией ________ подхода

1)теологического           2)синтетического          3)марксистского           4)цивилизационного

ЗАДАНИЕ N 26 (выберите один вариант ответа)

Методология-это....

1)описательное исследование

2)умение выстроить события в хронологической последовательности

3)совокупность основных подходов и методов исследования

4)совокупность статистических методов исследования

ЗАДАНИЕ N 27 (выберите один вариант ответа)

Одна из функций исторической науки – функция социальной памяти – позволяет …

1)народу формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий

2)приверженности европейскому пути развития

3)отстаивании незыблемости самодержавия

4)идеализации исторического прошлого

ЗАДАНИЕ N 28 (выберите один вариант ответа)

Одним из видных представителей цивилизационного подхода к истории является

1)К.Маркс               2)Н. Карамзин                         2)А.Тойнби              4)В. Ленин

ЗАДАНИЕ N 29 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями западников в России являлись …

1)идеальная форма правления для России – конституционная монархия

2)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму

3)приверженности европейскому пути развития

4)капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление

ЗАДАНИЕ N 30 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями марксизма в России являлись …

1)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат

2)Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм

3)идеальная форма правления для России – конституционная монархия

4)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму

ЗАДАНИЕ N 31 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями славянофилов являются тезисы-...

1)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму

2)источник развития России - ее самобытность

3)отрицательная оценка деятельности Петра I

4)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат

ЗАДАНИЕ N 32 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями теории революционного народничества в России являлись …

1)Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм

2)капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление

3)идеальная форма правления для России – конституционная монархия

4)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат

ЗАДАНИЕ N 33 (выберите один вариант ответа)

Одной из основных задач в познании общественных процессов является раскрытие...

1)биологической обусловленности человеческого социума

2)предмета и объекта исторического познания

3)влияния природно-климатических условий на человека

4)социальных функций и их роли в развитии социального целого

ЗАДАНИЕ N 34 (выберите один вариант ответа)

Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название

1)марксизм       2)рационализм           3)объективизм        4)географический детерминизм

ЗАДАНИЕ N 35 (выберите один вариант ответа)

Положение о том, что Европа указывает всему человечеству правильный путь развития, и Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, было характерно для...

1)славянофилов               2)западников                3) марксистов            4)народников

ЗАДАНИЕ N 36 (выберите один вариант ответа)

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события - это метод

1) типологический           2) генетический             3) системный               4)ретроспективный

ЗАДАНИЕ N 37 (выберите один вариант ответа)

Прогностическая функция истории позволяет...

1)составить адекватное представление о развитии страны

2)формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий

3)выявить закономерности исторического развития

4)на основе анализа прошлого предвидеть будущее

ЗАДАНИЕ N 38 (выберите один вариант ответа)

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...

1)сравнительный        2) типологический              3) системный         4)генетический

ЗАДАНИЕ N 39 (выберите один вариант ответа)

Типологический метод изучения истории заключается в...

1)описании исторических событий и явлений

2)последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

3)сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

4)классификации исторических явлений, событий, объектов

ЗАДАНИЕ N 40 (выберите один вариант ответа)

Укажите метод исторических исследований, последовательно раскрывающий свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

1)идеографический      3)сравнительный      3)историко-генетический      4)типологический

ЗАДАНИЕ N 41 (выберите один вариант ответа)

Функции исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего, -это функция...

1)прогностическая       2)воспитательная           3)познавательная      4)социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 42 (выберите один вариант ответа)

Функция выявления закономерностей исторического развития - это функция...

1)познавательная                                                  2)практически-рекомендательная

3)воспитательная                                                  4)социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 43 (выберите один вариант ответа)

Функция социальной памяти заключается в...

1)выявлении закономерностей исторического развития

2)выработке научно обоснованного политического курса

3)идентификации и ориентации общества, личности

4)предвидении будущего

ЗАДАНИЕ N 44 (выберите один вариант ответа)

Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств - это функция... 1)познавательная          2)воспитательная        3)социальной памяти        4)прогностическая

ЗАДАНИЕ N 45 (выберите один вариант ответа)

Отцом истории называют автора первого полномасштабного исторического труда …

1) Иллариона 2) Нестора 3) Геродота 4) Платона

ЗАДАНИЕ N 46 (выберите один вариант ответа)

Изучением такого вида источников как печати называется ____________.

1) геральдика 2) сфрагистика 3) дипломатика 4) нумизматика

ЗАДАНИЕ N 47 (выберите один вариант ответа)

Одним из методов исторического познания является ______.

1) наблюдение 2) эксперимент 3) спектроскопический 4) проблемно-хронологический

ЗАДАНИЕ N 48 (выберите один вариант ответа)

В соответствии с марксистским подходом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через

1)культурную революцию                           2)образовательную политику

3)реформы в сфере экономики                   4)социальную революцию

ЗАДАНИЕ N 49 (выберите один вариант ответа)

Одним из методов исторического познания является ______.

1) наблюдение  2) эксперимент  3) спектроскопический 4) проблемно-хронологический

ЗАДАНИЕ N 50 (выберите один вариант ответа)

Н.М. Карамзин является автором труда ____________.

1) История с древнейших времен 2) Древняя российская история

3) Киевская Русь                         4) История государства Российского

ЗАДАНИЕ N 51 (выберите один вариант ответа)

Научная дисциплина, которая изучает теорию исторического познания, называется … .

1) методология 2) политология  3) праксеология   4) психология

ЗАДАНИЕ N 52 (выберите один вариант ответа)

Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить метод.

1)историко-типологический      2)генетический         3)сравнительный    4)статистический

ЗАДАНИЕ N 53 (выберите один вариант ответа)

Наукой, которая НЕ относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является...

1)археология              2)нумизматика                   3)социология              4)топонимика

ЗАДАНИЕ N 54 (выберите один вариант ответа)

Историко-сравнительный метод позволяет...

1)проследить количественные параметры исторического процесса

2)раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов

3)выявить истоки изучаемого исторического процесса

4)последовательно рассмотреть динамику исторических процессов

ЗАДАНИЕ N 55 (выберите один вариант ответа)

Большую роль в развитии цивилизованного подхода сыграли...

1)Н.Карамзин и М.Ломоносов                             2)О.Шпенглер и А.Тойнби

3)С.Соловьев и В.Татищев                             4)В.Ленин и Г.Плеханов

ЗАДАНИЕ N 56 (выберите один вариант ответа)

Воспитательная функция исторического познания заключается в...

1)формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

2)идентификация и ориентация общества, личности

3)выявление закономерностей исторического развития

4)выработке научно обоснованного политического курса

ЗАДАНИЕ N 57 (выберите один вариант ответа)

Классифицировать исторические явления, события, объекты позволяет метод...

1)типологический     2)статистический             3)синхронный      4)генетический

ЗАДАНИЕ N 58 (выберите один вариант ответа)

Из всех общественно-гуманитарных наук история содержит важные _________ функции

1)социальные               2)религиозные           3)политические      4)производительные

ЗАДАНИЕ N 59 (выберите один вариант ответа)

Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был _____ подход.

1)марксистский         2)теологический        3)синоптический      4)цивилизационный

ЗАДАНИЕ N 60 (выберите один вариант ответа)

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...

1)сравнительный          2)ретроспективный         3)типологический         4)идеографический

ЗАДАНИЕ N 61 (выберите один вариант ответа)

Согласно субстанциональной концепции, время...

1)является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью

2)является психологическим переживанием человеком реальных процессов

3)зависит от человеческого существования

4)зависит от отношений между материальными объектами

ЗАДАНИЕ N 62 (выберите один вариант ответа)

Системно-рационализированное мировоззрением называют...

1)философией                2)искусством                      3)рефлексией              4)религией

ЗАДАНИЕ N 63 (выберите один вариант ответа)

Описание исторических событий и явлений - это метод...

1)идеографический        2)типологический              3)системный      4)сравнительный

ЗАДАНИЕ N 64 (выберите один вариант ответа)

Выработка научно обоснованного политического курса - это функция...

1)практически-рекомендательная                       2)познавательная

3)воспитательная                                           4)социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 65 (выберите один вариант ответа)

Системный метод изучения истории заключается в ...

1)раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

2)сопоставлении объектов в пространстве и во времени

3)описание исторических процессов

4)изучении последовательности исторических событий во времени

ЗАДАНИЕ N 66 (выберите один вариант ответа)

Формационному подходу к изучению и изложению истории НЕ соответствует положение-...

1)человеческая история едина                                       2)прогрессивность исторического развития

3)все страны проходят одинаковые стадии развития    4)исторический процесс превысит

ЗАДАНИЕ N 67 (выберите один вариант ответа)

Наукой, которая не относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является...

1)политология               2)нумизматика                           3)геральдика                 4)хронология

ЗАДАНИЕ N 68 (выберите один вариант ответа)

Марксистская теория возникла в _______ веке

1)XX                                2)XXI                          3)XIX                              4)XVII

ЗАДАНИЕ N 69 (выберите один вариант ответа)

Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли...

1)М.Ломоносов и В.Татищев                                    2)Н.Данилевский и О.Шпенглер

3)Н.Карамзин и В.Соловьев                    4)П.Пестель и Н.Муравьев

ЗАДАНИЕ N 70 (выберите один вариант ответа)

Одной из функций исторического знания была...

1)этнокультурная            2)развлекательная         3)прагматическая            4)воспитательная

ЗАДАНИЕ N 71 (выберите один вариант ответа)

Известный историк С.М. Соловьёв основной силой общественного процесса считал … .

1) государственность            2) деятельность политических партий

3) свободное народовластие 4) деятельность государей

Блок 2. Задания на установление соответствия ответов и задания без вариантов ответа

ЗАДАНИЕ N 1 (Установление соответствия ответов)

Соотнесите историков и их труды

1) Н.Карамзин А «Историческая наука и борьба классов»
2) В.Ключевский Б «История Государства Российского»
3) М.Покровский В «Курс русской истории»

ЗАДАНИЕ N 2 (Установление соответствия ответов)

Соотнесите историков и их труды

1) М.Тихомиров А «Язычество Древней Руси»
2) Б.Рыбаков Б «От Руси к России»
3) Л.Гумилев В «Древняя Москва ХII-ХVвв.»

ЗАДАНИЕ N 3 (Установление соответствия ответов)

Соотнесите историков и направления мысли:

1) Н.Карамзин А просветительство
2) Н.Новиков Б сентиментализм
3) К.Аксаков В славянофильство

ЗАДАНИЕ N 4 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением

1) идеографический А изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время
2) типологический Б описание исторических событий и явлений
3) синхронный В сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени
4) сравнительный Г классификация исторических явлений, событий, объектов

ЗАДАНИЕ N 5(Установление соответствия ответов)

Соотнесите название исторической школы и период ее формирования.

1) дворянская историография А середина XIX в.
2) революционная историография Б конец XVIII в.
3) государственная школа В вторая половина XVIII в.

ЗАДАНИЕ N 6 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

1) воспитательная А предвидение будущего
2) познавательная Б выработка научно обоснованного политического курса
3) социальной памяти В способ идентификации и ориентации общества, личности
4) прогностическая Г формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
5) практически-рекомендательная Д выявление закономерностей исторического развития

ЗАДАНИЕ N 7 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением

1) системный А изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время
2) ретроспективный Б последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события
3) проблемно-хронологический В раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

ЗАДАНИЕ N 8 (Впишите ответ)

Напишите фамилию автора «Древней российской истории», «Краткого российского летописца с родословием», в которых было положено начало борьбе против норманнской теории образования Древнерусского государства _______________________

ЗАДАНИЕ N 9 (Впишите ответ)

Наука о способах и методах изучения исторических источников называется _________________

Тест по разделу 2

Блок 3. Решение кейсов.

Задача кейса 1.

«Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два Героя, знакомые только по славным делам, имели может быть, равное любопытство узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная. Император, окруженный златоносными всадниками в блестящих латах приехал на коне; ________ в ладье, в простой белой одежде, и сам гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имеет грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волосов, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином…»

Задание 1. В тексте описана встреча русского князя с императором:

А. Византии   Б. Волжской Болгарии     В. Греции    Г. Венгрии

Задание 2. Основными целями внешней политики Руси в правление князя, о котором идёт речь, были …

А. борьба с половцами                                                             Б. ослабление Византии

В. перенесение столицы из Киева в Переяславец                    Г. разгром Венгрии

Задание 3. Назовите имя князя, о котором говорится в тексте.

Задача кейса 2.

«О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим облакам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, встали стяги русские на берегу великого Дона.

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую».

Задание 1. Описанная в тексте битва началась с поединка двух воинов ….

А. Сергия и Мамая Б. Пересвета и Челубея В. Пересвета и Осляби Г. Челубея и Дмитра

Задание 2. О какой битве идет речь в тексте

А. Невская битва (1240)                        Б. битва на Чудском озере (1242)  

В. битва на р.Воже (1378)                     Г битва на Куликовом поле (1380)

Задание 3. Какое прозвище получил князь Дмитрий Иванович после битву, о которой идет речь в тексте __________

Тест по разделу 3

Образование и развитие Российского государства

(вторая половина XV – XVII вв.)

Блок 1. Задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов

Образование единого Российского государства. Иван III (вторая половина XV – начало XVI в.)

ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Период правления Ивана III имело (-а) место…

1)«стояние» на р. Угре                                                     2)оформление абсолютизма

3)деятельность Избранной рады                                      4)создание регулярной армии

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

В период правления Ивана III имело место…

1)свержение монгольского ига                                                 2)создание стрелецкого войска

3)окончательное оформление крепостного права                  4)введение опричнины

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

В период правления Ивана III имело место…

1)присоединение Тверского княжества        2)впервые венчание на царство

3)созыв первого Земского собора                 4)переход к республиканской форме правления

ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

В период правления Ивана III имело (-а) место…

1)принятие первого общерусского Судебника          2)принятие «Соборного уложения»

3)Куликовская битва                                                    4)Принятие «Русской правды»

ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

В период правления Ивана III имело место…

1)присоединение Новгородской республики             2)создание регулярной армии

3)завоевание Крыма                                                     4)введение подушной армии

ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)

В период правления Ивана III имело (-а) место…

1)введение «правила Юрьева дня»                      2)присоединение балтийского побережья

3)оформление абсолютизма                                 4)деятельность Избранной рады

ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)

Первый общерусский Судебник был принят в правлении...

1)Ивана III                 2)Владимира I       3)Иваны Калиты        4)Дмитрия Донского

ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Река, на который победой Москвы завершилось противостояние Орде,-...

1)Угра                                   2)Калка                      3)Дон                              4)Вожа

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)

Первой крепостнической мерой в русском законодательстве стало введение...

1)"урочных лет"         2)отработок           3)"правила Юрьева дня"      4)"западных лет"

ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)

Борьба русского народа за национальную независимость завершилась

1)в XII в.          2)в XIII в.          3)на рубеже XIV-XV вв.        4)на рубеже XV-XVI вв.

ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)

Политическая централизация русских земель была ускорена…

1)провозглашением России империей

2)борьбой за национальную независимость

3)принятием в качестве государственной религии православия

4)формированием всероссийского рынка

ЗАДАНИЕ N 12 (выберите один вариант ответа)

В Судебнике 1497 г. было(и) введено(ы) ...

1)крепостное право                                           2)"правило Юрьева дня"

3)"урочные лета"                                               4)"заповедные лета"

ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)

Новгородская земля была присоединена к Московскому государству в годы правления ….

1) Василия III.          2) Ивана III.           3) Василия II.           4) Ивана IV.

ЗАДАНИЕ N 14 (выберите один вариант ответа)

В 1471 г. в сражении при реке Шелонь московскому войску противостояли…

1) тверичи             2) половцы             3) новгородцы              4) монголы

ЗАДАНИЕ N 15 (выберите один вариант ответа)

Окончание монголо-татарского ига на Руси ознаменовало –(а)…

1) Куликовская битва 2) стояние на реке Угре 3) Ледовое побоище 4) битва на реке Калке

ЗАДАНИЕ N 16 (выберите один вариант ответа)

Итогом правления Ивана III является …

1) юридическое оформление крепостного права

2) объединение большей части русских земель вокруг Москвы

3) окончательная централизация Российского государства

4) присоединение Сибири

ЗАДАНИЕ N 17 (выберите один вариант ответа)

Первый общерусский судебник был принят в ____г.

1) 1550              2) 1551             3) 1497               4) 1649 г.

ЗАДАНИЕ N 18 (выберите один вариант ответа)

Ограничение крестьянского перехода от одного феодала к другому (право Юрьева дня) как общерусская мера впервые содержалась в ______.

1) Судебнике 1550г. 2) Судебнике 1497 г. 3) Русской правде      4) Соборном Уложении

ЗАДАНИЕ N 19 (выберите один вариант ответа)

Высший подъём русского иконописного искусства связи с творчеством русского художника XIV-XV вв., автора знаменитой Троицы … .

1) Феофан Грек          2) Андрей Рублев           3) Дионисий            4) Симон Ушаков

ЗАДАНИЕ N 5

Расположите важнейшие события истории России XVII в. в правильной последовательности

(А)возвращение из польского плена патриарха Филарета – отца царя Михаила

(Б)юридическое закрепление бессрочного сыска беглых крестьян

(В)отречение Никона от патриаршества

(Г)восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина

ЗАДАНИЕ N 6 (расположите события в правильной последовательности)

Расположите важнейшие события истории России XVII в. в правильной последовательности

(А)воцарение династии Романовых

(Б)Деулинское перемирие с Речью Посполитой в окончание польско-шведской интервенции

(В)принятие «Соборного Уложения»

(Г)присоединение Левобережной Украины к России

ЗАДАНИЕ N 7 (расположите события в правильной последовательности)

Расположите важнейшие события истории России XVII в. в правильной последовательности

[А] избрание Михаила Романова на царство

[Б ] вступление на престол Алексея Михайловича

[В ] принятие «Соборного Уложения»

ЗАДАНИЕ N 8 (расположите события в правильной последовательности)

Расположите важнейшие события истории России XVII в. в правильной последовательности

[А ] воцарение династии Романовых

[Б ] юридическое оформление потомственного закрепления крестьян к земле

[В ] лишение Никона духовного сана церковным собором

[ Г] восстание стрельцов и начало регентства Софьи

Блок 3. Решение кейсов.

Задача кейса 1.

"Паны полковники, есаулы, сотники, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как бог освободил нас из рук врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя нам жить больше без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтоб вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть православный Великой России государь царь и великий князь ____________, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим; тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий - бусурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснении; крымский хан тоже бусурман, которого мы, по нужде в дружбу принявши, какие нестерпимые беды испытали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Этот великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислать изволил; если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его царской высокой руки, благотишайшего пристанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет - вольная дорога".

Задание 1 (выберите один вариант ответа)

В каком году состоялось описываемое в тексте событие?

А. 1649              Б. 1654                   В. 1651                  Г. 1648

Задание 2. (выберите один вариант ответа)

Кто возглавил собрание представителей запорожского казачества?

А. Остафий Гоголь       Б. Богдан Хмельницкий               В. Иван Мазепа

Задание 3. О каком государе идёт речь в тексте?

Тест по разделу 4

Тест по разделу 5

Блок 3. Решение кейсов.

Кейс 1.

«Правая русская общественность сурово обвиняла _______ за его, яко бы, «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой «граф Полу-сахалинский» (Он за Портсмут награжден был графским титулом.). Обвинение совершенно несправедливое, в особенности принимая во внимание, что уступка поло­вины Сахалина сделана была велением государя, не по настоянию ________. Он проявил большое искусство и твердость в переговорах и сделал все, что мог, в тог­дашних трудных условиях. Не встречал он сочувст­вия и со стороны левой общественности».

Задание 1 (выберите один вариант ответа)

О подписании какого договора идёт речь.

А. Айгуньского              Б. Нерчинского          В. Портсмутского          Г. Пекинского

Задание 2.

По условиям договора, о котором идёт речь в тексте, Россия должна была:

А. уступить Японии Южную часть Сахалина     Б. признать Корею сферой японского влияния

В. выплатить Японии контрибуцию                    Г. уступить Японии Курильские острова

Задание 3.

Назовите фамилию политика, о котором идёт речь.

Кейс 2.

«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах - пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».

Задание 1. Какое прозвище получил царь, о котором идет речь в тексте:

А. Тишайший         Б. Палкин           В. Освободитель         Г. Миротворец

Задание 2. (несколько вариантов ответа)

В годы правления царя, об убийстве которого идёт речь в тексте, в России были введены ….

А. государственная винная монополия                 Б. суды присяжных

В. всеобщая воинская повинность                        Г. золотой стандарт рубля

Задание 2. Назовите имя императора, об убийстве которого идёт речь в тексте.

Задача кейса 3.

"Войска вашего императорского величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Южную и Корабельную стороны. Только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины".

Задание 1. (выберите один вариант ответа)

В тексте речь идёт о событиях _______ войны.

1) Крымской      2) Северной         3) Отечественной         4) русско-турецкой

Задание 2. (выберите несколько вариантов ответа)

Участниками войны, описанной в тексте, были _________.

1) П.С. Нахимов      2) М.И. Кутузов        3) М.Д. Скобелев        4) Э.И. Тотлебен

 

Задача кейса 4.

 «Регалии должны были олицетворять мощь и незыблемость императорской власти; государственная печать, государственное знамя, государственный меч, держава с громадным сапфиром, на котором был укреплен бриллиантовый крест, скипетр со своим исключительным по величине алмазом «Орлов» и, наконец, знаменитая екатерининская корона в 5000 бриллиантов и жемчугов и с громадным рубином в 400 карат, самым большим в мире... Царь и обе царицы заняли место на тронах, под балдахином, в Георгиевском зале...
С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная «стена» с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазных сапогах, белорусы в белых свитках, горцы в черкесках, азиат в халате и даже какой-то дядя... в светлом спортивном костюме из полосатой фланели и желтых башмаках!..
Царь произнес свою речь неуверенным голосом, волнуясь и запинаясь, вопреки ожиданию многих, ничего не сказав об амнистии.
Когда он окончил, на несколько секунд воцарилось неловкое молчание, царь стоял растерянно, ожидая чего-то. Наконец с правой раззолоченной стороны раздались крики «ура!». Но на левой части никто не откликнулся. И это молчание было зловещим».

Задание 1 (выберите один вариант ответа).

В каком году произошло описываемое в тексте событие:

А. 17 октября 1905 г.      Б. 3 июня 1907 г.    В. 27 апреля 1906 г. Г. 8 июля 1906 г.



Задание 2

Назовите прозвище последнего русского самодержца __________

Революция 1917 г. в России

ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя …

1)общинный характер землевладения            2)полная реализация принципа разделения властей

3)поощрение государством индивидуализма

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

После возвращения из эмиграции В.И.Ленина в "Апрельских тезисах" был выдвинут принципиально новый курс на.....

1)перерастание буржуазно-демократической революции и социалистическую

2)продолжение буржуазно-демократической

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя …

1)наличие развитого гражданского общества       

2)подлинная демократизация российского общества

3)огромная роль государства в жизни общества

ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя …

1)присущее россиянам чувство социальной справедливости

2)полная реализация принципа разделения властей         

3)наличие развитого гражданского общества

ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя …

1)поощрение государством индивидуализма     2)нерешенность аграрного и рабочего вопросов

3)подлинная демократизация российского общества

ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)

Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя …

1)наличие развитого гражданского общества                        2)присущий россиянам коллективизм

3)полная реализация принципа разделения властей

ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)

Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя …

1)резкий разрыв в уровне жизни между верхушкой и низами общества

2)поощрение государством индивидуализма    3)полная демократизация российского общества

ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Единственным представителем социалистических партий в первом составе Временного правительства, сформированного в марте 1917 г., стал …

1) А.Ф. Керенский           2) В.И. Ленин            3) Г.Е. Львов            4) П.Н. Милюков

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)

Центром подготовки вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. стал …

1) Военно-революционный комитет                     2) Совет Народных Комиссаров

3) Временный комитет Государственной Думы  4) Коммунистический Интернационал

Блок 3. Решение кейсов.

Задача кейса 1.

Гражданин матрос. Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал.

(Голоса: Нам не нужно караула!)
Председатель. Какую инструкцию? От кого?
Гражданин матрос. Я являюсь начальником охраны Таврического
дворца, имею инструкцию от комиссара Дыбенко.
Председатель. Все члены Учредительного собрания также очень устали, но никакая усталость не может прервать оглашения того земельного закона, которого ждет Россия. (Страшный шум. Крики: Довольно, довольно!) Учредительное собрание может разойтись лишь, в том случае, если будет употреблена сила! (Шум, голоса: Долой Чернова!)
Гражданин матрос. Я прошу немедленно покинуть зал заседания...

Задание 1. (один вариант ответа) Описываемые в тексте события произошли:

А. 3 марта 1917          Б. 25 октября 1917               В. 1 сентября 1917        Г. 6 января 1918

Задание 2. В тексте идёт диалог между матросом и:

А. А.Г. Железняковым       Б. В.М. Черновым     В. А.Ф. Керенским     Г. Я.М. Свердловым

Задание 3. В тексте идёт речь о работе ____________________собрания.






Блок 3. Решение кейсов.

Задача кейса 1.

 «В связи с действиями группы лиц, объявивших себя Государственным Комитетом по чрезвычайному положению, постанов­ляю:

1. Считать объявление Комитета антиконституционном и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ни чем иным как государственным преступлением.

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого Комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными и не имеющими силу на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действует законно избранная власть в лице Президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления РСФСР.

3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, попадают под действие уголовного кодекса РСФСР и подлежат ответственности по закону».

Задание 1. Настоящий указ вводится в действие с момента его подписания.

А. 3 октября 1993                             Б. 22 августа 1991

В. 19 августа 1993                            Г. 19 августа 1991

Задание 2. Подписание данного указа предшествовала(-о):

А. отставка М.С. Горбачёва

Б. Подписание Беловежских соглашений

В. завершение работы над новым союзным договором

Г. принятие Декларации о государственном суверенитете России

Блок 3. Решение кейсов.

Задача кейса 1.

Из обращения к гражданам страны президента России Б.Н.Ельцина:

«Дорогие друзья! … Сегодня в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием как президент России. Я принял решение. Сегодня … я ухожу в отставку. Я много раз слышал: "Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст". Это - вранье. …Мы создаем важнейших прецдент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному… Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись… Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».

Задание 1. Это заявление Б.Н. Ельцина было сделано:

А. 1 января 1992 Б. 31 декабря 1999 В. 31 декабря 1991 Г. 1 января 2000

Задание 2. В годы правления Президента Б.Н. Ельцина были изданы указы (Укажите не менее двух вариантов ответа):

А. «О поэтапной конституционной реформе в РФ»

Б. «О переходе к регулируемой рыночной экономике»

В. «О полномочном представительстве Президента РФ в федеральных округах»

Г. «О мерах по либерализации цен»

Задание 3.

Назовите фамилию «другого, вновь избранного» Президента России, о котором идет речь в тексте обращения ________________________

 

 

Институт истории и права

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

________________________ Л.А. Максимова

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

Направление подготовки

44.03.02 «Педагогическое образование»

 

 

 

 

Сыктывкар 2018


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Педагогическое образование».

 

 

Автор: Яковлева Светлана Ильинична, к.и.н., доцент

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам, протокол от «31» августа 2018 г., № 1.

 

 

Заведующий кафедрой

д.и.н., профессор _____________________ О.В. Золотарев

 

Руководитель основной

образовательной программы _________________ И.О. Фамилия

подпись

 

I . Цель и задачи изучения дисциплины

 Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.

Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:

– способность и готовность к межличностной коммуникации;

–  способность и готовность работать в коллективе;

– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;

– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;

– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.

Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:

– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;

– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

– воспитание нравственности, морали, толерантности;

– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина относится к базовым дисциплинам (Б1.Б.2) учебного плана блока Б1 – дисциплины (модули) направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) программы «Информатика».

 

3. Планируемые результаты обучения, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.   логически мыслить, вести научные дискуссии; работать с разноплановыми источниками; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.   представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников; приемами ведения дискуссии и полемики.

4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.2. Содержание дисциплины (модуля)

 


Темы лекций и семинарских занятий

Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.