1. Предпосылки объединения русских земель.
2. Этапы объединения земель вокруг Москвы.
3. Идея "Москва - III Рим" и возникновение русского мессианства.
Тема 2 . Реформы и контрреформы в России в XIX веке.(2-4 часа)
1. Внутренняя политика Александра I. Конституционные проекты I четверти XIXв.
2. Политическая реакция и реформы в России при Николае I.
3. Основные этапы подготовки и проведения крестьянской реформы.
4. Либерально-демократические реформы 60-70х гг. Итоги и последствия реформ. Конституционный проект Лорис-Меликова М.Т.
5. Внутренняя политика Александра III.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Студентам в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь сеть Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы формируют информационную культуру, навыки аналитической работы.
Практика показывает, что студенты не умеют работать с Интернет-контентом, в частности, не умеют грамотно формировать критерии поиска, не знают методов оценки достоверности информации на основе различных признаков. Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы.
Необходимо знать, что отбор материала для сети Интернет производится заинтересованными людьми, которые могут выстроить материал, придерживаясь своей позиции относительно какого-либо вопроса, давая нередко недостоверную информацию (владельцем ресурса может быть как государственная, так и коммерческая организация, а также частное лицо). Как правило, студенты просто «скачивают» информацию (нередко это рефераты и курсовые работы), даже не пытаясь ее оценить и преобразовать. Однако уже по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, ее организации можно дать приблизительную оценку качества представленной информации: отделить научную трактовку проблемы от информационного шума. Недостоверность некоторой информации, ее субъективный отбор, непрофессионализм авторов (студенты и любители-историки) является одним из существенных недостатков работы с Интернет-ресурсами.
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию, правильно формулировать критерии поиска.
Разберем самостоятельную работу студентов в сети Интернет на примере исторических Интернет-ресурсов. Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).
Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам.
Среди электронных библиотек отметим сайт «Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова» (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html), в которой можно найти большое количество текстов исторических источников и книг по отечественной и зарубежной истории. Все материалы доступны для скачивания.
Большое значение имеют Интернет-ресурсы, содержащие курсы лекций по истории. Наиболее полная коллекция на сайте Олега Ланцова (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm). Здесь полные тексты лекций Карамзина Н.М., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. На этом же сайте множество исторических источников, учебная литература и ссылки на другие ресурсы.
Незаменимы в самостоятельной работе студентов современные портальные системы, которые сочетают в себе все необходимое. Примером такой портальной системы может служить Исторический Портал (http://www.history.perm.ru), посвященный не только истории, но и другим наукам – археологии, этнографии, религиоведению, политологии и праву.
Этот Интернет-ресурс состоит из нескольких разделов – новости, статьи, файлы, опросы, форум, ссылки. На Историческом портале студенты могут найти не только текстовый материал (новости, статьи), но и мультимедийные файлы по истории (компьютерные презентации; аудио-, видео- и фотоматериалы, карты), которые делают процесс изучения более интересным.
В файловом архиве есть и электронная библиотека, содержащая книги и источники в электронном виде. Интернет дает пользователям возможность высказать свое мнение. Таким образом, принимая участие в проводимых на портале опросах, скачивая файлы, читая новости и статьи, пользователь может оставить свой комментарий в любом разделе, а система рейтинга позволяет оценивать новости, файлы и ссылки. Наиболее интересующие проблемы можно обсудить на Историческом форуме. Тематический каталог ссылок содержит список интересных и полезных Интернет-ресурсов.
Незаменимую помощь при самостоятельной работе окажет функция поиска по Историческому порталу. Но главное достоинство портала – возможность пользователей принять участие в его жизни и расширении. Есть возможность не только получить необходимую информацию, но и поделиться своей. Для этих целей созданы специальные формы для отправки новостей, статей, файлов и ссылок на другие ресурсы. После отправки, заявка проверяется администрацией портала и размещается для общего доступа с указанием автора присланного материала.
Самый известный Исторический портал – History.ru – История России: XX век (http://www.history.ru). На портале можно найти статьи, новости, файлы, ссылки, форум, анекдоты. Есть возможность добавлять свои материалы и создавать комментарии к уже размещенным материалам. Портал принадлежит мультимедиа издательству «Клио Софт», специализирующемуся на разработке и издании мультимедийных учебников истории.
Другим порталом является – Historic.Ru: Всемирная история (http://www.historic.ru). Портал предназначен для людей увлекающихся историей, а также для студентов исторических и философских факультетов. На портале есть библиотека с книгами, ведется тематическая новостная лента.
Среди сайтов исторической направленности хотелось бы выделить: сайт «Всемирная история» (http://www.world-history.ru), где размещены статьи из разнообразных книг по истории и открыта рубрика «Этот день» (основные события в истории); а также Сайт «Всемирная история в лицах» (http://www.rulers.narod.ru) – особенность этого сайта заключается в том, что основной упор сделан на статьи о жизни конкретных людей, оказавших свое влияние на ход истории.
Студент может пользоваться также порталами:
1. http://www.auditorium.ru/ . Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.
2. http://www.istmat.ru/indcx.php Библиотека исторической и философской литературы
3. http://humanities.edu.ru/ Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам
4. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/ Федеральный фонд учебных курсов -
5. http://edu.tsu.ru/historynet/Интернет для историков (представлены курсы лекций, учебники, хрестоматии, методические пособия, сборники документов).
6. http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm. Материалы русской истории (на сайте размещены электронные версии некоторых классический трудов по русской истории)
7. http://ivanpopoff.ucoz.ru/publ/1-1-0-2 Тексты статей и книг по истории
8. http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm История России (представлены научные монографии по истории, в частности Скрынникова Р.Г., Янова А., Мельниковой А., Вернадского Г.В.)
9. http://www.open.edu
Сайты периодических изданий не менее популярны среди пользователей сети Интернет, и могут быть полезны для самостоятельной работы студентов. Одни из них издаются только в электронном варианте, другие – и в электронном, и в бумажном.
Основные сайты журналов:
1. – «Мир истории» (Российский электронный журнал) http://www.historia.ru/
2. – «Международный исторический журнал» http://history.machaon.ru/
3. – «Новый исторический вестник» http://www.nivestnik.ru/
4. – «Новая и новейшая история» http://modern-history.narod.ru/notes/0824-nini2.html
5. – «Общественные науки и современность» http://www.ecsocman.edu.ru/ons/
6. – «Экономическая история» http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm
7. – «История» (приложение к газете «Первое сентября») http://his.1september.ru/index.php
8. – «Родина» http://www.istrodina.com/
9. – «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ru.
10. –.«Русский журнал» (электронный) http.:// www.russ.ru
Тематические проекты
1. – Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/
2. – «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
3. – «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/
4. – Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/
5. – Российский флот - http://www.navy.ru/
6. – Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/
7. – Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html
8. – Военная литература http://militera.lib.ru/
9. – Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/
10. «СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/
11. – Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/
12. – Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm
13. – Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm
14. – Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/
Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систем, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.
Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):
1. – Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.
2. – Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
9.1 Дистанционные технологии обучения:
1. Сайт научной библиотеки СГУ им. П. Сорокина с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http//library.syktsu.ru/
2. Сайт «Дистанционные образовательные технологии» СГУ им. П. Сорокина – eFront/
3. http://www.open.edu/
9.2 Комплекты лицензионного программного обеспечения:
1. Программы пакета Microsoft Offiсe (Word, PowerPoit)
В образовательном процессе также используются: интерактивная доска, электронная почта, тренажеры, голосовая почта. Обучающимся предоставлена возможность работать в сети Интернет и получения дистанционных консультаций преподавателя посредством электронных средств связи.
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
10.1 Ресурсы для осуществления образовательного процесса
Компьютерный класс Рабочие места с ПК на базе процессора Intel Pentium D -11 шт. Оборудование: Спец. рабочие места для сборки компьютеров | ул. Октябрьский проспект, 55, Аудитория № 427, 433, 441, 519 |
10.2 Сведения о наличии материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывании (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов)
Материально-техническая база:
Наименование оборудования | Количество, шт. |
Устройство лестничное, подъемное | 1 |
Кресло-коляска OBSERVER максимус | 1 |
Кресло-коляска инвалидное | 2 |
Кресло функциональное для детей с ограниченными возможностями | 1 |
Материально-технические условия:
Основные параметры | Доступность |
Доступные входные группы | Доступно частично всем |
Доступные санитарно-гигиенические помещения | |
Достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок | |
Пандусы, поручни | |
Выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов | |
Сменные кресла-коляски | 2 шт. |
кроме сменных кресел-колясок, имеются - ступенеход ) устройство лестничное) - кресло с электроприводом (OBSERVER максимус) | 1шт. 1шт. |
Надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения | Доступно условно |
Дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией | |
Специализированный автотранспорт для перевозки инвалидов и кресел-колясок | Планируется закупка услуги |
Раздвижные двери – нет | Технически возможность обустройства отсутствует |
Подъемные платформы – нет | |
Адаптированные лифты – нет |
10.3 Перечень оборудования для организации образовательного процесса обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, утвержденный приказом от 05.10.2016 №1078/01-14 "Об организации инклюзивного образования"
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Примечание |
1. | Ноутбук | 2 | Программа синтезатор речи |
2. | Мультимедийный проектор | 2 | |
3. | Переносной экран | 2 | |
4. | FM-система со встроенной индукционной петлей (звукоусиливающая аппаратура) | 2 | 2 источника, 12 приемников |
Специализированное стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя в составе:
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.