Принципы и методы исторического познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики).

4. Появление человека и формирование человеческого общества на планете.

«Про­ис­хож­де­ние че­ло­ве­ка и об­ще­ства».

В науке этот про­цесс носит на­зва­ние «ан­тро­по­со­цио­ге­нез» (возникновение человека и общества).

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные тео­рии ан­тро­по­со­цио­ге­не­за.

1. Хро­но­ло­ги­че­ски пер­вой из них яв­ля­ет­ся кре­а­ци­о­низм. Со­глас­но этой тео­рии около 6 тысяч лет назад Бог со­тво­рил Все­лен­ную, небо, землю и всех живых су­ществ, в том числе че­ло­ве­ка.

Важно! В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее общим для этой совокупности концепций является то, что они отвергаются большинством учёных: выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом.

2. Дру­гая тео­рия носит на­зва­ние «эво­лю­ци­о­низм». Ее ос­но­во­по­лож­ни­ком счи­та­ет­ся Чарлз Дар­вин. Со­глас­но этой тео­рии все живое раз­ви­ва­ет­ся в ходе эво­лю­ции – по­сте­пен­ных из­ме­не­ний, а в на­ча­ле этих из­ме­не­ний были про­стей­шие су­ще­ства. Ра­зу­ме­ет­ся, се­год­ня тео­рия эво­лю­ции зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от того, что пред­ла­гал Дар­вин: мно­гие фак­то­ры раз­ви­тия че­ло­ве­ка и об­ще­ства в его время были еще неиз­вест­ны. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что Дар­вин не прав хотя бы по­то­му, что мы не можем на­блю­дать про­яв­ле­ния эво­лю­ции се­год­ня.

Примечание! Эво­лю­ция про­дол­жа­ет­ся по­сто­ян­но. На про­тя­же­нии по­след­них сотен лет че­ло­век непре­рыв­но ме­нял­ся. Сред­ний рост япон­цев вырос за по­след­ние 100 лет как ми­ни­мум на 15 см.

3. Следующая тео­рия, из­вест­ная как ка­та­стро­физм. Ее ос­но­во­по­лож­ни­ком счи­та­ет­ся есте­ство­ис­пы­та­тель Жорж Кювье, он пришёл к выводу, что в результате крупных катастроф планетного масштаба происходило вымирание живого на значительной части земной поверхности, после чего восстановление флоры и фауны обеспечивалось за счёт видов, пришедших из небольших местностей, не подвергшихся (или слабее подвергшихся катастрофе). Что же касается самих биологических видов, то они, по мнению Ж. Кювье, неизменны. Неко­то­рые уче­ные объ­яс­ня­ют мно­гие зна­чи­мые со­бы­тия в ис­то­рии Земли имен­но ка­та­стро­фа­ми – из­вер­же­ни­я­ми вул­ка­нов, столк­но­ве­ни­я­ми нашей пла­не­ты с ко­ме­та­ми, ка­та­стро­фи­че­ски­ми зем­ле­тря­се­ни­я­ми. На­при­мер, имен­но так мно­гие объ­яс­ня­ют ги­бель ди­но­зав­ров.

4. Чет­вер­тая тео­рия, из­вест­ная как пан­спер­мия — гипотеза о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство. В основе данной гипотезы лежит предположение о том, что микроскопические формы жизни могут пережить воздействие условий космического пространства. Оказавшись в космосе (например, в результате столкновений между планетами, на которых существует жизнь, и малыми космическими телами), такие организмы долгое время находятся в неактивной форме, пока не попадут на другую планету. Если они окажутся в подходящих условиях, жизненная активность может возобновиться, следствием чего будет являться размножение и появление новых форм организмов. Эта гипотеза объясняет происхождение жизни лишь на Земле, но не во Вселенной. Эта теория по­яви­лась еще в се­ре­дине XIX века. Ее ав­то­ра­ми счи­та­ют­ся немец­кий медик Гер­ман Рих­тер и швед­ский физик Сван­те Ар­ре­ни­ус. В XX веке этой тео­рии при­дер­жи­вал­ся Вла­ди­мир Ива­но­вич Вер­над­ский.

 

По­явление че­ло­века и об­ще­ства.

Про­цесс по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка носит на­зва­ние «ан­тро­по­ге­нез». В со­вре­мен­ной науке этот про­цесс опи­сы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

1. Пер­вая ста­ди­я ан­тро­по­ге­не­за -  ав­стра­ло­пи­те­к (homo habilis)

2. Вто­рая ста­дия ан­тро­по­ге­не­за – пи­те­кан­троп

3. Тре­тья ста­дия – неан­дер­та­лец

4. Четвертая ста­дия – человек разумный (homo sapiens).

 

Социогенез

По­яв­ле­ния и раз­ви­тия об­ще­ства.

Примечание! Ан­тро­по­со­цио­ге­нез идет по пла­не­те при­мер­но оди­на­ко­вы­ми тем­па­ми, то со­цио­ге­нез в раз­ных рай­о­нах земли идет с раз­ной ско­ро­стью.

1. Пер­вая ста­дия со­цио­ге­не­за – пра­об­щи­на (че­ло­ве­че­ское стадо).

2. Вто­рая ста­дия – ро­до­вая об­щи­на – объ­еди­не­ние людей по кров­но­род­ствен­но­му при­зна­ку.

3. Тре­тья ста­дия – со­сед­ская об­щи­на – объ­еди­не­ние людей по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку

• Каменный век (3 млн лет назад - конец 3-го тыс до н.э.)

• Бронзовый век (конец 3-го тыс до н.э. - 1-е тыс до н.э.)

• Железный век (с 1-го тыс до н.э.)

Каменный век

Процесс формирования человека и человеческого общества.

Великий ледник - примерно 100 тыс лет назад значительную часть территории Европы занимал ледник. Суровый климат заставил человека добывать огонь.

Неолитическая революция - Неолит - последний период каменного века. Дальнейшее развитие человечества было ускорено благодаря экологическому фактору. Примерно 10 тыс. лет назад на всей планете происходит резкое понижение температуры, наступает великое оледенение. Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность с тем, чтобы уменьшить зависимость от природы. На протяжении нескольких тысячелетий происходит неолитическая революция.

Бронзовый век

Человечество освоило производство металла. Разделение труда. Возросла роль мужчины в обществе, патриархат. Складывание больших культурных общностей.

Древнейшие государства на территории нашей страны - первые рабовладельческие цивилизации.

Железный век

Изготовление железных орудий, эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлурги, железа.

5. Закономерности появления древнейших цивилизаций (государственных образований). Основные типы цивилизаций и их специфика.

Закономерности появления древнейших цивилизаций:

- это довольно длительный исторический процесс;

- этот процесс имеет объективный характер;

- возникновение государства связано с необходимостью преодоления острых противоречий в обществе, а также противоречий между природой и обществом;

- государство, возникнув на определённом этапе общества, становится одним из важнейших социальных атрибутов.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 412.