Реформы 1905-1907 гг. в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


В результате государственных образований, проведенных осенью 1905-весной 1906 годов, фундаментально изменился политический строй. Эпоха неограниченного самодержавия, когда во главе государства стоял монарх, наделенный ничем неограниченной властью, ушла в прошлое. В России был создан 2-х палатный парламент, представительный орган с законодательными функциями. Роль нижней палаты играла Государственная дума, избиравшаяся, а роль верхней палаты - Государственный совет, весной 1906 года преобразованный.

Половина членов государственного совета назначалась императором, половина избиралась. Император отныне, согласно основному закону, утвержденному Николаем 2 в апреле 1906 года, утратил право единолично издавать законы. Для того, чтобы нормативный акт приобрел силу закона, необходимо было в обязательном порядке согласие и Государственной думы и Государственного совета.

Таким образом в законодательной сфере власть монарха была ограничена.

За императором сохранялись широкие полномочия. Он не являлся декоративной фигурой, в руках императора сосредотачивалась вся исполнительная власть. Правительство, совет министров зависели только от императора, назначались и смещались по усмотрению царя. Дума и государственный совет никакого отношения к назначению на министерские посты не имели.

Были приняты меры, изменившие общественную жизнь в целом. Осенью 1905 года вместо временных правил о печати 1882 года были приняты новые временные правила, просуществовавшие вплоть до февральской революции. Они отменили цензуру для периодических изданий, выходивших в городах.

В марте 1905-1906 года была легализована деятельность политических партий.

Были приняты меры и в социальной сфере, касавшиеся крестьянского вопроса. Манифестом 3 ноября 1905 года были отменены с 1 января 1907 года выкупные платежи. С 1 января 1906 года они сокращались наполовину, через год вообще отменялись.

В декабре 1905 года из уголовного законодательства были изъяты нормы, которые рассматривал экономические стачки как уголовное преступление. Этого требовала сама жизнь.

Теми же самыми Временными правилами об обществах была создана возможность создавать профессиональные организации, профсоюзы.

В принципе по своим масштабам эти меры, принятые в 1905-1906 году, во многом сопоставимы с реформами 1860-70-х годов. Но оценки, которые им давали современники, были различны. Реформы 1860-70-х годов называли великими реформами. Преобразования 1905-1906 года великими не называл никто, даже те, кто эти преобразования проводил.

В чем разница? Они были запоздалыми. Реформы 1860-70-х годов рассматривались как жест доброй воли. А вот на реформах 1905-1906 годов явственно лежал отпечаток вынужденности.

После подавления революции 1905 года, роспуска 2й Государственной думы и издания нового закона в стране наступил период относительной стабилизации. Движения, которые в годы революции приобрели широкий размах и в частности аграрное движение пошли на убыль. Наступало успокоение.

Перед правительством вставала весьма сложная задача: завершить реформы уже в более спокойной обстановке. Попытаться с помощью этих преобразований решить наболевшие проблемы социально-экономического и политического развития страны, и таким путем выбить почву из-под ног новой революции.

Эти попытки связаны с деятельностью Петра Аркадьевича Столыпина, который с 1906 по 1911 год занимал должность Председателя совета министров России и министра внутренних дел, 2 ключевых поста в государственной иерархии.

Столыпин принадлежал к числу наиболее крупных политических деятелей, появлявшихся в России в конце 19-начале 20 века. Карьера Столыпина развивалась довольно быстро. Он принадлежал к знатному дворянскому роду, восходившему к 16 веку. Родился он в 1862 году. Окончил СПб университет, естественное отделение физико-математического факультета, это по-современному биолого-почвенный факультет.

По окончании университета Столыпин выбрал карьеру на гражданской службе. Большая часть его государственной карьеры протекала в провинции.

В 1889 году он был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии. Заметим, что в России предводители дворянства выбирались. Но в западных губерниях, в частности в Литовских, предводители дворянства не выбирались, а назначались министерством внутренних дел, поскольку помещиками там были в основном поляки, которым правительство не доверяло. В течение 10 лет Столыпин находился на этой должности.

В 1899 году он стал губернским предводителем дворянства, а в 1902 году получил назначение на пост Гродненского генерал-губернатора.

В 1903 году он был переведен в Саратовскую губернию, и здесь встретил революцию 1905-1907 года.

Столыпин зарекомендовал себя как энергичный и решительный губернатор, и не скомпрометировал себя.

Весной 1906 года накануне выборовв 1-ю Государственную Думу и отставки правительства, которое возглавлял Витте, который был председателем совета министров, был сформирован новый кабинет, который возглавил Горемыкин, и в этом кабинете Столыпин получил пост министра внутренних дел. Назначение Столыпина из губернаторов в министры было вещью довольно экстраординарной, противоречащей всем бюрократическим канонам. Обычно это делалось поэтапно. Это был первый случай такого скачка.

В качестве министра внутренних дел он имел дело с 1й Государственной думой. После того, как 1-ю Государственную Думу распустили, и одновременно Николай 2 уволил в отставку Горемыкина, а Столыпин занял пост председателя совета министров, сохранив одновременно и портфель министра внутренних дел. Он возглавлял Правительство и важнейшее ведомство Российской империи.

Политическая программа Столыпина оформилась в августе и осенью 1906 года. Столыпин выступал за подавление революционного движения. В августе 1906 года были приняты жесткие меры. Они являлись прямым следствием взрыва на Аптекарском острове, где находилась дача Столыпина. Это покушение было организовано эсерами-максималистами. В результате взрыва было убито и ранено более 10 человек, но сам Столыпин не пострадал.

В августе 1906 года был принят закон О военно-полевых судах. Согласно этому закону лица, совершившие преступные деяния, настолько очевидные, что не было надобности в их расследовании, предавались военно-полевому суду. Он происходил при закрытых дверях, включал в себя 3-х строевых офицеров, должен был рассматривать дела в ускоренном порядке. Приговор выносился в течение 48 часов, и приводился в исполнение (а обычно приговор это смертная казнь через повешение) не позднее 24 часов после вынесения.

Обращаться к царю с просьбой о смягчении приговора запрещено.

Военно-полевые суды действовали в течение полугода. За это время было осуждено около 1000 человек.

На фоне репрессий в советское время эта цифра не кажется впечатляющей, но в 19 веке смертные казни были единичными, а здесь за полгода 1000 человек.

Но Столыпин не считал необходимым ограничиваться в борьбе с революцией только силовыми методами. Он признавал и обращал внимание Николая 2, что в революции не следует видеть лишь результат злонамеренных людей. Революцию породили внутренние проблемы. Поэтому нужно бороться не только с симптомами болезни, но и с ее причинами. Необходимо устранить причины, порождающие революцию.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.