Президент Казахстана отметил, что реформа государственного языка является одним из важных вопросов программы модернизации общественного сознания.
- В эти дни в обществе активно обсуждался вопрос относительно нового алфавита казахского языка. Многие принимали участие в этом. Идея о переходе на латинскую графику зародилась еще с момента обретения нами независимости. Переход казахской письменности на латиницу всегда оставался на моем особом контроле, - сказал Нурсултан Назарбаев.При этом Глава государства, подчеркнув историческую значимость процесса перехода, указал на необходимость принятия консолидированного решения по этому вопросу.
- Ни одна страна в мире так не обсуждала свой новый алфавит со всем народом. Нам важно знать мнение каждого. Более 300 обращений поступили в Администрацию Президента в связи переходом на латиницу. Отрадно, что и молодежь поддержала этот процесс, - сказал Президент Казахстана.
Глава государства особо подчеркнул, что реформа не должна наносить вред развитию других языков и нарушать права граждан. Переход казахского языка на латиницу ни в коем случае не затрагивает права русскоязычных, русского языка и других языков. Использование русского языка на кириллице остается без изменений. Он будет также продолжать функционировать. Переход на новый алфавит облегчит изучение казахского языка, - сказал Президент Казахстана. Нурсултан Назарбаев отметил, что переход на латиницу является весьма сложным процессом, цель которого заключается в создании условий для дальнейшего развития казахского языка и включения его в мировое информационное пространство. Кроме этого, Глава государства указал на необходимость подготовки учителей и методической базы для внедрения нового алфавита в систему образования и поручил Правительству разработать план его поэтапного введения.
В завершение Президент Казахстана поблагодарил всех казахстанцев, ученых и языковедов за поддержку и активное участие в реализации реформы казахского алфавита.
176. Программа «Ту ғ ан жер» .
Период реализации:май-декабрь 2017. Как отмечает Президент, на протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. что означает программа «Туған жер»? Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма - это изучение истории родного края в средних школах. Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать. Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер». Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании», - сказал Елбасы. Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д. Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой родине - своей родной стране (к Казахстану). На востоке Казахстана по программе «Туған жер» реализуется около 1400 социальных проектов. Представители деловой сферы региона выделили на это больше 21 миллиарда тенге. Особенно активны бизнесмены в сёлах. Светлые игровые комнаты, хорошее оснащение, новая мебель и игрушки. Раньше о таком детском садике в Койгельдинском округе и не мечтали.
Вопрос. Д. А. Кунаев
Д. А. Кунаев-советский партийный и государственный деятель. Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР (1960—1962, 1964—1986), член Политбюро ЦК КПСС (9 апреля 1971 — 28 января 1987), трижды Герой Социалистического Труда (1972, 1976, 1982). Автор более 100 научных трудов. Академик АН Казахской ССР (1952).
Во-первых, высокого уровня при Д.А. Кунаеве достигло горно-рудное производство республики, строились крупные населенные пункты, сформировались новые производственные регионы Казахстана. В годы его руководства начали работать Павлодарско-Экибастузский топливно-энергетический комплекс, Павлодарский тракторный завод и другие промышленные предприятия. Были освоены Мангистауские нефтяные месторождения, получило развитие железнодорожное строительство, началась добыча и производство титана, магния, синтетического каучука, быстрыми темпами развивались различные отрасли электротехники, машиностроения, химии. По всей территории Казахской ССР велось строительство электросетей. «По уровню теплофикации Казахстан занял одно из первых мест в стране». Во-вторых, особое внимание Д.А. Кунаев уделял освоению Кербулакской равнины, строительству Капчагайского водохранилища, большого Алма-Атинского канала. Сельское хозяйство превратилось в крупную высокомеханизированную отрасль. Как вспоминает сам Кунаев Д.А.: «Особенно знаменательна выдающаяся победа, одержанная казахстанцами в 1979 году». В этот год в Казахской ССР собрали самый высокий урожай зерна за последние 25 лет. В-третьих, он предпринимал действенные меры по сохранению сложившихся территориальных границ республики, ее целостности. Д.А. Кунаев вернул в состав Казахстана хлопководческие районы на юге Казахской ССР, ранее отданные Узбекской ССР. Позже это дало новые возможности для развития экономической сферы республики. В-четвертых, за годы его руководства столица республики, город Алма-Аты, превратилась в высокоразвитый промышленный, культурный и научный центр, были построены Дворец Республики, оздоровительный центр «Арасан», спорткомплекс Медео и др. Это основные примеры положительных сдвигов в различных сферах деятельности правительственного аппарата государства. Страна выходит на новый, более высокий уровень своего развития. «Теперь Казахстан – крупный промышленный регион страны, роль и значение которого возрастают с каждым годом». А Кунаев Д.А. являлся руководителем данных изменений. Осенью 1986 года, после 28 лет со времени его избрания на пост Первого секретаря ЦК КПК, Д.А. Кунаев вручил М.С. Горбачеву заявле ние с просьбой рассмотрения вопроса о выходе на пенсию. Гене ральный секретарь без колебаний поддержал его просьбу. О Динмухамеде Кунаеве написано много статей, воспоминаний. В том числе писали и те, кто хорошо его знал лично, работал с ним «бок о бок». Многие пишут о том, что Д. Кунаев был исключительно порядочным человеком, высокого интеллекта, не стремился к личным благам. Не потеряв своего лица, Динмухаммед Кунаев сохранил авторитет среди народа, у которого пользовался поддержкой и уважением [5, с.42]. В настоящее время необходимо признать заслуги Д.А. Кунаева, что уже можно увидеть в мероприятиях проводимых для укрепления убеждения в том, что его нельзя забывать. Динмухамед Ахмедович сыграл огромную роль в становлении республики, народ которой не отрицает его вклад. В апреле 1994 года принято постановление президента Республики Казахстан «Об увековечении памяти Д.А. Кунаева», в котором говорилось о том, что в знак признания особых заслуг Динмухамеда Ахмедовича Кунаева перед Казахстаном в г. Алматы необходимо открыть его музей. И в ноябре 2001 года был организован «Музей Д.А. Кунаева», открывшийся к 90-летнему юбилею Д.А. Кунаева в январе 2002 года. С 1993 года ведется история университета им. Д.А. Кунаева, когда данное высшее учебное заведение универсального профиля было открыто в городе Алматы. Университету присвоено имя выдающегося государственного и общественного деятеля Республики Казахстан академика Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, который при жизни официально одобрил идею создания данного вуза и дал согласие на присвоение ему своего имени.
151. Духовные основы независимости. Культура современного Казахстана.Приобретение независимости Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Указом президента 1997 год объявлен Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 - Годом единства народов и национальной истории, 1999 - Годом единства и преемственности поколений, 2000 – Годом поддержки культуры, 2001 – Годом культуры, 2002 – Годом здоровья.
Были возвращены имена сотен исторических личностей - государственных и общественных деятелей, батыров. Были заложены основы научной истории Казахстана.
В 1995 г. правительство одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан, она определила приоритеты развития исторической науки. Ученые Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Национальной академии наук, Института археологии им. А.Маргулана вместе с коллегами из вузов приступили к изданию многотомной истории Казахстана. Вышел однотомник истории Казахстана на английском языке. С 1998 г. Институт истории и этнологии им. Ш.Уалиханова Национальной академии наук начал выпускать журнал «Отан тарихы» («История Отечества»). На формирование новых взглядов повлияли журнал «Казак тарихы», издание КазГНУ им. аль-Фараби «Хабаршы» (историческая серия). Книга члена НАН Н.Назарбаева «Тарих толкынында» («В потоке истории»), вышедшая в 1999 г., внесла значительный вклад в формирование нового взгляда на прошлое и будущее нации и государства с позиций общечеловеческих ценностей.
Изменения в духовной сфере
Знаменательными событиями в конце XX столетия в духовной жизни нашего народа стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова и К.Сатпаева, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всем мире.
К 150-летию со дня рождения великого поэта, мыслителя и гуманиста Абая научные конференции прошли в Москве, Стамбуле, Париже, Лондоне, Алматы, Семипалатинске и на родине поэта, у подножья Чингизских гор. 9 августа 1995 г. в Алматы выступил Н.А.Назарбаев. Издана энциклопедия «Абай».
1996 г. был годом великого акына Жамбыла Жабаева. Праздничные мероприятия прошли в Алматы, в селе Узынагаш (Алматинская область) - на родине поэта. Прошел республиканский айтыс, в Алматы установлен памятник, сняты документальные и художественные фильмы.
В 1997 г. прошел 100-летний юбилей великого писателя, ученого Мухтара Ауэзова. Интеллигенция Алматы, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Семипалатинска высоко оценила вклад М. Ауэзова в развитие мировой культуры и литературы. Начало издаваться 50-томное собрание сочинений М.Ауэзова. Вышла книга «Мир Мухтара Ауэзова».
В 1999 г. духовную жизнь страны обогатил 100-летний юбилей ученого, первого президента и основателя Академии наук Казахстана Каныша Имантаевича Сатпаева. В 1998 г. принято постановление Правительства «Об увековечении имени К.И.Сатпаева». Были организованы научные конференции «Уроки Сатпаева», «К.И.Сатпаев и современность». В апреле 1999 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже прошла выставка, посвященная Сатпаеву. Начали переиздавать сочинения Сатпаева.
Трудности в развитии науки и культуры
Вследствие кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись с трудностями. Академия наук РК потеряла свой статус, резко сократился штат многих институтов, сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение.
С 1997 г. велась так называемая «оптимизация» бюджетных организаций: в 1997-1998 гг. было закрыто множество школ, дошкольных учреждений, библиотек, медицинских объектов. Был закрыт несколько лет на ремонт Государственный Академический театр оперы и балета.
Ежегодно выходили в свет новые тома энциклопедических изданий: Национальная энциклопедия «Казахстан» (к 2007 г. вышло 10 томов), многотомная «История Казахстана» и «Антология казахского фольклора». К 10-летию независимости Казахстана вышел энциклопедический справочник «Республика Казахстан». Копия памятника Культегин из Монголии установлена в Европейском универститете им. Л.Гумилева.
Программа «Культурное наследие»
Принятая по инициативе президента программа «Культурное наследие» предусматривает собирание произведений культуры и общественной мысли, переосмысление и переиздание для изучения, переоценка отечественной истории, перевод на казахских язык шедевров мировой философии и художественной литературы. Издано 218 томов книг, реконструировано 35 памятников архитектуры, собрано 5000 исторических документов. Построен Президентский центр культуры, в рамках которого действует музей истории государственности РК, научная библиотека и театр национальных традиций.
Развитие искусства
О.Сулейменов в книге «Язык письма» исследует закономерности развития языка на примере мировых и национальных языков.
Книга поэта М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» стала известна далеко за пределами родины. В романе в стихах автор говорит о деградации человеческой души, потере ценностей, замене их мнимыми, о потере гуманистических принципов, духовном банкротстве цивилизации.
В рамках Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), произведения казахских писателей были опубликованы на русском языке в России. Библиотеки Казахстана пополнились произведениями российских авторов.
Интерес вызвали роман А.Нурпеисова «Последний долг» о трагическом положении Аральского моря, последние две книги тетралогии Ш.Муртазы «Кызыл жебе» («Красная стрела»), философское эссе М.Магауина «Мен», роман-дилогия «Дарабоз» К.Жумадилова, поэзия К.Мырза-Али, Т.Медетбекова, И.Оразбаева.
Достижением жанра стала опера Е.Рахмадиева «Абылай хан» на либретто А.Кекилбаева. В классической музыке А.Мусаходжаева, М.Мухамедкызы, Н.Усенбаева достигли значительных творческих успехов.
Динамично развивался казахстанский кинематограф. Фильм «Кочевник» (реж. Р.Ибрагимбеков, Т.Теменев) рассказывает о борьбе казахского народа против джунгарских завоевателей. Фильм «Подарок Сталину» (реж. Р.Абдрашев) повествует о судьбе еврейского мальчика, депортированного в Казахстан.
Реформы образования
В 1999 г. парламент принял в новой редакции «Закон об образовании», он отличался от прежнего, принятого в 1992 г. Основная школа заканчивается в 9 классе, а 10-11-являются профильными классами.
К началу 2004-2005 учебного года 1-8 классы были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., предусматривающая введение 12-летнего среднего образования на трех ступенях по формуле 4+6+2.
В техническом и профессиональном образовании основное направление - квалифицированная профессиональная подготовка обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.
В начале века насчитывалось более 8 тыс. школ на казахском, русском, узбекском, уйгурском (есть школы, обучающие детей на таджикском, украинском и др.) языках, контингент учащихся - свыше 3 млн.
Всемирный Курылтай казахов
В сентябре-октябре 1992 г. прошел Всемирный Курылтай казахов. В нем приняли участие представители казахской диаспоры численностью 3 200 000 человек (32% всех казахов на земле) из 13 стран Азии, Европы и Америки. Приглашение бывших соотечественников было проявлением истинного гуманизма перед единокровными братьями, вынужденно покинувшими свою землю в результате гонений.
Поднимались вопросы укрепления независимости казахского государства, сохранения мира между национальностями, укрепления единства казахского народа, воспитания будущих поколений в духе гуманизма и нравственности. Представители зарубежной диаспоры побывали в Алматы, Шымкенте, Туркестане.
19 сентября 1992 г. в Театре оперы и балета им. Абая в Алматы состоялась научная конференция «Казахи: вчера, сегодня и завтра». Известные ученые-обществоведы М.К.Козыбаев, С.Сартаев, А.Кайдаров, О.Жанибеков сделали сообщения о судьбе казахского народа, правовых основах объединения казахов мира в единое казахское государство, судьбе поколений и родного языка, о духовном наследии народа. Официальное открытие Курылтая прошло 30 сентября во Дворце Республики. Выступил Президент РК Н.А.Назарбаев с докладом «Наши объятия соотечественникам всегда открыты». Принято решение о создании Всемирного сообщества казахов, председателем избран НА.Назарбаев.
Приехавший из Турции обладатель премии «Алаш» Халифа Алтай оценил Курылтай, как «событие, которое золотыми буквами будет вписано в историю казахского народа». Он сказал: «Где бы и при каких обстоятельствах мы ни находились, в мыслях мы всегда были вместе с Родиной. Теперь будущие поколения несут ответственность за укрепление и развитие независимого Казахстана. Для этого необходимо пробуждение национальной гордости, объединение народа».
154. Развитие неправительственных организации ̆ , профсоюзов , институтов гражданского общества .
В 2007 году Казахстан получил право председательствования в ОБСЕ в 2010 году, что показывает признание мировым сообществом качественных демократических, политических и экономических преобразований, происходящих в нашем обществе, направленных на реализацию концепции вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных и развитых страна мира.
В Послании Президента Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» вопросы развития современного гражданского общества, широкое вовлечение населения в общественные процессы определены как приоритетные направления модернизации казахстанского общества.
Таким образом, вопрос сотрудничества государства с неправительственными организациями обретает все большую актуальность в контексте модернизации политической системы страны.
Создание государства с рыночной экономикой и сильным гражданским обществом является одним из основных приоритетов государственной политики Республики Казахстан.
В свою очередь становление гражданского общества происходит в момент преобразования сообщества людей в сообщество граждан посредством цивилизованного развития, где граждане свободные, экономически самостоятельные, духовно и политически зрелые, социально ответственные, способные взять на себя решение общественных проблем на основе взаимного согласия и учета интересов всех и каждого.
В развитых странах, а также ряде транзитных стран признается факт, что субъекты гражданского общества являются более гибкими структурами по сравнению с государственными органами.
В Казахстане необходимость повышения роли институтов гражданского общества, в частности неправительственного сектора, как одного из главных инструментов рыночно-демократических преобразований, содействующего государственной политике модернизации, социально-политической структуризации общества, формированию и реализации разнообразных интересов групп граждан, самоорганизации населения, реализации гражданских инициатив, созданию инфраструктуры стабильной и эффективной демократии стала осознаваться лишь недавно.
Сегодня государство оказывает существенную поддержку НПО, и к этому оно пришло через осознание роли неправительственных организаций в демократических процессах. Как отметил Президент страны в 2000 году в своем Послании народу Казахстана, что «неправительственные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане».
Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества проявляется в разработке и принятии соответствующей нормативно-правовой базы и внедрении в практику системы льгот и размещения государственного социального заказа среди неправительственных организаций страны.
Приняты ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку НПО:
Постановление Правительства Республики Казахстана «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц», смягчающие условия регистрации некоторым категориям НПО;
Постановление Правительства «О правилах освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан», освобождающие от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, что оказало благоприятное воздействие на функционирование общественного сектора;
Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах», где предусмотрены льготы по налогам для некоммерческих организаций;
Постановление Правительства «Об утверждении перечня международных и государственных организаций, зарубежных неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты».
Также были реализованы Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан, определившей ключевые позиции государства по отношению к неправительственному сектору и Программа государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы, создавшей условия для устойчивого развития НПО в Казахстане, усилившей их роль в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны государственной власти.
В целях совершенствования законодательной базы взаимодействия государственных органов и НПО в 2005 году был разработан и принят закон «О государственном социальном заказе», что обеспечило формирование и дальнейшее совершенствование системы государственного социального заказа, а также решает проблему долгосрочного финансирования проектов НПО со стороны государства. В ходе разработки законопроекта проведено более 20 «круглых столов» и семинаров с участием заинтересованных государственных органов, НПО, международных организаций, выработаны более 130 предложений и замечаний к проекту закона. Основной целью законопроекта является определение комплекса правовых основ, принципов, порядка формирования и исполнения на конкурсной основе государственного социального заказа НПО республики.
В рамках реализации Программы государственной поддержки НПО, а с 2005 года Закона Республики Казахстан «О государственном социальном заказе» в республике центральными и местными исполнительными органами проводятся конкурсы социально значимых проектов НПО.
В 2003 году во время проведения первого пилотного конкурса проектов НПО в Министерство культуры и информации Республики Казахстан поступило 120 заявок от 109 НПО почти из всех регионов республики, комиссией было признано победившими 20 проектов на общую сумму 10,7 млн. тенге. Во втором конкурсе в 2004 году приняло участие 119 организаций, подавших 142 заявки. Было реализовано 20 проектов на сумму 9,7 млн. тенге. В 2005 году участвовало 165 НПО, подавших 234 заявки на сумму 59,700 тыс. тенге, 50 НПО участвовало в реализации проектов. В 2006 году государством было выделено порядка 200 млн. тенге на реализацию социального заказа. В 2007 году конкурс социально значимых проектов проведен по 70 лотам на общую сумму 299 028 000 тенге, в котором приняли участие 154 НПО, представившие 392 заявок.
В целях формирования партнерских отношений между государственными органами и неправительственным сектором на республиканском и региональном уровнях каждые два года проводятся Гражданские форумы.
Гражданский форум, состоявшийся 15 октября 2003 года первое совместное масштабное мероприятие государственных органов, НПО и международных организаций. Форум - начало выработки нового алгоритма взаимоотношений государства и неправительственных организаций, построенном на конструктивном диалоге и реальном партнерстве. В соответствии с поручениями Главы государства и предложений участников Гражданского форума был разработан и реализован специальный План мероприятий.
В 2006 году была принята Концепция развития гражданского общества Республики Казахстана на 2006-2011 годы, в рамках которой предусмотрено до 2011 года проработать и поэтапно реализовать меры по дальнейшему развитию институтов гражданского общества, как политические партии, профессиональные союзы, религиозные объединения, средства массовой информации.
Казахстан с момента обретения независимости накопил серьезный опыт в формировании и развитии неправительственного сектора. Среди них плодотворная работа «третьего сектора», с более чем 5,8 тысячами НПО, создана законодательная база деятельности неправительственных организаций, налажен эффективный механизм взаимодействия НПО и государственных органов, ежегодно реализуются проекты государственного социального заказа.
Однако имеется и ряд трудностей в развитии казахстанского неправительственного сектора, сегодня в Казахстане существует более 5,8 тысяч НПО, однако реально функционирует не более 20% организаций.
Таким образом, рассмотрев отечественный опыт формирования «третьего» сектора как важного компонента в развитии гражданского общества, Казахстану необходимо дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия власти и неправительственного сектора, привлекая бизнес-сообщество, а также расширить уровень осведомленности общества в сфере деятельности общественных организаций, это должно привести к качественному развитию НПО в нашей стране.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 760.