В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.
На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах – Маслихаты.
На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.
Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны.
Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.
Для создания полноценного демократического государства обязательным условием является учет интересов всего общества. С этой целью в Казахстане наблюдалось постепенное строительство парламентаризма, основанного на многопартийности. Рассмотрим подробнее путь, который прошел Казахстан от государства с централизованной командно-административной системой власти до современного демократического государства.
Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет (ВС), который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 года.
За время своего существования ВС избирался тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.
Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с этим выборы были фактически формальными. Поэтому их советский вариант был изначально ущербным.
Принципиальные перемены начались с 1990 года, в марте которого состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточного влияния командно-административной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы.
ВС двенадцатого созыва сыграл особую роль в становлении парламентаризма в Казахстане.
Во-первых, ВС принял закон, согласно которому в стране был учрежден пост президента. Первым главой государства всенародным голосованием был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Во-вторых, ВС принял декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории республики, а страна определена как субъект международного права, введены институт гражданства и равноправие форм собственности.
28 января 1993 года ВС РК принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики и продолжившую утверждение подлинной демократии и конституционализма. Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.
Однако в Конституции 1993 года, как и в прежней, ВС был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли ВС вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики – его самороспуску.
Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, из которых были зарегистрированы 692 кандидата. В итоге за один депутатский мандат боролись в среднем по республике пять претендентов.
ВС тринадцатого созыва стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Однако его судьба оказалась драматичной. Он вступил в свои права в наиболее сложный период состояния экономики и государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.
В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Казахстана, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. 30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона. Он провозгласил принцип разделения власти и закрепил систему сдержек и противовесов, а также утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы.
В соответствии с законодательством Казахстана на выборах в сентябре 1999 и октябре 2002 года была обновлена половина состава сената (верхняя палата парламента).
Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями впервые в Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис (нижняя палата парламента) по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.
Выборы в Мажилис парламента РК третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четыре – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис было избрано 77 депутатов, 59 из которых были выдвинуты политическими партиями.
Как известно, в 2007 году парламент внес в Конституцию РК принципиальные изменения и дополнения, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти корректировки существенно расширили права высшего законодательного органа власти страны и укрепили полномочия главы государства.
Новации оказались настолько серьезными, что нижняя палата парламента в интересах ускорения демократических реформ пришла к выводу о необходимости досрочного роспуска мажилиса и назначения внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены ходатайствовали перед президентом. Нурсултан Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом чего и стало назначение внеочередных выборов в мажилис по принципиально новой для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года. Главная особенность данной кампании по формированию законодательной власти состоит в том, что если выборы в местные представительные органы прошли по уже известной казахстанцам схеме, то в нижнюю палату парламента – по принципиально новой. 18 августа впервые в истории республики ее жители голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты мажилиса, а за ту или другую из семи партий, которые претендуют на места в нижней палате парламента. Это открыло новую страницу в истории казахстанской демократии и парламентаризма.
В Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий:
Партия «Нұр Отан»
Политическая партия «Бірлік»
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»
Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»
Коммунистическая Народная партия Казахстана
Общенациональная социал-демократическая партия
Согласно результатам выборов, прошедших 18 августа 2007 года, 98 мест в парламенте было отдано народно-демократической партии «Нур Отан», председателем которой является Н.А. Назарбаев. Это свидетельствует о том, что данная партия является сильной, эффективно функционирующей, оправдывающей надежды общества.
Но, несмотря на то, что лидирующее место в парламенте Республики заняла партия «Нур Отан», остальные партии продолжают действовать. Их основными целями являются повышение уровня экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.
130. Стратегия индустриально-инновационного развития РК
Вторая половина XX века переходом наиболее развитых стран мира с индустриального на постиндустриальный уровень развития. В Казахстане в этот период было создано индустриальное общество. С 70-80-х годов разрыв в уровне развития стал все больше увеличиваться, тем более, что Казахстану в единой экономической системе Советского Союза отводилась роль сырьевой базы, благодаря эксплуатации природных ресурсов которого создавались высокотехнологичные производства в России и Украине. С распадом СССР в условиях транзитного периода происходило еще большее отставание экономики Казахстана от высокоразвитых стран. Вступив на путь независимости республика начала проведение кардинальных рыночных реформ. С течением времени все яснее становилось понимание того, что стране необходима новая модернизация, основным стрежнем которой должно было стать индустриально-инновационное развитие. В мире накоплен богатый опыт проведения индустриальной политики. Однако, не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости экономики от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность.
Казахстан первым из государств постсоветского пространства приступил к разработке стратегии индустриально-инновационного развития. Теоретической платформой развития Казахстана стала стратегия, провозглашенная Президентом страны Н.А.Назарбаевым в октябре 1997 г. «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Эта стратегия определила вектор и этапы социально-экономических преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 года), благодаря которым должны быть достигнуты новые качественные показатели — устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.
На основе этой центральной стратегии Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 г. была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. В качестве основных задач этой стратегии были определены следующие:
— обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. мне менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
— повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
— создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
— стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентиро-ванных производств;
— диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
— развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы [1].
Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.
В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан были определены три этапа.
На первом этапе, в 2003-2005 г. были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов.
Второй этап, 2006-2010 г. предполагал изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов — участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011-2015 г. будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности.
Структурно стратегию индустриально-инновационного развития можно разделить на два крупных этапа. На первом этапе локомотивом экономического роста является нефтегазовый сектор, перед которым поставлена задача увеличения добычи нефти, строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для производства продукции с большей товарной готовностью, расширения экспортных возможностей нефтегазового сектора за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых трубопроводов. На втором этапе экономическое развитие должно обеспечиваться за счет роста производительности труда и развития несырьевых отраслей экономики, что обеспечит увеличение доходов и качественные изменения в социальном развитии общества.
Реализация задач индустриально-инновационного развития уже в начале XXI века позволила существенно изменить структуру промышленности Казахстана. Возрос удельный вес отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии. В 2000 г. промышленность Казахстана, являясь важнейшей отраслью экономики, производила 33,2% ВВП, (против 23,5% в 1995), на ее долю приходилось 22,2% от числа занятого населения.
Если в 1991 г. наибольшую долю в объеме промышленности занимали машиностроение, легкая и пищевая промышленность (свыше половины республиканского объема), в 1995 г. — топливная (23,4%) и металлургическая (25,1) промышленности, то в 2000 г. нефтедобывающая, на ее долю приходится около 40% республиканского объема и свыше 85% горнодобывающей промышленности. В течение истекшего десятилетия увеличилась доля таких видов деятельности как: электроэнергетика (с 4,8% в 1991г. до 9,2%), металлургическая (с 14,9 до 21,1%), пищевая (с 5,7 до 12,1%) промышленность [2].
Во многих отраслях промышленности при снижении производства в начале 90-х годов, за последние годы XX века объемы стали нарастать. Так, за 1997-2001 гг. в добыче природного газа был обеспечен рост производства в 1,6 раза, металлических руд — в 1,4 раза, сырой нефти и попутного газа, производстве цветных металлов, машиностроении -в 1,3 раза. Если в течение 1991-1995 гг. производство ВВП в Казахстане ежегодно сокращалось в среднем на 8%, что привело в целом за этот период к экономическому спаду, составившему 38,6% к уровню 1990 г. то начиная с 1996 г., за исключением 1998 г. в целом наблюдалось постепенное восстановление экономического потенциала страны, давшее по отношению к 1995 г. прирост производства ВВП на 12,9%. Однако за весь переходный период наблюдалось сокращение производства ВВП на 30,7%.
Начиная с 1991 г. наблюдалось значительное снижение объема промышленного производства вплоть до 1995 г., когда в среднем за год оно сокращалось более чем на 16%. В этом периоде во всех регионах республики прослеживалась тенденция снижения промышленного производства. Наибольшее падение объемов было допущено в Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях (на 70,1 и 61,8%). В среднем за год на 16-20% сокращались объемы в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областях.
В 1996-2000 гг. производство наращивалось и в среднем за год прирост продукции составлял по 3,7%, что позволило уменьшить отставание, допущенное в предыдущие годы — и сократить спад промышленного производства к уровню 1991 г. с 52 до 42%. В структуре ВВП доля промышленности в 2000 г. составила 31,9% и возросла по сравнению с 1991 г., когда она составляла 27,2% [3].
Среди регионов республики производство в 2000 г. превышало уровень 1991 г. только в Кызылординской области (в 1,4 раза), в Атырауской области (97,7%) оно почти соответствовало уровню 1991 г. В Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях объемы производства хотя и не достигли уровня 1991 г., но превышали уровни предыдущих периодов, уже начиная с 1997 г. В 2001 г. прирост продукции по сравнению с 1999 г. был обеспечен предприятиями всех регионов. При этом в восьми регионах Казахстана был превышен республиканский уровень промышленного производства, а в Карагандинской области — соответствовал республиканскому.
В конце ХХ-начале XXI века стабильно рос удельный вес инвестиций в промышленность. Так, в 2001 г. он возрос более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г. и по объему составил 298,6 млрд тенге. Самыми капиталоемкими отраслями являются нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия. Промышленный комплекс республики пополнился такими производственными мощностями в горнодобывающей промышленности, как: скважины нефтяные — 2195 штук, скважины газовые — 15 штук, мощности по добыче руд — свинцово-цинковой — 1583 тыс. тонн, фосфатной — 1000 тыс. тонн, хромовой — 1170 тыс.тонн, марганцевой — 600 тыс. тонн. Важнейшей для индустриально-инновационного развития РК является нефтедобывающая промышленность. Казахстан среди стран СНГ является вторым после России производителем нефти. За 1991-2000 гг. нефтедобыча (включая газовый конденсат) возросла в 1,3 раза и составила 35,3 млн тонн против 26,6 в 1991 г. [5].
Наибольший объем добываемой нефти приходится на предприятия Атырауской области (44% от республиканской добычи). В Мангистауской области добывается 30%, Кызылординской — 17%, Актюбинской — около 9% республиканского объема нефтедобычи. Добыча газа естественного (валовой выпуск) в 2000 г. возросла в полтора раза и составила 11,5 млрд куб. м против 7,9 млрд куб. м в 1991г. Около 85% добываемого газа в республике приходится на предприятия Атырауской и Западно-Казахстанской областей.
За несколько лет реализации стратегии индустриально-инновационного развития в отрасли цветной металлургии была осуществлена разработка новых месторождений и произошло освоение новых видов продукции. В корпорации «Казахмыс», которая входит в десятку ведущих медных компаний мира, была освоена добыча медной руды на Шатыркульском руднике (Жамбылская область) и введен в эксплуатацию завод медной катанки. Также было налажено производство медных блоков с внутренним охлаждением для рудотермических печей Жезказганского медеплавильного завода, медной полосы для пантографов электровозов предприятий промышленного железнодорожного транспорта. Основными потребителями медной катанки разных диаметров в республике являются «Казэнергокабель» в Павлодаре и цех эмальпровода на Балхашском ГМК.
Казахстан располагает богатыми месторождениями ископаемых неорганического и органического происхождения, которые являются исходным сырьем для получения различных видов химической и нефтехимической продукции. Это месторождения фосфоритов Жамбылской, Южно-Казахстанской и Актюбинской областей, боратовые руды Атырауской, хромовые — Актюбинской областей и другие виды горно-химического сырья. Доля химической и нефтехимической промышленности в общем объеме промышленной продукции имела тенденцию к повышению.
В 2001 г. по сравнению с 2000 г. был обеспечен рост по выпуску плавиковой кислоты (в 6,9 раз), красок и лаков на основе полимеров (в 2,4 раза), фосфора (в 2,3 раза), окиси хрома (в 1,5 раза), кислоты фосфорной термической и бихромата натрия (в 1,3 раза), взрывчатых веществ (в 1,2 раза).
Казахстан среди стран СНГ является крупнейшим производителем желтого фосфора, выпуск которого в 2001 г. в 2,5 раза превысил уровень 1999 г., но был ниже, чем в 1991 г., когда его производилось 305,6 тыс. тонн. Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, но в 2001 г. ее доля в объеме всей промышленной продукции снизилась до 3,3%, хотя в 1992-1997 гг. она составляла от 5 до 6,4%. В нефтеперерабатывающей промышленности с 1991 по 1995 гг. производство в среднем за год сокращалось на 6,2%, однако с 1996 г. спад замедлился, в результате чего за 10 лет снижение составляло в среднем за год 3,9%. Производственные мощности на нефтеперерабатывающих предприятиях в этот период были загружены всего на треть.
В 2001 г. по сравнению с 1999 г. производство в отрасли возросло за счет увеличения выпуска продуктов переработки нефти в Павлодарской и Атырауской областях. В машиностроении за первое десятилетие независимости прирост производства наблюдался только за последние два года (в 1999 г. на 13,6%, в 2000 г. — на 63,3% к уровню предыдущего года), а в остальные годы спад производства составлял от 9 до 37%. В результате снижения объемов производства в отрасли уменьшалась и ее доля в объеме промышленной продукции республики: если в 1991 г. она составляла 11,6%, то к 2001г. сократилась почти в 5 раз и составила 2,3%.
Быстрее всего развивалась нефтедобыча. В промышленной разработке находилось порядка ПО нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений. Промышленная добыча нефти производится тридцатью четырьмя нефтедобывающими компаниями.
Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, доля которой в объеме промышленной продукции составляет порядка 5%. Переработка нефти сосредоточена в трех областях: в Южно-Казахстанской (43,4% республиканского объема), Атырауской (28,5%) и Павлодарской (25,5%).
Темпы экономического роста в 2000-2004 гг. составили 10,3% ВВП, в несколько раз превысив среднемировые (2,5%). Опережающими темпами росли инвестиции, началась модернизация экономики. Сократилась безработица, повысилось качество жизни населения. Вместе с тем, более глубокий анализ структурной и инновационной динамики экономики обнаружил ряд негативных тенденций, которые оказывают отрицательное влияние на социально-экономическое развитие Казахстана. Так, высокие темпы экономического роста во многом были обусловлены благоприятной конъюнктурой мирового топливно-сырьевого рынка и увеличением экспорта минеральных продуктов, что усиливает сырьевой характер экономики и экспорта, зависимость от колебаний мировых цен на экспортные товары.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 488.