Виды общественных движений в 30-50х гг.                                          
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новообразованные общественные движения имели три основных направления – это сторонники консервативной идеологии, либерального направления развития страны и приверженцы открытого революционного вектора. Интересным является тот факт, что общественное движение, которое имело консервативное начало, возглавил сам Император Николай 1. Членами таких организаций отстаивалась политика Императора, они считали, что с падением крепостнического строя незамедлительно исчезнет и Российское государство.

Либеральное направление состояло преимущественно из обществ славянофилов и поклонников запада. Основой движения славянофилов была идеализация допетровской Руси. Они считали, что петровские реформы обрекли Российскую Империю на медленное уничтожение ее самобытности и культуры. Самыми ярыми поклонниками восстановления старого уклада жизни были братья Киреевские, Аксаковы и Н. Данилевский. Западники состояли преимущественно из литераторов, философов и историков. К ним относились К. Кавелин, М. Катков, И. Тургенев, которые были сторонниками европейского пути государственного развития и видели Россию не империей, а парламентской республикой с монархией, которая носила бы символический характер. Также этот период стал временем зарождения первых радикальных революционных движений, активными участниками которых были Герцен, Белинский и Петрашевский. Они понимали, что сейчас осуществить революцию невозможно, поэтому делали ставку на агрессивно настроенную молодежь. Ими были созданы специальные кружки, в которых обсуждались темы необходимости революционной перестройки в государстве. За активной революционной деятельностью последовала и правительственная реакция: Петрашевский был расстрелян, Герцену пришлось бежать в Европу. Революционные движения возобновились только в 1956 году.

 

39. Русская культура первой половины ΧΙΧ века .                                                                                       

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях. Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс. Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы. В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество. В области архитектуры, театра, музыки, литературы и др., также были произведены существенные сдвиги

 

40. Александр ΙΙ. Великие реформы .                                                                                                                             

Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ. Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация - императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г . Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Важнейшим событием правления Александра II , за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г ., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г . с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати. Александром II также были проведены земская и городская реформы, судебная, военная реформы, и реформа просвещения и печати.

 

41. Общественное движение и внутренняя политика России во второй половине ΧΙΧ века.

Революционные движения в первой половине XIX века были вызваны волнениями крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, Чернышевский и его журнал «Современник» призывали к восстанию. В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация «Земля и воля». На ее идеологию оказали влияние взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Их цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. В 1862 году арестован Чернышевский, в начале 1864 года «Земля и воля» прекратила существование. Революционное движение во второй половине 60-ых годов развивалось в глубоком подполье. Создана террористическая организация «Ад». Ее участник Каракозов в 1866 году совершил неудачное покушение на Александра II . Это спровоцировало правительство на репрессии. В 1869 году студентом Нечаевым была создана тайная организация « Народная расправа» Группа разогнана правительством.

 

                                                                                         

42. Народничество. 

 В конце 50 – начало. 60-х гг. в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники

 

защищали интересы крестьян;

отрицательно относились к буржуазному строю;

верили в социалистическую утопию;

надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;

рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;

не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;

полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.                                                                            

43. Россия при Александре ΙΙΙ .                                                                                                                                

Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881 г.; Временные правила о печати, 1882 г.). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего «Народную волю». В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).

Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 г. Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.

При поддержке Александра III Толстой и его преемник И. Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860—1870-х годов. Университетский устав 1884 г. урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий («циркуляр о кухаркиных детях», 1887 г.). Крестьянское самоуправление с 1889 г. было подчинено земским начальникам — чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 и 1892 гг.) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества.

Во время коронации в 1883 г. Александр III объявил волостным старшинам: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства». Отражением этой установки стали меры по охране сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского поземельного банка, принятие выгодного для помещиков. Положения о найме на сельскохозяйственные работы), усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины и большой патриархальной семьи. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев).

Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891—1893 гг.). В 1880—1890-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 г. завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли «миротворцем».

Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886—1892 гг. удвоилась, сеть железных дорог в 1881—1892 гг. выросла на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891—1892 гг.).

 

44. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.                                                                                                           

В связи с новым этапом освободительного движения на Балканах отношения с Турцией стали обостряться. В 1875-1876 гг. произошло восстания в Боснии, Герцеговине и Болгарии. Общественное мнение в России требовало поддержать славянские народы. В результате ряда дипломатических усилий удалось создать благоприятную внешнеполитическую ситуацию для начала военных действий. В апреле 1877 г. началась война с Турцией. Военные действия проходили на двух фронтах: Балканском и Кавказском. Центральными пунктами обороны на Балканах стали Шипкинский перевал, занятый русскими и болгарскими войсками, и крепость Плевна, которую успешно оборонял турецкий гарнизон под командованием Осман-паши. Плевну удалось взять только 28 ноября 1877 г., когда в крепости закончилось продовольствие. В декабре 1887 г. русская армия под командованием генерала И. В. Гурко заняла Софию. 28 декабря того же года войскам генерала М. Д. Скобелева удалось прорвать блокаду Шипкинского перевала. Дальше война развивалась благоприятно для русских, и 19 февраля в Сан-Стефано, близ Константинополя, был подписан мирный договор, закреплявший безоговорочную победу русских войск. Согласно его статьям Сербия, Черногория и Румыния стали независимыми и получили часть новых территорий, Болгария становилась автономным княжеством, Россия возвращала себе южную Бессарабию и Карскую область на Кавказе.

 

45. Культура России второй половины ΧΙΧ века.

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России

примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального

самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной

борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах

России. К этому времени относится появление самого понятия «культура»,

которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение».

Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных

слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845

— 1846 гг. Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь

 

общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный

и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту

культурных потребностей. Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация

существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйственных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность. В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных антреприз. Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916),И.Е. Репина(1844-1930) и др. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества.

 

46. Русско-японская война 1904-1905 гг .     

Русско-Японская война началась 26 января 1904г.  После японско-китайской войны в 1894 году Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Япония уступила. В 1896 году Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороге. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Резко обострились отношения между Россией, с одной стороны, и Японией и Англией- с другой. 25 января 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война. Одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящейся в корейском порту Чемульно крейсер «Варяг». Русские моряки после неравного боя, не желая сдаваться врагу, потопили свои корабли. После прибытия адмирала Макарова русский флот активизировался. Однако трагическая гибель Макарова привела к дальнейшим неудачам русских на море. Японцы высадились на суше и захватили стратегическую инициативу. Порт-Артур был сдан японцам. Решающая битва произошла под Мукденом ( февраль 1905г.). С обеих сторон в ней участвовало 660 тыс. человек. Несмотря на героизм русской армии, бездарность командования свела на нет все усилия. Последним сражением русско-японской войны стал морской бой в Цусимском проливе ( май 1905 год). 2-ая Тихоокеанская эскадра потерпела полный разгром. Итоги войны подвел мирный договор в Портсмуте ( август 1905 г.). Япония получила часть Сахалина, право рыболовства вдоль русских территориальных вод. Причинами поражения России в войне явились: техническая отсталость армии и флота, бездарность командования и внутренняя нестабильность в стране в связи с начавшейся революцией.

                                                              

Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.