Концепция взаимодействия общества на государства принципиально неверна. Пространства для взаимодействия просто нет. Правильнее говорить о контроле общества за государством.
Общество (гражданское общество) и государство - не равноправные социальные единицы. В современных условиях общество содержит и направляет государство на решение вполне определённых задач. Механизм прост - выборы.
Избиратели, то есть общество, выбирают из политических партий представительный орган - парламент, который образует правительство. В президентской республике параллельно избирается ещё и президент, который формирует своё правительство. Но значение парламента и в этом случае велико, прежде всего, как распорядителя кредитов (финансов страны) и, во вторую очередь, как законодателя. Парламентарии и президент организуют работу чиновничества (министерств и ведомств) в соответствии со своими программами и обещаниями, данными избирателям.
В нормальном государстве власть не всесильна, она всегда ограничена - другими ветвями власти и СМИ. В нормальном государстве существует множество вещей, которые ни президент, ни парламент, ни судебная власть переделать не в состоянии - у них просто прав на это нет.
Раз за разом законно избранный президент говорит либо ложь либо глупость. Раз за разом СМИ развенчивают его ложь и глупость. Президент утверждал - зачем-то, - что на его инаугурацию собралось исторически большое количество людей. СМИ опубликовали фотоснимки, свидетельствующие о том, что реально число присутствовавших было раза в 2 меньше, чем на инаугурации предыдущего президента.
В стремлении защитить свою легитимность (которую не оспаривали даже проигравшие демократы) президент безрассудно заявил о том, что в выборах якобы участвовали незарегистрированные избиратели без прав, которые и проголосовали за демократов. СМИ активно выясняли обоснованность этих утверждений. Собственные республиканцы в Конгрессе настояли на том, чтобы президент снял эти утверждения.
Это только небольшая толика того, что там происходит. Всё открыто, на виду у всех. Всё это происходит не между обществом и государством, всё это - внутри государства, между его ветвями власти, которые борются с вирусом популизма и демагогии. Общество в режиме реального времени видит, что происходит, делает свои выводы к будущим выборам.
В заключении - о государстве от двух умных людей современности:
Черчилль: «Там, где велика власть, велика и ответственность».
Рейган: «Государство не является инструментом решения проблем - оно само есть проблема».
И последнее. Когда представители государства ведут разговоры о том, что они поддерживают гражданское общество и будут его развивать - это означает очень большую проблему, очень болезненную проблему, которая означает то, что общества нет, что государство непонятно как и кем формируется и управляется. К демократии это отношения не имеет никакого.
3.2. Взаимодействия государства на гражданского общество
Гражданское общество и государство находятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество - это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.
В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.
В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и этатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Этатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Этатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически этатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически этатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс этетизации общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.
Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.
Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны. Демократическое государство не может не быть правовым. Однако не всякая правовое государство является действительно демократическим. Понятие «правовое государство» является формально-юридическим характеристикой государственности.
Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом, и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократической политической культуры.
Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они - правовое государство и гражданское общество - взаимно предполагают друг друга.
Заключение
Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в обществе людей, но в то же самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и было создано гражданское общество и государство с их важнейшими институтами. Их целью является достижение баланса между различными интересами, но, как показывает исторический опыт, это остается недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.
Что же касается нашей страны, дефицит гражданского общества наблюдался в России на протяжении веков, особенно в советское время. И только после распада СССР и принятия новой Конституции Российской Федерации стали снова говорить о гражданском обществе. Гражданское общество является самой основной системной демократической структурой, отсутствие или крайняя слабость которой считается нетерпимым для страны, выстраивающей демократические порядки. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Гражданское общество это то, до чего «не доходят руки» государства. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Список использованной литературы и источников
1. А.Б. Венгеров. Государство и право, учебное издание,- 2013. – 247 с.
2. А.Ю. Ларин, Государство и право. Учебник. М. – 2014. – 324 с.
3. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/ Учебник. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
4. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., - М.: Юрид. Лит.,2015. – 344 с.
5. Матусов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матусов, А.В. Малько. – М.: Юрист, 2014. – 522 с.
6. Пьянов Н.А. Вопросы теории и истории государства и права / Н.А. Пьянов // СибЮрВестник. – 2015. – № 3. – 147 с.
7. Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2014. - 648 с.
8. Теория государства и права/ Марченко К. М. – М.: Юрист, 2013.-398 с.
9. Теория государства и права/ отв. ред. Перевалов В. Д. Учебник для вузов – М.: Норма, 2014.- 425 с.
10. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2014. – 588 с.
11. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. Р.А. Ромашова. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2015. – 630 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.